Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Мальцева Ольга Владимировна

В данной работе представлен опыт работы по нравственно – патриотическому воспитанию  детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно – патриотическое воспитание  детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом.

                                «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

                                фантазии, творчеству - это источник любви к Родине.

                                Понимание и чувствование величия, могущества

                                Родины приходит к человеку постепенно и имеет

                                своими истоками красоту»

                                                                        В.А.Сухомлинский

Патриотизм  - явление естественное и необходимое для полноценного существования, как Отечества, так и каждого соотечественника.  Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю.

Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, должно носить  комплексный характер, касаться всех видов детской деятельности.

Прежде всего, необходимо было как следует подготовиться к работе по данной теме:

  1. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города и края посетить исторический музей.
  2. Подобрать пословицы и поговорки о родном крае.
  3. Оформить уголок патриотического воспитания.

 Использование наглядного материала помогает развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, внимание, память.

Начиная работу по патриотическому воспитанию детей в своей группе, мы поставили перед собой следующие задачи:

     - воспитание эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю;

     - формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;

     - развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;

     - воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;

     - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Свою работу мы проводили последовательно: от более близкого, знакомого (семья, микрорайон), к более сложному (город, страна).

Вид из окна, панорама родного города, детский сад, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т.к. в ее образах воплощается Родина. И неслучайно до глубокой старости хранит человек светлое воспоминание о  родных местах.

Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

При знакомстве с улицами города дети проявляли интерес к их названиям.  Ребята узнали, что одни улицы названы именами знаменитых людей, а другие по названию объектов, стоящих рядом и т.д.

Каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. Мы предложили детям проблемную ситуацию: «Представь, что ты потерялся. Надо хорошо знать свой домашний адрес, и тебе без труда помогут найти дорогу домой. Но лучше все-таки слушаться родителей и не теряться».

Знакомя детей с достопримечательностями нашего города, я использовала дидактическую игру  «Где мы были – мы расскажем». Дети по изображению отгадывали и рассказывали о достопримечательностях города: о памятниках, зданиях. После чего провела беседу о том, что наш город украшают не только красивые здания, храмы, но и памятники, прославляющие наш любимый город

Результаты моей работы показывают, что использование в работе иллюстраций по знакомству детей с родным городом, достопримечательностями и историческими памятниками, вызывают у детей интерес, повышают степень осознанности усвояемого материала.

Рассказать, что Новокузнецк расположен на берегу реки Томи. По ознакомлению детей с городом Новокузнецком использую формы работы:

Беседы, дидактические игры;

Экскурсии;

Показ картин, рассматривание иллюстраций книг, план-схема района;

Рассматривание фотографий, фотоальбомов, сбор гербария растений;

Просмотр слайд шоу.

Разработала конспекты занятий, игру «Что? Где? Когда?»

          Чтобы история возникновения города заинтересовала ребят, необходим показ презентации «История возникновения Новокузнецка». Дети узнают, что раньше на месте города была старя крепость – острог. Он выглядел так: деревянная ограда из бревен и сторожевые башни. В 1822 году острог был переведен в разряд городов и стал называться Кузнецком. Свое название он унаследовал от коренного населения шорцев – кузнецов, которые выплавляли медь и железо из местных руд, делали металлическую посуду, оружие. Трижды в Кузнецк приезжал Федор Достоевский.

Неповторимые люди Новокузнецка. Есть знаменитые шахтеры – Дроздецкий, Смирнов; металлурги – Климасенко, Гастанов, Хорошилов и другие. Эти люди прославили свой город трудом.

          Дошкольники должны знать, что наши новокузнечане выплавляют сталь, добывают уголь, производят алюминий и ферросплавы, машины и лекарства, строители строят дома, школы.

          Детей надо знакомить с героями, защищавших от врагов наш город и родной край. Кузбассовцы – летчик А.А. Калядо, И.С. Черных, Е.Ф. Земцов повторили подвиг капитана Гастелло. Среди 28 героев – панфиловцев сражался и наш земляк Илларион Романович Васильев, чудом оставшийся в живых. Мы не забудем бессмертный подвиг наших земляков комсомольцев, медицинских сестер Веры Соломиной и Вали Собакинской.

          Патриотическое воспитание дошкольников, и прежде всего пробуждение у них любви к родному городу, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе. При организации сообщения детям знаний о Новокузнецке, педагог должен вызвать интерес, познавательную активность, развить любознательность. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о родном городе, природе, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому.

          Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, улицы и памятники Новокузнецка.

          На занятиях по познавательной деятельности можно использовать прием сравнения. Детям можно предложить сравнить, найти отличия между трудом шахтера и металлурга.

Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю. В результате проведенной работы знания воспитанников о городе стали глубже, шире, их рассказы о нем содержательнее, образнее, эмоциональней. В этих рассказах было ярко выражено отношение детей к своему родному городу, к жителям, его населяющим, различным профессиям ,которое резко отличалось от прежних знаний.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем городе, о его достопримечательностях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.

Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.

Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Встречи с прекрасным" по становлению духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через ознакомление с музыкальным пространством родного города

Педагогический  проект реализован на базе детского сада №87 Октябрьского района города Барнаула. Проект расситан на детей старшего дошкольного возраста. ...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с родным городом.

В данной работе я поделилась своим опытом по нравственно-патриотическому воспитанию...

Перспективное планирование по теме «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом - Рубцовском».

Перспективное планирование по краеведению в подготовительной группе по теме нравственно-патриотического воспитания.  Цель: Создавать условия   для воспитания патриотизма у детей ст...

План работы по самообразованию в средней группе. Тема: "Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом"

Цель: Создать условия по формированию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом...

Духовно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

В данной статье отражено решение важной проблемы воспитания основ духовности и патриотизма в процессе ознакомления с родным г. Мичуринском, его историей, символикой, достопримечательностями, традициям...

Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным городом с использованием мини-музея в группе

laquo;Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»(С. Михалков)....