Формирование патриотических чувств у дошкольников через знакомство с историей родного края.
статья на тему

Коршикова Светлана Юрьевна

Формирование нравственности, патриотизма у дошкольников является актуальным  вопросом в современное время. Начинать работу эффективно с ознакомления с историей малой родины, воспитывая у детей чувство сопричастности к родному краю, используя различные формы и методы работы, как традиционные , так и современные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka_innovatsiy_formirovanie_patrioticheskih_chuvstv.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №2 "Сказка"

п.Троицкий

Формирование патриотических чувств у дошкольников через знакомство с историей родного края.

(выступление по ленте времени)

Выполнили:

Коршикова С.Ю.

Формирование патриотических чувств у дошкольников через знакомство с историей родного края.

(выступление по ленте времени)

Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю

Задачи: 

  • Формировать знания об истории родного поселка, достопримечательностях малой Родины;
  • Формировать простейшие географические знания о своем крае, привить познавательный интерес к истории своей малой Родины.
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к людям, которые живут и заботятся о процветании поселка; природе родного края.        

        В настоящее время наша страна переживает не простой исторический период. Самая большая опасность недавнего времени была разрушение личности. Но на современном этапе можно отметить возрастание патриотизма среди подрастающего и молодого поколения граждан России.         

        Одним из приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания является патриотическое воспитание. Чтобы пробудить у дошкольников патриотические чувства, целесообразно знакомить детей с родным поселком, его историей, достопримечательностями; полезно совершать целевые прогулки по близлежащим улицам; необходимо посещать с ними музеи, выставки, памятники. Это необходимо еще и для того, чтобы закрепить знания детей о названии улиц, научить их ориентироваться в том месте, в котором они живут, познакомить с правилами поведения на улицах города, с некоторыми дорожными знаками: ведь скоро дети пойдут в школу и такие знания им пригодятся.

        При организации работы по патриотическому воспитанию необходимо учитывать региональный компонент. Необходимо с ранних лет воспитывать у детей заинтересованность событиями, происходящими в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории родного поселка. При этом следует соблюдать определенные условия, при которых наиболее эффективно развиваются патриотические чувства.

        На занятиях по художественно-творческой деятельности знакомство с родным посёлком, вызывает у детей положительные эмоции, а также стремление рисовать, мастерить поделки из природного материала.  

        Работа по формированию патриотических чувств строится в тесном взаимодействии с родителями. Для них важна наглядная информация, поэтому удобнее подготовить буклеты, информацию в уголках группы, консультативный материал. Воспитатель может предложить принять участие в образовательной деятельности или культурных практиках группы, посоветовать, какие достопримечательные места родного поселка целесообразно показать своему ребенку и что при этом рассказать; как помочь ребенку дома выразить свои впечатления от проведенной экскурсии или прогулки. При этом дети,  получают задание наблюдать, затем рассказать об увиденном дома, сделать рисунки вместе с родителями или фотографии, которые могут быть использованы в фотовыставках или выставке детского рисунка на творческих стенах детского сада.

        Наши родители оказали помощь в организация фотовыставки «Поселок вчера и сегодня ", что в дальнейшем помогло в составлении заданий для Ленты времени. Они приносили старые фото, некоторые черно-белого изображения видов поселка. Приняли участие в организации тематической выставки рисунков: “Вид из моего окна”.

Совместная работа привела к организации мини-музеев "Русская горница " и "Мини-музей Кузи". Принимают участие в выставках, конкурсах, в проведении совместных экскурсий, праздников. Так организованная тематическая встреча в преддверие празднования Дня Победы расширила представление родителей и детей о героях родного края: семьи Травкиных и других геройски погибших. Дошкольники уже несколько лет подряд участвуют в шествии "Бессмертный полк", где торжественно с гордостью несут портреты и информацию о воевавших родственниках к памятнику Павшим воинам, участвуют в возложении цветов к вечному огню, готовят стихи и военные песни.

        В саду для работы по формированию патриотических чувств создана патриотическая аллея "Мир в котором я живу", где дети знакомятся с территориальными ячейками: сад-поселок-район-область-страна.

        Для формирования патриотического воспитания, уважения к малой Родине, тому месту, где мы живем, благодаря совместной деятельности с родителями и социумом (ДК) в группе была изготовлена лента времени. Она отражает историю развития и становления поселка. Особое внимание уделено периоду Великой отечественной войны, так как многое остается только в воспоминаниях старожилов и фотоархивах.

        Кроме познавательной истории родного поселка в ленте времени представлены задания для детей, в которых они закрепляют полученные знания.

        Так, чтобы ребята смогли сравнить современный поселок с тем временем, когда были молоды их бабушки и дедушки, были собраны фотографии из семейных архивов знакомых мест. Дошкольники с большим интересов рассматривают, анализируют изменения, делают выводы о положительных изменениях в благоустройстве современного поселка. Некоторые здания реконструированы, некоторые совсем снесены.

        Проводимые экскурсии в зеленые зоны поселка (парк, скверы), дают возможность педагогу прививать любовь к природе, уважение к труду людей, которые ухаживают за ними, развивать и закреплять знания детей о растительном мире родного поселка. Ребята наблюдают за деревьями и кустарниками, называют, сравнивают их по внешним признакам. Эти знания используют при выполнении задания в ленте времени "Деревья нашего поселка" Из всего разнообразия древесных культур, выбирают именно те, которые растут у нас.

        Ещё одним помощником в формировании патриотических чувств у дошкольников являются пословицы и поговорки о Родине. В ленте времени они являются одним из заданий, где дети с помощью взрослого могут разобрать её значение и выучить, а некоторые могут прочитать их самостоятельно по слогам.

        Продуктивным и наиболее интересным для детей является задание "Собери целое". Здесь ребята, используя принцип пазлов, должны собрать картинку знакомого объекта. В данном случае изображение скульптуры, посвящённой труженикам свинокомплекса.

        Полученные знания во время образовательной деятельности об истории предметов, дети используют в задании "Прошлое предметов". здесь они последовательно самостоятельно выкладывают свою ленту времени предмета, закрепляя названия и значения этих предметов.

         Считаю, что данная форма работы является современной и эффективной, так как способствует не только формированию патриотических чувств у дошкольников, но и других важных качеств, которыми должен обладать дошкольник на этапе завершения дошкольного образования: самостоятельность и любознательность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Воспитание патриотических чувств у дошкольников,через привитие любви к родному краю"

Что такое Родина? …Это наша Отчизна, это то, что мы произносим с гордостью, это наша страна, это наша Россия! Но на огромной карте нашей страны есть одна небольшая точечка, Новосибирская о...

Программа саморазвития на тему: "Воспитание патриотических чувств у детей средней группы через знакомство с историей родного края"

Воспитание патриотических чувств у детей средней группы через знакомство с историей своего края...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

Педагогический проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историей родного края"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Современные исс...