Виды упражнений на развитие творческих способностей в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста и методика проведения.
методическая разработка (старшая группа)

Вахрамеева Наталья

Виды упражнений на развитие творческих способностей в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста и методика проведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды упражнений на развитие творческих способностей в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста и методика проведения.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Но для того, чтобы сориентироваться, в каких направлениях целесообразнее развивать творчество, нужно выделить его основные виды, затрагивающие определенную сторону творческой деятельности.

Живописно-графическое творчество — процесс создания на плоскости с помощью красящих веществ художественно-выразительных образов.

Конструктивное творчество — сознательный процесс, направленный на

создание из различных материалов субъективно и объективно значимых поделок, в ходе которого ребенок трансформирует накопленный опыт для создания нового конструктивного образа.

Виды конструктивного творчества:

- конструирование;

- аппликация;

- художественный ручной труд.

Пластическое творчество — процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово и т. д.

Виды пластического творчества:

- объемная и рельефная лепка;

- пластилинография;

- бумагопластика;

- папье-маше.

Декоративное творчество — процесс создания различных декоративных образов на основе усвоенных традиций того или иного вида декоративно прикладного искусства и преобразования их в соответствии с замыслом, ситуацией и поставленными задачами.

Виды декоративного творчества:

- декоративное рисование;

- декоративная аппликация;

-декоративная лепка.

Упражнений и игр, которые направлены на развитие творческих способностей дошкольников, существует множество. Для того чтобы занятия давали положительный эффект, достаточно выбрать несколько игр и упражнений, постепенно усложняя и дополняя их. Когда ребенок полностью освоится с предложенными задачами (и наверняка начнет терять к ним интерес), список игр следует сменить, открывая для ребенка новые вершины, к покорению которых нужно будет стремиться. Приложение 1.

Вывод по главе.

Несмотря на то, что творческие способности развиваться во всех видах деятельности, в детском саду наиболее активно и эффективно их развитие идет через художественно - экстатическое развитие. В нашем случае (лепка, рисование, конструирование, аппликация). Хотя учеными доказанно, что такое воздействие возможно даже через развитие математической направленности.

Методика проведения упражнений на развитие творческих способностей в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наиболее близкие и естественные для дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, предметная, изобразительная деятельность. Именно в этих видах деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и способность к логическому мышлению, самоконтролю, творческому воображению. Но даже такое такая творческая деятельность требует методов, приемов и конкретики для освоения педагогом.

1. Метод решения заданий так называемого «открытого типа», предполагающих полную самостоятельность ребенка в выборе им способа решения и выдвижения любых решений. Ребенку предлагается решить задачи, не имеющие однозначного решения и допускающие несколько вариантов правильных ответов. Метод решения «открытых» задач реализуется с помощью использования конкретных приемов: дополнение рисунков, которые уже начаты; конструирование предмета из данных материалов; усовершенствование заданного предмета (изменить игрушку так, чтобы с ней было интересно играть); составление из заданных элементов большого количества предметов; нахождение общего между заданными предметами или явлениями; составление из заданных элементов большого количества предметов; называние всевозможных способов употребления предметов; составление предложений при использовании 2-3 заданных слов; завершение предложения несколькими различными способами; нахождение разных вариантов классификаций наборов предметов, фигур, букв; придумывание возможных вариантов следствий необыкновенных событий; использование предметов в другом качестве.

2. Метод решения изобретательных задач, направленный на стимулирование сообразительности, расшатывание психологической инерции, разрушение стереотипов. Метод решения изобретательных задач реализуется с помощью использования конкретных приемов: мозговой штурм (активизация перебора вариантов для решения проблемы, в ходе которого нет критики идей, а анализ, на основе которого отбираются оригинальные решения); так называемый «стектиш» (объединение разнородных элементов, применение разного вида аналогий – прямых, фантастических, символических, компонентных, функциональных).

Эффективный прием этого метода: технология кейс-иллюстрация (знакомство старших дошкольников с проблемой и выработку своих взглядов на ее решение). Рассматривая иллюстрации, дошкольники обсуждают полученную информацию, принимают решение, рассуждают, предполагают, строят прогноз на основе этого. Кейс-иллюстрация активизирует мысли детей, развивает их воображение, потребности в общении с людьми, воспитывают их чувства. Иллюстрации с продолжением мотивируют интересы детей. Данный прием помогает повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как коммуникабельность, социальная активность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Эффективный путь развития творческих способностей – создание развивающего комплекса упражнений. Особенностью детского творчества является развитие творческих способностей в игре. В процессе игры старший дошкольник моделирует отношения между людьми, предметами, явлениями. Ребенок в игре по-своему преобразует окружающую среду, что является первым шагом к творчеству.

Также весьма полезными для детей станут занятия в театральном кружке, так как театральная деятельность развивает старших дошкольников в различных направлениях. Дети не только учатся исполнять роли, участвовать в театральных представлениях, но и развивают воображение, свое художественное видение, способность к импровизации, умение воспринимать целостность произведений. Творческое воображение предполагает создание нового образа, который ранее не существовал. Самый распространенный прием – агглютинация (склеивание в одном образе разных черт). Например, дети придумывают несуществующих животных, при этом используют особенности известных им обитателей планеты. Можно предложить ребенку нафантазировать какой-нибудь пейзаж. (это природа другой планеты или какая-нибудь сказочная страна). Важно менять задания, чтобы у маленького художника к этому занятию не пропадал интерес.

3. Метод нетрадиционного рисования: использование подручных средств, для этого непредназначенные. Возможно для конкретного ребенка выбрать оптимальный вариант: рисовать пальцами и ладошками, использовать печать из пробки или поролона, выдувать краски через трубочки. Можно вырезать геометрические фигуры из разноцветной бумаги (квадраты, треугольники, круги). Дальше ребенок должен составить из них животных. Также можно делать коллаж из существующих материалов, например, из различных круп и макаронных изделий. Используют и словесные методы развития творческих способностей у старших школьников. Ребенку дают возможность придумывать на основе каких-нибудь данных свою историю. К примеру, рассказать, что делают изображенные на картинке люди, что с ними будет дальше, почему они испытывают те или иные эмоции. Таким образом, различными исследованиями выявлено, что развитие творческих способностей эффективным образом происходит в творческой деятельности, в которой они и проявляются. Следовательно, стратегической задачей педагога по развитию у детей творческих способностей является работа по вовлечению в разнообразные виды творческих деятельностей для выявления тех или иных склонностей и способностей. Важнейшим психолого-педагогическим условием развития творческих способностей выступает создание на занятиях с детьми творческой ситуации, которая требует разрешения какого-то противоречия.

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

1. Каждая игра представляет собой набор задач.

2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию

творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа развития творческих способностей «Художники – умельцы» для детей старшего дошкольного возраста

Разработанная Программа развития творческих способностей  через восприятие народного искусства рассчитана на два года обучения. Реализация программы происходит на базе МБДОУ ДС № 28 в кружке &laq...

Консультация: "Развитие творческого начала в художественно-изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста".

Творческие способности – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукта совершаемой деятельности, тем самым повышая её результати...

Бумагопластика для развития творческих способностей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.

В презентации "Квиллинг это просто" представлен опыт работы воспитателя высшей категории Комиссарчук Н.Н. по бумагопластике с детьми старшего дошкольного возраста.Эти занятия развивают мелку...

Система по развитию навыков и умений изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

При обучении детей различным способам рисования нужно работать по принципу от простого к сложному, поэтому уровень развития детей по изобразительной деятельности зависит от возрастных и индивидуальных...

«Развитие творческих способностей и воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Творческое воображение является важнейшей стороной жизни ребенка. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане...