Главные вкладки

    "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой города Санкт-Петербурга"
    статья (подготовительная группа) по теме

    Куликова Елена Прокофьевна

    Статья о системе работы с детьми и родителями по петербурговедению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 83 детский сад комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга

    "Ознакомление детей

    старшего дошкольного возраста с  историей и культурой города Санкт-Петербурга"

    Автор:

    воспитатель логопедической группы

    Куликова Е. П.

    Санкт-Петербург

    2014 год

    ВВЕДЕНИЕ

           Нашим детям посчастливилось родиться в одном из красивейших городов мира, богатом своей историей и культурой. - Санкт-Петербурге. Наше дошкольное образовательное учреждение находится в красивом историческом месте города на улице Малая Садовая. Вокруг детского сада находятся музеи, театры, парки и сады. Само учреждение находится в красивых домах, построенных в прошлом веке улиц Малой Садовой, Садовой и Итальянской.

          Санкт-Петербург был основан, как культурная столица России - ..."окно в Европу", - возложена культурная миссия объединения культурно-исторических знаний нескольких цивилизаций (религий). Смешение нескольких религиозных воззрений (знаний) наложило свой отпечаток на облик города.

          Поэтому знакомство с культурным наследием города даст возможность прикоснуться ребёнку к мировой культуре и культуре России, как жизненного пространства. Наш город многонационален. Детский сад посещают дети граждан ближнего и дальнего зарубежья, дети мигрантов.

          В дошкольном детстве происходит становление личности ребёнка. В этот период происходит закладывается интерес, любовь и уважение к своему городу, как к малой Родине. Понимание Родины у ребёнка связано с конкретными представлениями о том, что близко, дорого.

          Дети, родившиеся в Санкт-Петербурге, с детства видят великолепие родного города. Эта красота становится для них обыденной. Дети приезжих, работающих у нас в стране родителей, чаще не понимают истории, культуры и красоты города.

          Нам педагогам надо помочь понять детям культурно исторические истоки нашего города, нашей страны. Помочь приезжим семьям стать частью нашей истории.

           Поэтому я столкнулась с проблемой необходимости разработать систему взаимодействия с детьми и их родителями по ознакомлению детей с историей и культурой нашего города.

           

    ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

          Моя система работы по ознакомлению детей с историей и культурой родного города имеет следующую цель -

     - Воспитывать у детей интерес к истории и культуре родного города.

     - Формировать такие нравственные качества, как:

    - гордость за город, в котором они проживают,

    - уважение к труду создателей и к труду создающих город,

    - уважение к гражданам проживающим в городе.

     - Развивать умение ориентироваться в городе.

     - Развивать у детей через культурно-историческое окружение города творческие способности детей и навыки из познавательной деятельности.

         

          Поэтому я выделила задачи в работе -

     - Формировать у детей интерес к общественной деятельности города.

     - Расширять знания детей о городе.

     - Познакомить детей с историей и архитектурой города.

     - Развивать умение детей описывать объекты города, свои впечатления.

     - Познакомить детей с этикетом города - культурой поведения в общественных местах.

     - Воспитывать в детях "петербуржца".

    СИСТЕМА РАБОТЫ

          Работая с детьми уже много лет, я заметила, что взаимодействие необходимо не только с ребёнком, но и с его родителями.  Иногда мне самой не хватало знаний в некоторых вопросах. Поэтому я наметила пути реализации моей цели -

    1. Повысить свою компетенцию в вопросах касающихся изучения культуры и истории Санкт-Петербурга, через чтение специальной литературы и материалов сайтов социальной сети Интернет.
    2. Постараться сплотить семьи детей разных культурных групп, через специально организованную совместную деятельность.
    3. Создать, специально организованную, развивающую среду в группе.
    4. Создать детские игровые проекты.

     

          Изучая и отбирая материал для работы, я много интересного узнала об истории города, освежила и дополнила свои знания. Пока отбирала материал поняла, что город наш многогранен - многонационален и люди исторически живут и взаимодействуют между собою. Я поняла, что "россиянин" это не просто русский, светловолосый, светлокожий, а множество людей уживающихся друг с другом, сохраняя свои традиции, несущие свою культуру, - синтез народов проживающих в Российском государстве.

          В отборе материала для взаимодействия с семьями детей я учитывала:

     - национальность представителей семьи,

     - их интересы,

     - отношение к представителям других национальностей;

    в этом мне помогло анкетирование, личные беседы с родителями, записки с вопросами от родителей по вопросу, о том, что бы они хотели узнать о городе, сделать.

          Были организованы родительские собрания, организована работа "Гостиной на Итальянской", где происходили встречи семей организованные по темам, выявленным из анкет и записок. Очень действенными оказались совместные походы в музеи "Этнографии народов" и "Русский музей", в кукольный театр имени Домени.

          Ознакомление детей с городом я спланировала таким образом -

    1. Знакомство с детским садом, его помещениями, местом расположения.
    2. Улицей, где находится детский сад, улицами окружающими ДОУ.
    3. История возникновения города.
    4. Архитектура города.
    5. Реки, садово-парковый ансамбль города.
    6. Люди живущие в городе.

          Опираясь на выше сказанное, я разработала долгосрочный проект по ознакомлению детей с историей и культурой города Санкт-Петербурга.

          Организовывая развивающую среду группы, я опиралась на то, что она должна помогать достичь образовательно-воспитательные задачи. В группе оформлены стены видами города. В группе организован уголок "Петербурговедения". Это удобное и эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в уютной обстановке общаться с материалами, рассматривать иллюстрации, журналы и альбомы. Также я интегрировала материал по петербурговедению в другие развивающие уголки -

     - уголок изобразительного творчества - раскраски, обводки, штриховки;

     - уголок конструирование - настольный деревянный конструктор и "Лего" со схемами построек и сборок объектов города.

     - уголок физического развития - разработаны в стихотворной форме, с опорой на схемы, комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, подвижных игр.

     - уголок развивающих игр разработаны настольно-печатные игры.

          Совместно с детьми я придумала сюжетно-ролевые игры. Дети очень помогли мне в этом. Предварительно мы проходили определённую тему и после этого закрепляли её в игре. Я предлагала подумать вместе, как можно поиграть в архитекторов, в знаменитых людей, в Царский бал и т. д. Дети с удовольствием начинали придумывать, как можно играть, что для этого понадобится. В группе совместно с родителями был организован уголок "ряженья". Одежда очень помогала детям перевоплотиться, принять на себя образ. Это их раскрепощало, способствовало проявлению творчества, проявлению положительных эмоций.

          Родители группы постепенно втянулись в работу группы, помогали подобрать литературу для детей и взрослых, шили костюмы для игр, приняли участие во внутригрупповом конкурсе "Великий город Санкт-Петербург". Принесли и подарили свои творческие работы - картину и макеты архитектуры.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Организовав работу по Петербурговедению, я отметила, что у детей появился интерес к городу, как к объекту познания. Они стали ориентироваться в нём, стали понимать карту города. Город стал объектом разговоров детей в повседневной жизни.

          Считаю, сто поставленная мною цель в работе достигнута, так как в результате проведённой работы -

     - появились эстетические суждения детей о городе, отражающие средства художественной выразительности архитектурной среды,

     - у детей появилась субъективная оценка города, выражаемая словосочетанием "моё любимое место", которое теперь относится не только к городу в целом, но и к архитектурным ансамблям, с которыми я их знакомила,

     - они научились, любить, понимать, беречь и гордиться своим городом.

    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Алифанова Г. Т. Первые шаги. Программа воспитания юного петербуржца. - СПб., 2000
    2. Анциферов Н. П. Душа Петербурга. - 1990.
    3. Добринская Л. Там, у Невы наш первый сад. - СПб., Лицей. 1992.
    4. Рыбалова Н. Ознакомление с родным городом, как средство ратриатического воспитания. Дошкольное образование - 2003, № 6.
    5. Ермолаева Е. К., Воронина А. Н. Мой город. СПб., 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТ Совместной деятельности воспитателей, детей старшего дошкольного возраста и родителей «Наш любимый Санкт-Петербург»

    Расширять представления детей о родном городе. Формировать социальную и личную мотивацию детей старшего возраста. Изучение истории города через судьбы знаменитых петербуржцев.На примере подвига ленинг...

    Сценарий праздника ко дню города для детей старшего возраста "Я люблю свой город - Санкт-Петербург!"

    Уважаемые коллеги, предлагаю вам сценарий праздника ко дню города Санкт-Петербурга для детей старшего возраста. К детям в гости приходит взрослый персонаж - Художник, поэтому игры и задания по ходу пр...

    Конспект тематического досуга по правилам дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Кронтик на улицах Санкт-Петербурга»

    Продолжать знакомить детей  с правилами дорожного движения и учить практически применять их в различных ситуациях....

    Знакомство детей дошкольного возраста с архитектурой и скульптурой Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники

    в статье предлагаются приемы для облегчения знакомства детей с архитектурой и скульптурой, через приемы мнемотехники....

    Статья “Формирование у детей дошкольного возраста любви и уважения к Санкт-Петербургу”

    В статье представлен материал о том, как знакомить детей дошкольного возраста с историей Санкт-Петербурга, его основными символами...

    «Роль изучения истории и культуры города Санкт-Петербурга в воспитании детей старшего дошкольного возраста»

    Очень важно знакомить детей с их малой родиной – городом Санкт-Петербургом – в дошкольном возрасте....