Главные вкладки

    Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)
    методическая разработка по рисованию на тему

    Евдокимова Татьяна Владимировна

    Программа дополнительного образования  «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vesyolaya_kistochka.doc121.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа дополнительного образования

    «Веселая кисточка»

    (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)

    «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, но перерабатывает его со связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому».

    Е. А Флерина.

    «Творчество существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создаёт что-то новое»

    Л.С. Выготский.

    « Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев…

    Другими словами – чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

    В. А. Сухомлинский.

    Объяснительная записка.

    Человек – это сложный мир, идей, идеалов, замыслов, чувств, страстей, стремлений и надежд. Каждый человек индивидуален, каждый имеет свой характер, свои наклонности, свои способности.

    Задача воспитателя, педагога – полное развитие личности каждого ребёнка, умелое её формирование на каждом возрастном этапе жизни.

    Изобразительная деятельность - это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего их мира и выражать своё отношение к изображаемому.

    Рисование, лепка, аппликация - очень интересны для детей, увлекательны, но при условии успешного ими овладения. Только в этом случае может быть обеспечено всестороннее развитие ребёнка и исподволь, не искусственно и не под давлением, способствовать подготовке детей к школе.

    Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивают детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое) и позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

    Каждый ребёнок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать своё место и назначение в этом прекрасном мире.

    Цели и задачи обучения.

    Цель программы – развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет, формирование духовного мира, гармоничное развитие личности средствами народного и прикладного и декоративного искусства с учётом их индивидуальных возможностей.

    В связи с этим в группе детей старшего дошкольного возраста становится следующие задачи:

    1. Для формирования умения передавать в рисунке, лепке свои впечатления от окружающей действительности:

    1. Развивать художественное восприятие жизни;
    2. Уточнять представления об окружающем мире;
    3. Вырабатывать умение воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы;
    4. Развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.

    2. Для приобретения изобразительного мастерства:

    1. Развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных цветов, разных оттенков и разный тональности; правильные пропорции предметов;
    2. Научить создавать декоративный узор, учитывая ритм, симметрию, цвет украшаемой формы, традиции художественных промыслов;
    3. Развивать композиционные умение при изображении групп предметов или сюжета.

    3. Для развития технических навыков:

    1. Упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий карандашом и красками;
    2. Развивать способность широкие и тонкие линии;
    3. Закреплять полученные ранее умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипией и т. д.
    4. Обучать технике рисования «по сырому» и т.д.
    5. Развивать умение смешивать краски для получения новых цветов и оттенков;
    6. Помочь освоить технику рисования разнообразными материалами: гуашь, акварель, восковые мелки, простой карандаш, фломастеры, пластилин и технику лепки – из пластилина, глины и т.д.

    4. Для развития эмоциональной отзывчивости к прекрасному:

    1. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
    2. Замечать красивое в окружающем мире и отличать уродливое в окружающем мире;
    3. Знакомить с произведениями мастеров живописи, графики, скульптуры;
    4. Научить различать жанры живописи;
    5. Знакомить со свойствами художественной выразительности и развивать их;
    6. Развивать художественно – эстетический вкус.

    Методы и формы обучения.

    Программа рассчитана на два года обучения. Составлена она на основе работы с дошкольниками

    Программа предусматривает доступные для детей и достаточно разнообразные виды занятий:

    1. Рисование и лепке с натуры (игрушки);
    2. Рисование, аппликация на заданные темы, по представлению, по памяти;
    3. Показ репродукций картин известных художников с беседами, предметы народно-прикладного искусства.

    В качестве учебных пособий на занятиях используется:

    1. Детские работы;
    2. Игрушки;
    3. Открытки, репродукции художественные произведения;
    4. Предметы быта (посуда и т.д.)
    5. Растения (живые цветки, ветки деревьев, фрукты, овощи) и т.д.

    В некоторых случаях занятию по изобразительному искусству должны предшествовать прослушивание или проигрывание сказки или литературных произведений на других занятиях и в свободное от занятий время.

    Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития личности ребёнка, его воображения, способности к изобразительному творчеству и в сохранении интереса к занятиям.

    Учебный план.

     

     №

                   

                                     

                               Темы занятий

    Количество           часов

    1год обучения

    Количество часов

    2год

    обучения

      1.

           Знакомство с искусством

            5

             6

      2.

           Занятия на тему

            31

             30

      3.

    Индивидуальные занятия                   (1ч. в неделю)

           

             36

           

             36

      4.

    Участие в оформлении

    выставки

            4

              4

                                                                Всего:

         

            76

           

              76

    К концу обучения дети должны уметь:

    1. Воспринимать и различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности (цвет, форму, колорит, композицию);
    2. Различать виды изобразительного искусства;
    3. Высказывать простейшие суждения о картинах, предметах народного декоративно-прикладного искусства;
    4. В своей работе использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов;
    5. Передавать в рисунке выразительность образцов, использую форму, линию, композицию, колорит, сочетание различных материалов;
    6. Рисовать по представлению и с натуры;
    7. Располагать изображения на всём листе, на одной линии и на широкой полосе;
    8. Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
    9. Рисовать узоры по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта.

    Учебно-тематический план

    первого года обучения.

      №

             

                Тема занятия

     

       Программное содержание

       1.

     Знакомство с искусством - рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень».

    Познакомить детей с жанром живописи – пейзажем; учить видеть в картине средства выразительности; цвет и форму предметов, особенности композиции; подвести детей к пониманию, что через средства выразительности художник может выразить в картине определённое отношение к картине, помочь увидеть красоту осенней природы, изображённой художником.

       2-3.

    Рисование – «Золотая осень».

    Учить детей отражать в свои впечатления от наблюдения за осенней природой, передавать колорит осени; яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад.

       4.

    Аппликация: «Машины везут урожай.

    Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, вызвать желание трудиться, передавать свои впечатления о труде взрослых, уметь составлять несложный сюжет (вырезать и наклеивать машину из частей, дорисовывать карандашами или фломастерами).

       5.

    Рисование: «Поздняя осень».

    Продолжать развивать у детей умение передавать в рисунке связное содержание; развивать представление о том, что через подбор красок (колорит) можно передать в рисунке определённую погоду и настроение; закреплять умение рисовать акварельными красками.

      6.

    Аппликация: «Осенний ковёр».

    Учить детей украшать узором из осенних ягод и листьев ковёр прямоугольной формы, располагать части узора по углам и в середине прямоугольника, в центре составлять в соответствии с формой изделия (вытянутая), особенно подбирать цвет для элементов узора, закреплять приёмы парного вырезывания.

      7.

    Знакомство с искусством – рассматривание дымковских игрушек.

    Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании; развивать эстетический вкус.

      8-9.

       10.

    Рисование: «Роспись дымковских игрушек».

    Рисование: «Ткань на юбку дымковской кукле».

    Формировать умения составлять узор, используя элементы дымковской росписи. Закреплять полученные ранее приёмы и навыки. Воспитывать эстетические и нравственные чувства. Учить видеть выразительность образов: важность барынь, весёлость водоносок и др.

       11.

    Знакомство с искусством – рассматривание филимоновских игрушек.

    Познакомить детей с одним из видов народно- прикладного искусства – филимоновской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях.

     12-14.

            Рисование: «Роспись филимоновских  игрушек».

    Учить составлять узор, используя элементы филимоновской росписи.

       15.

    Знакомство детей с тремя основными цветами краски.

    Рисование: «Воздушные шары».

    Познакомить детей с 3 основными  цветами (красный, жёлтый, синий), объяснить детям, что остальные цвета получаются путём смешивания красок.

       16.

       17.

    Знакомство с тёплыми и холодными цветами.

    Рисование: «Нарисуй картину холодными цветами».

    Рисование: «Нарисуй картину тёплыми цветами».

    Познакомить детей с понятием: холодный цвет, тёплый цвет. Учить различать их.

       18.

    Смешивание цветов.

    Дидактическая игра: «Какой цвет получиться».

    Познакомить детей с палитрой экспериментировать на палитре для создания новых, других цветов.

       19.

    Рисование: «Кто бывает рыжим».

    Продолжать учить детей пользоваться палитрой. Закрепить умение составлять оранжевый цвет (жёлтый + красный = оранжевый). Закрепить знание детей понятия: рыжий – это оранжевый.

     20-21.

    Составление оттенков.

    Рисование: «Варежки для Снегурочки».

    1 вариант (белый + синий = голубой)

    2 вариант (синий + вода = голубой)

    Продолжать вызывать у детей интерес к смешиванию красок, для получения светлых оттенков. Увлечь детей этим процессом и предоставить возможность поупражняться в получении голубого цвета.

       22

    Знакомство с искусством – рассматривание портретов (в рост, поясной, групповой)

    Формировать представление о портрете, о том, для чего его создают художники, что художник изображает не только внешниё вид конкретного человека, но и его душевное состояние, настроение, что в портрете ничего лишнего не бывает, всё работает на раскрытие образа человека. Познакомить с видами портретов.

        23.

    Дидактическая игра «Какое выражение лица бывает у людей».

    Рисование: «Портрет человека» (поясной).

    Закрепить понятие портрет. Повторить виды портретов. Познакомить с понятием художники – портретисты. Учить правильно, располагать части лица.

        24.

    Рисование простым карандашом: «И весёлое и грустное».

    Учить передавать различное выражение лица (радостное, грустное, злое, испуганное).

        25.

    Рисование простым карандашом: «Мой поэт А.С. Пушкин».

    Вызвать желание нарисовать портрет А.С. Пушкина. Закрепить правильно, рисовать части лица.

       26.

       27.

    Знакомство детей с новым изобразительным материалом – цветной тушью.

    Рисование: «Красивая салфетка».

    Познакомить детей с цветной тушью. Учить детей ею работать на ткани.

       28.

    Дидактическая игра «игра со светом».

    Закрепить представления о зависимости цвета от степени освещённости.

       29.

    «Зелёный цвет – цвет особый».

    Вспомнить название тёплых и холодных цветов. Познакомить детей с составлением холодного и тёплого зелёного цвета. Продолжать учить пользоваться палитрой.

       30.

    Рисование: «Красивые розовые цветы».

    Добиваться того, чтобы дети получали на палитрах разные оттенки розового цвета. Побуждать к изображению цветов доступными ими средствами выразительности.

       31.

             Рисование: «Бабочки» (симметричная монотипия).

    Вызвать у детей интерес к смешиванию красок для получения светлых оттенков цветов. Учить детей использовать в своей работе симметричную монотипию.

       32.

    Знакомство с искусством – рассматривание натюрмортов.

    Познакомить детей с натюрмортом, его содержанием, композицией, подбором цвета в сочетании форм и цвета.

       33.

    Рисование: «Тюльпаны в вазе»

    или

    «Ветки сирени в вазе».

    Продолжать побуждать детей к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные ими средства выразительности (цвет, композиция).

       34.

    Лепка: «Натюрморт из овощей и фруктов»

    (совместная работа двух детей).

    Развивать композиционные умения детей (вылепленных плодов расположенных на тарелке в красивом сочетании по форме, величине и цвету); воспитывать умение совместно выполнять общую работу; учить самостоятельно, определять величину овощей и фруктов с учётом размера тарелки.

       35.

    Рисование: «Нарисуй свой натюрморт».

    Учить детей самостоятельно выполнять задуманную работу.

       36.

    Живопись по-мокрому слою бумаги: «Мой котёнок».

    Познакомить детей с приёмами работы краской по мокрому слою, для создания лёгкости и пушистости шерсти животного.

    Всего: 36 занятий.

    Учебно-тематический план второго года обучения.

        №

         Тема занятий

        Программное содержание

        1.

        2.

    Знакомство с искусством – рассматривание натюрмортов.

    Рисование с натуры «Натюрморт»

    Познакомить детей с жанром живописи–  натюрмортом, рассказать, что содержанием натюрморта является изображение предметов природы и быта; формировать умение воспринимать различные средства выразительности (композиционный центр, расположение других предметов относительно центра, их формы, цвет, колорит, манера исполнения).

        3.

    Лепка: «Натюрморт из овощей и фруктов»

    (коллективная работа).

    Учить детей точно передавать форму, величину фруктов или овощей; формировать умение объединять вместе вылепленные предметы в общую композицию – натюрморт.

        4.

        5.

    Знакомство с искусством – калининские глиняные игрушки.

    Лепка: «Калининские птички».

    Формировать умения передавать выразительные особенности калининских декоративных птиц в их форме, позе и украшениях двухцветными налепами; лепить птицу из целого куска, вытягивая части тела из исходной формы – овоида.

        6.

    Рисование: «Ветки рябины в вазе».

    Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта; развивать стремление детей дополнять свой рисунок – вносить в натюрморт изображение каких – либо небольших предметов и передавать связь с композиционным центром (ваза с ветками) через их расположение, цвет, величину; учить передавать в рисунке характерные особенности рябины (сложный лист); учить новому техническому приёму – двухцветному боковому мазку.

        7.

    Знакомство с искусством – рассматривание гравюр и иллюстраций, выполненных штрихами.

    Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – графикой. Объяснить, чем она отличается от живописи; познакомить с одним из технических приёмов изображения в графике – штриховым рисунком; поупражнять детей в рисовании штрихов разного характера.

        8.

    Рисование: «Ёжик в ельнике»

    (фломастеры + цветные карандаши).

    Развивать умение рисовать штрихами хвою молодой ёлочки – короткими отрывистыми штрихами, иголки ежа – неотрывными штрихами в несколько рядов.

        9.

    Рисование: «Совушка – сова».

    Учить изображать сову штрихами, использовать в рисунке лёгкие, вспомогательные линии для передачи строения птицы, нанесение штрихов разным нажимом карандаша и разного положения глаз (смотрит в сторону или вверх)

       10.

       11.

    Рисование: «Воробышек».

    Рисование: «Стайка воробьёв».

    Формировать у детей представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме, величине частей, сходные по строению; познакомить с штриховыми рисунками птиц, учить передавать в рисунке характерные особенности воробья; развивать умения применять при закрашивании изображения разные приёмы рисования карандашом: тушёвку, штриховку, разный нажим.

       12.

    Рисование: «Сорока оглянулась».

    Продолжать учить детей определять по изображению птиц её характерные особенности, видеть различия; учить изображать новую позу птицы – птица сидящая на ветке с повёрнутой назад головой.

      13.

    Рисование: «Ворона летит».

    Учить детей изображать птицу в полёте; передавать в рисунке характерную окраску вороны: голова, крылья и хвост – чёрные, а тело – серое; располагать летящую птицу по диагонали на листе бумаги.

      14.

    Знакомство с искусством – рассматривание предметов Городецкой росписи.

    Формировать у детей представление, что произведения декоративно – прикладного искусства создаются на основе сложившихся от поколения к поколению; познакомить с характерными особенностями Городецкой росписи (элементы, композиция, цветосочетание).

     15-18.

    Рисование: «Городецкая роспись».

    Показать особенности рисования растительных элементов Городецкой росписи: розана, ромашки, листика, виноград; продолжать формировать умения работать концом кисти; закреплять навыки работы с палитрой.

     19.

     20-23.

    Знакомство с искусством –

         Золотая хохлома.

    Рисование: «Хохломская роспись».

    Познакомить с хохломской росписью; её содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием.

      24.

     25-28.

    Русский народный костюм.

    История русского костюма.

    Рисование: «Оденем Ваню и Маню в русский костюм».

    Познакомить детей с историей русского костюма; показать особенности национального костюма на Руси; расширять знания детей о русской культуре; развивать эстетический вкус, формировать нравственные качества дошкольников.

       29.

       30.

       31.

    Знакомство детей с новым изобразительным материалом

    Рисование: «Рыбки в аквариуме».

    Рисование: Салют»

    Познакомить детей с новым изобразительным материалом – восковыми мелками; учить детей приёмами работы с ними.

    Учить детей смешанной технике рисования – восковые мелки и акварель.

       32.

    33 - 36

    Знакомство с искусством –

           «Голубая Гжель»

    «Рисование элементов гжельской росписи»

    Расширять знание детей об истории гжельского помысла. Воспитывать уважение к народным мастерам. Учить детей выделять характерные особенности его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно- прикладного искусства.

    Расширять знание детей о гжельской росписи. Продолжать воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Закреплять навыки рисования всей кистью, ее концом, без прорисовки узора карандашом. Развивать эстетический вкус. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

    Всего: 36 занятий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Специфика обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы детского сада.

    Статья  о специфике изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в  условиях логопедической группы детского сада....

    Использование арт-терапевтических методов в развитии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Использование арт-терапевтических методов в развитии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста....

    Интегрированное занятие по развитию речи в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Страна улыбок, планета радости"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6222433","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fi...

    Развитие формообразующих умений и навыков в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

    В  статье  представлен опыт работы  педагога  по развитию  техники рисования  детей  дошкольного возраста с  различными изобразительными материалами. Опираясь н...

    Программа организации изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

    В прогамме раскрыты цели, задачи, актуальность программы. Методы и приемы работы по изобразительной деятельности посредством нетрадиционнх техник рисования. Размещено описание используемых техник рисо...

    Консультация: "Развитие творческого начала в художественно-изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста".

    Творческие способности – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукта совершаемой деятельности, тем самым повышая её результати...

    Доклад "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

    Статья на тему "Развитие связной речи и словесного творчества в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста" может быть использована воспитателями при выступлениях на п...