Главные вкладки

    Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
    статья по рисованию (старшая группа)

    Александра Орлова

    В данной статье рассмотрены нетрадиционные техники рисования, как средство развития изобразительного творчества. В ней предоставлены определения, что такое нетрадиционное рисование, какие виды этого рисования существуют и как они влияют на развитие изобразительного творчество ребенка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

    Традиционные техники рисования:

    Карандаш. Графитный карандаш – самый доступный художественный инструмент, отлично подходящий для новичков. Он может использоваться как для рисования несложных набросков, так и для выполнения завершенных работ.

    Уголь. Очень мягкий материал, изготавливающийся из обожженных веток или прессованного угольного порошка с растительным клеем. Рисунки, выполненные углем, нуждаются в закреплении специальным фиксатором.

    Пастель. Этот материал представляет собой мягкие сухие мелки различных цветов. Пастельные рисунки можно выполнять штрихами в один слой или в несколько слоев с растушевкой.

    Акварель. В акварели одновременно сочетаются особенности графики (существенная роль бумаги в формировании изображения) и живописи (построение формы цветом, богатый тон). Существует несколько техник рисования акварелью – по сухому и по сырому. В первом случае используется сухая бумага, и каждый слой краски просушивается перед нанесением следующего, а во втором – бумага смачивается пред началом работы.

    Термин «нетрадиционный» (по определению Шадрикова В. Д.) подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными (в пер. с лат. traditio - привычный) в педагогической практике образовательных учреждений.

    В дошкольных образовательных учреждениях педагоги  всё чаще обращаются к нетрадиционным техникам в изобразительной деятельности. По мнению Лыковой И. А. они способствуют осмысленной, в конечном счёте одухотворённой моторике.  Одухотворённые орудийные действия ребёнка являются ведущим механизмом поиска, воплощения и передачи смысла через образ, а значит – и способом построения и реализации замысла рисунка, а для того чтобы замысел воплотить необходимо разнообразие техник, материалов.

    Ознакомление с нетрадиционными техниками рисования выступает как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

    В любом возрасте каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

    В процессе развития изобразительного творчества у детей главное научить их эмоционально- образному восприятию произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, сформировать интересы, предпочтения. В то же время важно учитывать и процесс овладения детьми изобразительными умениям навыками, способность самостоятельно их использовать. Всем этим ребенок овладевает, если ему дают право выбора, экспериментирования.

    Авторы многих программ по изобразительной деятельности дают рекомендации как использовать нетрадиционные техники. Нам наиболее близка программа Лыковой И.А. «Цветные ладошки», в которой она делает акцент на том, что  работу с использованием нетрадиционных техник следует начинать с младшей группы по принципу "от простого к сложному". Основные техники, используемые в этом возрасте: рисование пальчиками, ладошками, рисование тычками из поролона, ватными палочками, печатание листьями.

    Потребность  в  рисовании  заложена  у  детей  на  генетическом  уровне. Копируя  окружающий  мир,  они  изучают  его. Дети  рисуют  всё,  что  видят,  знают,  слышат.  Рисуют  даже  запахи.        

    Традиционных  подходов  часто   недостаточно  для   развития  творчества  у  современных  детей.  В  последнее время  появились  новые  программы,  технологии,  которые  позволяют  сделать  процесс  изобразительного  творчества  более  интересным,  более  продуктивным. Рисование  необычными  материалами  позволяет  детям  ощутить  незабываемые  положительные  эмоции,  реализовать свой  творческий  потенциал.  А  эмоции,  как  известно – это  и  процесс, и  результат  практической  деятельности, прежде  всего  художественного  творчества. По  эмоциям  можно  судить о том, что  в  данный момент  радует,  интересует,  огорчает,  волнует  ребёнка,  что  в  свою  очередь  характеризует  его  сущность,  характер,  индивидуальность.

    Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах, их использовании, о материалах, их свойствах, способах применения. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т.д. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, верёвок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).

    Никитина А. В. говорит о том, что при непосредственном контакте пальцев рук с красками дети познают её свойства (густоту, твёрдость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.

    Нетрадиционные техники рисования, по мнению Давыдовой Н.Г., требуют соблюдения определённой последовательности производимых действий. Дошкольники учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребёнка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

    Многие педагоги отмечают, что проведение занятий с использованием нетрадиционных техник  изобразительной деятельности способствует:

    • Снятию детских страхов;
    • Развитию уверенности в своих силах;
    • Развитию пространственного мышления;
    • Учит детей свободно выражать свой замысел;
    • Побуждению детей к творческому поиску и решению;
    • Учит детей работать с разнообразным материалом;
    • Развитию чувств композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия;  чувство фактурности и объёмности;
    • Развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
    • Развитию творческих способностей, воображения и  полёта фантазии.
    • Развитию внимания и усидчивости;
    • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
    • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

    При разработке программы необходимо учитывать возрастные особенности в рамках дошкольного периода.

    В старшей группе (5-6 лет) у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета.

    Подготовительная к школе группа (6-7 лет) – ключевой возраст в развитии воображения. Целенаправленное развитие механизмов творческого воображения существенно влияет на способность детей к адекватному эмоциональному реагированию, на умение различать эмоциональные состояния по внешним проявлениям. У старших дошкольников уже формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. Как важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все.

    Таким образом, творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

    Существует необходимость включения в содержание образования наряду со знаниями и умениями опыт творческой деятельности и утверждал, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.

    Можно определить черты творческой деятельности:

    - Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

    - Видение новой функции предмета;

    - Видение проблемы в стандартной ситуации;

    - Видение структуры объекта;

    - Способность к альтернативным решениям;

    - Комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми предпосылками к творчеству могут быть умение человека нестандартно мыслить, находить оригинальные решения, способность к воображению;

    - Умение видеть внутренние связи между различными явлениями, событиями; способность не только решать конкретные задачи, но и умение прогнозировать перспективу развития идей для будущего.

    Вывод:

    Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станет развиваться детское изобразительное творчество.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТ «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

                Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной д...

    Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Формирование творческой личности – одна из  важных задач педагогической практики и теории на современном этапе. Проблема развития творческих способностей вызывала  большое  вниман...

    План работы по самообразованию. 2018-2019 год Художественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста».

    План работы по самообразованию.  2018-2019 годХудожественно-эстетическое развитие: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста...

    Проект Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Этот материал может быть использован педагогами для работы с детьми, родителями, а также с педагогами....

    Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

      Актуальность темы: заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприят...

    Проект "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

    Проект "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"...