Доклад по теме: "Достопримечательности Санкт-Петербурга в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста"
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мудрицкая Наталья Николаевна

Живя в таком замечательном, прекрасном городе, который входит в число красивейших городов мира, познакомить ребёнка и историей и культурой родины не сложно - всё вокруг него. Основное в образовании ребёнка - это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщённом виде с помощью наглядных средств. В моей группе дети начинают знакомство с достопримечательностями нашего города со второй половины учебного года. Медный всадник, Петропавловка, Адмиралтейство, Ростральные колонны, Спас на Крови, Исаакиевский собор. Детям очень нравится рассматривать детали на иллюстрации того или иного объекта, считать количество окон, колонн, находить среди элементов здания элементарные геометрические фигуры. А когда мы завершаем работу над рисунком, дети удивляются тому факту, что они сами смогли нарисовать самый большой собор Петербурга, или самый загадочный мост. Главное не боятся и выделить на объекте основные детали и особенность именно этого памятника архитектуры (например: кораблик на шпиле адмиралтейства).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sankt-peterburg.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 82 комбинированного вида Фрунзенского района города Санкт-Петербурга

Доклад по теме: "Достопримечательности Санкт-Петербурга в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Выполнила:                                                           воспитатель старшей группы

                                                      Мудрицкая Н.Н.

Санкт-Петербург

- 2015 -

Содержание

1. Актуальность темы.

2. Цель и задачи ознакомления детей с достопримечательностями города.

3. Содержание разделов работы с дошкольниками.

4. Изобразительная деятельность детей.

5. Индивидуальный подход.

6. Интегрированный подход в работе по ознакомлению детей с достопримечательностями города.

7. Работа с родителями.

8. Литература.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Сейчас в безумном ритме современной жизни нам кажется, что телевизор и радио могут заменить нашим внукам и детям нас, родных и близких, наше душевное тепло. Всё лучшее укореняется в душе только в прямом и тёплом соприкосновении с родной душой! Мы нужны нашим детям. Они должны чувствовать себя продолжателями нашего рода, которое уходит корнями в далёкое прошлое. В настоящее время актуальна проблема знакомства детей с нашим прошлым - с историей и культурой России. А живя в таком замечательном, прекрасном городе, который входит в число красивейших городов мира, познакомить ребёнка и историей и культурой родины не сложно - всё вокруг него. Основное в образовании ребёнка - это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщённом виде с помощью наглядных средств. В моей группе дети начинают знакомство с достопримечательностями нашего города со второй половины учебного года. Медный всадник, Петропавловка, Адмиралтейство, Ростральные колонны, Спас на Крови, Исаакиевский собор. Детям очень нравится рассматривать детали на иллюстрации того или иного объекта, считать количество окон, колонн, находить среди элементов здания элементарные геометрические фигуры. А когда мы завершаем работу над рисунком, дети удивляются тому факту, что они сами смогли нарисовать самый большой собор Петербурга, или самый загадочный мост. Главное не боятся и выделить на объекте основные детали и особенность именно этого памятника архитектуры (например: кораблик на шпиле адмиралтейства).

  2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКИМ НАСЛЕДИЕМ ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 При ознакомлении детей с городом мы поставили перед собой цель: Воспитывать у детей интерес к истории и культуре родного города. Формировать такие нравственные качества, как:  гордость за город, в котором они проживают,  уважение к труду создателей и к труду создающих город,  уважение к гражданам проживающим в городе. Развивать умение ориентироваться в городе. Развивать у детей через культурно-историческое окружение города творческие способности детей и навыки из познавательной деятельности. Поэтому можно выделить следующие задачи в работе:  

- Сформировать у детей интерес к общественной деятельности города.

- Расширить знания детей о городе.

- Познакомить детей с историей и архитектурой города.

- Развить умение детей описывать объекты города, свои впечатления.

- Познакомить детей с этикетом города - культурой поведения в общественных местах.

- Воспитывать в детях "Петербуржца".

Опираясь на программу нашего учреждения и ФГОС мы используем следующие разделы:

- знания,

- мыслительная деятельность,

- способность ориентироваться в окружающем,

- речевая деятельность,

- эмоционально-творческая деятельность.

3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

  •  Знания. Мы живём в городе Санкт-Петербурге. Наш город один из красивейших городов мира. В нём много улиц, рек, мостов, площадей, памятников. Главный проспект - Невский. Главная площадь – Дворцовая площадь. Самая главная река - Нева. Наш город основан Петром I. Ему поставлены памятники: Медный всадник, Царь-плотник, Памятник Петру в Петропавловской крепости. В нашем городе жили знаменитые люди: поэты Пушкин, Крылов. В нашем городе творили великие зодчие: Трезини, Монферан, Росси, Растрелли, Воронихин.
  •  Мыслительная деятельность. Умение связывать имена выдающихся личностей, императоров с достопримечательностями города. Пётр I с Летним садом. Александр III с Русским музеем. Умение сравнивать между собой различные улицы, мосты, реки, дворцы.
  •  Узнавание достопримечательностей на фотографиях, слайдах, картинах, репродукциях.
  • Речевая деятельность. Называние достопримечательностей города по изображению и по памяти. Отвечать на вопросы о них одним словом и предложением, грамматически правильно строя фразу. Выучить и выразительно читать 2 - 3 стихотворения о городе.
  • Эмоционально-творческая сфера. Любование красотой зданий, улиц, памятников. Понимать, чем украшены здания и называть некоторые из архитектурных украшений (колоны, пилястры, лепка, решётка). Отражать красоту города в собственной творческой деятельности. Выражать свои впечатления и настроение во время физкультурных и музыкальных пауз с помощью несложных танцевальных или имитационных движений. Интересоваться историей города и его достопримечательностей, задавать взрослым вопросы, рассказывать родителям о новом опыте познания города. Понимать, что город надо беречь.

4. Изобразительная деятельность детей

Дети переходят в старшую группу, освоив изображение предметов основных форм. Их не затрудняет рисование округлых и прямоугольных форм, треугольника, лепка шаров, овальных, цилиндрических форм. В старшей группе под влиянием наблюдений и сенсорного воспитания у детей возникают известные системы представлений о таких свойствах предметов, как цвет, форма. Эти представления помогают ребенку лучше ориентироваться в окружающем, более точно выделять и оценивать особенности воспринимаемых предметов и явлений. У детей шестого года жизни развивается способность анализировать и обобщать воспринимаемые предметы и явления, выделять и сопоставлять их признаки (например, длину, высоту, ширину, форму, длительность), устанавливать существующие между ними взаимоотношения. На этой основе становится возможным учить детей передаче отношений предметов между собой по величине, по высоте, толщине, а также отношений частей предметов как по высоте, так и по форме и по расположению друг к другу. Для того чтобы передавать эти свойства предметов в лепке, рисунке и аппликации, детям необходимо приобрести новые знания: о пространственном положении (вверху, внизу, по сторонам, в середине, справа, слева), о градациях по высоте (выше, еще выше, самый высокий), по длине (длиннее, самый длинный), толщине (толще — тоньше, самый тонкий) и т. д.
С этой целью детей учат при обследовании предметов перед изображением сравнивать их между собою по свойствам, а также сопоставлять части одного и того же предмета.
Сравнение одного предмета с другим дается детям легче, чем сравнение частей одного и того же предмета, поэтому прежде всего следует предлагать лепку, рисование, наклеивание нескольких однородных предметов разной высоты или ширины, длины, например нескольких деревьев (разной высоты), нескольких зданий и т. д.
Решение такой задачи можно осуществить при изображении несложного сюжета.

Дети с большим интересом рисуют Петропавловку («от сель грозить мы будем шведу…») ; маму или папу, которые ведут ребенка в Дворцовую площадь («встретимся на площади Дворцовой, возле Александровской колонны»); рисуют мосты через Неву или каналы («легкий мостик над Мойкой парит, не за что не поверить, что камень…»).
        Одна и та же задача — передать отношение предметов по высоте — может быть решена на различном содержании, при этом каждый ребенок может выражать его по-своему.

5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

При знакомстве с городом необходимо учитывать такие дидактические требования, как:

  • Индивидуальный подход детей. В работе необходимо обращать внимание на интересы детей,  кто-то больше любит рисовать, кто-то любит конструктивные игры, кому-то интересно слушать литературные произведения, воспринимая художественное слово. Учитывать в работе особенности развития психических процессов детей.
  • Тщательная  подборка пособий и игр.
  •  Необходимо вовлекать детей в диалог, предоставлять ответы на вопросы. Необходима смена видов деятельности: от игры к разгадыванию загадок, к физкультурным перерывам с танцевальными движениями.

 По мере знакомства с городом можно заметить значительные изменения, у детей сформировались познавательные процессы. Дети сами  задают вопросы о нашем городе, читают стихотворения известных писателей о Петербурге. Дети начинают  рассказывать о том, что они уже знают о городе, рассказывают о своих воскресных прогулках по городу.

6. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ ГОРОДА

Основным видом знакомства детей с городом является интеграция видов деятельности. Интегрированная деятельность даёт возможность:

  • Целенаправленно работать над формированием мыслительных операций: сравнение, обобщение, систематизация и классификация. Интегративная деятельность формирует обобщение разного уровня.
  • Во время бесед по знакомству с городом дети могут подсчитывать количество знакомых улиц, называть нумерацию домов, сравнивать размеры зданий, упражняться в ориентировке по карте.
  • Ведётся работа над связной речью: построение предложений, работа над фонематическим анализом.
  • Изобразительная деятельность вызывает и закрепляет в сознании ребёнка образ объекта, увиденного ранее.
  • Также хорошо развивается память, она тренируется в словесных играх и в описании предметов, в отгадывании загадок, в заучивании стихов.

7. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  • Предложить родителям на родительском собрании помочь собрать информацию об объектах города: литературу, статьи, макеты зданий и т. д.
  • Организовать фотовыставку для родителей "Мы по городу гуляем", куда помещаются фотографии детей во время прогулок по садам, улицам недалеко от детского сада.
  • Организация семейной творческой выставки-конкурса на тему "Осень в моём городе". Внесение информации в уголок для родителей по намеченной теме изучения города.
  • Организация фото-газеты для родителей "Зима в городе" с фото материалом прогулок с детьми по городу.
  • Обсуждение и организация подготовки празднования Дня рождения города Санкт-Петербурга
  • "Празднование Дня рождения Санкт-Петербурга"

8. ЛИТЕРАТУРА

1. Л. Шиф, Е. Ефимовский, «Наш город»

2. Л. Шифт "Путешествие по Санкт-Петербургу с Аликом и Гусариком" 3. Л.К. Ермолаева, Н.И. Воронина « Мой город»

4. Е.А. Никонова, «Первые прогулки по Петербургу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)

Программа дополнительного образования  «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)...

Специфика обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы детского сада.

Статья  о специфике изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в  условиях логопедической группы детского сада....

Использование арт-терапевтических методов в развитии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование арт-терапевтических методов в развитии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста....

«Встреча с Санкт-Петербургом» как форма краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста.

Данная тема даёт детям возможность увидеть объекты культурного наследия Санкт-Петербурга, узнать о них, сформировать отношение к ним и выразить его в творческой деятельности – рисовании, речевом...

Доклад по теме: "Достопримечательности Санкт-Петербурга в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫСейчас в безумном ритме современной жизни нам кажется, что телевизор и радио могут заменить нашим внукам и детям нас, родных и близких, наше душевное тепло. Всё лучшее укореняется в д...

Сценарий праздничного развлечения «С днем рождения, Санкт – Петербург!» (с участием родителей и детей старшего дошкольного возраста)

Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ; углубить знания и представления детей о родном городе, закрепить в памяти у ребят основные достопримечательности Санкт-Петербурга....

Проектная деятельность как средство формирования знаний о лекарственных растениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области у детей старшего дошкольного возраста.

Проект «Живая аптека»Участники проекта: Группа воспитанников старшего дошкольного возраста 5-7 лет, воспитатель, родители.Цель проекта: формированию знаний о лекарственных растениях Санкт-...