Главные вкладки

    Использование арт-терапевтических методов в развитии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
    статья по рисованию (старшая группа) на тему

    Береславская Анна Алексеевна

    Использование арт-терапевтических методов в развитии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование арт-терапевтических методов в развитии

    изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

    Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Ученые опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее "Я" человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе — не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.

    Большинство отечественных авторов, использующих понятие арт-терапии, следуют принятому в международной литературе определению и рассматривают ее как одну из форм психотерапевтической практики, основанную на использовании пациентами визуальных, пластических средств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений (Бурно, 1989; Каравасарский, 2000; Копытин, 1999, 2001, 2002а; Никольская, 2005; Хайкин, 1992).

     Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

    Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

    Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.  

    Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

    Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

    Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение». (21)

    Использование элементов арттерапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.

    В качестве материалов на занятиях по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

    Арттерапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков.

    Существует две формы арттерапии: пассивная и активная.

    При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

    При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.

    Занятия по арттерапии могут быть структурированными и неструктурированными.

    При структурированных занятиях тема жестко задается и предлагается определенный материал. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т д.

    При неструктурированных занятиях дети самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

    Наиболее часто к методу арт-терапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Влиять на такую ситуацию можно по-разному. Наиболее естественным является создание условий для развития человека, его «выстраивания» с помощью природных элементов, а также включенных в жизнь человека гармонизирующих видов деятельности – уход за домашними питомцами, украшение своего жилища, занятия рукоделием и творчеством.      Человек также является частью природы и специально организованное взаимодействие с элементами природной системы, очевидно, должно иметь положительный результат. В творческих работах, как правило, отражена природа и способы взаимодействия с ней. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Можно также применять другие формы искусства - телесные импровизации, театральные постановки, литературное творчество. Таким образом, достигаются цели:

    - выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;

    - активный поиск новых форм взаимодействия с миром;

    - подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;

    - и, как следствие трех предыдущих, – повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).

    Эти цели арт-терапевт преследует, работая как со взрослыми, так и с детьми. Ребенок еще не может точно сформулировать то, что его тревожит. Он может выражать свои страхи простыми предложениями, например: «Мне страшно, что в темноте может кто-то прийти и меня украсть». Когда спрашиваешь ребенка, кто же это может быть, ребенок может не ответить, но попробует нарисовать или придать образное значение своему страху (кто-то, кто ходит в темноте, это может быть Баба-Яга). Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение.

    К средствам арттерапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

    Задачей арт-терапевта является создание особой атмосферы, которая будет способствовать спонтанному проявлению творчества клиента, и при этом невладение арт-терапевтом в совершенстве используемым материалом ставит его как бы на одну линию в творческом плане с клиентом и способствует самораскрытию клиентов.

    Активная деятельность и творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у клиентов.

    Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира.

    Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

    В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; музыкотеранию, библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, танцетерапию и др.

    Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.

    В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.); библиотерапию (лечебное воздействие чтением); имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию); музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (лечение пением); кинезитерапию (танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику — лечебное воздействие движениями) т. д.

    Основными функциями арттерапии являются: катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния); коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

    В арттерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразительном, театрализованно-игровом, художественно-речевом).

    Исходя из существующих функций, арт-терапия решает как общие теоретические и организационные задачи, так и частные, относящиеся к каждому из этих направлений.

    Общие научно-теоретические и организационные задачи арттерапии:

    — разработка  научно-теоретических  основ   использования средств искусства в системе коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии;

    — научное обоснование возможностей и путей компенсации различных отклонений в развитии детей средствами искусства и художественной деятельности;

    — обобщение всего накопленного опыта использования арттерапевтических подходов в специальном образовательном учреждении и обогащение его новым научным и практическим содержанием, нацеленным на решение задач гуманизации специального образования;

    — совершенствование системы организации коррекционной помощи средствами искусства в специальных образовательных учреждениях и подготовка специалистов для реализации этой задачи.

    Частные задачи арттерапии. (3)

    — адаптация имеющихся арттерапевтических методик и использование их в системе психокоррекционной помощи детям с нарушении развития (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, имеющими задержку психического развития, умственную отсталость);

    — выявление особенностей и определение эффективности использования арттерапии в психокоррекционной работе;

    — разработка арттерапевтических технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в развитии;

    — коррекция вторичных отклонений в развитии личности, гармонизация и социальная его адаптация в культурно-образовательном пространстве посредством арттерапевтических методик.

    Арттерапия обеспечивает профилактико-оздоровительное, лечебно-адаптационное воздействие.

    Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии арттерапия преследует единую цель — гармоническое развитие человека с проблемами; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

    Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арттерапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны. С тех пор арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.

    В Европе практика использования изобразительного творчества в лечении больных, имеющих психические расстройства, относится к началу XX в.  В Великобритании такой деятельностью занимались М. Ричардсон, Дж. Дебуффе, Е. Гутман и др. Осуществляется взаимодействие представителей «художественного мира» с психиатрами. Изобразительная деятельность психически больных оказывается объектом научного осмысления, применяется в целях диагностики. Опыт использования художественного творчества в преодолении недугов и ускорении процессов восстановления и реабилитации описан в книге А. Хилла «Изобразительное искусство против болезни» (1945). Он ввел в европейскую науку и практику термин «арттерапия» по отношению к изобразительному искусству как средству лечебного воздействия (А. И. Копытин).

    В США в 1940-е гг. М. Наубург использовала в психотерапевтической работе с детьми рисуночные техники, рассматривая выражение ребенком своих переживаний в изобразительной деятельности в качестве инструмента исследования его бессознательных процессов.

    В это время арттерапия развивается в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К. Юнга и в психотерапевтической практике используется как метод лечебного воздействия на психически больного через включение его только в изобразительную деятельность. Лечебный эффект в американском арттерапевтическом направлении обосновывается с помощью идей традиционного психоанализа.

    Используя идеи К. Юнга о возможностях художественного творчества в психоаналитической, психотерапевтической практике, Р. Пикфорд, М. Милнен, Д. Винникотт и др. внесли большой вклад в развитие арттерапии, в основе которой в то время было изобразительное искусство.

    Вторая половина XX в. характеризуется созданием первых профессиональных объединений арттерапевтов (в 1963 г. появились Британская ассоциация арттерапевтов, Американская арттерапевтическая ассоциация). Целями и задачами деятельности этих объединений было содействие сохранению психического и физического здоровья граждан посредством изобразительного искусства и других видов творчества в качестве психотерапевтического инструмента.

    В 1970-е гг. Британская ассоциация арттерапевтов сделала первые шаги по внедрению арттерапии в государственное здравоохранение. В это же время начинается подготовка специалистов-арттерапевтов в США и Великобритании. А в 1980 - 1990-е гг. характерным для арттерапевтической практики является повышение ее роли в образовании, в частности, в специализированных школах. Рассмотрение искусства как фактора психического развития детей, обоснование использования изобразительных приемов в работе с детьми в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента дается в работах X. Рид (1943), Е. Крамер (1958, 1971).

    В России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины очевиден. По инициативе В. М. Бехтерева в России в 1913 г. был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С. С. Корсакова, В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И. М. Сеченова, И. Р. Тарханова, Г. П. Шипулина и др. выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Такой опыт работы представлен в работах Е. И. Бурно (1989), Г. В. Бурковского, Р.Б.Хайкина (1982), О. А. Карабановой (1997) и др. Изобразительная деятельность позволяет детям без слов выразить свои мысли.

    Использование же продуктов изобразительной деятельности (рисования, лепки, декоративно-прикладного искусства) облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения.

    Обзор направлений арттерапии содержится в работах Л. С. Брусиловского, В. Е. Рожнова, 3. Матейновой, С. Машуры, В. И. Петрушина.

    В настоящее время различные виды арттерапии представлены практически во всех странах как в медицине (при нервно-психических, соматических заболеваниях), так и в психологии (общей, медицинской, специальной), поскольку при любой структуре нарушения так или иначе затрагивается аффективная сфера.

    Эффективность использования разных видов арттерапии в коррекции и лечении подтверждается широким спектром работ по музыкотерапии (Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин, И. М. Гринева и др.), вокалотерапии (С. В. Шушарджан), изотерапии (А. И. Захаров, Р. Б. Хайкин, М. Е. Бурно и др.), библиотерапии (В. В. Мурашевский, А. М. Миллер, Е. Ю. Pay, Ю. Б. Некрасова и др.), имаготерапии (И. Е. Вольперт, Н. С. Говоров).

    Отечественная школа использования искусства в лечении и коррекции в последние годы достигла огромных успехов и показывает, что разные средства искусства, особенно музыка, оказывают лечебное и коррекционное воздействие как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека. Положительное влияние искусства на центральную нервную систему отмечали психиатры А. Л. Гройсман и В. Райков. Последний указывал на психокоррекционное воздействие живописи на человека, особенно при его активном участии в изобразительной деятельности и создании живописного произведения. Воздействие мелодичной музыки обеспечивает седативный эффект, музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей при восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения (И. М. Гринева). Лечебное воздействие художественного пения, вокалотерапии, характер ее применения в лечебно-оздоровительной практике показаны С. В. Шушарджаном (1994).

    В настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в коррекционной работе:

    психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений),

    психотерапевтическое (связанное с психо-эмоциональной сферой),

    психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции),

    социально-педагогическое (связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве).

    Реализация этих направлений в работе с детьми с проблемами осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые используются в рамках  арттерапии.

    Одними из авторов, занимающиеся вопросами арт-терапии в настоящее время являются Кожохина С.К, Киселева М.В. и Лебедева Л.Д.Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи.

    Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

    Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

    Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

    Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

    Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности.

    В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

    Особый интерес представляет проблема использования арт-терапевтических методов в работе с тревожными детьми.

    Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. (Р.С. Немова).

    Тревожность    -  переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. (А.М. Прихожан).

    Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность - это многозначный психологический термин, который описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека.

    Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни зна-комства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожнос¬тью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на занятиях, на ули¬це), в общении с другими детьми. (Приложение 5).

    Портрет тревожного ребенка (32). «В группу детского сада  входит ребенок. Он напряжен. Он вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе нема¬ло, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категори¬ями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе» (32). Их отличает чрезмерное беспокойство, при¬чем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опа¬саются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощре¬ния, одобрения взрослых во всех делах.

    Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное серд-цебиение.

    Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями  и, как правило, занимает достаточно длительное время. (32)

    Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

    1.        Повышение самооценки.

    2.        Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наи¬более волнующих его ситуациях.

    3.        Снятие мышечного напряжения. (Приложение 6)

            Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей. (Приложение 7).

    Проблема повышенного уровня тревожности (одного из показателей эмоционального неблагополучия личности) рассматривается многими известными психологами: А.М. Прихожан, И.В. Вачковым, А.И. Захаровым.

    А. М. Прихожан считает, что высокая тревожность оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эти дети отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

    Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются социальные факторы: родительские отношения (обстановка в семье: неудовлетворение потребности ребенка в любви, неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, завышенные требования к детям); переезд.

    Биологические: серьезные эмоциональные расстройства, физические заболевания;  наследственность у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. (гены, подражание); эмоциональном состояние матери во время беременности, угроза выкидыша, протекание самих родов: осложнения, невозможность родить собственными силами, асфиксия. (Кузьмина М.)

    Психологи считают, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность ещё не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

            Существует ряд методик для выявления тревожности детей.

    (Приложение 10)

    Киселева М.В. в своей книге (15) представила арт-терапевтические технологии в работе с детьми, описала принципы построения арт-терапевтической работы в лечебных и образовательных учреждениях, привела упражнения различной тематики.

    Кожохина С.К. в своей работе (16) предлагает арт-терапевтические формы, для создания условий, при которых осуществляется ряд задач:

    -        осознание наличия разных эмоциональных состояний у детей и умение выражать свои эмоции и чувства;

    -        развитие способности экспериментировать с разными художественными материалами;

    -        умение создавать из обычных предметов, которые нас окружают, произведения искусства;

    -        развитие и укрепление внутреннего «Я» ребенка;

    -        создание внутрисемейных традиций и укрепление семьи;

    -        помощь родителям с «особыми» детьми и детьми с признаками одаренности;

    -        использование" богатейших природных возможностей как развивающей и коррекционной среды;

    -        получение дополнительных сведений о ребенке с помо¬щью простых тестов;

    -        дополнительная возможность развития психологических основ личности;

    -        развитие креативности;

    -        раскрытие важных сенсорных каналов ребенка.

    Исцеление с помощью различных видов искусства еще не всеми родителями взято на вооружение. И очень зря. Удивительно, когда погружаясь в мир созидания и творения красоты, дети не только эмоционально радуются, но и стимулируют защитные и восстанавливающие функции организма. Это их гормон радости, поле деятельности, проносящее видимые результаты. Чтобы начать творить, можно самостоятельно или после консультации со специалистом определиться с видом арт-терапии. Обычно в качестве вспомогательного средства при общей терапии выздоровления рекомендуют следующие упражнения (Приложение 8) и  методы арт-терапии:

    1. Рисование. Карандаши, фломастеры и маркеры подойдут для гиперактивных детей. Акварель, гуашь, акриловые краски — для детей, перенесших стрессы и глубокие психологические травмы.

    2. Работу с различными материалами по лепке (глина, воск, пластилин) и скульптура.

    3. Искусство создания фигур из бумаги (оригами, коллаж).

    4. Музыка, пение, вокал.

    5. Танцы, пластика, художественная гимнастика.

    6. Кино и видео.

    7. Сказкотерапия.

    Необходимо одобрять  ребенка во всех его творческих начинаниях, которые помогают целостному и красивому восприятию этого мира. Для них он яркий, добрый и прекрасный!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)

    Программа дополнительного образования  «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)...

    Презентация на тему «Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей младшего дошкольного возраста»

    Презентация на тему "Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей младшего дошкольного возраста"....

    Интегрированное занятие по развитию речи в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Страна улыбок, планета радости"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6222433","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fi...

    Использование игровых технологий для развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста

    В данной работе представлены отчет для педагогического совета на тему: "Использование игровых технологий для развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста"...

    Развитие формообразующих умений и навыков в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

    В  статье  представлен опыт работы  педагога  по развитию  техники рисования  детей  дошкольного возраста с  различными изобразительными материалами. Опираясь н...

    Педагогические условия использования музыки в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

    Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость развития у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства ...

    Консультация для воспитателей «Использование современных технологий в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

    В современном мире невозможно устоять на месте, необходимо идти в ногу со временем. Изменения, происходящие в данный момент в образовании, предъявляют серьезные требования к педагогическим работникам,...