Игра- лото для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом Санкт-Петербургом
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 

Сегодня вашему вниманию я представляю свою игру – лото «Петербургские зонтики».

    В самом начале хочется рассказать Вам о том, что меня вдохновило для создания этого игрового пособия:

   1. Наш сад работает над коррекцией речи детей, и все дети моей группы имеют диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). А в речевой группе проблема развития речи стоит наиболее остро, являясь для работающего в ней педагога, предметом пристального внимания. Кроме нарушений всей языковой системы (фонетики, лексики, грамматики) у детей с ОНР плохо сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление воображение), а так же моторика.

  2. Я родилась в Ленинграде и люблю мой замечательный город и поэтому темой моей углубленной работы с детьми стало « Знакомство с историей и культурой родного города на основе символики Санкт- Петербурга». Но моя работа по данной теме осложнена приведенными выше индивидуальными особенностями детей речевой группы.

   Эти причины и заставили меня искать новые, интегрировано инновационные методы и приемы реализации поставленных передо мной задач:

-воспитание детей на основе знакомства с культурными традициями родного города;

-развитие психических качеств у детей (памяти, внимания, способности анализировать, вычленяя части);

-умение систематизировать;

-развитие логического и образного мышления;

-воспитание у детей чувства любви к родному городу, гордость за него;

-знакомство детей с литературными произведениями о родном городе.

 

И конечно, главную цель, которая прослеживается в моей работе - развитие, обогащение и активизация речи детей.

  Данное игровое пособие в полном объеме послужило мне хорошим помощником в этой работе.

           

    Описание игры «Петербургские зонтики»

 

  Игра – лото «Петербургские зонтики» состоит из 6 больших карт с изображением зонтиков разного цвета и 36 маленьких карточек. Каждый цвет соотносится с определенным Санкт- Петербургским символом

(герб города, ограда Летнего сада, сфинкс, ангел с Петропавловского собора, Медный всадник и кораблик с здания Адмиралтейства

Вариантов правил игры много, и они изменяются в соответствии с возрастом и уровнем подготовки детей.

       

                                Как играть?

Играть в игру могут от одного до семи человек с разным уровнем знаний о городе «Санкт- Петербург».

Проводит игру ведущий: взрослый или ребенок с высоким уровнем знаний о городе.

Вариант №1.

Перед началом игры большие карточки раздаются детям, а маленькие одну за другой ведущий достает из коробки, и, показывая ее, просит назвать символ. Маленькая карточка отдается тому игроку, кто первый правильно назовет символ. Игра заканчивается, когда один из игроков соберет на своей карте все 6 зонтиков - символов.

Вариант №2.

Когда дети усваивают названия символов, игру усложняют. Правила игры те же, но ведущий не показывает маленькую карточку, а рассказывает о символе.

(например: «назовите самый известный памятник Петру 1»)

Вариант №3.

В этом варианте ход игры остается прежним, но здесь, ведущий показывает изображение, а игрок узнавший символ должен не только правильно его назвать, но и прочитать о нем коротенькое стихотворение.

(Например: «Памятник из бронзы. Честь царю! Хвала!»)

Примеры стихотворений предлагаются в приложении - презентации.

Вариантов предлагаемой игры много.

Я предлагала моим воспитанникам по окончанию игры составить рассказ о каждом из символов, отразить в продуктивной деятельности свои впечатления или проводила о них беседу.

 Принцип интеграции (педагогическая интеграция в самом широком значении слова – это процесс и результат развития, становления и формирования многомерной человеческой целостности в условиях осуществления интегративно-педагогической деятельности )посредством  данной игры прослеживается и в совместной деятельности педагога с детьми, и во время самостоятельной деятельности детей. А так же родители моей группы часто берут ее домой для того, что бы в свободное время поиграть с детьми. В игре отслеживается, так же усложнения по уровню развития детей. Например, в самом начале знакомства детей с данной темой ребенок просто подбирает изображение, соотнося его с цветом символа. В дальнейшем, можно использовать литературные произведения для создания проблемной ситуации поиска ответа над поставленным вопросом.

Например, к символу « Ограда Летнего сада» ведущий может прочитать такие строки А. Ахматовой:

« Я к розам хочу в тот единственный сад,

   Где лучшая в мире стоит из оград»,

И ведущий после прочтения задает вопрос: «О чем идет речь в стихотворении?»

    Таким образом, представленное мной игровое пособие помогает мне, как педагогу, в проводимой мной работе и по развитию речи детей, и по ознакомлению их с родным городом. Игра соответствует новым требованиям Федеральной Государственной Программы развития и образования детей, предъявляемым к Дошкольным Образовательным учреждениям за счет своей полифункциональности. Потенциальные возможности гармоничного развития ребенка, его творческие способности к постижению мира остаются в значительной степени нереализованными, поэтому возникла необходимость в интегрировании образовательных компонентов с той целью, чтобы не произошло увеличение образовательных нагрузок. Современные тенденции развития образования предполагают необходимость содержательного обогащения, дополнения к обязательному базовому (стандартному) компоненту других дисциплин, актуальность которых наиболее ощущается.

Интегрирование позволяет педагогу реализовывать большее количество разделов образования за меньшее время.

 

 

 

 

   

 

 

Приложение к игре:

          ***

Есть в Петербурге чудо – сад

Украшен кружевом оград

Дворец в нём есть царя Петра

И статуи, как божества.

В тени аллей, возле оград,

Скажите, что это за сад?

(Летний сад.)

(Е. Берюхова)

         ***

Памятник из бронзы:

Честь царю, хвала!

Мчится, словно ветер,

Конь, Тянет удила.

На коне сидит герой,

Он красивый, молодой.

Это – память в честь Петра,

Много сделал он добра.

Скачет воин в будни,

В праздник,

А зовётся …

(Медный всадник.)

(Е. Берюхова)

           ***

Красивый мост, любимый нами,

Известен четырьмя конями.

Но имя носит он не Клода,

А полковника, чья рота

Здесь мост срубила из осины.

Недолговечна древесина…

Опоры каменными стали,

А мост всё так же люди звали

По старой дедовской привычке..

И мы зовём его…

(Аничков мост.)

(Е. Берюхова)

 

 

         ***

Плывёт в высоком небе

Кораблик золотой,

Плывёт он днём и ночью

Над царственной Невой.

(М. Борисова)

  

 

      ***

Века несчетные прошли,

Но не сомкнули свои веки

На северном краю Земли

Те львы с глазами человека.

Им наводненья не страшны,

Ничто волненья и страданья.

И дремлют на брегах Невы

Египта мудрого созиданья.

(Артём Соколов)

   

 

       ***

Тот кораблик – непростой:

Высоко над головой,

Раздувая паруса,

Он несется в небесах.

Полетать он так мечтает!

Жалко, шпиль ему мешает:

Не пуская никуда.

Вертит им туда-сюда.

Догадайся, для чего

Люди сделали его?

Чтобы помнить о морях

Да о славных кораблях:

Тех, что много воевали

И победы одержали.

(Н. Полякова)

    

 

 

                  ***

На свете много есть чудес.

Но вот прекрасный сад:

С деревьями в одном ряду

Скульптуры там стоят.

А вдалеке, по глади вод,

Вокруг пруда большого,

Два белых лебедя плывут,

Приветствуя любого.

Дорожки чинно нас ведут

Вдоль мраморных богов.

В тенистом чудном уголке

Сидит поэт Крылов.

(В. Блейков)

              

 

                 ***

А это что за кружева

Видны там впереди?

К решетке-чуду поскорей

Поближе подойди.

Как в сказке замерли цветы.

Волшебник, кто же он?

Давным-давно все это сплел

Из чугуна Фельтон.

(В. Блейков)

 

 

              ***

Веленью мастера покорны,

Пройдя чистилище огня,

Взвились на воздух вихрем черным

Четыре бронзовых коня.

И в тот же миг четыре юных

Могучих всадника, с земли

Вскочив, поводья, словно струны,

В единоборстве напрягли.

Напрасно кони бьют копытом,

Сорваться с местам норовят,

И ржут, и прядают сердито,

И рвут поводья и храпят.

Но мышцы юношей могучих

Сноровка, разум и напор,

Остепеняя нрав кипучий,

Уже решают старый спор,

Поводья, натянув тугие,

Смиряют дикий нрав коня...

Так город мой смирял стихии

Воды, и стали, и огня.

(Н. Браун)

 

 

               ***

Северный город – как призрак туманный,

Мы, люди, проходим, как тени во сне.

Лишь ты сквозь века, неизменный, венчанный,

С рукою простертой летишь на коне.

(В. Брюсов)

 

 

 

                ***

Осень на белые статуи снова

Сыплет свою золотую красу.

Солнечный отсвет на лбу у Крылова

Гаснет, в седьмом исчезая часу.

Осень плетёт паутинные сети;

Мраморным римлянам любо глядеть,

Как разыгрались вкруг дедушки дети…

Скоро уж время снежинкам лететь!

(Валдис Лукс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon leksicheskie_igry.ppt620 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическая группа "Рябинушка", ГДОУ№ 23 Игры для дошкольников Лексические игры, используемые в работе по ознакомлению с городом Санкт- Петербург.

Слайд 2

Логопедическая группа "Рябинушка", ГДОУ№ 23 Игры – путешествия Составление рассказов о путешествии «Я иду по Петербургу» Создание в группе музея «Петербург в миниатюре» Создание дидактических игр и пособий Беседы с родителями воспитанников. Создание групповой газеты «Вырастай-ка» Создание презентаций «Что рассказать ребенку О родном городе» Встречи с родителями за круглым столом Занятия По изобразительной деятельности Направления работы:

Слайд 3

Логопедическая группа "Рябинушка", ГДОУ№ 23 «Изографы» Закреплять у детей умение составлять слова из предложенных букв. Упражнять детей в осмысленном чтении. Развитие и обогащение словарного запаса детей за счет слов петербургской тематики.

Слайд 4

Логопедическая группа "Рябинушка", ГДОУ№ 23 «Стражи города» Закреплять знания детей о неофициальных символах Санкт- Петербурга. Учить их знать и называть. Обогащение и активизация словаря. Слова: грифон, сфинкс, кони с Аничкова моста. Развивать любознательность и интерес к истории и культуре родного города.

Слайд 5

Логопедическая группа "Рябинушка", ГДОУ№ 23 «Назови красиво» «К кому кораблик приплывет- красиво город назовет» Обогащения и активизация словаря детей. Упражнять детей в подборе прилагательных. Воспитывать у детей любовь к родному городу.

Слайд 6

Логопедическая группа "Рябинушка", ГДОУ№ 23 «Петербургские зонтики» Продолжать знакомить детей с символикой Санкт- Петербурга: корабликом Адмиралтейства, гербом города, «стражами» города, ангелом со шпиля Петропавловского собора, памятником «Медный всадник» Учить детей рассказывать о символах Санкт- Петербурга.

Слайд 7

Логопедическая группа "Рябинушка", ГДОУ№ 23 «Найди герб» Учить детей знать и называть главные символы Санкт- Петербурга, рассказывать о них. Обогащение словаря за счет слов петербургской тематики: флаг, герб, якорь, скипетр, щит. Продолжать знакомить детей с историей родного города.

Слайд 8

Логопедическая группа "Рябинушка", ГДОУ№ 23 «Я- экскурсовод» Учить детей находить и называть памятные места родного города, рассказывать о них. Закреплять интерес к чтению.

Слайд 9

Логопедическая группа "Рябинушка", ГДОУ№ 23 «Собери цветок» Закреплять знания детей о богатой истории родного города. Учить детей составлять последовательные рассказы . Воспитывать гордость и уважение к истории и культурным традициям Санкт- Петербурга.

Слайд 10

Логопедическая группа "Рябинушка", ГДОУ№ 23 «Герб» Учить детей собирать из деталей герб города, рассказывать о нем. Учить детей составлять последовательный описательный рассказ.

Слайд 11

Логопедическая группа "Рябинушка", ГДОУ№ 23 «Рассыпающиеся картинки» Пазлы «Медный всадник» Учить детей составлять картинку по образцу, данному воспитателем. Развивать память, мышление, мелкую мускулатуру рук.

Слайд 12

Логопедическая группа "Рябинушка", ГДОУ№ 23 «Адмиралтейство» Учить детей составлять последовательный описательный рассказ по образцу, предложенному педагогом. Обогащение и активизация словаря за счет новых слов: зодчий, шпиль, флюгер и другие.

Слайд 13

Логопедическая группа "Рябинушка", ГДОУ№ 23 Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой города Санкт-Петербурга"

Статья о системе работы с детьми и родителями по петербурговедению....

«Формирование гражданской принадлежности и патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным городом»

Дошкольный период – уникальный и решающий этап жизни ребенка, в процессе которого закладываются основы его личности, формируется его гражданско-патриотическая компетенция, вырабатываются черты граждан...

Презентация для воспитанников младшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом Санкт-Петербургом

В преддверии дня города, актуальность приобретают разнообразые формы знакомста детей с окружающим миром, в том числе с родным городом. Презентация в доступной форме позволяет наглядно рассказать и пок...

Перспективное планирование по теме «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом - Рубцовском».

Перспективное планирование по краеведению в подготовительной группе по теме нравственно-патриотического воспитания.  Цель: Создавать условия   для воспитания патриотизма у детей ст...

Духовно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

В данной статье отражено решение важной проблемы воспитания основ духовности и патриотизма в процессе ознакомления с родным г. Мичуринском, его историей, символикой, достопримечательностями, традициям...

Проект для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным городом «Главная улица города»

Все мы знаем, что знать историю своей страны, своей Малой Родины должен каждый. Но, к сожалению, современные дети, да, и многие взрослые, мало знают о своем родном городе; об его истории и тради...