Главные вкладки

    Использование техники нетрадиционного рисования «Батик» как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
    методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

    Суханова Мария Александровна

    «Батик» - техника росписи по ткани интересна и доступна, но еще недостаточно разработана и востребована в дошкольных образовательных учреждениях с детьми старшего дошкольного возраста. Ознакомление и обучение дошкольников батику, вынесено за рамки занятий и практикуется лишь в кружковой работе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование техники нетрадиционного рисования «Батик» как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

    Автор – Суханова Мария Александровна

    (ГБДОУ Детский сад №35 Красногвардейского района г. Санкт-Петербург)

    В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Данной теме уделяли свое внимание такие ученые как: (Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, Н. П. Саккулина, Т.С. Комарова и др.)  они подчеркивали, что изобразительное творчество в полной мере развивается в дошкольный период. У ребенка появляются не только желание действовать с изобразительными материалами, но и получать определенный результат, выражать свои эмоции и свои чувства в деятельности. Именно потому Сакулина Н.П. рассматривает формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, как непременные составные творчества.

    В последние годы все большей популярностью в дошкольных учреждениях используют нетрадиционные техники и методы рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста. Широкое применение нашли такие виды нетрадиционных техник рисования, как пальцевая, ладонная, смешанная, рисование тычком, набрызгом, кляксография, пластилинография, батик (техника рисования по  ткани), граттаж и др. Достоинством таких  техник  является универсальность их использования. Именно поэтому техники  выполнения интересны, доступны и привлекательны для детей, так как они дают толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы. Они помогают ребенку увидеть и попробовать разнообразные способы передачи изображения, обогащают знания детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения.

    Ознакомившись с программами, по которым работают наши дошкольные учреждения  («От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, «Детство», « Радуга») было выявлено, что ни в одной из образовательных программ нет задачи ознакомления дошкольников с батиком, как техникой  нетрадиционного рисования. «Батик» - техника росписи по ткани интересна и доступна, но еще недостаточно разработана и востребована в дошкольных образовательных учреждениях с детьми старшего дошкольного возраста. Ознакомление и обучение дошкольников батику, вынесено за рамки занятий и практикуется лишь в кружковой работе.

    Таким образом, целью нашей работы было создание совместной образовательной деятельности (серия занятий) на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста с использованием техники нетрадиционного рисования «Батик».

    На основе поставленной цели мы определили задачи нашей работы:

    1. Ознакомление с литературой по вопросам организации и проведения совместной образовательной деятельности и историей возникновения нетрадиционной техникой  «Батик» ;
    2. Организовать педагогическую работу по ознакомлению детей с батиком как видом росписи на ткани, с его видами и техниками;
    3. Разработать и провести серию занятий по батику, направленных на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

    В последние годы проблема изучения техники батик рассматривается такими исследователями как Л. Ковалицкой, Абрамова О.А «Искусство батика для детей 5-7 лет», Давыдов С.Г. « Батик: техника , приемы, изделия», Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Дворкина И.А. « Батик. Горячий, Холодный. Узелковый », Ковалицкая Л.М. «Батик. Методика занятий с детьми 5-6 лет», Кожохина С.К. Данные авторы дают практические рекомендации по организации занятий детей старшего дошкольного возраста на основе использования техники батик.

     «Батик»- это художественная роспись тканей , вид оформления текстильный изделий, который имеет свою историю и корнями уходит в глубокую древность.

    Само слово «Батик»- batik-  имеет индонезийское происхождение. В переводе «ba»- означает хлопчатобумажная ткань, а «tik»- « точка» или «капля». Таким образом, «Батик» означает « рисовать каплями по ткани».

    Батик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок). Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе - с XX века.

    Современные техники росписи по ткани очень разнообразны. «Батик» вобрал в себя особенности и художественные приемы многих разнообразных искусств: акварели, пастели, графики, витража, мозаики.

    Самая древняя техника батика- горячий батик. Техника горячего батика наиболее живописна, но трудоемка и сложна в исполнении. Работа ведется на расплавленным огне воском, парафином или смолой. Их быстро наносят на ткань при помощи специальной кисти из щетины. После готовности работы, воск с поверхности ткани удаляется с помощью горячего утюга и газет. Родиной горячего батика принято считать остров Ява.

    В России позже был изобретен холодный батик, с развитием химической промышленности. При технике холодного батика роль воска выполняют специальные контуры и резервы для батика. Здесь не нужно нагревать вещества, вытравливать воск и снова наносить его, что значительно облегчает технологию росписи по ткани.

    Техника свободной росписи ткани появилась на родине шелка в Китае. В данной росписи нельзя создавать рисунок по готовому шаблону. Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду.

    Узелковый батик. Смысл этой техники прост. Гладкокрашенные ткани имеют одноцветную окраску. Различные цветовые эффекты можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками, получая при этом одно- или многоцветные эффекты на различных типах тканей. Суть этой техники состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно определенной схеме складывают и перевязывают нитями (х/б, шелковыми, льняными).  Очень красиво смотрится в технике узелкового батика платья, скатерти, салфетки.

    Роспись по – сырому является разновидностью свободной росписи. У таких работ необычно красивый эффект плавного перетекания краски из одной в другую.

    Главную роль в искусстве батика играет цвет. Для первого знакомства с огромным и сложным миром цвета важно узнать об основных группах цветов и некоторых закономерностях их взаимодействия. Все многообразие  цветов можно разделить на две большие группы ахроматические и хроматические (от греческого слова «хромое» цвет).

    К группе ахроматических цветов относятся белый, черный и промежуточные между ними чисто-серые цвета, т. е. такие серые, которые не имеют никакого оттенка, никакой примеси (даже самой малой) какого-либо другого цвета. Ахроматические цвета различают между собой только по светлоте.

    Группа хроматических цветов включает в себя все цвета спектра, а также цвета, каких в спектре нет, коричневые, золотистые, терракотовые и т. д. Любой цвет этой группы имеет три основные характеристики: цветовой тон, светлоту и насыщенность.

    Все цвета хроматической группы различаются между собой, прежде всего по цветовому тону, т.е , по цвету и его оттенку: желтый, красный, зеленый, коричневый, золотистый, желто-зеленый, красно-коричневый и т. д. В пределах одного цветового тона могут быть более темные или светлые цвета, более или менее яркие. Светлота  находится в прямой зависимости от насыщенности: чем цвет насыщеннее, тем он темнее. При подборе цветов важна не только цветовая гамма, но и степень светлоты, в которой взят тот или иной цветовой тон, что зачастую определяет его в данной композиции.

    Композиция - основа росписи, и от того, насколько она будет продумана, зависит конечный результат. Композиция в батике – это закономерности, объясняющие правила построения изображения для тканей. Необходимо продумать цветовое, тоновое, графическое решение при создании композиции. В основе композиции лежат законы целостности восприятия, контрастов форм и цветов, выразительности линий и объемов.

    Таким образом, батик - это особая техника росписи, при которой на ткань сначала наносят рисунок тонким слоем воска, затем покрывают ее краской. В результате окрашиваются непокрытые воском участки. После удаления воска на ткани остается оригинальный, неповторимый рисунок.

    Основная форма обучения детей батику – занятие. Тематический план включает в себя 12 занятий. Мы считаем, что обучение технике батик необходимо выстроить последовательно, с учетом постепенного усложнения техники, сложности заданий.

    Непосредственно образовательную деятельность обучению  технике батика  с детьми проходит в нашем дошкольном учреждении  в качестве кружковой работы, 1 раз в неделю. Исходя из особенностей возраста, количество детей  – не более 10 человек. Хотелось бы отметить, что эффективность работы кружка во многом зависит от творческой работы воспитателя  и от условий, созданных для развития детей.

     В качестве основных этапов обучения техники батик мы выделили:

    - ознакомительный, где будет происходить знакомство с понятием батик, историей его появления и развития, видами батика: холодный батик, узелковый батик, техника сводной росписи, и др.; развивать эмоциональное отношение к искусству росписи по ткани - батик; развивать фантазию, творческую активность; воспитывать интерес к  росписи по ткани. Рассказ, наглядный показ, возможность посмотреть, потрогать, сравнить привлекли интерес детей к батику, обогатили тактильный опыт.

    - основной, будет направлен на овладение детьми старшего дошкольного возраста техникой разных  видов батика. Этот  этап поможет детям овладеть техникой рисования красками, понять свойства изобразительного материала, его выразительные возможности, что в конечном итоге обогатит рисунки детей, позволит получить разнообразные решения одного и того же предмета, явления, будет способствовать развитию детского творчества. На данном этапе дети познакомились с узелковой техникой, применяя ее в работе с тканью и с акриловыми красками по ткани. Дети учились разным способам завязывания ткани узлом, скручивание и завязывание ткани с помощью нити. Ребята в своей работе использовали восковые мелки (используя их в качестве контура), акварельные  и акриловые краски, гуашь,  цветные контуры по ткани, свечи, рамы или пяльцы (для натяжения ткани), поролоновые губки, ватные палочки, кисти , фен  и др.

    - творческий, направленный на поиск вариативных способов создания рисунка на ткани: холодный батик, техника свободной росписи и др., выразительных средств, в передаче образов изображения, прежде всего цветового решения, композиции, создание новых, оригинальных продуктов детской деятельности имеющих практическое назначение (шарфики в подарок мамам). В процессе деятельности прослеживается самостоятельность, т.е. детям необходима лишь незначительная помощь педагога. Ребята научились приему цветового контраста, получили возможность в полной мере проявить свою творческую фантазию.

    Таким образом, подводя итоги, нужно отметить, что дети старшего дошкольного возраста успешно могут овладеть техникой батик, а именно, холодный батик, свободная роспись, узелковый батик. Начиная с работы по ознакомлению с техникой батик как искусство, дети были увлечены рассказом о его возникновении, видах, что можно создать уникальный, фантастический подарок своим близким. В процессе проведения занятий, отмечена большая заинтересованность детьми данным средством изобразительного творчества, как новым видом деятельности, а возможность самостоятельно создавать вариативные продукты деятельности способствовала развитию творчества детей.

    Список литературы:

    1.Аверьянов А.П., Гушина Л.В. // мастерилка Батик. – М., - 2000

    2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 1999. - 313 с.

    3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Спб.: Союз, 1997. - 222 с.

    4. Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н.В. Занкова//Н. ш.№4 2003.

    5. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1996. - 345 с.

    6. Давыдов С.Г. «Батик. Энциклопедия. Техника, приемы, изделия»   АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005

    7. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикой: учебник / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2004. - 200 с.

    Электронные ресурсы

    http//www/ lib/ ru/ - Электронная библиотека.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой

    Проблема воспитания творческой личности актуальна во все времена, так как процесс определяют творческие люди, умеющие действовать не только по стереотипу, а находить нестандартные решения ситуаций, пр...

    Методическая разработка "Нетрадиционные способы изображения, как средство развития художественного творчество детей старшего дошкольного возраста"

    Нетрадиционные способы рисования занимают важное место в обучении детей изобразительному искусству, так как воспитывают их нравственно, формируют эстетический вкус, оказывают огромное влияние на разви...

    Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на основе регионального искусства

    В материале представлена система работы по приобщению  детей старшего дошкольного возраста к искусству Урала....

    Проект «Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликационного кино »

      Мы живем в современном мире, где нас всюду окружают инновационные технологии. Мы постоянно сталкиваемся с мультимедийными объектами- большую часть из которых занимает телевизионная систе...

    Презентация «Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликационного кино»

    Мы живем в современном мире, где нас всюду окружают инновационные технологии. Мы постоянно сталкиваемся с мультимедийными объектами - большую часть из которых занимает телевизионная система. Дети в до...

    Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

    В данной статье рассмотрены нетрадиционные техники рисования, как средство развития изобразительного творчества. В ней предоставлены определения, что такое нетрадиционное рисование, какие виды этого р...

    Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в пейзажном рисовании

    В дошкольном возрасте не хватает жизненного опыта и словарного запаса, умения формулировать и определять своё отношение к миру. Сложно адекватно  выразить чувства и эмоции в вербальной форме, а т...