Программа организации изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему

Вислых Юлия Александровна

В прогамме раскрыты цели, задачи, актуальность программы. Методы и приемы работы по изобразительной деятельности посредством нетрадиционнх техник рисования. Размещено описание используемых техник рисования в программе и дано перспективное планирование работы на год, которое может заменить основную программу работы, либо идти как дополнительная кружковая деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_organizatsii_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 комбинированного вида

Пушкинского района Санкт – Петербурга

Составила воспитатель  1 квалификационой категории Вислых Юлия Александровна

Программа организации изобразительной деятельности

детей старшего дошкольного возраста

посредством нетрадиционных техник рисования

Пояснительная записка.

     В творчестве детей окружающий их мир открывается всякий раз по- разному. Это зависит от внутреннего состояния  маленького художника, от его желаний и ощущений. Дети в большей степени подвержены эмоциям. В их воображении возникают такие образы, которые не поддаются никакому объяснению. Они могут нарисовать красного слоника, желтый дождь, бегущий дом. Нетрадиционные техники рисования творят чудеса. Картинки, выполненные любым или сразу несколькими способами получаются сказочными. Каждый ребенок обладает огромным внутренним потенциалом фантазии. Важно его постоянно пополнять новыми впечатлениями, и, тогда у ребенка будет столько эмоций, что ему захочется поделиться ими с окружающими. Ребенок начинает творить.

     Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста и понимаю, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Я решила использовать  нетрадиционные  способы рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то , что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

            Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

         Использование нетрадиционных техник при обучении детей рисованию способствует развитию:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • изобразительных навыков и умений;
  • наблюдательности, внимания и усидчивости;
  • эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Актуальность программы.

       Актуальность работы продиктована требованиями ФГОС ДО (п.1.6.), т.к. одна из целей стандарта – это создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическое применение.

         Нетрадиционные методы рисования данной программы  можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт  рисования  различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему  рисования.

Цель программы

      Основная цель занятий- развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.  А также развитие мелкой моторики рук, подготовка к письму, обучению в школе.

Задачи программы

  1. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
  2. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
  3. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  4. Развивать творчество, фантазию.
  5. Активизировать детей при выборе тематики.
  6. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
  7. Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
  8. Получить огромное удовольствие от процесса рисования.
  9. Снять усталость, поднять настроение, самооценку.
  10.  Осуществление стимуляции познавательных интересов ребёнка  с помощью использования различных предметов
  11.  Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, наглядно-образного и словесно - логического  мышления.
  12. Воспитание чувства прекрасного, приобщение к природе.

Методические рекомендации

               

     Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Методы и приемы

Словесные методы:

- Беседа, чтение рассказов загадок, художественное слово, использование образцов педагога, физкультминутки.

Информационно – рецептивные методы:

- Рассматривание картин, иллюстраций, наблюдения, экскурсии, образец воспитателя, показ воспитателя, объяснения.

Репродуктивные методы:

- Повтор, работа с эскизами, выполнение формообразующих движений рукой.

Исследовательский метод:

- Направлен не только на самостоятельность, но и на развитие фантазии и творчества. Здесь ребенок выполняет не какую – либо часть, а всю работу.

Формы работы

- Индивидуальная

- Групповая

- Коллективная

Ожидаемые результаты освоения программы.

- Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.

- Устойчивый интерес у дошкольников к нетрадиционным техникам рисования.

- Знание различных способов рисования.

- Умение использовать различные материалы в изобразительной деятельности.

- Умение создавать композицию, подбирая наиболее подходящие изобразительные материалы.

Способы оценивания уровня достижений воспитанников.

- Методика Г.А.Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».

- Диагностика «Изучение рисунков детей».

- Выставки детских работ.

Программное обеспечение.

1. Емельянова Т. «Рисуем животных: от бабочки до динозавра»

2..Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М,   2000.

3.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста-М, Сфера, 2005.

4. Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче.    

Ярославль, 2007.

5.Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать.-М.,Карапуз,!999.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.-М., Карапуз- Дидактика, 2007.

7. Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2 с. 32-38.

8. Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.с. 28-33.

9. Черепковская С.А. Волшебница Монотипия./Ребёнок в детском саду .2008. №5 с. 43-45.

10. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» А.В.Никитиной

11. Интернет – ресурсы

 

Материальное обеспечение.

     Акварельные краски, гуашь, восковые и масляные мелки, свеча, ватные палочки, поролоновые печатки, коктельные трубочки, палочки или старые стержни для процарапывания, матерчатые салфетки, стаканы для воды, подставки под кисти, кисти, акриловые краски, цветные карандаши, пластилин, воск, соль, нитки, цветная бумага, маркеры, цветные мелки, точилки, клеенки, газеты, малярный скотч, простые карандаши, ластик, палитра, клей резных видов, линейки, стиплер, кнопки, бумага разного формата и цвета, пастель,  ванночки с поролоном, ткани и др.

Описание нетрадиционных техник рисования используемых в работе

Печатание картошкой

Из картофеля заготавливаются заранее печатки. Ребёнок прижимает печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки (можно использовать штемпельную подушечку с краской) наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется, и мисочка и печатка для создания большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета краски

Оттиск смятой бумагой, оттиск поролоном и оттиск пенопластом

Способ получения изображения одинаков, что и выше перечисленный. Правило – не используется вода.

Кляксография

Капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Рисование по мокрой бумаге

Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску

Набрызг

 (рисование зубной щёткой). На зубную щётку набирается краска (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивается краска на рисунок. Правило - проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Совет: желательно надеть фартук и застелить стол бумагой (газетой или клеёнкой). Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д.

Граттаж» (гравюра) 

Натирается свечой лист бумаги (лучше картон или плотная бумага). Затем весь лист закрашивается тушью с жидким мылом -  создаётся фон в определённом цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.

Пластилинография

Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.

Тычок (жёсткой полусухой кистью

Используется жёсткая кисть, она опускается в краску, а затем ударяется  по бумаге, держа вертикально. Правило - кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности

Печатание сухими листьями

Используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья  можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи

Обрывание бумаги

Отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок

Печать по трафарету

Поролоновым тампоном при помощи штемпельной подушки с краской наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью.

Ниткография

Техника вкладывания ниток по контуру рисунка на клей.

Нанесение фона с помощью воздушного шарика

На палитру наносится краска двух-трех цветов (по желанию), шарик надуть, чтобы получился маленький шарик, держим за узелок шарик, макаем в краску и наносим на бумагу.

Рисование мыльными пузырями.

Возьмём пластиковые стаканчики, в зависимости от задумки работы .Стаканчики  могут быть разных размеров. В стаканчик наливаем  воды, чуть – чуть шампуня или средства для мытья посуды. Добавляем гуашь. Всё перемешиваем. Опускаем трубочку для сока в стаканчик и начинаем дуть в неё до тех пор, пока над стаканчиком не поднимется мыльная «шапка». Детям привычнее пить   трубочек, поэтому, сначала предложите ребёнку потренироваться пускать пузыри с обычной водой, привычной и безопасной. Берём лист бумаги и прикладываем к стаканчику с мыльными пузырями. Можно так сделать несколько раз, в зависимости от вашего творческого замысла.

Рисование на молоке

Налейте в тарелку молока.  Набирайте пипеткой или шприцом  краску и капайте ею на поверхность белой жидкости в произвольном порядке. Теперь можно взять зубочистку или шпажку и сотворить разноцветные узоры, растягивая и закручивая их так, как захочется. Окуните ватную палочку в жидкое мыло или средство для мытья посуды и коснитесь ей молока. Наблюдайте волшебный танец красок, который способен привести в восторг любого малыша! Чем процент жирности молока больше, тем активнее и длительнее  будут перемещения. Рисованием на молоке можно разнообразить и другими техниками. Узор на молоке можно перенести на бумагу. Коснитесь листом бумаги поверхности молока на пару секунд. Просушите листок. И вот, перед вами рельеф какой-то неизведанной далекой планеты или карта еще неизученной части земного шара. 

Декупаж в детском саду

Нанесение рисунка из салфеток на поверхность его – либо.

Выдувание из трубочки

Смочите лист бумаги чистой водой. Нанесите  желтую краску на сырой фон, затем добавляем оранжевую, красную, синюю,  фиолетовую краски. На  фон внизу рисунка нанесите  темную краску (синюю, коричневую). На высохший фон внизу рисунка нанесите жидко темную краску (сине- зеленую, черную, коричневую) Подуйте из трубочки на краску, но не сверху, а как- будто толкая ее вперед.
Чтобы получить мелкие веточки, трубочкой во время выдувания нужно покачать из стороны в сторону.

Рисование солью

На картоне нарисовать канцелярским клеем любой рисунок (можно распечатать раскраску) Обильно посыпать рисунок солью, стряхнуть излишки, опять посыпать до тех пор, пока клей полностью не будет покрыт солью.

Кисточку с водой макнуть в краску (акварель или разведенную водой гуашь) и прикоснуться к соли. Можно полюбоваться передвижением краски! Взять другую краску, повторить процедуру, наблюдая, как волшебно смешиваются краски.

Сушить рисунок 2 - 3 дня.

Рисование свечой

На альбомном листе карандашом легкими движениями нарисовать понравившийся сюжет (карандаш можно не использовать, рисовать сразу свечой). Свечу предварительно заострить при помощи ножа. Обвести рисунок по контуру свечой. При помощи кисти смачиваем альбомный лист и наносим краски по сырому. (Вместо кисти можно использовать кусочек поролона)

Фроттаж

Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете и затем, перемещаясь не заточенным цветным карандашом по поверхности, вы получаете оттиск, имитирующий основную фактуру.

Рисование на пене для бритья

    Для работы нам понадобились : гуашь, кисточки, линейка , бумага , салфетка и самое главное – это пена для бритья. На обычный лист бумаги нужно выдавить небольшое количество пены для бритья, разравнять линейкой и наносить жидкую гуашь, с помощью пипетки или выдавливать из шприца, заранее задумав рисунок. Затем можно ватными палочками нарисовать рисунок и прижав другой, чистый лист бумаги получить удивительное изображение. Одним движением нужно соскребсти пену линейкой с верхнего листа. Оставить картинку высыхать.

Примерный план изобразительной деятельности

с детьми старшего  дошкольного возраста.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Способ нетрадиционной техники

1

Созрели яблоки на яблоне

1 занятие

сентябрь

Тонированная бумага

Яблоки – печатание картошкой   

2

Корзинка с малинкой

1 занятие

сентябрь

Аппликация скатанными шариками из салфеток, пластилинография

     3

Деревья смотрят в воду  

1 занятие

сентябрь

Рисование по мокрому

     4

«Ежик»

1 занятие

сентябрь

Рисование паролоновым тампоном

     5

Дождик, дождик

1 занятие

Доп. занятие по желанию детей.

Набрызг

     6

2. «У лукоморья дуб зеленый»

1 занятие

Рисование паролоновым тампоном , ствол дерева – ткань – фетр.

 7

Осеннее дерево

1 занятие

1занятие

октябрь

Ниткография

Фон - акварель

    8

Осень в парке

1 занятие

октябрь

Печатание сухими листьями

Коллективная работа

    9

Создание фона

2 занятия

октябрь

Знакомство детей со способами нанесения фона на лист бумаги – набрызг, губка, воздушный шарик, мыльные пузыри

   10

Домик в лесу

2 занятия

октябрь

Ниткография и тычкование салфетками – Коллективная работа

  11

Осенний букет

1 занятие

ноябрь

Отпечаток через трафарет

  12

Любимые герои из мультфильмов

1 занятие

ноябрь

Пластилинография

  13

Веселый щенок

1 занятие

ноябрь

Метод тычка сухой кистью

  14

Робот с планеты Железяка

1 занятие

ноябрь

Штамп ластика

  15

Лебеди на пруду

1 занятие

Доп. занятие по желанию детей

Рисование ладошкой

Дорисовка – гуашь, ткань

  16

Сова

Котик (по выбору детей)

1 занятие

декабрь

Рисование ватой на бархатной бумаге

  17

Экскурсия в зимний лес

1 занятие

декабрь

Коллективная работа.

Создание фона с помощью надувного шарика, изображение зимнего леса с помощью различных материалов: салфетки, пластилин, печатание сухими листьями.

 18

Волшебные Новогодние игрушки

1 занятие

декабрь

Рисование на молоке

19

Новогодняя елочка

1 занятие

декабрь

Печатание через трафарет, украшение елочки с помощью фантиков от конфет, фон - набрызг

20

В гостях у сказки : «Избушка на курьих ножках»

1 занятие

Доп. занятия  по желанию детей

Рваная аппликация – работа в паре

21

Медведь

Белка (по выбору)

1 занятие

Рисование поролоновым тампоном

22

Совушка

1 занятие

январь

Цветное соленое тесто

23

Зимнее дерево

Зимние узоры на окне

1 занятие

1 занятие

январь

январь

Рисование солью

24

Волшебные узоры

1 занятие

январь

Рисование свечой.

25

Зимний лес

2 занятия

январь

Коллективная работа

Выбор детьми способов рисования

26

Пингвины в Антарктике

1 занятие

Доп. занятие по желанию детей

Тычкование салфетками работа по три человека

27

Снегири на ветках

1 занятие

февраль

Работа по три человека – рисование гуашью, аппликация из скатанных шариков из салфеток, ниткография.

28

Черепашка

1 занятие

февраль

Объемная аппликация из смятой бумаги

29

Поздравительная открытка для папы

1 занятие

февраль

Коллаж из открыток

Рамка и фон – набрызг, с помощью воздушного шарика – по выбору ребенка.

30

Елочки в лесу

1 занятие

февраль

Печатание по трафарету

31

Букет в вазе

1 занятие

март

Рисование по мокрому

32

Шкатулка для мамы

2 занятия

март

Соленое тесто

33

Розы

1 занятие

март

Рисование с помощью кочерыжки от китайской капусты, фон по выбору ребенка, дорисовка красками – гуашью.

34

Четыре  времени года

1 занятие

март

Ниткография – рисование деревьев нитками  в разные времена года.

 4 подгруппы

35

Цветы для мамы

1 занятие

Доп. занятие по желанию детей

Рисование в технике «Гратаж»

36

Расписные досочки

1 занятие

Декупаж

37

Птицы прилетели

1 занятие

апрель

Рисование свечой

38

Звездное небо

1 занятие

апрель

Рисование мятой бумагой

39

Мы летим в космос

1 занятие

апрель

Коллективная работа

Тычкование салфетками, фольгой, крепбумагой.

40

Пейзаж

1 занятие

апрель

Выдувание  

41

Чеканки

1 занятие

Доп.занятие по желанию детей

Рисование в технике «фроттаж»

42

Ветки сирени

1 занятие

май

Рисование на пене для бритья

43

Расцветающее дерево

1 занятие

май

Выдувание из трубочек

44

Яблони в цвету

1 занятие

май

Пластилинография

45

Веселый зонтик

1 занятие

май

Тканевые изображения  

46

Одуванчики

1 занятие

Доп.занятия по желанию детей

Кляксография

47

Бабочка

1 занятие

Рисование на влажной бумаге - оттиск



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами

Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...

«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....

«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».

Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования.

Как разные виды деятелности, такие как игры с цветом, лепка и рисование влияют на развите творческого воображения....

КУРСОВАЯ РАБОТА "Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Цель исследования: теоретически обосновать проблему изобразительного творчества и разработать методические рекомендации по развитию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредст...

Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования в условиях ДОУ.

С каждым годом возрастает число детей имеющих недоразвитие мелкой моторики пальцев рук.  Эта  проблема достаточно распространённая. Особенно часто это проблема встречается у детей дошкольног...