Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    АПО "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ"

    Бойченко Лариса Леонидовна

    Воспитание нового гражданина нужно начинать с самых ранних лет. Чем раньше в сознании ребенка будет поселено чувство гордости за свое Отечество, чем раньше он приобщится к культурно-историческим и национальным традициям, познакомится  со страницами истории своей Родины, узнает о создании своими предками Российского государства, тем успешнее будет идти его развитие как гражданина в дальнейшем.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Бойченко Лариса Леонидовна

    УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ  ГОРОДА  БЕЛГОРОДА

    Муниципальное казенное учреждение

    «Научно – методический информационный центр»

    НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ

    ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ

    Автор  опыта:

    Бойченко Лариса Леонидовна

    воспитатель  МБДОУ д/с №84

    города Белгорода

    Белгород 2017

    Содержание.

    РазделI.     Информация  об опыте …………………………….  3

    РазделII.   Технология опыта …………………………………... 9

    РазделIII.  Результативность опыта…………………………… 16

    Библиографический список…………………………………….. 21

    Приложение к опыту……………………………………………. 22

    РАЗДЕЛ  I.

    ИНФОРМАЦИЯ  ОБ  ОПЫТЕ

    Условия возникновения и становления опыта.

    На протяжении восьми лет автор опыта работает воспитателем  в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №84 города Белгорода.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 84 функционирует с февраля 1989 года, представляет весь спектр образовательных услуг дошкольного воспитания. В дошкольном учреждении  функционируют 14 групп.

    Наша группа работает по программе «Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

    Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня знаний детей о ближайшем окружении, культуре и истории нашего края, которая проводилась в форме индивидуальных бесед, наблюдений, игровых ситуаций.

    Приступая к организации мониторинга патриотической воспитанности дошкольников, мы постарались заинтересовать детей, актуализировать имеющийся у них опыт и систематизировать знания о малой родине. Во  время индивидуальных бесед с детьми мы определяли, насколько ребенок знаком с жизнью родного города, отзывчив к происходящим событиям, его позитивно-ценностное отношение к окружающему. Во время моделирования ситуаций мы старались определить уровень представлений детей краеведческого характера и степень социального опыта жизни в своем городе.

            Используемые ситуации предположения, воображаемые ситуации, состоящие из проблемных заданий, помогли не только выявить уровень имеющихся представлений о малой родине, но и обозначить направления, по которым необходимо провести образовательную работу.

    Было обследовано 24 ребенка средней группы. Результаты диагностики

    на начало 2012 учебного года показали, что 9 детей имеют средний уровень – это (36%) и 15 дошкольников (64%) – имеют низкий уровень  знаний о своей семье, профессиях родителей, культурных традициях и любимых занятиях членов семьи; домашний адрес, название  ближайших улиц, достопримечательности города, дорогу из детского сада домой, символику города. Детей с высоким уровнем выявлено не было.

    Диагностика детей также показала, что  у большинства исследуемых слабые представления об истории возникновения города, его промыслах, знаменитых земляках, местах военных событий, природных особенностях и богатствах. Дошкольники сомневались в ответах, затруднялись назвать известные события.

    Анализ  развивающей  среды показал  недостаточность материально  технической  базы  в группе. Педагогическая работа по использованию регионального компонента предусматривает обогащение содержания образовательной среды сведениями о родном крае.

    Исходя из данных анкетирования родителей, можно отметить  низкий уровень нравственно-патриотической культуры большинства   семей. Опрос родителей показал, что 92%  считают важным приобщение детей к культуре малой родины, но многие не знают, как это сделать.

                                                      Актуальность опыта

    Патриотизм – это важнейшая ценность, имеющая принципиальное значение.В настоящее время Россия переживает непростой  исторический период. Его самая большая опасность – разрушение личности. Дошкольный возраст – это время, когда закладывается фундамент воспитания  ребенка как личности, когда определяется устойчивое представление о добре и зле, усваиваются правила нравственности и нормы поведения, проявляется собственная воля и характер, выстраиваются взаимоотношения с родителями, друзьями, с окружающими людьми, раскрывается качественное своеобразие творческой индивидуальности ребенка.  

    Воспитание нового гражданина нужно начинать с самых ранних лет. Чем раньше в сознании ребенка будет поселено чувство гордости за свое Отечество, чем раньше он приобщится к культурно-историческим и национальным традициям, познакомится  со страницами истории своей Родины, узнает о создании своими предками Российского государства, тем успешнее будет идти его развитие как гражданина в дальнейшем.

    Понятие «Родина» имеет несколько значений: это великая держава с великой историей, это и тот уголок земли, где ты родился и рос. Человек с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей малой родины, к быту своего народа. Любой край, область, даже небольшое село имеют своеобразие и неповторимость. Однако мало любить родную землю, необходимо знать ее историю и культуру.

    Направленность ФГОС ДО на  включение региональных особенностей в образовательную среду способствует не только воспитанию, но и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей.

    Окружающая среда нашего региона даёт богатый материал для познания своего края, общения и активной деятельности детей и взрослых, воспитания базовой культуры личности ребенка. В настоящее время у нас на Белгородчине повысился интерес к народной культуре и традициям.

    Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, нарушатся связи между поколениями. Именно поэтому нравственное воспитание, воспитание гражданина своей страны следует начинать с возраста, способного продолжить дорогу мира, добра и духовного совершенства на несколько поколений вперед. Тема малой родины является очень продуктивной для патриотического воспитания. Начинать лучше с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, что находится всегда рядом, чего он порой даже не замечает за привычностью и обыденностью.

    Уметь видеть в малом черты большого, в обычном прекрасное и высокое – это простое, но очень важное умение человека. Ведь не случайно в критические моменты жизни в сознании человека за считанные секунды промелькнут не какие-то грандиозные события  или вся огромная страна, а родина своего детства, места, где рос, знакомясь с миром.В дошкольном возрасте базовым этапом формирования патриотических чувств, следует считать накопление ребенком социального опыта жизни о том уголке страны, где он живёт, воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему. Знания только тогда влияют на развитие ребёнка, когда они окрашены чувствами и переживаниями – интересом к окружающему миру, эмоциональной отзывчивостью на события близкого мира.

    В соответствии с ФГОС ДО[18] содержание патриотического воспитания входит во все образовательные области: социально-коммуникативное развитие (усвоение социальных норм и ценностей, принятых в обществе, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательное развитие (формирование представлений о малой родине, региональных традициях), речевое развитие (приобщение к художественной литературе), художественно-эстетическое развитие (формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности через продуктивную и конструктивно-модельную деятельность).

    Таким образом, проблема патриотического воспитания на материале ознакомления с родным городом сегодня одна из наиболее актуальных. В связи с этим можно сделать вывод, что работу по патриотическому воспитанию нужно начинать  в дошкольном возрасте, проводить эту работу в определённой системе с учётом культурных, исторических традиций, осуществляя тесный контакт с семьями воспитанников, используя разнообразные формы работы.

    Работая над проблемой патриотического воспитаниядетей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой родиной, автор обнаружила следующие противоречия: между несоответствием потребностей детей дошкольного возраста в воспитании чувства патриотизма  и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционной образовательной деятельности.При наличии  многообразия  программ иметодической   литературы,   различных  видов  музеев,  дети,  начиная  с дошкольного  возраста,  страдают  дефицитом  знаний  о  родном  городе.Атак же между стремлением педагогов к воспитанию основ гражданственности,  по отношению к своему городу у дошкольников и педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме.

    Реализация современного образования невозможна без знаний своего города и края, уклада жизни, быта, истории и культуры предков. Возможности окружения, ближайшей среды в формировании патриотических чувств очень велики.

    Ведущая педагогическая идея опыта

    заключается в разработке и реализации комплексного подхода к развитию ребенка, осуществление интеллектуального, нравственного, патриотического развития дошкольника путем формирования его личности, обеспечение становления его отношений к Родине, родному городу, традициям и обычаям своего народа, труду людей, самому себе, основанного на достижении успеха, на переживании радости познания    мира, на подлинном интересе.

    Длительность  работы над опытом

    Работа  по патриотическому воспитанию посредством ознакомления дошкольников  с родным городом проводилась в течение трех лет, с 2012 по 2015 гг.  и  охватывает этапы:

    I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь, 2012года.

    На данном этапе  была проведена первичная диагностика по выявлению уровня сформированности патриотических чувств у  детей старшего дошкольного возраста, проанализирована теоретическая и методическая литература по теме опыта , разработан перспективный план работы на 3 года.

    II этап – основной (формирующий) - октябрь, 2012 - апрель 2015 года.

    На основном этапе проводилась разработка занятий, воображаемых ситуаций, экспериментирование, составление маршрутов экскурсий, индивидуальных форм работы с детьми по патриотическому воспитанию, корректировка методов и средств достижения поставленных задач.

    IIIэтап – заключительный (контрольный) - апрель, 2015 - май, 2015 года.

     На  данном этапе мы систематизировали и обобщили результаты работы, выявили уровень сформированностипатриотических чувств у детей дошкольного возраста и проанализировали полученные данные.

    Диапазон  опыта

    Автором разработана система мероприятий: занятий, экскурсий, образовательных ситуаций, творческих заданий, игр-путешествий, культурно-досуговой деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию  детей посредством ознакомления с родным городом с использованием различных форм работы способствующих  формированию знаний детей об историческом прошлом и настоящем родного города. Система насыщена методами и приемами, влияющими на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах. Данный материал может быть использован воспитателями массовых групп и  студентами педагогических факультетов.

    Теоретическая база опыта

    Проблема патриотического воспитания дошкольников сегодня очень актуальна. Будущее нашей страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству. По признанию педагогов и психологов (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Т.С.Комарова, В.А.Сухо-млинский, К.Д.Ушинский) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. В этом возрасте интенсивно происходит его психическое развитие, формируется эмоционально-чувственное восприятие действительности, закладываются основы личности. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни страны [16].Великий воспитатель В.А.Сухомлинский утверждал, что ребенок должен чувствовать красоту и восторгаться ею, чтобы в его сердце и памяти навсегда сохранились образы, в которых воплощается Родина.

    На современном этапе нравственное становление детей дошкольного возраста при использовании краеведческого материала является одним из условий реализации ФГОС дошкольного образования. Его важность подчеркивается в государственных документах в  области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в которых говорится о необходимости включения регионального компонента в образовательную систему, чтобы у подрастающего поколения формировались социально значимые ценности, целевые ориентиры и личностные качества.

    Теоретическую базу опыта составляют:

    • нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания на современном этапе;
    • методическая литература(статьи в специализированных журналах, пособия для воспитателей детского сада и родителей, методические  рекомендации:программа Н.Г.Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живем в России»[8], пособие Е.Ю. Александровой, Е.П.Гордеевой, М.П. Постниковой, Г.П. Поповой «Система патриотического воспитания в ДОУ»[1]);
    • передовой педагогический опыт по патриотическому воспитанию, посредством ознакомления с родным городом;
    • опыт и идеи педагогов –новаторов.

    Идеи  А.Я.Ветохиной[5]лежат в основе опыта, это - интегративность  патриотического воспитания, которая отмечает, что реализация патриотического воспитания предполагает интегрированный подход – включение содержания работы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах деятельности.

    Так в программе «Детство»[4], по которой работает наша группа, предусмотрено  введение  регионального компонента, изложенного в примерной парциальной образовательной программе «Детство с родным городом»: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному краю успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка. Эта деятельность связана с включением детей в «расшифровывание» знаков и символов, заложенных в архитектуре родного города, стимулированием вопросительной активности ребенка 5-7 лет».

    Для формирования основ правового сознания у дошкольников посредством развития позитивного отношения к социуму были использованы следующие понятия:

    Родина, Отчизна – страна, в которой родился, вырос, где живет.

    Малая Родина – место, где человек родился, вырос, где живут родные и близкие.

    Достопримечательности – место или принадлежащий какому-нибудь месту предмет, заслуживающие особого внимания.

    Герб -эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

    Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба, эмблемы.

    Работа по формированию у дошкольников патриотических чувств осуществлялась сучетом следующих  принципов:

    - систематичности и последовательности (изучение нового материала опирается на уже освоенные знания и умения);

    - доступности (при подборке и изучении нового материала учитываются возрастные особенности детей);

    - взаимосвязи  воспитания, обучения и творчества детей;

    - наглядности (использование мультимедийных презентаций и иллюстративного материала);

    - динамичности (интеграция задач в разные виды деятельности);

    - взаимодействия семьи, детского сада и социума в условиях организованной среды;

    - психологического комфорта (отсутствие стрессовых факторов).

    Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

    Новизна  опыта

    заключается в моделировании, комбинировании элементов известных методик и технологий, обогащении образовательного процесса, т.е.формировании системы занятий, экскурсий, досугов по воспитанию у дошкольников патриотических чувств через ознакомление с родным городом в условиях дошкольного образовательного учреждения. Автором разработан комплексно-тематический план работы для старшей и подготовительной группы, подобран консультативный материал для родителей воспитанников.

    РАЗДЕЛ  II.

    ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА.

    Цель и задачи педагогической деятельности.

    Цель опыта: организация педагогического процесса, способствующего формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом.

    Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

    - развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;

    -  расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края;

    - содействовать проявлению инициативы и желания принимать участие в праздниках города и горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях;

    -  формировать у детей представления о символике родного города: гербе, флаге;

    - развивать чувство гордости за свою малую родину, её достижения и культуру, бережное отношение к родному городу;

    -  познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

    Содержание образования и средства достижения цели.

    Специфической особенностью патриотического воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс.

    Воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использовании форм, методов и приемов педагогического воздействия. Краеведческий познавательный материал нами тщательно отбирался, перерабатывался в соответствии с возрастом дошкольников в форме познавательных рассказов, историй.

    Важную роль  мы  отводили подготовке детей к восприятию краеведческих  сведений: обогащению эмоциональной сферы, умению удивляться, восторгаться. Поддерживали проявление интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, строго соблюдая принцип – ребенок не объект, а субъект воспитательного процесса. Рассказывали детям события, повествующие о жизни города, его истории и современной жизни; архитектурных сооружениях и событиях, связанных с осуществлением их функций.

    Работая с дошкольниками, невозможно охватить весь краеведческий материал, поэтому основным направлением работы по патриотическому воспитанию мы выделили ознакомление с:

    - ближайшим окружением – семьёй, детским садом, миром природы, деятельностью людей: бытом и трудом жителей, промыслами и традициями города;

    - культурой края: архитектурой, художественной средой, знаменитыми земляками;

    - историей края: прошлым и настоящим – возникновением города, памятными местами военных событий, сведениями о подвигах земляков на  фронте.

    На первом этапе мы проводили работу по накоплению и систематизации знаний детей о родном городе. Для этого мы использовали наиболее привлекательные формы педагогической  деятельности:

    - тематические экскурсии, целевые прогулки, эмоциональные рассказы педагога, исторические беседы;

    - интегрированные, комплексные, вариативные занимательные дела (инициируемые детьми), объединенные близким по содержанию сюжетом;

    - создание образовательных ситуаций для общения, формирования отношений; творческие задания;

    - создание проблемных ситуаций («Что бы это значило?Попробуем разобраться…», «Мне не терпится поделиться с вами…», «О чём сегодня вам хотелось бы поговорить?», «Как нам об этом узнать?», «Можно ли найти другое решение?»)

    - совместная деятельность педагогов, детей и родителей: сбор информации о крае, подбор видеоматериалов, домашние задания, акции;

    - культурно-досуговая деятельность патриотического содержания.

    Важно многократное повторение материала с усложнением и установлением связи с предыдущей образовательной работой.

     В  группе создан краеведческий уголок «Родная Белгородчина», где дети по своей инициативе знакомятся с картой России и Белгородской области, стендами «Старый и современный Белгород», «Гербы Белгорода и Белгородской области». Предоставлены для самостоятельной деятельности многочисленные буклеты, наборы открыток о Белгороде и о Третьем ратном поле России – Огненной дуге.

    Уголок содержит достаточное количество краеведческой литературы, дидактических игр: «Мой микрорайон», «Что, где, когда», «История моды», «Вода – суша»; познавательный кубик «Животный мир Белгородчины», куклу в народном костюме. Пространство уголка организовано таким образом, чтобы дети имели широкий выбор разнообразных видов деятельности совместно со сверстниками и индивидуально.

    Большой эмоциональный отклик у детей имели экскурсии «Соборная площадь», «Город с высоты смотровой площадки»; целевые прогулки «Будни города», «Город строится»; познавательные рассказы с просмотром видеоматериалов «Белгородская крепость. Возникновение города», «Храмы Белгорода», «Старый город», «Памятники и достопримечательности».

    В  соответствии с данными направлениями нами был разработан тематический план работы  (Приложение 1).

    Воспитание любви к родному городу, ознакомление с достопримечательностями – непростые задачи. Детям было трудно представить устройство города, его возникновение, поэтому образовательную работу мы начали с непосредственного наблюдения за тем, что нас окружает. Основой формирования представлений детей о городе стали – знакомство с улицей, анализ увиденного, обсуждение ситуаций, рассказы детей об их любимом уголке города. Затем полученные впечатления дети отразили в выставке рисунков «Мой любимый город». Для демонстрации продуктов детского творчества в нашей группе созданы условия (магнитная доска - для рисунков и полочка красоты – для объемных поделок), чтобы каждый ребенок мог выставить свою работу для обозрения сверстников и взрослых.

    Большое внимание  автор опыта уделяетчтению произведений Белгородских поэтов и писателей, слушанию народных песен, беседам о названиях улиц, на которых живут дети, рассматриванию иллюстраций. Использование поэтического слова в воспитании патриотических чувств у дошкольников вызывает особое отношение детей к изучаемому материалу. В них и история нашего края, и его боевое прошлое, и современная жизнь белгородцев. Произведения белгородских авторов И.Чернухина, В.Агеева, В.Молчанова  широко используются в образовательной деятельности и при подготовке праздников. В группе созданы условия для активной позиции детей, при которых дошкольники являлись инициаторами, организаторами, хозяевами своих дел.

    На втором этапе в разработанную систему организации образовательного процесса мы  включали и новые формы работы, которые обогатили процесс обучения, пробудили творческую активность детей, дали реальные представления об окружающем:

    -способствовали возникновению ситуаций-предположений «Что было бы…», воображаемых ситуаций «Кукла моей бабушки», «В старину делали так…»

    - стимулировали детей к собиранию коллекций значков, магнитиков  и открыток о Белгороде;

    - развивали проявления инициативы детей в играх-путешествиях по родному городу, проведение воображаемых экскурсий;

    - побуждали задавать вопросы о городе, используя имеющуюся информацию;

    - способствовали составлению детьми рассказов по схеме «Уголки родного города»;

    - инициировали поездки на автобусе в центр города, экскурсии в музеи «Историко-краеведческий музей», «Белгородский государственный музей народной культуры», музей-диорама «Курская битва» (с ними в ДОУ установлены тесные договорные отношения);

    - рассказывали детям истории, легенды, мифы, связанные с прошлым родного города, названиями улиц, площадей. При этом очень важно развивать у детей понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это очень важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи;

    - способствовали развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинении загадок, изобразительной деятельности;

    - способствовали самостоятельной деятельности детей  в уголке города, создавали условия для рассматривания иллюстративного материала, слайдов отображающих основные функции родного города, сооружения архитектуры и скульптуры (защитно-оборонительная, торговая, промышленная, функция отдых и развлечения);

    - использовали плоскостное моделирование архитектурных сооружений и их частей (например, крепости, площади), создавали условия для прорисовывания и размещения архитектурных сооружений и их частей на детализированной карте города;

    - принимали партнерское участие в игре «Город-мечта» (что могло бы здесь находиться и происходить), в играх-сотрудничествах.

    Так же были созданы условия для экспериментирования, исследования объектов (накопление опыта поисково-познавательной деятельности, позволяющей детям установить связи между  созданием и использованием предмета) «Зачем человеку мел?», «Почему Белгород называют черноземьем?», «Куда течет Северский Донец?». «Что такое железная руда»; для большей заинтересованности детей к теме исследования, автор использовала оформление «лэпбука» - это самодельная папка, книжка-раскладушка с картинками, выдвижными лентами, кармашками, дверками, окошками и т.д., где собран материал для самостоятельного обучения. «Лэпбук» помогает структурировать изучаемый материал и лучше его запомнить, значимое средство поддержки детской самостоятельности и инициативы;

    - создавали условия для моделирования ситуаций «Самое красивое здание нашего города», «Уголок Белгородского леса», «Труд белгородцев»; расшифровки схем-моделей «Безопасный маршрут», составление маршрутов «Прогулки по родному Белгороду», «Где я люблю гулять». «Белгородский зоопарк».

    Большим предпочтением  у детей пользуются игры-путешествия, воображаемые ситуации, развивающие игры, лабиринты, схемы и карты города, которые приобщают детей к жизни родного города. На основе краеведческого материала нами были разработаны игры, развивающие познавательную активность детей, например: «Пройди по городу» (нужно пройти определенный путь: сначала воспитатель рисует схему-лабиринт, затем ребенок может самостоятельно придумать условные обозначения и действовать с ними, игра-лабиринт «Дорога в детский сад или домой», «Путешествие по памятным местам» - рассказы по открыткам о достопримечательностях, «Собери карту» - собирание карты города  из частей, «Силуэт» - определение постройки, здания по его контуру.

     Для приобщения детей к окружающему нами были использованы народные игры Белгородской области:«Молчанка», «Камешек», «Огород», «Ворота», «Дедушка – сапожник», «Косточки», «Пчелы», в ходе  которых  дошкольники знакомились с бытом, трудом и обычаями людей, так как народные игры рассматриваются в соответствии с календарно-земледельческим циклом; игры – драматизации исторических событий, сценки из прошлого; игры на сравнение (например, игры «Древний и современный город», «Одежда раньше и сейчас»).

    Чтобы знания детей стали прочными и сохранились надолго - нужны повторения,  для этого автор опыта использовала дидактические игры.

    Готовых  дидактических игр о Белгороде, которые можно было бы приобрести в магазинах, нет. Созданию игр предшествовала разработка требований, которым наши игры должны отвечать, а именно: отражать реальную картину окружающего мира и быть доступной для понимания дошкольников; обеспечивать возможность для игры, как отдельного ребенка, так и небольшой группы детей; позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания; быть прочными, красочными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам.

    Дидактическая игра тем и хороша, что она позволяет взрослому не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, а наоборот скрывать свою, безусловно руководящую позицию в воспитании.

     Дошкольник, участвуя в дидактической игре, оказывается и объектом педагогического воздействия, но в большей степени субъектом собственной деятельности, так как действует самостоятельно, не осознавая, что рамки его активности определил воспитатель. Автором были созданы несколько игр: «Как  называется улица?», «Наша Родина – Россия», «Закончи предложение», «Я – белгородец», «Я – экскурсовод», «Выбери меня», «Я по городу иду», «Подбери слово».Дидактические игры эффективны при ознакомлении с родным городом, воспитании привязанности к нему.

    В своей работе автор опыта широко использовала метод проектов. В разработанные проекты: «Родной дом», «Труженики края», «Природа родных мест», «Великая Победа», «Наш город», «Народные традиции» включены разнообразные формы работы воспитателя, родителей и детей по поисково- познавательной деятельности. Автор стимулировала выдвижение детьми гипотез и предположений, связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значением символов в городской среде.Проектная деятельность тесно связана между собой – один проект нельзя отделить от другого. Так,одно из направлений проекта «Родной дом» включает исследовательскую деятельность, связанную с раскрытием значений имен детей, а празднование именин относится к проекту «Народные традиции»; тематический праздник «День освобождения города» можно включить в проект «Наш город»,  и  в  проект «Великая Победа», так как темы проектов разнообразного содержания объединяет региональный компонент. Используя проектную деятельность, проблемные ситуации и поисковые вопросы автор стимулировала проявления любознательности детей, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию).

    Образовательная деятельность проводилась один раз в неделю. Знания, полученные во время ОД, закрепляются в совместной деятельности педагога и детей в ходе режимных моментов, во время самостоятельной деятельности детей и культурных практик. В течение всего года мы несколько раз возвращаемся к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы  повторялись и в старшей, и в подготовительной к школе группе, соответствующим образом переработанные и расширенные для детей 6-7 лет. Образовательная деятельность проводится с использование наглядного материала, мультимедийных презентаций (Приложение 5).

    Для  выявления запросов родителей и уровня их педагогической грамотности по вопросам патриотического воспитания и ознакомления с родным городом нами были проведены опрос и анкетирование по теме «Патриотизм –  это…?» и «Интересно ли вашему ребенку краеведение?» (Приложение 2), они позволили нам определить:

    - осознают ли родители необходимость патриотического воспитания;

    - знакомят ли своих детей с малой родиной, считают ли это важным;

    - необходима ли родителям помощь со стороны детского сада в проведении такой работы.

    Основной задачей взаимодействия с родителями автор считает  создание условий для формирования навыков сотрудничества родителей с ребенком, желание с пользой проводить свободное время, помочь родителям организовать заинтересованное, целевое общение со своими детьми.

    Для успешной реализации данных задач в группе оформлены информационные стенды «Познакомьте ребенка с родным городом», «Я поведу тебя в музей…», «Памятники города», «Труд людей в Белгороде», «Древний и современный город».

    Выпущены памятки для родителей (Приложение 4) на следующие темы:«Познакомить с…», «Поиграть в …», «Понаблюдать за…», советы для родителей  «Побеседовать о …», «Посетить …», «Смастерить…», «Что и как рассказывать детям о родном городе, природе, народных мастерах, событиях Великой Отечественной войны  1941 – 1945 гг.».

    Родители приняли активное участие в  сборе наглядного и познавательного материала природоведческого направления, для пополнения уголка краеведения  группы: «Реки нашего города», «Источники и другие водоемы родного края», «Белгород во все  времена года», «Что дает человеку мел?», «Деревья нашего края», «Мир животных Белгородчины».

    В конце учебного года на основе собранного материалабыла оформлена рукотворная «Красная книга Белгородчины», «Чудо-дуб».

    Родителями была разработана и изготовлена «метеостанция» для наблюдения за погодой и проведения опытов, изготовлены макеты: «Уголок Белгородского леса», собраны коллекции листьев, семян деревьев нашего леса.

    За период работы над опытом были проведены семинары-практикумы для родителей: «Родительский дом – основа любви к Родине», «История семьи – родословная», «Природа Белгородчины в музыке, стихах, живописи».

    В рамках совместной культурно-досуговой деятельностиоформлен фотоколлаж «Одежда Белгородцев раньше и сейчас», проведен вечер вопросов и ответов «История названия улиц», досуг «Путешествие на машине времени – игры нашего детства».

    Один раз в год организовывается заседание  родительского клуба «Мы -Белгородцы». Темы заседаний различные: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу», «Важность семейных традиций», «Значение народного творчества в патриотическом воспитании детей».

    Разработаны семейные маршруты выходного дня: по историческим местам, посещение краеведческого музея, темы ряда экскурсий по родному городу «Наш вокзал», «Белгородский аэропорт», «Мосты нашего города», «Самое красивое здание нашего города», в результате данной работы  создан «Альбом семейных маршрутов».

    Район города, в котором расположен наш детский сад, удалено от исторической части города, поэтому очень эффективны домашние задания. Накануне выходных, отпуска дети и родители получали задание пронаблюдатьизатем рассказать обо всем что увидели и узнали нового, сделать поделки, фотографии. Впечатления от наблюдений воплощались в продуктивной деятельности,  родителями был изготовлен макет «Наш Белгород».

    Район города, в котором расположен наш детский сад, удалено от исторической части города, поэтому очень эффективны домашние задания. Накануне выходных, отпуска дети и родители получали задание пронаблюдатьизатем рассказать обо всем что увидели и узнали нового, сделать поделки, фотографии. Впечатления от наблюдений воплощались в продуктивной деятельности,  родителями был изготовлен макет «Наш Белгород».

    На третьем этапе для определения эффективности проделанной работы была проведена итоговая диагностика уровня сформированности патриотических чувств у детей, которая показала значительное повышение уровня  личностного становления дошкольников.

    РАЗДЕЛ  III.

    РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

    Оценка уровня сформированности патриотических чувств и знаний старших дошкольников о своей малой родине, проводилась на основе диагностических материалов пособия «Мониторинг патриотического воспитания детей 5-7 лет», авторы М.Ю. Новицкая, Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, С.Ю. Афанасьева [13], по мнению автора опыта, очень полно и доступно раскрыли теоретические основы и современные подходы к подбору методик диагностики и организации самого мониторинга патриотической воспитанности.

    Используя данную диагностику, можно выявить уровень знаний детей о малой родине и личностный компонент,  их отношение к окружающему. Она позволяет проверить знания по интересующим нас направлениям:

    - город Белгород – моя малая родина;

    - символика;

    - история города, народная культура, традиции;

    - природные компоненты;

    - личностный компонент.

    На  основе данных направлений выделилось три уровня патриотической воспитанности старших  дошкольников.

    Высокий уровень: знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4 -5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; флаг, герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатстваБелгородчины, заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

    Средний уровень: знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, флаг, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатстваБелгородчины; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. 

     Низкий уровень: не знает названия страны, города, свой адрес.  Узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатстваБелгородчины; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

    Таким образом, полученные данные помогли выявить уровень знаний дошкольников о родном городе. Исходя из полученных данных,был составлен план работы по ознакомлению с малой родиной и формированию патриотических чувств.

    В проведении предварительной диагностики в 2012 году участвовало 24 дошкольника средней группы. Детям было предложено 4 блока вопросов. Результаты диагностики: высокий уровень не наблюдается, средний уровень представлений составил 36%  и низкий уровень – 64% дошкольников.

    2012 – 2013 учебный год  / средняя группа /

    Рис.1.  Динамика уровня сформированности знаний о малой родине

    на протяжении 2012-2013 учебного года средней группы

    После проведенной образовательной деятельности, согласно разработанному календарно-тематическому плану (Приложение 1), в мае 2013 года была проведена повторная диагностика, которая дала следующие результаты: высокий уровень составил 12%, средний – 38% и 50% детей имели низкий уровень знаний (см. рисунок 1).

    В сентябре 2013 года в старшей группе была проведена диагностика на начало учебного года. По результатам диагностики высокий уровень составил- 14%, средний – 40% и 46% (11 детей) имели низкий уровень знаний. Дошкольники затруднялись назвать достопримечательности, улицы, площади города. Проявляли дружелюбие, но не считались с интересами товарищей, анализировали поступки с помощью взрослого. Также только с помощью взрослого называли природные богатства Белгородчины. После проведения учебно-воспитательной работы на протяжении 2013-2014 учебного года, в мае 2014 года диагностика показала, что 23% детей имели высокий уровень, 52% средний и 25% детей имели низкий уровень сформированности знаний о малой родине. Систематическая работа по патриотическому воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты  (см. рисунок 2).

    2013 – 2014 учебный год / старшая группа /

    Рис.2.  Динамика уровня сформированности знаний о малой родине

    на протяжении 2013-2014 учебного года старшей группы

          В сентябре 2014 года в подготовительной к школе группе была проведена диагностика на начало учебного года. По результатам диагностики высокий уровень составил 28%, средний – 54% и 18% дошкольников имели всё ещё низкий уровень знаний. После проведения учебно-воспитательной работы на протяжении 2014-2015 учебного года, в мае 2015 года итоговая диагностика показала, что 78% детей имеют высокий и 22% средний уровень сформированности знаний о малой родине (см. рисунок 3).

    Использование метода проекта, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, помог повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

    2014 – 2015 учебный год / подготовительная к школе группа /

    Рис.3.  Динамика уровня сформированности знаний о малой родине

    на протяжении 2014-2015 учебного года  подготовительной к школе группы

    Таким образом, проведенная учебно-воспитательная работа по формированию нравственно-патриотических чувств, в процессе ознакомления с малой родиной дала свои очевидные положительные результаты, что показываетзаключительный, сравнительный анализ диагностики знаний детей дошкольного возраста за три года (см. таблицу 1).

    Результаты сравнительного анализа уровня сформированности

    патриотических чувств и знаний дошкольников о малой родине

    Таблица 1.

    2012-2013

     учебный год

    2013-2014

    учебный год

    2014-2015

    учебный год

    начало года

    конец года

    начало года

    конец года

    начало

    года

    конец года

    Высокий уровень

    0%

    12%

    14%

    23%

    28%

    78%

    Средний уровень

    36%

    38%

    40%

    52%

    54%

    22%

    Низкий уровень

    64%

    50%

    46%

    25%

    18%

    0%


    В результате проведенной работы   100% детей хорошо знают название города, в котором живут, и могут безошибочно найти герб города и рассказать о нем. Об истории возникновения нашего города имеют точные знания 89,6% детей, 10,4% (4 ребенка) дают не полные ответы, допускают неточности. 79,2% детей имеют представление  о названии улиц города, знают, по какому адресу находятся дома, в которых они живут, детский сад, который они посещают. Дети могут объяснить, почему или в честь кого названы улицы города, 20,8% допускают ошибки. О самых распространенных профессиях нашего города, о главных промышленных предприятиях, их продукции имеют хорошие знания 59% детей, 41% детей не могут ответить увереннона все вопросы. Познакомить с достопримечательностями нашего города могут 73% детей, 27% - немного  затрудняются.

    Успех патриотического воспитания детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном взаимодействии с семьей (Приложение 6).

    Итоговое анкетирование родителей подтвердило эффективность проделанной работы. Родители стали отмечать не только интерес и желание детей как можно больше узнать о родном городе, но и признали, что сами стали больше уделять внимания патриотическому воспитанию ребенка. Многие родители в своих ответах указали на то, что стали интересоваться историей Белгорода.

    Таким образом, можно сделать вывод, что систематическая работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет положительные результаты, а дошкольное учреждение выступает той конкретной социокультурной средой, создающей оптимальные условия длявоспитания патриотизма, духовной силы, ощущения своей неразрывной причастности  к Родине.

    Скоро наши воспитанники станут школьниками, и мы надеемся, что смогли воспитать в них  установкуна положительное отношение к миру с  развитым стремлением знать свой край. Это, пожалуй, один из ключевых элементов, так как именно от интереса к объекту изучения зависит, насколько хорошо дети будут знать историю своей малой родины.


                                             Библиографический  список

    1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград  Учитель, 2007.  – 200с.

    2. Алешина Н.В.  Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). М., 2011.

    3. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.

    4. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования – СПб: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС, 2014.

    5. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. – Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, детство – пресс, 2011. – 190с.

    6. Гладкова Ю.А. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию. / Ю.А.Гладкова. Ребенок в детском саду. 2008.- №2 .- с. 11-14.

    7. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (старшая группа). – М.: 2010,109 с.

    8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа). – М.: 2010,  93с.

    9. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007.

    10. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Л.А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

    11. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М., 2003.

    12. Матова В.Н. Краеведение в детском саду - СПб: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС, 2014.- 168 с. Разработано в соответствии с ФГОС.

    13. Микляева Н.В. и др. Мониторинг патриотического воспитания детей 5-7 лет. М., 2010.- 132с.

    14. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет.  М.: 2004 – 96 с.

    15. Оверчук Т.И. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. /Т.И. Оверчук . - Мозаика-Синтез,  2008. – 165 с.

    16. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой Родиной. ТЦ Сфера, 2015.

    17. Пантелеева Н.Г. История Отечества как фактор воспитания любви к родному краю и его защитникам/ Дошкольное воспитание . 2011. - №2.

    18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М.: Просвещение, 2013.

    19. Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. /Е.И.Шаламова. Ребенок в детском саду. 2009. - №5 – с.26 – 32.

    Приложение к опыту

    Приложение 1.  Тематическое планирование.

    Приложение 2.  Анкета для родителей.

    Приложение 3.  Консультация для родителей.

    Приложение 4.  Памятка для родителей.

    Приложение 5.  Конспект НОД.

    Приложение 6.  Планирование взаимодействия с семьей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра- лото для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом Санкт-Петербургом

    Сегодня вашему вниманию я представляю свою игру – лото «Петербургские зонтики».    В самом начале хочется рассказать Вам о том, что меня вдохновило для создания этого игрового пос...

    Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом.

    Коспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом: "Архитектура моего города"....

    инновационный проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом".

    "Формирование у детей  старшего дошкольного возраста  нравственно-патриотических чувств  посредством ознакомления с родным городом"....

    «Формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным городом»

    Дошкольный период – уникальный и решающий этап жизни ребенка, в процессе которого закладываются основы его личности, формируется его гражданско-патриотическая компетенция, вырабатываются черты граждан...

    Презентация для воспитанников младшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом Санкт-Петербургом

    В преддверии дня города, актуальность приобретают разнообразые формы знакомста детей с окружающим миром, в том числе с родным городом. Презентация в доступной форме позволяет наглядно рассказать и пок...

    Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом.

    В данной работе представлен опыт работы по нравственно – патриотическому воспитанию  детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом....

    Приложение к АПО "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ"

    Планирование работы с детьми, взаимодействие с родителями по ознакомлению детей с родным городом...