«Роль изучения истории и культуры города Санкт-Петербурга в воспитании детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая, подготовительная группа)
Очень важно знакомить детей с их малой родиной – городом Санкт-Петербургом – в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Роль изучения истории и культуры города Санкт-Петербурга в воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила и опубликовала
Воспитатель Лавриненко К.Л.
ГБДОУ д/с №6 Выборгского р-на
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург является одним из красивейших городов мира, богатым своей культурой и историей. Многие граждане Петербурга не гордятся свои городом, не знают, где находятся достопримечательности и памятники, забывают городские традиции. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма, как основы сплочения общества и укрепления государства. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).
Очень важно знакомить детей с их малой родиной – городом Санкт-Петербургом – в дошкольном возрасте. Прежде всего, им нужно знать и любить свой город, с малых лет чувствовать себя настоящим петербуржцами: быть воспитанными, добрыми, внимательными к другим.
Дошкольное детство – время становления личности. Именно в этот период закладываются интерес, уважение и любовь к своей стране, к своему краю, к своему городу. Чувство патриотизма, любовь к родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что близко и дорого, - родственниками, домом, городами, родными местами. Раннее знакомство с малой родиной развивает ребенка в личном плане, он начинает осознавать себя жителем великого города.
Процесс социализации и культурного развития ребенка дошкольного возраста начинается с вхождения в ближайшую культуру, воплощением которой является родной город.
Город представляет собой особый «культурный организм». Знакомство с городом предполагает погружение в его культуру, постижение духовных ценностей горожан, которые запечатлены в памятниках культурного наследия города и его современном облике. Но влияние культуры города на развитие личности ребенка происходит не само по себе, а тогда, когда личность, говоря словами известного краеведа Николая Павловича Анциферова, начинает понимать язык города, вступает с ним в беседу.
Каждый российский город хранит память о своих великих гражданах, повествует об основном роде деятельности его жителей, напоминает о военных триумфах и гордится ими, трудится и празднует, имеет свои обычаи и традиции. Язык города – это язык образов, линий цвета, символов.
Ребенок первых лет жизни познает мир практическим, наглядно-образным путем, значимую роль в этом процессе играет творческое воображение.
Знакомство с Санкт-Петербургом как направление работы дошкольных образовательных учреждений, стало развиваться с середины 1990-х г. в связи с появлением «Педагогической концепции «Воспитание юного петербуржца»» (Колесникова И. А., 1994). Ведущая идея концепции – «восприятие – сохранение - развитие» духовной культуры Санкт-Петербурга, как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.
В концепции определены такие задачи, как:
- Организация такого взаимодействия ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании представлений об окружающем мире, характера мышления, стиля поведения, свойственного цивилизованному человеку;
- Развития у воспитанника эмоционально-ценностных ориентиров через осмысление истории культуры Петербурга в контексте российской, европейской и мировой культуры;
- Социальная адаптация ребенка, сохранение его индивидуальности в условиях современного мегаполиса, содействие ребенку в усвоении городского пространства и формирование образа города.
Важно определить, с какой целью ребенку дошкольного возраста предлагается освоение культурного наследия родного города. В опыте дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга за последние десятилетия сложился определенный опыт ознакомления детей с городом, вышел ряд пособий для педагогов, в которых ставятся цели краеведческого образования детей дошкольного возраста, определяются задачи.
Обращение к проблеме краеведческого образования дошкольников ставит ряд вопросов: как определить цель, а, следовательно, предполагаемый результат краеведческого образования детей; с чем знакомить детей. В поисках ответов на эти вопросы можно обратиться к традициям отечественного краеведения. Взгляд на город «как культурный организм» (Н. П. Анциферов) предполагает погружение в его культуру, постижение духовных ценностей горожан, которые запечатлены в памятниках культурного наследия города.
Часто задачи ознакомления детей с Санкт-Петербургом определяются через эмоциональный компонент сознания ребенка – это воспитание любви к родному краю, гордости от того, что ты – петербуржец. При всей привлекательности данных задач, их, скорее, можно рассматривать как перспективу краеведческого образования подрастающего поколения, его конечный результат.
Это позволяет определить задачи краеведческого образования, направленные на развитие у ребенка способностей:
- чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на нее;
- находить ассоциации, связанные с раскрытием символики городского пространства, выдвигать и проверять гипотезы, экспериментировать, сравнивать, сопоставлять;
- отражать свои впечатления о городе в художественно-творческой деятельности – рисовании, лепки, конструировании, придумывании сказок, сочинении загадок о городе.
Данные задачи реализуют цель развития интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки: 101 вопрос и ответ к викторине по Санкт-Петербургу "САМЫЙ УМНЫЙ" для детей старшего дошкольного возраста
Викторина "Самый умный"101 вопрос и ответк викторине по Санкт-Петербургу(для детей старшего дошкольного возраста)разработано воспитателем ГБДОУ №55 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Савче...
Доклад по теме: "Достопримечательности Санкт-Петербурга в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста"
Живя в таком замечательном, прекрасном городе, который входит в число красивейших городов мира, познакомить ребёнка и историей и культурой родины не сложно - всё вокруг него. Основное в образовании ре...
Доклад по теме: "Достопримечательности Санкт-Петербурга в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста"
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫСейчас в безумном ритме современной жизни нам кажется, что телевизор и радио могут заменить нашим внукам и детям нас, родных и близких, наше душевное тепло. Всё лучшее укореняется в д...
Методическая разработка: Знакомство с родным городом – Санкт-Петербургом. (развивающая ситуация для детей среднего дошкольного возраста)
Конспект развивающей ситуации для детей среднего дошкольного возраста....
Роль изучения истории и культуры города Санкт-Петербурга в воспитании детей 7-го года жизни
Санкт-Петербург является одним из красивейших городов мира, богатым своей культурой и историей. Очень важно знакомить детей с их малой родиной – городом Санкт-Петербургом – в дошкольном во...
Конспект игры-путешествия "Путешествие по городу Санкт-Петербург" совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию свою методическую разработку - Конспект игры-путешествия с использованием презентации "Символы города". Цель разработки : пропаганда ...