Система по развитию навыков и умений изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

При обучении детей различным способам рисования нужно работать по принципу от простого к сложному, поэтому уровень развития детей по изобразительной деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. В нашем учреждении работа по рисованию простроена по методике И.А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_po_izo.docx53.73 КБ

Предварительный просмотр:

Система по развитию навыков и умений изобразительной деятельности  детей старшего дошкольного возраста

Месяц

Тема недели

Тема НОД

Задачи

Методы и приемы

1.

«Наш детский сад. Встреча после лета».

Диагностика

2.

«Наш детский сад. Мы группа».

Диагностика

3.

 «Радость послушания»

Занятие №1

«Любимая сказка»

Учить воспитанников рисовать понравившийся сюжет  из сказок «Гуси –лебеди» и «Аленький цветочек».  Выделять в рисунке главные и второстепенные детали. Развивать чувство композиции и цвета. Во время изображения предметов соблюдать пропорции. Воспитывать старание и усидчивость

Сюжетные картинки по сказке «Гуси–лебеди».

Схема рисования лебедя, деревьев.

Чтение сказки «Гуси-лебеди», «Аленький цветочек», просмотр сказок «Гуси-лебеди» и «Аленький цветочек».

4.

«Жизнь людей в деревне. Урожай».

Занятие №2

«Загадки с грядки» -

 стр.99

Лыкова стр.46

Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах.

Схема рисования овощей.

Сюжетные картинки овощи в корзине, на дереве, на прилавке в магазине.

Загадывание и отгадывание загадок, рассматривание муляжей овощей, беседа об овощах как огородной культуре, чтение рассказов: Н Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», стихотворение Ю. Тувим «Овощи», русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки», дидактическая игра  «Загадки «Что растёт на грядке?»

5.

«Жизнь людей в деревне. Ферма».

Занятие №3

«Нарядные лошадки»

Стр.129

Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок - украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками - рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Беседа о дымковских игрушках, рассматривание альбома о дымковских игрушках, игрушки дымковская лошадка, разучивание потешек и стихов.Шаблон дымковской лошадки.

Схема рисования дымковского узора.

Дид.игра «Расписные лошадки», «Найди поле для лошадки».

6.

 «Жизнь людей и природа в городе».

Занятие №4

«Деревья в нашем парке» Стр.57

Лыкова стр. 34

Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, ива, осина), цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения.

Схема рисования деревьев (береза, дуб, ива, осина).

Способы рисования деревьев: ватными палочками, скомканная фольга, отпечатки пальчиков,«примакивание» кисточкой, строительная кисть, губка, полиэтиленовый пакет, разбрызгивание краски.

Беседы об осени; рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, репродукции картин И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, А. Васильева чтение художественных произведений; слушание музыки об осени.

Экскурсия по территории детского сада, рассматривание деревьев.

Дид.игра «С какого дерева листочек».«Собери картинку». «Четвертый лишний». «Разрезные картинки» (деревья), «Отгадай растение». «Назови части дерева».

7.

«С Днем рождения, любимый город»

Занятие №5

«Мой любимый город»

Учить детей рисовать дома, улицы, машины, деревья передавать характерные особенности строения ствола, панорамы города, ритмично располагая дома рядом. Формировать композиционные умения –ритмично размещать машины, показывая направление движения. Развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Схемы рисования дома, улицы, машины, деревья.

Сюжетные картинки улицы с домами и машинами.

Беседа на тему история родного города.

Экскурсия по достопримечательностям родного города.

Чтение стихов о родном городе, произведений местных поэтов и писателей.

Дид.игра «Путешествие по городу», «Кто больше знает о городе?».

8.

 «Золотая осень.

 Дождливая осень»

Занятие №6

«Краски осени. Осенние листья» -рисование с натуры. Стр.142

Лыкова стр.52

НА ВЫБОР

 («Чудесные превращения  кляксы» - («кляксография») стр. 165 Лыкова стр.82)

Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита).  Познакомить с новым способом получения изображения - наносить краску на листья, стараясь передавать окраску, и "печатать" ими на бумаге. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать творческие проявления.

Листья деревьев.

Наблюдение листопада на прогулке. Рассматривание и сбор осенних листьев красивой формы и окраски. Дид.игра «С какого дерева листок?».

Чтение рассказа «Лес осенью» И. С. Соколова-Микитова, стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья».

Беседа о приметах осени.

Рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы.

 Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение.

Рассматривание изображений, рисунков в технике «кляксографии». Показ воспитателем способов создания кляксы с использованием кисточки, губки, тряпочкой, комочком бумаги, смоченными краской.

9.

«Лес в жизни человека и животных»

Занятие №7

«Зайчишки – трусишка и храбришка» - (сюжетное). стр. 190

Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев.

Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами.

Познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами.  Развивать композиционные умения.

Схема рисования зайца.

Чтение «Сказки про храброго зайца…» Д. Н. Мамина-Сибиряка и русской народной сказки «Заяц-хваста».

Рассматривание книг, иллюстрированных И. Я. Билибиным, Ю. А. Васнецовым, А. М. Елисеевым, В. М.

Тактильное обследование игрушечных зайцев (из резины, дерева, керамики, фарфора). Составление описательного рассказа о зайце.

10.

«Лес в жизни человека и животные» (продолжение).

Занятие №8

«Лиса – кумушка и лисонька – голубушка» - (сюжетное). стр.200

Лыкова стр. 76

Продолжать учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения.

Схема рисования лисы.

Чтение русских народных сказок с рассматриванием иллюстраций в книжках « Лисичка – сестричка и серый волк», « Снегурушка и лиса».

11.

 «Кто во что одет»

Занятие №9

«Расписные ткани» - декоративное, стр. 219

Лыкова стр.86

Учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя все пространство листа бумаги (рисовать «ткань»). Учить находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; использовать в своем творчестве элементы декоративно - прикладного искусства (растительные, зооморфные, геометрические).

Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях).

Силуэты разной одежды.

Различные варианты узоров (тани) -  в горошек, в цветочек, в клеточку, под «дымку», под «хохлому».

Рассматривание кусочков ткани и разной одежды.

Изготовление  альбома  «Коллекция  тканей».  

Просмотр - видео «Ткацкая фабрика» (ИКТ).

12.

«День Матери»

Занятие №10

«Короны и кокошники» -декоративное с элементами аппликации, стр238

Вызвать интерес к оформлению головных уборов, изготовленных из бумажных цилиндров на занятии по конструированию. Инициировать самостоятельный поиск способов украшения объемных изделий (декоративная роспись и аппликация).

Развивать чувство формы, цвета (подбирать гармоничные цветосочетания) и композиции (строить узор, чередуя декоративные элементы). Воспитывать у детей художественный вкус при создании элементов костюма и театрально-игровых аксессуаров, интерес к творческой работе.

Чтение русских народных сказок/ Рассматривание иллюстраций, знакомство с русским национальным костюмом, головных уборов.

Беседа о назначении и разнообразии головных уборов.

Игра «Укрась короны, кокошник».

Шаблоны – кокошники и короны.

Схема рисования узоров на кокошниках.

13.

«Времена года. Календарь».

Занятие №11

«Наш календарь» с элементами аппликации, стр. 283

Лыкова стр. 108

Учить детей составлять гармоничные цветовые композиции, передавая впечатления о разных временах года. Создавать выразительный образ дерева, в соответствии с сезонными изменениями в природе.

Развивать технику рисования гуашевыми красками: смешивать разные краски, получая «зимние», «весенние», "летние" и "осенние" цвета и оттенки (оттенки - голубой, сиреневый),свободно двигать кистью в разных направлениях, рисовать кончиком кисти и всем ворсом. Вызвать интерес к работе в парк, желание создавать самостоятельный календарь.

Развивать чувство цвета, формы, композиции.

Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».

Беседа о временах года, об истории появления календаря,о праздничных днях календаря.

Дид.игра "Календарь природы".

Рассматривание разных календарей: карманных, настенных, настольных, перекидных.

Рассматривание картин, репродукций, фотографий с изображением природы в разное время года.

Схема рисования деревьев зимние, весенние, летние и осенние.

14

«ХМАО- наш родной округ»

Занятие №12

«Тайга зимой»

Учить изображать деревья зимой. Учить детей рисовать кроны деревьев различными способами :жесткой кистью, мятой бумагой, раздуванием кляксы.

Побуждать воспитанников использовать в рисовании различные техники. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, желание довести начатую работу до конца.

Беседа о времени года - зима;

Рассматривание иллюстраций, репродукций Герасимов Андрей. «Зимний лес. Просека», Грабарь И.Э.«Зимний пейзаж, Панин Сергей. «Русская зима», Зорюков А.В. «Русская зима», Шишкин И.И. «Зима», Васнецов В.М. «Зимний пейзаж».

Чтение стихотворений о зиме.

Наблюдения за деревьями, снегопадом.

Просмотр видеоклипа: «Зимушка – зима».

Схема рисования деревьев различными способами: жесткой кистью, мятой бумагой, раздуванием кляксы.

15

«Новогодний праздник. Елка наряжается»

Занятие № 13

«Волшебные снежинки. Зимнее окошко» - декоративное. Стр300

Лыкова стр. 96

Учить строить круговой из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Учить симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета, учить использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы.

Развивать умение пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Вызвать у детей желание создать коллективную композицию из нарисованных снежинок и вырезанных звездочек для интерьера группы.

Рассматривание кружевных изделий вологодских мастериц.

Наблюдения в природе (снегопад, снежинки);

сравнение кружев с морозными узорами и снежинками.

Схема рисования снежинки.

16.

«Новогодний праздник. Дед Мороз и Санта- Клаус. Рождество»

Каникулы

17,18

 «Новогодний праздник. Коляда».

Занятие № 14

«Весело качусь я под гору в сугроб…»  Лыкова стр. 118

Учить передавать сюжет доступными графическими средствами, показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами: (руки подняты, согнуты, туловище наклонено и пр.). Расширить возможности применения техники обрывной аппликации.

Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами).

Схема рисования человека в разных позах (сидит, катится на лыжах и т. д.)

Наблюдение во время прогулки за играющими и гуляющими детьми.

Беседа о зимних забавах, играх, спортивных занятиях.

Рассматривание иллюстраций на тему «Зимние забавы», «Что мы делали зимой».

Чтение отрывка из рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания».

Дид.игра. «Назови зимнее развлечение».

19.

«Цирк»

Занятие №15

 «Веселый клоун» Стр.346

Лыкова стр. 122

Учить рисовать клоуна с передачей настроения и движения адекватными изобразительными средствами. Показать изобразительно- выразительные средства для отражения в рисунке изменений внешнего вида человека (формы и пропорций тела, жестов и мимики). Вызвать интерес к самостоятельному поиску характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным. Подбирать контрастное цветосочетание в соответствии с содержанием и характером образа.

Беседы о цирке и его артистах, что такое «Цирк»? - были ли вы в цирке? - какие номера вы видели в цирке? чье выступление вам запомнилось? чтение худ. литературы С.Я Маршак «Цирк»

Просмотр мультфильмов о цирке «Приключения Фунтика», «Дамбо»

Беседа о знаменитых клоунах: О. Попов, Ю. Никулин, Ю. Куклачев.

Просмотр презентаций на тему «Костюмы клоунов».

Рассматривание схематических рисунков, передающих разные движения.

Изучение мимики с помощью зеркала.

Д/у «Веселые петрушки», «Наряди клоуна», «Подбери контрастный цвет»

Схема рисования клоуна.

20.

«Зимние игры и соревнования».

Занятие №16

 «Зимние забавы»

Стр.374

Учить передавать сюжет доступными графическими средствами. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия, изменение формы в связи с характером движения (руки подняты, согнуты, туловище наклонено и пр.). Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами). Расширить возможности применения техники обрывной аппликации.

Рассматривание репродукций В. Сурикова «Взятие снежного городка», иллюстраций зимних пейзажей;

дид.игра.лото «Одежда в любую погоду» ;

наблюдения на участке за играми детей;

Беседа о зимних забавах, играх, спортивных занятиях.

Рассматривание пособий «Зима», «Зимние забавы», «Времена года» «Что мы делали зимой».

21.

«Путешествие на Север»

Занятие №17

«Белая береза под моим окном..." (зимний пейзаж), с элементами аппликации. Стр. 383

Лыкова стр.94

Вызвать интерес к созданию выразительного образа по мотивам лирического стихотворения. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей заснеженной кроны (аппликация) и стройного ствола с тонкими гибкими ветками (рисование). Совершенствовать технические умения (работа с кистью): рисовать широкие линии всем ворсом кисти и тонкие - концом. Развивать чувство цвета (находить красивые сочетания цветов и оттенков в зависимости от фона).

Рассматривание деревьев на прогулке, репродукций картин И. Шишкина, И. Левитана, Ф. Васильева, И. Грабаря. Беседа о пейзажах, художниках-пейзажистах. Чтение стихотворения С. Есенина «Белая береза». Схема рисования и способы рисования деревьев. Образцы поэтапного рисования воспитателем картины «Белая береза под моим окном…». Д/и «Из чего состоит пейзаж».

22.

«Путешествие на Юг»

Занятие № 18

«Фантастические цветы» Стр.415

Лыкова стр. 134

Создание условий для свободного экспериментирования с красками путем использованием разных материалов и инструментов.

Закрепить умение создавать абстрактные изображения способом кляксографии.

Развивать творческое воображение, фантазию, чувство цвета.

Беседа «Как оживляли кляксу». Рассматривание изображений, рисунков в технике «кляксографии». Показ воспитателем способов создания кляксы с использованием кисточки, губки, тряпочкой, комочком бумаги, смоченными краской.

23.

«Про храбрых и отважных. Верность родной земле».

Занятие № 19

 «Папин портрет»

Стр.449

Лыкова стр. 138

Учить рисовать мужской портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди). Вызвать интерес к поиску изобразительно- выразительных средств, позволяющих раскрыть образ более полно, точно, индивидуально. Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).

Рассматривание разных портретов, репродукции картин известных художников (В.А. Серова, И.Е. Репина, И.Н. Крамского и др.), фотографий пап или семейных. Чтение сказки Р. Гуишу «Самый лучший папа», стихотворения О. Бондур «А как же иначе», Т. Бокова «У меня есть папа…» и др. Д/и «Найди недостаток в портрете».

Схема рисования мужского портрета. Цветовая модель. Экспериментирование со смешиванием цветов для получения телесного цвета.

24.

 «Кто в море живет, что по морю плывет».

Занятие № 20

«Море волнуется»

Стр.426

Вызвать интерес к созданию образа моря по замыслу; создавать условия для творческого применения освоенных умений; учить договариваться и планировать коллективную работу.

Развивать воображение и чувство композиции.

Просмотр иллюстраций на морскую тему: изображения моря, морских животных, репродукций картин И.К. Айвазовского. Слушание аудиозаписи моря, морского прибоя. Образец рисунка «Море волнуется», схема рисования рыбы, кита, осьминога.

25.

 «Про самых любимых».

Занятие № 21

«Милой мамочки портрет» стр. 463

Лыкова стр. 144

Учить рисовать женский портрет. Инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств для передачи особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (мамы, бабушки, сестры, тети). Продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства (портрет).

Рассматривание разных портретов, репродукции картин известных художников (В.А. Серова, И.Е. Репина, И.Н. Крамского и др.). Чтение рассказа Н. Носова «Самая красивая», стихотворения Г.Р. Лагздынь «Без мамы». Схема рисования женского портрета. Цветовая модель. Экспериментирование со смешиванием цветов для получения телесного цвета. Д/и «Собери портрет».

26.

«Здравствуй солнышко. Весна»

Занятие № 22

«Солнышко, нарядись!». Стр. 507

Лыкова стр. 154

Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно - прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам). Обратить внимание на декоративные элементы (точка, круг, волнистая линия, завиток, листок, трилистник, волна и пр.), объяснить символику. Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии формы, растительные элементы.  Развивать воображение, воспитывать интерес к народному искусству. Учить умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях).

Чтение народных потешек и песенок о солнышке, рассматривание книжных иллюстраций в сборниках песенок, потешек, народных сказок с вариантами изображения солнышка; рассматривание дымковских игрушек, имеющих в своем оформлении солярные знаки; беседа «Солнце - источник жизни на земле», Солнце - образ народного декоративно – прикладного искусства». Цветовые модели «Радуга», «Цветовой круг». Образцы вариантов изображения лучиков солнца. Д/и «Составь узор».

27.

 «Вода и ее свойства»

Занятие № 23

«Водоноски – франтихи» Стр.553

Лыкова стр. 166

Инициировать декоративное оформление вылепленных фигурок - украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами) по мотивам дымковской игрушки. Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия.

Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками - рисовать кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая со всех сторон. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Д/и «Укрась лошадку» (декоративное рисование). Готовые лепные изделия водоноски из глины или теста. Рассматривание дымковских игрушек, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, в том числе и водомерки; обсуждение элементов узора, цветового предпочтения, способов декорирования.

Таблица с элементами дымковской росписи и характерными цветосочетаниями.

Схема последовательности декорирования водоноски.

28.

 «Весна капель. Половодье. Прилет птиц»

Занятие № 24

«Деревья смотрят в воду»

Стр.515

НА ВЫБОР

«Весеннее небо»

Стр.565

Лыкова стр.170

Знакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии, отпечатки). Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширять возможности способа рисования «по мокрому» как выразительно - изобразительного средства в детской живописи.  Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о весне адекватными изобразительными средствами. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, художественных открыток, знакомящих с весенними пейзажами известных художников. Наблюдения на прогулке за деревьями. Экспериментирование с отражением в зеркале. Познакомить с зеркальной симметрией. Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Сияет солнце…», беседа «Дружная весна», показ воспитателем техники рисования «по мокрому». Образец рисунка. Схема рисования дерева. Д/и «Исправь ошибку»

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и другими художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по - мокрому».

Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Наблюдение за небом на прогулке, рассматривание изображений неба на репродукциях картин, открытках. Беседа о том, что такое оттенок, как получить его из насыщенного синего (голубого) цвета. Показ рисования картины «Весеннее небо» воспитателем в технике «по мокрому». Д/и «Найди оттенок».  

29.

 «Камни и их свойства. Жизнь людей и природа в горах».

 

Занятие № 25

«По горам, по долам...»

Стр.613

Учить передавать в рисунке свои представления о природных ландшафтах. Инициировать создание сюжета на фоне горного пейзажа. Показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия. Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами). Расширить возможности применения техники обрывной аппликации из смятой бумаги. Готовить руку к письму (освоение начертательного элемента - завиток или спираль).

Беседа о том, как выглядят горы, что на них растет, кто живет; рассматривание репродукций картин известных художников, иллюстраций, фотографий горных пейзажей. Чтение рассказа Н. И. Сладкого  «В горах». Образец рисунка. Схемы рисования человека, дерева. Образец рисования воспитателем овцы. Д/и «Кто где живет?», «Кто в горах живет?», «Собери картину».

30.

 «Телевидение»

Занятие № 26

«Рыбки в озере» - декоративное с элементами аппликации.

Стр. 645

НА ВЫБОР

«Наша группа» - (оформление журнала). стр.670

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе разными изобразительно - выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению рыбок комбинированной техникой (узор на вырезанном силуэте). Познакомить с нетрадиционной техникой декоративного рисования (отпечатки ватными палочками или пальчиками). Развивать графические навыки и способности к формообразованию. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Чтение стихотворения А. Фета «Рыбка», рассматривание строения рыбы; набросок рыбки карандашом на цветной бумаге, вырезание; декоративное оформление красками приемом «примакивания»; наклеивание получившейся рыбки на лист голубой бумаги; декорирование элементов картины красками или цветной бумагой (камней, водорослей, коралл, мальков)

Презентация с иллюстрациями различных рыб, образец рисования рыбы. Д/и «Назови рыбу», «Кто где живет».

Создать условия для отражения в рисунке впечатлений о жизни детей в своей группе (в детском саду).

Учить рисовать несложные сюжеты, передавая движения, взаимодействия и отношения детей. Развивать чувство композиции.

Вовлекать детей в коллективное обсуждение общего замысла.

Этапы работы: беседа «Что запомнилось в этом году?», просмотр презентации с фотографиями «Лучшие моменты нашей жизни в группе», помощь воспитателя в выборе сюжета, самостоятельное рисование детей. Д/и «Собери сюжет», схема рисования человека в движении, образец воспитателя.

31.

«Добрые друзья. Добрые дела»

Занятие № 27

Учить воспитанников рисовать понравившийся сюжет  из сказки.  Выделять в рисунке главные и второстепенные детали. Развивать чувство композиции и цвета. Во время изображения предметов соблюдать пропорции. Воспитывать старание и усидчивость.

Чтение сказок: «Маша и медведь», «Морозко», «Крошечка - Хаврошечка», «Золушка» и т.п.; беседа и обсуждение поступков героев сказок.

Рассматривание репродукций картин известных художников иллюстраторов русских народных сказок. Схемы рисования животных, человека, дерева. Д/и «Угадай из какой сказки», «Добрый и злой герой сказки»

32.

«Моя страна».

Занятие № 28

«Моя Родина» - по замыслу.

Стр.681

Создать условия для выражения детьми художественно- изобразительными средствами представлений о своей Родине. Учить создавать замысел в соответствии с заданной темой и подбирать способы передачи своего замысла. Развивать чувство композиции, умение рассказать о своем рисунке. Воспитывать чувство гордости за свою «малую Родину».

Чтение рассказов и стихотворения о Родине. Иллюстрации или фотографий с изображением достопримечательностей, улиц города Нефтеюганска; российских деревень, пейзажи. Схемы рисования деревьев, человека, машины. Д/и «Угадай по описанию».

33.

«Моя страна. День Победы»

Занятие № 29

«Праздничный салют»

Учить использовать в рисовании способ нетрадиционного рисования «восковые мелки + акварель». Развивать у воспитанников воображение, творческий подход к выполнению работы. Воспитывать аккуратность, интерес к изобразительной деятельности и освоению новых техник рисования.

Рассматривание фотографий и рисунков салюта, просмотр видео «Рисуем праздничный салют», иллюстраций с изображением салюта, беседа о празднике 9 Мая, чтение стихотворения О. Высотской «Салют»; рассматривание образца рисунка; пояснение и показ воспитателем техники «архитектурного пейзажа». Д/и «Назови праздник».

34.

«Москва – столица».

Занятие № 30

«Московское метро» (мозаика) - декоративное с элементами аппликации. Стр.703

Познакомить детей с декоративной оформительской техникой - мозаикой и вызвать интерес к рисованию в стилистике мозаики. Учить детей составлять многоцветную гармоничную композицию на основе контурного рисунка. Совершенствовать изобразительную технику. Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению интерьеров.

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, художественных открыток для знакомства с техникой витража и мозаики. Беседа о работе художников-декораторов. Три-четыре композиции декоративной техники мозаики. Видео «Московское метро», образец воспитателя. Цветовой круг, шаблоны «черепаха, цветок, улитка».

35.

«Скоро лето»

Занятие № 31

«Радуга – дуга».

Стр. 734

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно - выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению радуги, развивать чувство цвета. Дать элементарные сведения о цветовой гамме. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Модель или иллюстрации с изображением радуги; рассказ воспитателя «Что из себя представляет радуга?»; видео-показ «Рисование радуги»; д/и «Собери радугу»; этапы рисования: определение горизонта, определение расположения радуги в центре листа, начало рисования с верхнего красного цвета, наложение основных цветов для получения новых.  

36.

«Скоро лето»

Занятие № 32

Рисование по замыслу.

Побуждать воспитанников к использованию в рисовании различных материалов, способов изображения и нетрадиционных техник рисования. Развивать умение передавать в рисунке движение и пропорции. Располагать  и изображать предметы, учитывая передний и задний планы. Воспитывать старание.

Чтение стихотворения Я. Акима «Лето», просмотр мультфильма «Дед Мороз и лето» режиссера В. Караваева, рассматривание репродукций картин известных художников, беседа о летних занятиях и развлечениях, рассматривание семейных фотографий летнего отдыха.

Схемы рисования деревьев, человека. Д/и «Когда это бывает?», «Назови летние развлечения».

Использованная литература:

1.Н. Е. Васюкова, Н.М. Родина: «Комплексное планирование образовательной деятельности с детьми 5 – 6 лет».

2. Под редакцией: Л.А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 5 – 6 лет».

3. И.А. Лыкова: «Изобразительная деятельность в детском саду.  Старшая группа» (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс для родителей. Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ.

Образовательная робототехника, способствует формированию не только конструкторских способностей, но и развитию речи детей....

Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности  детей 5-7 лет на тему "Выращивание плесени"....

Буклет для родителей "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста"

Обучение дошкольников грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о к...

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более ин...

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой ...

Консультация для педагогов ДОУ «Формирование изобразительных навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста»

ИЗО деятельность в детском саду открывает перед детьми целый мир, точнее сказать приоткрывает, ребенок в него пока только заглядывает, словно в замочную скважину, но тем интереснее то, что ж...