Воспитание патриотических чувств у дошкольников через развитие интереса к родному краю
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гнесюк Ирина Тимофеевна

обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metod.ideya_.zip38.09 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации МО «Родниковский муниципальный район»

МДОУ – детский сад общеразвивающего вида №5

«Золотая рыбка»

Воспитание патриотических чувств у дошкольников через развитие интереса к родному краю

обобщение педагогического опыта

Гнесюк Ирина Тимофеевна, II категория,

МДОУ детский сад общеразвивающего вида №5 «Золотая рыбка»

г. Родники, 2010 г.


Содержание

Введение……………………………………………………………………стр. 3

  1.   Теоретическое обоснование темы…………………………………стр. 6

1.1. Патриотическое воспитание на культурных традициях  своего народа как средство патриотического воспитания………………,,,,,,,,,,,,,,..стр. 6

1.2.Знакомство дошкольника с семьёй и родословной……………………….стр. 8

  1.  Воспитание патриотических чувств у дошкольников через развитие интереса к родному краю………………………………………..стр. 11

2.1.Организация предметно–развивающей среды…………………..стр. 13

2.2.Предварительная  работа …………………………………………..стр. 15

2.3.Работа с детьми ……………………………………………………стр. 17

2.4.Промежуточная диагностика ……………………………………..стр. 21

2.5.Работа с родителями ………………………………………………стр. 23

2.6. Роль воспитателя в постановке патриотического воспитания ……………………………………………………………………………стр. 25

Трудности в реализации идеи………………………………………...стр. 27

Перспективы работы по патриотическому воспитанию …………....стр. 28

Выводы…………………………………………………………………стр. 29

Заключение……………………………………………………………….стр. 30

Список литературы ……………………………………………………стр. 33

Приложения










Введение

Патриотизм – это не бесконечное

                                                                       извержение паток любви,

                                                            а это совсем другое.

Владимир Познер

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как и преданность и любовь к своему Отечеству, «своему народу». Г.Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

 В феврале 2001 года Правительством РФ была утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». Вот что в ней сказано: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное  время.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально – значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

Стали появляться исследования по воспитанию патриотических чувств. Появился новый взгляд на «старые проблемы». Если  в Советский период воспитание любви к Родине рассматривалось через призму отношения к ценностям государства, то сейчас прослеживается возвращение к идеям В.Д. Ушинского – народность, приобщение к национальному, как базе патриотического воспитания.  К.Д. Ушинский отмечал, что « воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

 В дошкольной педагогике изучаются вопросы основ гражданственности (Е.А. Казакова), краеведение, как средство патриотического воспитания (Л.А. Кондрокшинская).

 Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально – познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему –

то, кому – то, быть ответственным уже в любом своём, пусть и маленьком деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело за которое борется.

 Тему «патриотического воспитания дошкольников» считаю актуальной. Очевиден уникальный потенциал именно дошкольного возраста, как периода формирования творческой личности, характера. И дело тут не только в том, что именно в этом возрасте можно эффективно развивать потенциальные возможности личности, а в том, что в более позднем возрасте они отчасти утрачиваются, чем-то сковываются. Всё то, что должно быть сформировано в «детсадовском» возрасте, наверстать в школе практически невозможно. Именно от этого потенциала в большей степени зависят и школьные, и в дальнейшем жизненные успехи или неудачи человека.

 МДОУ – детский сад общеразвивающего вида  №5 «Золота рыбка». В котором являюсь воспитателем с 2006 года работает по региональной программе «Родничок». Данная программа отражает особенности природы, истории, народно и декоративно-прикладного искусства Ивановской области, носит комплексный характер, включая физическое, интеллектуально-речевое, художественное, экологическое образование детей дошкольного возраста. Реализуя эту программу в дошкольном учреждении созданы условия для развития у детей патриотических чувств через ознакомление с родным краем.

  В данной работе, представленной на конкурсе методических идей мною поставлена цель: приобщить дошкольников к культуре, традициям, родной природе, местным достопримечательностям, пробудить у детей интерес к родным местам.

Задачи:

  • Познакомить детей с культурным наследием города Родники;
  • Формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому города, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названии улиц, микрорайонов и т.д.);
  • Способствовать формированию уважения к родному городу и гордости за него;
  • Повышать компетентность родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания.

 

Теоретическое обоснование темы.

  1. Патриотическое воспитание на культурных традициях своего народа.

Программа духовно – патриотического воспитания создана на основе опыта работы ДОУ №2365 «Лад» Южного административного округа Москвы, где с 1998 года по инициативе авторов (Л.И. Семёновой, Т.А. Москалёвой, Г.А. Назаровой, Ю.А. Степановой) воспитание гармоничной личности ведётся на основе русской культурной традиции.

 Цель этой программы: заложить основы духовно – нравственной личности с активной жизненной позиции и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

- приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа;

- способствовать общему развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе);

- формировать этические инстанции: моральное сознание и моральные оценки;

- помогать детям в основании социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

Программа состоит из пяти разделов, объединённых общей темой и имеющих интегрированный характер.

В первом разделе предполагается работа по развитию речи. Задача воспитателя – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений (сказок, былин, потешек, поговорок, лучших произведений русских писателей и поэтов, рассказы о святых и защитниках земли русской) и донести его до ребёнка в доступной форме. Помимо чтения книг, рассказов воспитателей, работы с видео - и аудиозаписи, одним из основных методов подачи и усвоения материала служит диалог взрослого с ребёнком, детей друг с другом.

Второй раздел связан с изобразительной деятельностью. Занятия по ИЗО, наряду с изучением народных промыслов, картин русских художников, включают в себя знакомство с храмовой архитектурой и иконописью. А это в свою очередь, учит уважать, понимать и беречь русские святыни, что очень важно в духовно – патриотическом воспитании.

Третий раздел направлен на музыкальное развитие ребёнка. На занятиях по музыкальной деятельности, следуя русской культурной традиции, решаются не только эстетическое, но и собственно задачи развития музыкальных способностей детей, музыкальны фольклор способствует развитию нравственных качеств.

В четвёртом разделе решаются задачи физического здоровья детей. Занятия по физическому развитию в основном построены на народных играх.

Пятый раздел программы связан с экологическим воспитанием детей.  Работа по народному календарю помогает лучше почувствовать и полюбить природу. А любовь к природе – это одна из составляющих любви к Родине.

В ходе воспитательного процесса решались следующие задачи:

  • Проведение анализа литературы по проблеме влияния народных игр на психическое развитие детей дошкольного возраста;
  • Выявление особенностей ценностных ориентаций, способностей выходить из конкретных ситуаций и умение объяснить правила игры (методика, «Игровая комната»)
  • Определение уровня развития общения со сверстниками и критериев симпатий и антипатий (методика «Популярная личность»)
  • Выявление особенностей потребностно – мотивационной сферы детей дошкольного возраста (методика «Три желания»)
  • Проведение сравнительного анализа результатов обследования в двух детских садах: русской культурной традиции и обычном

Именно это исследование показало разницу мировоззренческих позиций и сущностных связей с миром у детей дошкольного возраста.

 До глубины души трогает, когда ветераны, пообщавшись с воспитанниками «ЛАДа» говорят: «Нам теперь и умирать не страшно!». И объясняют и видят, что есть кому страну передать.

  1. Знакомство дошкольников с семьёй и родословной как средство патриотического воспитания

Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С.А. Козлова, Э.К. Суслова и другие подчёркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семье. Эти задачи входят в сферу нравственно – патриотического воспитания.

Доктор психологических наук А.А. Кроник создал инновационную программу «СемьЯ».

Цель этой программы – способствовать благоприятному вхождению ребёнка в мир социальных отношений через дошкольную  генеалогию.

Задачи программы:

  • Развивать интерес ребёнка к истории своей семьи, к познанию своего родословного древа;
  • Помочь ребёнку осознать примечательные особенности каждого члена семьи;
  • Формировать у ребёнка чувство ответственности за жизнь вокруг себя и укреплять доброе отношение к близким;
  • Помочь ребёнку в определении своей роли и значимости в семье, ролей и обязанностей других членов семьи;
  • Приобщить ребёнка к общечеловеческой культуре, культуре своего народа и традициям семьи;
  • Улучшить эмоционально – психологический климат в семье оказывая психолого – педагогическую помощь.

Авторский коллектив считает генеалогическую программу для дошкольников очень актуальной, т.к. решая существующие сегодня общественные проблемы (распад межпоколенных связей, неготовность семьи к воспитанию ребёнка как достойного представителя будущего поколения и др.) она способствует возрождению России.

Реализация программы подразумевает совместное осуществление взрослыми и детьми.  10 проектов по темам семейного альбома:

  1. «Наши имена»
  2. «Наши любимые игрушки»
  3. «Любимые блюда»
  4. «Когда мы родились»
  5. «Наши любимые занятия»
  6. «Где мы родились»
  7. «Наши любимые животные»
  8. «Профессии»
  9. «Любимые сказочные герои»
  10. «Любимые растения».

Проект по каждой теме длится три месяца (один квартал учебного года).

Для реализации проектов используются следующие методы и приёмы: показ, объяснение, тренинг, наблюдение, беседы, сбор и обобщение информации, анализ результатов совместной деятельности, поощрения.

 Готовый альбом из 10 страниц семейной истории вручается ребёнку при выпуске из детского сада в школу.

 При реализации программы «СемьЯ», автор предлагает создание музеев в рамках образовательных учреждений. Цель музея семейных историй в ДОУ – создать условия для целостного восприятия мира ребёнком. Одной из задач для достижения этой цели является воспитание патриотических чувств через развитие интереса к истории своей семьи. Неотъемлемым элементом программы является и психологическое обеспечение взаимодействия ДОУ с семьёй.

  Значительное внимание уделено проблеме контроля над успешностью реализации программы. Предложены уровневые характеристики социально – личностного развития детей (в соответствии с их возрастными особенностями).


2.  Воспитание патриотических чувств у дошкольника

через развития интереса к родному краю.

Воспитание любви к своей Родине – это долговременный, ювелирный процесс. Он должен осуществляться постоянно и ненавязчиво. Патриотизм, как и любое другое чувство обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Педагог должен сам быть патриотом, иначе он не сможет пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Чувство патриотизма – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить и приумножать богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощутить себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально – развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпеливым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются ещё в дошкольном возрасте.

В своей работе я опираюсь на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2009 годы; на пособие по реализации этой программы – «Дошкольнику – об истории и культуре России Г.Н. Даниловой, Р. И. Жуковской   «Родной край», а также на идеи В. А. Сухомлинского «Родина в сердце».

Последовательность работы по патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом  (см. приложение 1).

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребёнок? Светлый образ матери, тепло семейного очага. И ещё есть историческая память поколений. И мне хотелось передать её частички детям, чтобы их сердца были наполнены светом народной культуры, знаниям народной культуры и историей своего родного города, его настоящей жизни.

 Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных  условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Основная идея работы заключается в формировании у детей системных знаний по истории и культуре родного города – Родники, воспитание чувства любви к своей малой родине, гордости за неё.

В её основе лежат следующие принципы:

1. Принцип историзма. Реализовывается путём сохранения хронологического порядка: прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни)

2. Принцип гуманизации. Я ориентируюсь на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.

3. Принцип дифференциации. Я стараюсь создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста ребёнка, его пола, особенностей.

2.1. Организация предметно - развивающей среды

 При переходе в старшую группу у ребёнка меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддерживать это ощущение такой организацией среды, при которой ребёнок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Предметно развивающая среда старшей группы организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. В старшей группе нашего детского сада имеются следующие центры и уголки:

  • Центр игры (сюжетно-ролевой, театрализованной);
  • Центр конструирования и искусства (в нём находятся материалы для изобразительной деятельности и ручного труда);
  • Уголок природы;
  • Уголок экспериментирования;
  • Спортивный центр;
  • Книжный уголок;
  • Уголок «Родники – любимый город»;
  • Уголок старины.      (см. приложение 2).

В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюжеты: бытовые (магазин, семья), трудовые (моряки, строительство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путешествия). Для игры в «семью» имеются приспособления для приготовления пищи, «телевизор», «компьютер», мебель. В группе есть коробка с «бросовым материалом», где лежат недостающие по ходу игры атрибуты.

 В центре конструирования, кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти), включены схемы – способы создания образов с помощью разнообразных техник.

 В уголке природы размещены растения, соответствующие возрасту детей, имеется аквариум с рыбками, дидактический материал, опорные карточки по уходу за растениями и рыбками.

 В группе имеется небольшая часть оборудования для экспериментирования (остальное находится в отдельной комнате).

 Для различных способов разминки в спортивном центре есть кольцебросы, кегли, мишени и шарики для бросания, канат и т.п.).

 Книжный уголок размещен в спальной комнате – в спокойном и тихом месте, где за небольшим столом на диванчике можно полистать и почитать не только художественную литературу, но и энциклопедии для дошкольников.

 В начале учебного года был создан уголок «Родники – любимый город», где размещена карта нашего города, гербы Родников и России, флаг РФ, фотографии достопримечательностей нашего города, макеты зданий, сделанные руками детей.

 Старинные вещи, собранные родителями и воспитателями (репродуктор, утюг, книги, прялка, зыбка, лапти, скатерть и многое другое) занимают своё место в «уголке старины». Здесь проводятся занятия «Ребенок и рукотворный мир», «Знакомство с родным краем» (быт). Также в уголке старины дети могут играть.

 Созданная таким образом предметно – развивающая среда способствует умственному, трудовому, познавательному, эстетическому, нравственному, физическому развитию дошкольников.  

2.2.  Предварительная работа

 Перед планированием, в сентябре 2009 года, мной были проведены беседы и анкетирование родителей (см. приложение 3) и диагностика детей по выявлению уровня знаний о родном крае (см. приложение 4).

 Диагностическая карта, составленная  на критериях предложенных авторами программы «Родничок», включала в себя следующий объём знаний и представлений:

  • Домашний адрес;
  • Семья (родственники, праздники и традиции, место работы и должность родителей, история семьи);
  • Город (происхождение, географическое положение, достопримечательности, промышленность, основные промыслы, имена известных людей);
  •  Детский сад (адрес, сотрудники, правила, праздники).

По результатам бесед и анкетирования родителей видна их заинтересованность в развитии патриотических чувств - 90%, хотя у 2 родителей вопрос воспитания патриотизма не считается важным и даже вызывает недоумение. Чуть больше половины родителей 55%, ссылаясь на занятость, редко бывают с детьми на мероприятиях, проводимых в городе. Интересным показался тот факт, что 60% родителей переносят на детей «взрослые»показатели проявления любви к Отечеству: «желание защитить Родину», «преумножать богатства страны» и т.д.).

 Диагностика детей дала неутешительные результаты: из 20 воспитанников, у четырёх детей был высокий уровень, средний уровень был выявлен также у четырёх детей (20%), с низким уровнем знаний было 12 детей (60%). Дети называли свой домашний адрес, адрес детского сада, знали своих членов семьи, их имена и отчества, родственную принадлежность, с гордостью и уважением рассказывали о работе своих родителей, долго могли говорить о праздниках, проводимых в семьях. Также с интересом рассказывали про свой детский сад, в каком хорошем месте он находится, вспоминали сотрудников, их имена, отчества, чем они занимаются в саду, как нужно себе вести, чего не нужно делать. Подолгу вспоминали утренники, праздники. Но в разделе «Город» практически у всех детей – 80% был низкий уровень (у остальных  4 – средний). Практически ничего не могли рассказать о истории города, с чем связано его название. Из архитектурных памятников назвали «памятник на площади». О мемориальном комплексе не вспомнил никто. Дети не назвали ни одного человека, прославившего город.

 Проанализировав данные анкетирования родителей и диагностику детей, перспективное ланирование средней группы (приложение 5), мною было решено уделить именно этому разделу большую часть мероприятий (занятий, экскурсий, игровых упражнений, дидактических игр и т.д.), составлено перспективное планирование (приложение 6).

Любой край, где бы не находился человек, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Город Родники имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Мне очень хотелось, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, заметили происходящее преобразование, гордились своей малой родиной.

2.3. Работа с детьми

Став взрослым , человек часто запоминает родные места, где прошло его детство, - микрорайон или двор, пруд… Эти воспоминания – след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве. Но порой ребята каждый день проходят по одной и той же улице, не видя изменений или не удивляясь им. Мне очень хотелось научить их замечать всё происходящее вокруг. Во время прогулок постоянно ведётся наблюдение за погодой, за меняющимся  обликом деревьев, в зависимости от времени года, за птицами и др. Постепенно дети должны убедиться в том, что родной край прекрасен и каждый раз интересен по – новому.

 Проводя организованное наблюдения или целевую прогулку, передо мной одновременно ставились задачи познавательного, духовного, эстетического, трудового и физического развития детей.

 При подготовке к экскурсиям мною соблюдались определённые условия, способствующие их успешному проведению, а именно:

  1. Объекты, отобранные для наблюдения, должны быть интересными и содержать элементы новизны.
  2. Перед экскурсией необходимо сообщать детям её цель и кратко рассказывать о том, куда они пойдут и что  увидят.
  3. Экскурсию целесообразно строить так, чтобы дети не только рассматривали объект и отвечали на мои вопросы, но и могли сделать для себя какие - то выводы , установить логические связи. Всё это не только способствует углублению интереса, но и развивает любознательность, умение размышлять.  

Основная цель экскурсий – непосредственное знакомство с объектом, в ходе которого дети получают живые впечатления.

 Путешествия начались с территории детского сада. Мы рассмотрели здание, особенности его строения, оборудование детских площадок. Выяснили, что нужно делать, чтобы не разрушилось оборудование, кто поддерживает чистоту на территории. Это путешествие не прошло даром. Был организован субботник по благоустройству участка с участием родителей. Далее проводилась экскурсия по детскому саду. Ребята узнали чем занимаются сотрудники, которых они видят редко (повара, кастелянша, завхоз). Проводилась прогулка по микрорайону 60 лет Октября,  в ходе которой дети, проходя по знакомой дороге, рассматривали дворы, узнали, что в доме №4 кроме магазина имеется архив. В доме №6 работает библиотека, в доме №8 – парикмахерская. Дети наблюдали за работой мусоровоза. Решали как можно сделать наш микрорайон краше, чище.

Организовывалась экскурсия в библиотеку, где  дошкольникам была предложена беседа: «Прошлое нашего города». Дети узнали о происхождении нашего города, почему он так называется, чем он славен.

 Очень понравилась ребятам экскурсия в ГИБДД. Дети с интересом слушали о работе инспекторов, увидели автомашины, которые побывали в аварии. Мальчишки с удовольствием посидели в кабине пожарной машины, примеряли на себя форму. По дороге в детский сад ещё раз повторили, что такое «проезжая часть», «тротуар», рассмотрели дорожные знаки.

 Незабываемой была и экскурсия в «Музей леса» Родниковского лесхоза (единственного из районных центров), где были представлены животные и птицы обитающие в нашей местности. Во втором зале дети с интересом слушали экскурсовода и рассматривали предметы старины.

 Надолго в памяти у ребят останутся воспоминания об экскурсии в село Васильевское Шуйского района: посещение конефермы, катание на лошадях, посещение музея, дома ремёсел (каждый дошкольник привёз с собой поделку, сделанную своими руками на мастер-классе) и просто прогулки по селу.  

 Перед экскурсиями, чтобы они были доступны и понятны детям я проводила предварительную работу, например беседы: «Что такое музей?», «Что такое библиотека?», «Город и село», был проведён конкурс на знание правил дорожного движения. После каждой экскурсии дети выражали свои впечатления в свободной деятельности. Ребята с удовольствие рисуют, сами организовывают сюжетно-ролевые игры.

Наш детский сад расположен далеко от центра, это представляет собой некоторую сложность при проведении отдельных экскурсий. Поэтому свои путешествия мы продолжаем на занятиях. Занятия я проводила в определённой последовательности: настоящее города, город в прошлом; из чего состоит наш город; город в котором мы живём.

Путешествия на занятиях.

На занятиях дети получают знания о своём крае. Поскольку главная цель сообщения этих знаний – формирование определённого отношения к общественной жизни, мне пришлось продумать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие реализовать поставленную задачу, подумать об использовании специальных приёмов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия.

Рациональная дозировка материала во многом определяют качество усвоения. Слишком малый или, наоборот, чрезмерный объём знаний не будет способствовать должной мыслительной активности ребёнка.

 Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Поэтому на занятиях мною были использованы такие методические приёмы как сравнение, вопросы, индивидуальные занятия, обращение к опыту детей, игровые приёмы, приёмы ТРИЗ.

Сравнение помогает формированию конкретных ярких представлений, активного отношения к окружающей жизни. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное или услышанное, делать выводы. Мною не давался сразу исчерпывающий ответ, если я была уверена, что ребёнок может найти его сам.

 На занятиях при сообщении новых сведений детям было предложено, для развития любознательности, интереса к предмету разговора, задавать мне вопросы. Например: «Ребята, сегодня мы с вами выяснили какие виды транспорта есть в нашем городе. А что бы вам ещё хотелось узнать?». И дети спрашивали: «Почему у нас нет самолётов? Можно ли на велосипеде доехать до Москвы? Как и где делают машины?». И т.д. На одном занятии на все вопросы ответить практически невозможно. Поэтому, получив ответы на один – два вопроса, связанных непосредственно с темой занятия, мной предлагалось поискать ответы в энциклопедиях, спросить у родителей, подумать самим.

 Использование на занятиях игровых приёмов важно и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, игры упражнения:

Родники – город,

А Васильевское?

Васильевское – село …

Такие игры – упражнения хорошо проводить при закреплении материала, они легко воспринимаются детьми и часто переносятся ими с занятия в повседневную жизнь.

 Эмоциональная атмосфера на занятии играет большую роль в воспитании чувств детей. Многое зависит от того как, какими словами, с какой интонацией мною преподнесён материал.

 При ознакомлении дошкольников с явлениями общественной жизни важны занятия по рукотворной деятельности. Комплексные занятия, дополняя друг друга, преследуют единую педагогическую цель.

 На одном из занятий мы путешествовали по знакомым детям местам. Представления о зданиях города закрепили в игре «Выбери меня», где дети анализировали отношения между знакомыми понятиями (школа – ученик, больница – больной и т.д.). Занятия по теме «Историческое прошлое города Родники» представляли небольшую трудность, так как практического материала был мало. Мы отправлялись в путешествие в конец XVIII века. Представив себя владельцами фабрики решали как «улучшить жизнь рабочих». Дети предлагали построить больницу, столовую, школу, театр, цирк, детский сад. А затем «вернувшись назад», посмотрели что «удалось реализовать». В занятии «Части города», проводилась игра, построенная на приемах ТРИЗ «Часть – целое». Дети смогли понять, что всё является частичкой чего – то: дом – частичка микрорайона или улицы, микрорайон – частица города и т.д.

На занятии «Дерево славится плодами, а человек трудом» (приложение 8), одной из моей задач являлось – заложить ростки уважения к людям труда, работающих на благо города и страны, вызвать желание трудиться и прославлять свой город. На этом занятии дети закрепляли знания о профессиях людей, живущих в нашем городе, их важности, а помогли в этом игра «Кто без чего не может жить» и пантомима «Покажи кто ты, а мы отгадаем». Дети узнали об основных профессиях нашего города. Запомнилось также комплексное занятие «Наш микрорайон» (приложение 9), где дети по данному плану построили из строительного материала «Микрорайон 60 лет Октября», пронумеровали дома, в которых они живут, затем им было предложено придумать правила поведения в подъезде.

 Игры  так же как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра начатая детьми после наблюдения за трудовым процессом, а также под влиянием понравившегося ими художественного произведения или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Мне приходилось наблюдать, как дети сами организовывали игры в больницу, школу, стройку и др.  

Игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности дошкольника. Играя, дети могут лучше усвоить материал, закрепить его. Игр по ознакомлению с городом Родники нет, я подобрала фотографии и придумала ряд дидактических игр: «Узнай по фотографии», «Разбитая картина» и другие. С большим интересом дети изготавливали макеты отдельных зданий города: здание детского сада, здание кинотеатра, здание ЦДЮТ и другие.

Очень нравится играть детям в  уголке старины, который находится в группе. Любят девочки посидеть за старинной прялкой, покачать зыбку. Пробуют дети погладить одежду старинными утюгами  т.д. такие игры несут много положительных эмоций.

2.4. Промежуточная диагностика

В начале февраля 2010 года мною была проведена промежуточная диагностика по выявлению уровня знаний о родном крае и сравнение с диагностикой, проводимой мной в сентябре 2009 года. (см. приложение 10).

Так как в сентябре в разделе «Город» практически у всех детей -  80 %  был низкий уровень, то при опросе уделялось большее время именно этому. Дети более увереннее отвечали, эмоционально рассказывали о достопримечательностях города, где они успели побывать. Коротко, но с интересом говорили о истории возникновения нашего города (вспомнили, проводимое на занятии «Путешествие в прошлое»), называли главные промышленные объекты: комбинат и машиностроительный завод. Были названы основные промыслы. Среди памятников некоторые ребята вспомнили и памятник Герцену в больничном дворе (правда, имя писателя не назвали). Немногие назвали и имена известных людей.

 Расширились знания детей по разделам «Дом» и «Семья».

Промежуточная диагностика дала следующие результаты: высокий уровень 25% - 5 дошкольников (в сентябре 20% - 4 ребёнка), средний уровень – 30% - 6 детей (20% -4 ребёнка), низкий уровень 45% - 9 человек (60% - 12 детей). Один ребёнок, который в сентябре показал средний уровень знаний, по результатам промежуточной диагностики, вышел на высокий уровень. Три дошкольника с выявленным ранее низким уровнем, по предложенным критериям показали средний уровень. 9 человек остались с низким уровнем знаний, хотя запас знаний стал шире.

               

2.5  Работа с родителями.

Семью называют «школой чувств». Это очень справедливо, т.к. именно в семье ребёнок учится эмоциональному восприятию мира, получает первые уроки сопричастности тому, что дорого каждому человеку. Микроклимат в семье, взаимоотношение её членов, отношение к событиям – всё это оказывает неизгладимое впечатление, формирует его эмоциональный и нравственный мир.

 Ребёнка интересует и привлекает всё, что происходит в мире. Взрослые должны внимательно относиться к вопросам детей, показывать и объяснять события и факты, поощрять их любознательность, развивать способность наблюдать и анализировать явления.

 В целом семьи детей дошкольного возраста, посещающих в настоящее время наш детский сад по показателям семейного благополучия как материального, так социально - психологического, можно отнести к удовлетворительным. В таких семьях существует немало различных проблем, скрытых и открытых конфликтных ситуаций, которые можно объяснить как возросшей занятостью родителей, дедушек и бабушек, изменением ценностных ориентиров и недостатком педагогических знаний.

Важной особенностью ознакомления детей с семьёй (раздел по «Ознакомлению с родным краем») является необходимость тесного взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и другое. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Именно родители на ярких доступных примерах жизни, своего труда демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные. Но и всё общество, вся страна.

Родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать с детьми места, где живёшь, любишь бродить, знать, чем они славятся – задача, которая по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

 При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Здесь когда-то жили …», «Здесь строится …», и т.д.

 В одной из бесед мною была предложена тематика прогулок: посещение парка Победы, Летнего парка, площади им. Ленина.

 Прежде всего родителей надо проинформировать о целях и задачах ознакомления с семьёй. Не всегда эта тематика встречает понимание и одобрение со стороны родителей, иногда она может восприниматься как вмешательство детского сада в личную семейную жизнь. Воспитателям следует объяснить родителям, что главное в ознакомлении с семьёй в условиях детского сада – это воспитание уважения к родным и близким.

В сентябре мною был составлен план мероприятий (приложение 12)

 В работе с родителями  использую следующие формы: приложение 11

  • Тестирование, анкетирование (см.приложение 3)
  • Родительские собрания; (см.приложение 13)
  • Консультации; (см.приложение 14)
  • Памятки; (см.приложение 15)
  • Беседы;
  • Совместные экскурсии;
  • Праздники, развлечения (см.приложение 16).

2.6. Роль воспитателя в постановке патриотического воспитания.

Первые представления о родной стране, которые получает ребёнок в детском саду, должны включать в себя сведения о местных исторических и географических достопримечательностях. Элементарных сведений о народоведении, предоставления об образе жизни человека в развитии труда человека и современных профессиях наиболее распространёнными в данной местности. Однако не всякие сведения такого характера в одинаковой мере способствует воспитанию высших нравственных чувств. Поэтому при отборе познавательного материала воспитатель должен руководствоваться следующими принципами:

1. Определять, какие воспитательные задачи и как можно решать, исходя из конкретного познавательного материала.

Например, раскрытий понятий «город», «село» помогает воспитанию положительного отношения детей к труду людей, пониманию взаимосвязи между трудящимися городя и села, значимости и необходимости любого труда человека.

Краеведческий материал (название некоторых улиц, достопримечательности родных мест) даёт возможность воспитывать у детей интерес к истории родного края, и событиям недавнего прошлого, учит гордиться культурой народа.

2. Отбирать познавательный материал, содержание которого в наибольшей мере способствует воспитанию патриотических чувств.

 Знания о родной стране дети получают в основном на занятиях, которые можно условно разделить следующим образом:

  • Занятия, имеющие целью дать детям конкретные представления о родной стране на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованного (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений);
  • Занятия, способствующие углублению и систематизации знаний (беседы, дидактические игры и др.);
  • Занятия, во время которых дети на основе полученных знаний выражают своё отношение к явлением общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).

Планируя работу по патриотическому воспитанию, воспитатель непременно должен помнить, какие игры (сюжетно – ролевые, строительные) он может провести с детьми, что может предложить им сделать самим, какие дать темы для рисования, конструирования, аппликации.

 Формирование представлений о родной стране связано с осознанием детьми довольно сложных понятий: «город», «село», «столица», «страна». Непонимание или неправильное понимание ребёнком какого – либо одного понятия ведёт за собой целую цепочку ошибок. Например, дети на вопрос: «Как называется страна, в которой мы живём?» - дают название своего города. Чтобы этого не случилось нужно постепенно вводить эти понятия, используя доступные примеры. Объяснения, повторённые в разных ситуациях, лучше запоминаются детьми.

Трудности в реализации идеи

В реализации данной методической идеи в нашем детском саду я столкнулась со следующими трудностями.

1. Слабая материальная база – нехватка денежных средств на проведение экскурсий, на приобретение наглядных пособий;

2. Недостаточное количество литературы по ознакомлению детей с родным городом;

3. Место расположения детского сада. Хотя он расположен в экологически благоприятном месте, сказывается отдалённость от центра города, что вызывает определённые трудности при проведении экскурсий.

















Перспективы работы по патриотическому воспитанию.

Для эффективной деятельности по дальнейшей работе мною планируется:

  1. Разработать перспективный план на 2010 – 2011 учебный год для подготовительной группы;
  2. Дальнейшее проведение интегрированных занятий;
  3. Проведение недели по патриотическому воспитанию;
  4. Посещение мероприятий проводимых в библиотеках нашего города;
  5. Проведение экскурсий на хлебопекарню, ОРТПЦ (областной радиопередающий центр), в школу;
  6. Подготовка тематических консультаций для родителей;
  7. Выступление на общем родительском собрании;
  8. Создание проекта по патриотическому воспитанию дошкольников.


















Выводы.

В старших группах нужно стараться так построить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны – России, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.

 Хочется подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

-  Люди работают на разных предприятиях, в различных учреждениях. Они всегда готовы помочь друг другу; результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живёт в данной местности;

-  В родном  городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются народные традиции: отличают знаменательные даты, чтят память погибших героев, чествуют знаменитых людей и т. д.;

- Здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях, престарелых людях;

- Здесь, как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;

- Каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

Чтобы дети, узнавая какие – то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли лучше представить себя, что их родной город является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экологии, истории страны – рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

Заключение

В основном законе нашей страны – Конституции – сказано, что мы народ Российской Федерации, принимаем Конституцию Российской Федерации:

- что память предков, передавшим нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость;

- исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями.

 Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитывать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать.

 Работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

 Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте – самый естественный, а потому и верный путь нравственно- патриотического воспитания, поскольку в дошкольном возрасте очень важна роль эмоциональных переживаний. Которые ребёнок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора. Именно тогда он приобретает опыт нравственной деятельности. Её нужно поддерживать, поощрять, создавать условия для её развития.

 Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования проблему поиска средств модернизации работы по воспитанию гражданственности в новых условиях.

 Перспективность заявленной темы созвучна с основной идеей программы развития дошкольного учреждения, где среди прочих моментов выделено развитие духовного потенциала ребёнка, приобщение его к ценностям окружающего мира.

 Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

 Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования проблему поиска средств и модернизации форм работы по воспитанию гражданственности в новых условиях.

  Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Любовь к родному городу, посёлку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважение её истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

 Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, её граждане. Гражданин – житель страны, который признаёт её законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

 Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.

 Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребёнка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь систематической работой, и эта работа должна проходить не только на специально организованных занятиях, но в основном вне них. На занятия же выносятся темы самые сложные, требующие объяснения, толкования.

 Начиная работу по воспитанию любви к родному городу, педагог должен сам хорошо знать этот город. он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям (желательно рассказывать о своих любимых местах в городе с использованием иллюстраций, фотографий), особо выделить то, что характерно только для нашего города.

 Условно работу по патриотическому воспитанию в ДОУ можно представить как работу в трёх направлениях:

- с педагогами;

- с детьми;

- с родителями.

Только одновременная работа по всем трём направлениям даст положительный результат.

Список используемой литературы.

  1. М.А. Дозорова, Н.В. Кошлева, А.А. Кроник «СемьЯ»: я + мама + папа + 2 бабушки + 2 дедушки – М.: АРКТИ, 2008.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 г» - 2001г.
  3.  Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. «Родной край» – М.: Просвещение, 1990.
  4. Н.Г. Зелёнова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России» (средняя группа) – М:, «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  5. Н.Г. Зелёнова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России» (старшая группа) – М:, «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  6. Н.Г. Зелёнова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России» (подготовительная группа) – М:, «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  7. Л.Д. Кокуева «Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» - М.: АРКТИ, 2005.
  8. Н.Г. Комратова,  Л.Ф. Грибова «патриотическое воспитание детей 6 – 7 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  9. А.Е. Писарёва, В.В. Уткина, Живём в «Ладу» - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  10. «По земле Ивановской» Исторически – краеведческие очерки – Ярославль: Верх. – Волж. книжное  издательство, 1983.
  11. Е.К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной». Для работы с детьми 2 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  12. Составитель Е.Р. Щурина. Родники. Страницы истории [Текст]: экскурсия. Родники, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родной природой"

Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родной природой...

Презентация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с родным краем"

      Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился ...

Формирование патриотических чувств у дошкольников через знакомство с историей родного края.

Формирование нравственности, патриотизма у дошкольников является актуальным  вопросом в современное время. Начинать работу эффективно с ознакомления с историей малой родины, воспитывая у детей чу...

Консультация "Воспитание патриотических чувств у дошкольников,через привитие любви к родному краю"

Что такое Родина? …Это наша Отчизна, это то, что мы произносим с гордостью, это наша страна, это наша Россия! Но на огромной карте нашей страны есть одна небольшая точечка, Новосибирская о...

Педагогический опыт работы на тему: "Воспитание нравственно - патриотических чувств старших дошкольников посредством формирования любви к родному краю"

В докладе описан опыт работы воспитателя по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников, посредством ознакомления с родным краем....