«Развитие нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»
консультация

Пугачева Елена Владимировна

Сообщение из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрации Городского округа Подольск

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

«Развитие нравственно-патриотических     качеств

 у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города»

Сообщение из опыта работы

  Составила и прочитала:

Воспитатель : Пугачева Е.В.

МОУСОШ 22 ( дошкольное отделение)

Ноябрь   2022

“Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого –  любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству”.

Д. С. Лихачев (советский и российский филолог и искусствовед).

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, Сергей Иванович Ожегов (выдающийся русский языковед) определил патриотизм как…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». Григорий Яковлевич Бакланов (русский советский писатель) писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

Быть патриотом своей страны – значить принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от взрослых к детям.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – это основные задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Нравственно-патриотическое воспитание - одна из актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы.

Как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимо всегда! В последнее время, особенно были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям, дети часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе.

Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что нравственно-патриотическое воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников следует начинать через ознакомление с родным городом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.

Начиная эту работу, педагог прежде всего должен проанализировать свои знания о родном городе, а также результаты диагностики знаний детей и родителей.

Чтобы привить ребенку чувство любви к родному городу, обеспечить теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашими, по-своему красивыми достопримечательностями, надо решить следующие задачи:

  • организовать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины (создать атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и наглядные пособия) .
  • формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему города.
  • знакомить с достопримечательностями родного города, развивать желание как можно лучше узнать свой город.
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу. Способствовать становление и сплочению не только детского коллектива, но и семьи.
  • воспитывать чувство гордости за своих знаменитых земляков, в честь которых названы улицы, проспекты и др.
  • воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам. Побуждать детей сохранять красоту города для будущих поколений.

Одним из эффективных средств формирования представлений младших дошкольников о родном городе является игровая деятельность.

Опираясь на психологические возможности детей 3 - 7 лет, мы можем утверждать, что младшему дошкольнику характерен естественный интерес ко всему новому, неизвестному, характерна эмоциональность восприятия окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Исходя из этого, необходимо соблюдать следующие условия:

  • при ознакомлении с родным городом необходимо опираться на имеющийся у ребенка опыт;
  • знакомство с родным городом необходимо осуществлять на ярком, запоминающемся для младшего дошкольника материале;
  • при ознакомлении с родным городом необходимо связать воспитательный процесс с окружающей жизнью и ближайшими и доступными для ребенка объектами.

Следует отметить, что первые  года жизни ребенка, это годы активного вхождения его в социальный мир, формирования первоначальных представлений об окружающей жизни, о правилах человеческого общения.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. И начинать его нужно с младшего возраста, постепенно расширяя представления детей о родном городе.

Таким образом, при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста нужно основываться на ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Сюжетно-ролевая игра способствует воспитанию нравственных чувств. Она обеспечивает такие переживания, которые в жизни еще ребенку недоступны. Именно в игре дети впервые могут пережить чувство гордости от совершения хороших поступков, для других людей и неодушевленных предметов. В игре находят свое отражение такие чувства, поощряемые взрослыми как милосердие, сострадание, любовь к ближнему, родному дому, городу.

В процессе игры на доступных и понятных детям моделях домов, зданий, улиц, машин дети знакомятся со следующим содержанием тем, помогающим формировать представления о родном городе:

  • "Где я живу"

Познакомить детей с родным городом, его названием, объектами, ближайшего окружения.

  • "Дом городской и деревенский"

Познакомить детей с укладом жизни в городе и деревне; дать представление о предметах быта и их назначением.

  • "Моя улица"

Знакомить детей с родным городом, с видами транспорта; развивать коммуникативные умения.

  • "Экскурсия по микрорайону"

Также важно организовывать игровые ситуации со строительным материалом «Сделаем дорогу для машин», «Построим дом для кукол деревенский и городской», «Вот какая улица!», «Построим дом для домашних животных» проигрываются в группе как во время тематических недель «Мой город», так и в течение года в совместной деятельности с воспитателем.

На занятиях и в повседневной жизни следует использовать разнообразные методы и приемы работы. Наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.

Знакомство с городом начинается с ближайших улиц. В младшей группе не стоит проводить специальных занятий и давать детям какие – либо знания об истории города. Лучше ограничиться с детьми наблюдениями за изменениями происходящими на ближайших улицах, беседами о них, о том, где им приходилось бывать в городе, что они видели, что запомнили.

В средней  группе надо показывать и объяснять, что все дома расположены на определенных улицах. Улицы — длинные, а дома стоят разные и высокие многоэтажные и низкие одноэтажные. Детский сад находится на одной улице, а дома, в которых живут дети, могут быть на другой улице. У каждой улице есть свое название, а у каждого дома — свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома и номер своей квартиры. Эту работу следует проводить в утренний отрезок времени и подключать к помощи родителей.

Во время праздников нужно обращать внимание на то, как украшается город, какой он становится красивый. Эта работа продолжается на занятиях по изобразительной деятельности: рисование: «Воздушные шары», «Зажжем разноцветные огоньки», «Флажки на ниточке», «Картина про праздник». Аппликация: «Флажок», «Домик», «Флажки на ниточке».  Детям будет интересно, если занятия будут проходить в игровой форме, например: «Украсим город к празднику», «Выпал беленький снежок», «Золотая осень».

Во время игр со строительным материалом предложить детям построить улицу для машин, вместе с воспитателем они строят разные дома. «Много домов – это уже улица»- объяснять детям.

Начиная работу в старшей и подготовительной  группе следует с ознакомления детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, прилегающими к территории детского сада. Одним из основных методов работы могут быть экскурсии, игровые прогулки. Экскурсии могут быть как групповые, так и индивидуальные с родителями. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь, используя рассматривание альбомов, открыток, составление рассказов, заучивание стихов, пословиц по темам: «Мой город», «Моя улица», «Наш район», «Транспорт в городе», «Памятные места города».

Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).

Занимаясь воспитанием любви детей к своему родному городу, следует обязательно привлечь родителей. Каждая семья должна принять участие в конкурсе рисунков на тему: «Мой любимый город». Как приятно слышать из уст ребенка: «Это мы вместе нарисовали». Можно оформить фотоальбом с фотографиями детей вместе с родителями на памятных местах города. Он может стать настольной книгой. Дети любят рассматривать его, с гордостью рассказывая о своей семье и где они вместе побывали.

На этом же этапе происходит знакомство с русской народной сказкой, былинами, пословицами, потешками, загадками. Обращаем внимание на предметы русской одежды, быта. На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливают макеты памятных мест города, рисуют наиболее впечатлившие их достопримечательности. На музыкальных занятиях знакомятся с народной музыкой, композиторами-земляками, гимном города. Необходимо также использовать дидактические игры (разрезная картинка, шкатулка загадок, сложи узор, кубики с наклеенными фрагментами достопримечательностей города). Особое внимание следует уделить геральдике родного города, по которой можно разработать дидактические игры, например, сложить герб или флаг города из фрагментов изображения. Можно использовать сюжетно-ролевые игры, на основе близлежащих зданий, например, «торговый центр, ателье, парикмахерская, поликлиника». В работе используются игры-путешествия (карты-схемы, лабиринты); строительные игры «Мы строители», «Наш микрорайон», «Мы архитекторы».

На занятия по ознакомлению с природой родного города дети учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, трудиться на участке детского сада и в уголке природы. При этом детям читаем книги и энциклопедии, рассматриваем иллюстрации, составляем гербарий, коллекции листьев, а также особое внимание уделяем редким растениям нашей области, знакомим с фауной родного края. Совместно с родителями организовываются экскурсии. В беседах предлагаем родителям «маршруты выходного дня» к реке, в лес, парк, это своего рода домашние задание, где дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, что видели в лесу, сделать поделки, фотографии.

Особое внимание следует уделять наблюдению за работой по благоустройству города. Обратить внимание детей на то, что весной подрезают деревья, сажают кустарники, цветы. Горожане хотят, чтобы их родной город был красивым, привлечь стоит и детей к этой работе. Необходимо объяснять, что фантики от конфет, обертки от мороженого бросать на землю нельзя, для этого существуют урны. Если все будут следить за чистотой, то наш город будет красивым и чистым.

Работа по воспитанию патриотизма становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.

Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрить деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города. Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, формирующееся у них отношение к окружающему, воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступному пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.

Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свой город, свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее.

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом.

В данной работе представлен опыт работы по нравственно – патриотическому воспитанию  детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом....

АПО "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ"

Воспитание нового гражданина нужно начинать с самых ранних лет. Чем раньше в сознании ребенка будет поселено чувство гордости за свое Отечество, чем раньше он приобщится к культурно-историческим и нац...

Приложение к АПО "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ"

Планирование работы с детьми, взаимодействие с родителями по ознакомлению детей с родным городом...

КОНСПЕКТ проведения непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшего дошкольного возраста по теме « Мой родной город -Чебоксары»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно развитию «Экскурсия по родному городу Чебоксары » для детей старшего дошкольного возраста будет полезен воспитателям,...

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему "История родного города"

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему "История родного города" ( в рамках кружковой работы)...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории родного города через создание мультипликационного фильма

Говоря о роли мультфильмов в детском воспитании, психологи отмечают, что они помогают становлению личности. Мультфильмы – это очень детская вещь.Снимать мультфильмы – это увлекательнейшая ...

План работы по самообразованию в средней группе. Тема: "Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом"

Цель: Создать условия по формированию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом...