Описание педагогического опыта Тема: «Развитие технического творчества посредством конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста
материал (подготовительная группа)

Мекшун Юлия Александровна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта

Тема: «Развитие технического творчества  посредством конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

        Воспитатель:

Мекшун Ю.А.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет конструирование одной из деятельностей дошкольного возраста, которая должна обеспечиваться специальной педагогической работой со стороны педагога и применением специальных технологий. В теории и практике разработано достаточно видов конструирования из разного материала (по образцу, по схеме, по условиям и т. д.). Однако остро стоит задача не просто формирования конструктивных умений, а развития инженерного мышления, интереса к миру конструирования реальных технических объектов, широкого ознакомления с творческой деятельностью людей в сфере технического творчества и производства. Развитие только конструктивных умений и получение опыта конструирования из различных материалов обеспечивает интеллектуальное и речевое развитие, но не является гарантией того, что у детей будет заложен интерес и уважение к миру технического творчества человека. Вопрос «перевода» конструктивной деятельности в плоскость технического творчества и является предметом нашего опыта работы

Наше увлечение конструированием началось с использования в работе конструкторов ЛЕГО, работе по схемам, по описанию, по условиям. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием самостоятельно играли в конструктор, выполняли постройки разного типа, развертывали на их основе сюжетную игру; конструктивная деятельность организовывалась на основе разработок Л. В. Куцаковой, И. А. Лыковой, Е. В. Фешина, В. А. Кайе.

Наши дети участвовали в городских во II городском техническом форуме «Научно-технический потенциал Копейска». Форум проводился по пяти номинациям «Техсалон»,         «Научный потенциал Копейска»,         «Моя гражданская инициатива»,        «Ландшафтный дизайн»  и соревнования по легоконструированиию.  Воспитанники нашего детского сада приняли участие в номинации I городских соревнованиях по легоконструированию среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Соревнования состоялись 1 февраля  в Станции юных техников.

Участвовали и в городском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я - исследователь».

В нашем общем с детьми увлечении конструированием мы сделали ещё один шаг – наиболее эффективно поможет развить техническое творчество у дошкольников на основе бионического конструирования. Почему именно бионика? Природа может научить человека многому, все организмы на земле совершенны и уникальны, поэтому можно заимствовать у природы технические идеи и использовать их в практической деятельности человека. Живая природа близка и понятна детям.

В процессе конструктивно – модельной деятельности у дошкольников развиваются многие умения и навыки: пространственное и инженерное мышление, конструктивно-модельные способности ребёнка. Ребёнок на практике познаёт не только понятия: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект. Образное мышление: ведь ребёнок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится. Развивается мелкая моторика, глазомер. Всё это крайне важно для дальнейшего развития инженерного мышления. Развиваются творческие способности, фантазия, воображение. Формируются такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

На мой взгляд такой подход позволяет поднять процесс конструирования на новый уровень, решая задачи именного технического творчества и формирования интереса к современным техническим разработкам.

В целях мотивации детей к такой деятельности, в группе создала вместе с родителями  уголок проектно – конструкторской деятельности, так называемое «Конструкторское бюро», где дети могут не только самостоятельно спроектировать, но и реализовать свои замыслы, используя различные материалы для конструирования:

- конструкторы (LEGO, LEGO Education, деревянные, мягкие и др.). Такие конструкторы позволяют детям получить базовые представления о современной науке и технике. В процессе конструирования ребёнок собирает разного рода технику и архитектуру, природный и подручный материалы (перья, шишки, кора деревьев, ветки, солома, ореховая скорлупа, бумага, пластиковые бутылки, пенопласт, резина, коробки, трубочки и др.). В процессе конструирования с такими материалами у ребёнка развивается творческое начало, оригинальность, гибкость, продуктивность мышления, лёгкость ассоциирования, закладываются основы изобретательности.

В зоне познавательно – экспериментальной деятельности «Научной лаборатории» дети имеют возможность в ходе экспериментов с различными материалами (песок, вода, ракушки, земля, глина и др.)  и при помощи лабораторного оборудования, выявить научную полезность своего «изобретения», доказать или опровергнуть своё предположение.

На следующем этапе, для эффективной реализации поставленной цели, разработала проект по развитию технического творчества средствами бионического конструирования.

Например, в процессе реализации проекта «Город на воде» детям была предложена проблемная ситуация по экологии: остров постепенно уходит под воду. Из-за потепления на Земле льды в Антарктиде тают, уровень океана поднимается, и остров становится всё меньше и меньше. Это проблема современного мира является глобальной. Современные архитекторы уже сегодня разрабатывают проекты городов на воде. Мы с ребятами попробовали разработать свой проект «Города на воде».

С помощью презентации мы изучили информацию, как живая природа решает проблему жизни на воде: надводные растения, плавающие птицы, медузы и др. Провели эксперименты с материалами, которые лучше всего держатся на воде. В ходе экспериментов дети выбрали легкие, не тонущие материалы: пластик, пенопласт, перья, воздушные пластиковые шарики. В результате, дети при помощи конструкторов, природного и подручного материалов создали город на воде.

Одной из главных составляющих в работе по развитию творческого конструирования у детей является взаимодействие с родителями, так как ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Общение с родителями строится на основе сотрудничества. Прежде всего, для повышения педагогической компетентности родителей были проведены родительское собрание, мастер – классы в рамках «Фестиваля семьи» по развитию технического творчества,  где родители познакомились с основными понятиями, целями и задачами этого направления, его возможностях и влиянии на развитие ребенка.

Работа по данной теме продолжается, но уже сейчас можно сказать, что внедрение метода бионического конструирования даёт положительные результаты по развитию технического творчества у детей.

Дети проявляют познавательную активность, конструктивно – модельных способностей, они стали более внимательны, инициативны, организованны, приобрели навыки самостоятельного исследовательского поиска решения проблемы, коллективной продуктивной деятельности, демонстрируют способность нестандартно, творчески мыслить, планировать, проектировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца. 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование бионического конструирования в развитии технического творчества у дошкольников сформировало их интерес к науке (бионике), моделированию и конструированию, профессиям архитектора, инженера, конструктора, стимулировало детское научно-техническое творчество, способствовало развитию умения исследовать живую природу с целью использования полученных знаний в конструктивной, практической деятельности. Возможно, эти навыки помогут моим воспитанникам в выборе инженерно – технических профессий в будущем и сегодняшние детские проекты станут завтрашней взрослой реальностью.

В дальнейшем планирую продолжать свою деятельность с детьми в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Развитие технических навыков и умений детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления аппликаций.

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовани...

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста...

"Развитие художественно-конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста элементами дизайна"

Детский дизайн как вид творчества у детей старшего дошкольного возраста.На  современном  этапе,  когда   и  жизнь  и  цивилизация  развиваютсяв быстр...

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста...

ТИКО-моделирование как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста

ТИКО-моделирование как средство формирования навыков конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возрастаАвтор: Пархоменко Лиана СергеевнаОрганизация: МБДОУ д/с 76 «Везелица»Нас...