Главные вкладки

    Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста.
    учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

    Седова Валентина Александровна

    Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Конструирование, как и все виды творческой деятельности, основывается на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно-образовательной работы в группе. Поэтому содержание конструирования тесно связано, прежде всего с разнообразными строениями, которые дети видят ежедневно: ограда детского сада, ворота, беседка, скамейки, лестницы, специальные сооружения для игр – машины, корабли, песочницы, дома, дороги, башни. Поэтому задачами воспитания и обучения является: формирование интереса к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры, дворцы, фермы ).

    С темы здания. Учу видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие  форм, размеров, место положение  частей.

    - Предлагаю детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основании анализа сооружений, предметов.

    - Закрепляю навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, планировать процесс изготовления предмета, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая другу.

    Конструирование из строительного материала. Побуждаю детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта) определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их можно скомбинировать. Продолжаю развивать умение планировать процесс возведения постройки.  Сооружать постройки, объединенные одной темой (улица, машины, дома).

    Конструирование из деталей конструктора. Знакомлю с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учу создавать различные модели  (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по словесной инструкции, по собственному замыслу. Из  деревянного конструктора создаём различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и словесной просьбе воспитателя.

    Работа с бумагой и картоном.- Предлагаю учить складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (буденовка, пилотка, тюбетейка) использовать разные по фактуре бумаги, делать разметки с помощью шаблона, создавать игрушки, забавы.

    - Учить создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета 5 и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов, украшений к празднику. Учить детей создавать объемные игрушки, в технике оригами.

    Работа с тканью. Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом – «вперед иголку». Учить детей делать аппликацию, используя кусочки ткани разной фактуры. Наносить контур мелком и вырезать в соответствии с сюжетом.

    Работа с природными материалами. Учить создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и  создавать общие композиции. В процессе работы развивать фантазию, воображения детей. Учить аккуратно, экономично использовать материалы.

    Первым этапом в моей работе конструированию в подготовительной группе был начальный мониторинг знаний и умений детей. Он выявил проблему: Не все дети умеют сооружать конструкции, затрудняются планировать свой процесс, не конкретно ведут себя по отношению друг к другу, не умеют сооружать постройки, объединенной общей темой.

    Вторым этапом – планирование воспитательно-образовательной работы с детьми для решения выявленной проблемы по конструктированию через совместную работу с детьми, самостоятельную деятельность детей и работу с родителями. Мы с ребятами сначала рассматриваем, а затем конструируем из разного строительного материала жилые дома, школы, театры, дворцы, храмы.

    Мои воспитанники с интересом рассматривают различные виды транспорта и стараются создавать их в конструктивной деятельности.

    В подготовительной группе занятия проводятся 1 раз в неделю. Комплекс занятий состоит из 9 тем: 1) знания; 2) машины; 3) летательные аппараты; 4) роботы; 5) проекты городов; 6) мосты; 7) суда; 8) железная дорога; 9)  творим и мастерим по замыслу.

    На занятиях работу веду не только с иллюстративным материалом, но и чертежами, проводится много игр. Диагностические задания, например: «Подбери детали для машин». Вначале предлагаю детям смоделировать машину по контурной схеме из геометрических фигур, а затем придумать и свою машину. Прошу ребят рассказать о своих конструкциях, их строении, принципах работы. При затруднении даю схему, алгоритм описательного рассказа.

    Я считаю, что конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического воспитания, для овладении трудовыми навыками и умениями. В процессе конструирования я стараюсь развить у ребят образные представления, образное мышление воображения, творчество, фантазию, формирую художественно-творческие конструктивные способности.

    Детей продолжаю учить конструировать не только из конструктора,  но и из бумаги. В подготовительной группе эти занятия имеют большое значение для подготовки детей к школе. Для развития образного мышления учу ребят создавать постройки на основе впечатлений, полученных от прочитанной книги или наблюдении за окружающей жизнью. Я считаю, что связь конструирования с жизнью способствует более глубокому осмыслению и более прочному и  усвоению знаний, умений и навыков.

    В своей работе, например, на прогулке, экскурсии внимание детей направляю на архитектуру здания, сравнения домов, обсуждаем с детьми, какие строительные детали нужны для их постройки. В ИЗО предлагаю тему «Дом, в котором я живу» аппликация, «Улица, на которой находится мой д/с». На занятии по конструировании я разделяю детей на подгруппы, где даю задания построить 2 дома: один высокий, узкий, другой – низкий, длинный. Потом мы с ребятами создаем целый микрорайон  города с продолжением игры. Затем рассматриваем на прогулке транспорт. В своем городе, где обращаю внимание на скорость передвижения, определяют, какие виды транспорта передвигаются быстрее. Прежде чем предлагаю детям приступить к конструированию, рассматриваем образцы: грузовой автомобиль, самосвал, молоковоз и т.д. определить из каких деталей состоит каждая модель машин на иллюстрациях, а затем рассказать, как будут строить машину.

    Для формирования более полного представления у детей о конструкциях я предлагаю детям отгадать загадки по тематике или поиграть в словесную игру «Доскажи словечко».  Хорошим ярким дополнением.  К  рассказам детей является чтение стихотворений, например: Тема: «Транспорт».

    Вот кабина, руль и кузов,

    Кузов нужен ей для грузов

    Заяц в кузове сидит

    На колеса он глядит.

    ***

    Руль, педаль и тормоза,

    И четыре колеса,

    Двигатель, багажник, шины

    И мотор есть у машины.

    ***

    Под окошком – шум колес

    Во дворе - мусоровоз

    Соберет он разный хлам,

    Чтобы было чисто нам.

    ***

    У меня есть кузов – бочка

    С молочком для сына, дочки.

    Очень схож я с паровозом,

    Но зовусь  …(молоковозом)

    Тема: « Суда»

    Теплоход пропал туманом

    Штормом, солнцем, океаном.

    Мачты тонут облаками,

    Флот синими ветрами,

    Солью палубные доски,

    Глубиною – якоря.

    Макаронами по-флотски

    Пахнет камбуз корабля.

    В. Орлов

    Я  тесно связываю конструирование с игрой, единая тематическая основа позволяет детям продолжать игру в течение нескольких дней, обретая новые сюжетно-игровые элементы. В ходе такой деятельности дети совершенствуют свои постройки и действия с игрушками. Я считаю, очень важно сохранять детские постройки для очередного продолжения игры. В нашей группе мы очень часто устраиваем выставки детских конструктивных работ, что очень радует детей  и их родителей.

    Мама, папа поиграй со мной! Как часто мы слышим эту просьбу от своих детей. Я предлагаю вашему вниманию заняться с детьми конструированием.

    Конструирование представляет собой, познавательную игру, способствующую развитию наглядно-образного мышления, активности мысли, мелкой моторики, представлению о предметах и явлениях окружающего мира, воображения, творческих способностей, игровой деятельности, наглядно действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, комбинаторских способностей, абстрактного мышления, внимания, пространственного ориентирования, сенсорной координации.

    Собрав несколько моделей по фотографиям, ваш ребенок получит некоторые навыки, затем можно перейти к самостоятельному  конструированию. При сборке моделей советую вам использовать дополнительные материалы: картон, жесть, проволку.

    Желаю успеха в сборке моделей и, надеюсь, что конструирование доставит вам удовольствие.

                                   

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности детей старшего дошкольного возраста....

    Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

    Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:·       Дубининой О.В., ...

    Календарно - тематическое планирование по познавательно - исследовательской и и продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе

    Календарно - тематическое планирование по познавательно - исследовательской и и продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе...

    "Развитие художественно-конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста элементами дизайна"

    Детский дизайн как вид творчества у детей старшего дошкольного возраста.На  современном  этапе,  когда   и  жизнь  и  цивилизация  развиваютсяв быстр...

    Познавательно – исследовательский проект «Мир вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста

    Познавательно – исследовательский проект «Мир вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста...