Главные вкладки

    Проект: "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
    проект по рисованию (старшая группа) на тему

    Герасимова Валентина Аркадьевна

    Проект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_risovanie.docx749.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное автономное профессиональное

    образовательное

    учреждение города Москвы

    «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

    (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

    Проект в старшей группе:

    «Нетрадиционные техники рисования как средство развития

    творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Автор: воспитатель СП – 10

     Герасимова Валентина Аркадьевна

    Москва 2017г.

    Проект в старшей группе

    «Нетрадиционные техники рисования как средство развития

    творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

    Актуальность темы.

        Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

    Цели:

       Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

    Выявление и развитие творческих способностей у детей старшей группы путем проведения занимательных занятий рисования красками. 

    Задачи:

    Для детей:

    1.Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования.

    2.Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость.

    3. Расширять возможности использования нетрадиционных техник рисования.

    4.Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

    5.Совершенствать навыки свободного  эксперементированния с изобразительными материалами.

    Для педагогов:

    1.Подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу.

    2.Отобрать критерии и показатели оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества.

    3.Разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности по рисованию с применением нетрадиционных техник рисования.

    4.Разработать и реализовать краткосрочный проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    5.Создать предметно-развивающую среду для реализации проекта.

    Для родителей:

    1.Ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путём совместного участия.

    2.Дать родителям знания о видах нетрадиционных техник рисования через папки-передвижки.

    Продолжительность проекта: краткосрочный. Срок реализации: 01.09.2017-29.12.2017.

    Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

    Формы проведения

    1. Рисование с применением различных нетрадиционных техник:  ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, «рисование» цветными ниточками, экспериментирование.

    2. Выставки детских работ по каждой технике.

    Методические рекомендации

    Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы.

    С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

    Техническое оснащение

    1. Листы бумаги.                                                                                                      2. Гуашь.                                                                                                                   3. Трафареты.                                                                                                           4. Кисточки с коротким ворсом (тычки).                                                             5. Тампоны.                                                                                                               6. Нитки.                                                                                                                   7. Щетки и стеки.                                                                                                     8. Крупа.                                                                                                                    9. Ватные палочки.                                                                                                10. Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья).

    Работа с детьми по проекту

    I этап — подготовительный

    Цель: создать развивающую среду и соответствующую материальную базу. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.

    II этап — основной

    Цель: развивать художественно-творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий.

    В ходе занятий используются следующие методы и приемы: беседа, показ технических приемов, объяснение, указание, напоминание, поощрение, анализ, игровые методы.

    На занятиях используются нетрадиционное оборудование, иллюстративный материал, музыка.

    Ill этап — творческий

    Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.

    На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.

    Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования с детьми 5-6 лет.

    1. Печать от руки

    Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

    20171107_231737.jpg

    2. Использование печатки

    Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.

    3. Монотипия.

    Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

    4. Рисование по трафарету тампоном.

    Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

    5. Рисование методом тычка.

    Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

    6. Кляксография.

    В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисованиясначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.

    7. Набрызг.

    Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.                                  

    8. Граттаж.

    Ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Граттаж может быть цветным и чёрно – белым, это зависит от того, какая тушь нанесена на лист.

    9. Рисование мыльными пузырями.

    Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикоснуться к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

    10. Рисование мятой бумагой.

    Рисование деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, примакивая, нарисовать крону деревьев. Таким же способом можно нарисовать траву, небо, снег.

    11. Ниткография.

    Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, чтобы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

    12. Пластилинография.

     Создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.

    20171128_092317.jpg20171130_102443.jpg

    13. Отпечаток листьями.  Отпечатки листьев.

    Средства выразительности: фактура, цвет.

    http://leopol-d.ppds5.edumsko.ru/uploads/3000/8614/section/298767/img_4802fd0e73ab.jpg

    Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

    Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

    C:\Users\HP\Desktop\чебукабра\2016-2017\фото\фото зан-е Золотая осень,16\002.JPGC:\Users\HP\Desktop\чебукабра\2016-2017\фото\фото зан-е Золотая осень,16\0030.JPG

    20171212_113409.jpg

    20171212_114958.jpg

     Скатывание бумаги.

    Средства выразительности: фактура, объем.

    http://leopol-d.ppds5.edumsko.ru/uploads/3000/8614/section/298767/img_a08353b498ab.jpg

    Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

    Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

    20171213_163325.jpg

    20171213_160200.jpg

     Оттиск смятой бумагой

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    http://leopol-d.ppds5.edumsko.ru/uploads/3000/8614/section/298767/img_3c507c5113ab.jpg

    Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

    Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

     Рисование по мокрому. 

    Для выполнения работы необходимо смочить лист чис¬той водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы раз¬мытое под дождем или в тумане.

    http://leopol-d.ppds5.edumsko.ru/uploads/3000/8614/section/298767/img_19d425d9c0ab.jpg

    Рисование солью.

    Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. 
    Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, бабочек, птичек, медуз

       Проанализировав и отобрав для работы с детьми те нетрадиционные изобразительные техники, которые наиболее доступны, понятны и интересны ребёнку дошкольнику, разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

       Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.

     

    Результат проекта:

    В ходе проекта детей очень привлекли   нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволило не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствовало развитию творческого воображения.

    В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование нитью, рисование манкой, штампинг, набрызг, монотопия, кляксография, свеча или восковые мелки с акварелью другими. Детям очень понравилось разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают группу

    Литература

    1. Адвыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I. — М.: «Издательство Скрип- торий 2003», 2007.

    2. Адвыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

    Часть II. — М.: «Издательство Скрип- торий 2003», 2007.                              3. Аьченко 0. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

    4. Ковалицкая А. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для педагогов ИЗО / Л. М. Ковалицкая. — М.: АРКТИ, 2008. (Развитие и воспитание).

    5. Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

    6. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

    7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. — СПб.: КАРО, 2008.

    8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у  дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. — СПб.: КАРО, 2007.

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН «Нетрадиционное рисование в старшей группе»

    группа №13 «Чебурашки»                          Воспитатель: Герасимова В.А.

    Месяц

    Тема занятия

    Нетрадиционные техники

    Программное содержание

    Оборудование

    Сентябрь

    Утята в пруду

    Рисование тычком

    Учить рисовать утят, плавающих в воде, совершенствовать технику рисования тычком.

                           

    Альбомный лист, гуашь, кисточки.

    Бабочки, которых я видел летом

    Монотипия

    Закрепить умения использовать технику монотипия, познакомить детей с симметрией, на примере бабочки.

    Силуэты симметричных предметов, листы бумаги, гуашь, кисть

    Октябрь

    Осенний лес

    Отпечаток

    Кто живёт в стеклянном доме?

    Цветной гратаж, восковые мелки+акварель, кляксография с трубочкой

    Закреплять умение рисовать различными техниками (цветной гратаж, восковые мелки+акварель, кляксография с трубочкой)

    Листы бумаги, картон, свеча, мыло, восковые мелки, акварель, кисти, заостренные палочки, трубочки

    Ноябрь

    Цветы для мамы

    Батик (рисование по ткани)

    Познакомить с техникой батик

    Ткань, акварельные краски

    Цветик-семицветик

    Пластилинография

    Познакомить с пластилинографией

    Картон, доска, пластилин, стеки.

    Декабрь

    Животные, которые я сам себе придумал

    Кляксография

    Познакомить с кляксографией, дополнять пятно до образа.

    Листы бумаги, гуашь, восковые мелки.

    Снегопад

    Печать по трафарету, набрызг

    Закреплять умение печатать по трафарету, дополнять рисунок выразительными деталями (рисовать снегопад приёмом набрызг)

    Тонированные листы бумаги, гуашь, кисти, трафареты, зубные щётки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия ...

    "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

    Что такое рисование для малыша.Какие навыки совершенствуются у ребенка в процессе рисования.Какие Формы организации работы с детьми можно использовать.Какие нетрадиционные техники рисования можно испо...

    ПРОЕКТ «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

                Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной д...

    Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Формирование творческой личности – одна из  важных задач педагогической практики и теории на современном этапе. Проблема развития творческих способностей вызывала  большое  вниман...

    Проект Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Этот материал может быть использован педагогами для работы с детьми, родителями, а также с педагогами....

    Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

      Актуальность темы: заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприят...

    Проект "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

    Проект "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"...