Главные вкладки

    Развитие формообразующих умений и навыков в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
    статья по рисованию (старшая группа) по теме

    Сараева Галина Васильевна

    В  статье  представлен опыт работы  педагога  по развитию  техники рисования  детей  дошкольного возраста с  различными изобразительными материалами. Опираясь на  научные  исследования  в  области  развития  детского изобразительного  творчества, автор  раскрывает сущность педагогической работы  по  развитию  формообразующих  движений  у детей  старшего дошкольного  возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_3_0.docx17.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Г.В.Сараева,

    МБДОУ «Детский сад № 74 «Родничок», г.Йошкар-Ола

    G.V.Saraeva,

    MBPEI №74 « Fontanelle », Yoshkar-Ola

    Развитие формообразующих умений и навыков в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

    Development of formative skills in graphic activity of children of the senior preschool age

    Аннотация. В  статье  представлен опыт работы  педагога  по развитию  техники рисования  детей  дошкольного возраста с  различными изобразительными материалами. Опираясь на  научные  исследования  в  области  развития  детского изобразительного  творчества, автор  раскрывает сущность педагогической работы  по  развитию  формообразующих  движений  у детей  старшего дошкольного  возраста.

    Ключевые  слова: Формообразующие  движения, изобразительная деятельность,  «умелость руки».

    Annotation. The article presents the experience of the teacher on development of techniques of drawing preschool children with a variety of art materials. Drawing on research in the field of children's fine art, the author reveals the essence of the pedagogical work for the development of the formative movements in children preschool age.

    Keywords: Massing movements, representational activities, "Skillful hands".

    Рисование – один из самых интересных для детей дошкольного возраста вид изобразительного творчества. Как правило, дети любят рисовать. В рисунке они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в свою очередь, создает условия  для всестороннего воспитания и развития детей.

    Занимаясь рисованием, дети знакомятся с различными материалами, с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают новые навыки работы. Занимаясь продуктивной деятельностью, дети учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль, за своими действиями в процессе выполнения работы.[1,c,84]

    Ученые в области детского изобразительного творчества указывают на необходимость овладения детьми техникой рисования для развития у них способности к изображению. Способность детей к созданию рисунка формируется в деятельности, которая включает в себя следующие компоненты: знания, умения, навыки, творчество. Совокупность всех этих компонентов деятельности и обеспечивает формирование у детей способностей к изобразительной деятельности. [1,c,85]

    Большую роль в формировании у детей способностей к рисованию играют технические навыки, которые представляют собой один из важнейших компонентов изобразительной деятельности. Так называемая «умелость руки» формируется у ребенка только в процессе организованной образовательной деятельности и представляет собой овладение детьми мелкими и дифференцированными движениями кисти рук и пальцев.

           Обучение детей техническим навыкам и умениям рисования будет успешным лишь тогда, если педагог будет опираться в своей работе на физиологические и психологические особенности детей. Развитие движение руки во многом зависит от овладения им орудиями и инструментами. Только в процессе самой деятельности при систематическом обучении и постоянных упражнений ребенок овладевает изобразительными навыками. Точная координация руки ребенка помогает ему в овладении карандашом, кисточкой. Восприятие ребенком движения приводит к образованию у него представлений о нем. Показ педагогом формообразующего движения какого-либо технического приема очень важен, так как именно он кладет начало изображению. Накопление ребенком опыта приводит к тому, что рисовальные движения становятся более свободными, уверенными, произвольными. При достаточном развитии движения рук ребенка, выработке правильных технических навыков, он сумеет правильно изобразить предмет.[1,c,86]

    Под руководством педагога у детей формируются обобщенные представления движений, которые дают возможность ребенку перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира. Ребенок начинает использовать сформированные у него изобразительные навыки в самостоятельной деятельности: создавая рисунок, он не ждет показа и объяснения педагога. Навык возникает у ребенка как сознательно автоматизируемое действие, а затем как автоматизированный способ выполнения действия. При этом сознательный контроль остается при любой степени автоматизации, и зависит не только от степени отработанности навыка, но и от его сложности. Так, например, навык правильного владения ребенком инструментом требует меньшего зрительного контроля, чем движения связанные с передачей пространственных свойств предметов: правильное положение кисти при рисовании широких и тонких линий. Навыки отрабатываются в результате многократного повторения одних и тех же действий пока не доходят до автоматизма. Для создания изображения нужен не только навык, но и определенные знания. Использование ребенком навыком и знаний для решения разнообразных практических задач, говорит о формировании у него умения. Умения могут быть приобретены ребенком только тогда, когда отработаны входящие в них навыки и усвоенные знания о материалах и инструментах, используемых в рисовании: умение свободно владеть карандашом и кистью, при различных приемах рисования, умения регулировать движения в соответствии задачам изображения, умения изменять направления движения.

    В старшем дошкольном возрасте интерес детей к изобразительной деятельности все более развивается. Обогащается сенсорный опыт, развиваются органы восприятия. Дети приобщаются к изобразительному искусству[2,c,23]. Расширяются представления о книжной графике и ее выразительных средствах. Все это дает возможность использовать с детьми новый изобразительный материал – пастель, угольный карандаш, масляные карандаши. Знакомство с угольным карандашом начинается с ознакомления с его историей, выразительными возможностями, а также с правилами обращения с ним, так как угольный карандаш хрупок. Угольный карандаш выглядит как обыкновенный черный (цветной) карандаш. Он позволяет получить более широкую линию матового бархатистого черного цвета, поэтому нужно учить детей рисовать им легко, без сильного нажима.

      Дети учатся разным способам рисования угольным карандашом: концом карандаша и боковой стороной для достижения большей выразительности рисунка. С помощью полученных знаний дети смогут создавать творческий продукт в самостоятельной деятельности на темы: «Пушистые и колючие животные», «Ночное небо», «Ночной город», «Космос», «К нам зима шагает быстрыми шагами», «Портрет солнышка», «Палитра осени», «На заборе, на крылечке все блестит и все бело», «Идет волшебница зима» и др. Рисунки детей по существу становятся графическими рассказами.

    Для рисования детям можно давать и пастель – короткие палочки мягких тонов 24 и более цветов (в коробке). Пастель позволяет передавать мягкие переходы оттенков разных цветов. Но это очень хрупкий, сыпучий материал, требующий легкости и известной осторожности в работе, свободного владения своей рукой, умения регулировать рисовальные движения по силе. Поэтому пастель следует использовать лишь в подготовительной группе, когда дети освоят способы работы с цветными восковыми и масляными карандашами.

    В  дошкольном возрасте  важно не  упустить время для  развития  творческих способностей. А для этого надо ставить перед детьми новые, более интересные для них задачи, когда необходимо что-то преодолеть, что-то решать смело, и главное, откровенно. Только свобода мысли и чувства рождает творчество. Дать ребенку возможность, как художнику, совершать открытие собственного восприятия мира, открывать гармонию формы и ее выразительные возможности – вот задачи, которые мы пытаемся решить в своей работе с детьми.

     

    Литература:

    1.        Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144с.

    2.        Дитмар Н.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!. – Москва: Просвещение, 1993. – 96с.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)

    Программа дополнительного образования  «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)...

    Использование арт-терапевтических методов в развитии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Использование арт-терапевтических методов в развитии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста....

    Интегрированное занятие по развитию речи в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Страна улыбок, планета радости"

    [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6222433","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fi...

    СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЛИЯЮЩИХ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Среди значимых для человека ценностей, одно из ведущих мест занимает здоровье.       На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоро...

    Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

    Методическая разработка по развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности  детей 5-7 лет на тему "Выращивание плесени"....

    Консультация: "Развитие творческого начала в художественно-изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста".

    Творческие способности – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукта совершаемой деятельности, тем самым повышая её результати...

    Система по развитию навыков и умений изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

    При обучении детей различным способам рисования нужно работать по принципу от простого к сложному, поэтому уровень развития детей по изобразительной деятельности зависит от возрастных и индивидуальных...