Развитие опытной и экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Наталья Михайловна Мерзлякова
¢Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_5.metodicheskaya_razrabotka.pptx461.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила воспитатель МБДОУ № 73 Н.М. Мерзлякова Методическая разработка «Развитие опытной и экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста»

Слайд 2

Роль опытной и экспериментальной деятельности дошкольников Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Наряду с игровой деятельностью экспериментирование является ведущей деятельностью дошкольника. Эксперименты и исследования предоставляют ребенку возможность научиться самому находить ответы на вопросы «как?» и «почему?», удовлетворять присущее ему любопытство. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности – прием пищи, игру, занятие, прогулку, сон. Дошкольники учатся ставить цель, выдвигать гипотезы, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий маленькие исследователи испытывают удивление, большую радость, а так же чувство удовлетворения от проделанной работы.

Слайд 3

Задачи формирования элементарных исследовательских действий Сочетание показа предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, запах и т.д.) Сравнение сходных по внешнему виду предметов (шуба – пальто, чай – кофе, туфли - босоножки). Обучение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?). Активное использование опыта практической деятельности, игровой деятельности (как окрасить воду ?). Содержание работы опытной и экспериментальной деятельности во II младшей группе Направлено на создание условий для сенсорного развития младших дошкольников в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.

Слайд 4

Формирование у детей исследовательских представлений О материалах – песок, глина, бумага, ткань, дерево. О природных явлениях – ветер, снегопад, солнце, вода, (снег, как одно из агрегатных состояний воды). О мире растений – способы выращивания растений из семян, листа, луковицы. О предметном мире – одежда, обувь, транспорт, игрушки и т.д.

Слайд 5

Мониторинг развития опытных и экспериментальных навыков во II младшей группе (на начало учебного года). «Люди, научившиеся наблюдениям… и опытам, приобретают способность ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не имеет». К.Е. Тимирязев.

Слайд 6

Цель мониторинга – определить уровень представлений детей о воде, рукотворном мире человека для дальнейшего планирования программы опытной и экспериментальной деятельности. Форма проведения мониторинга – беседа, Мониторинг представлений детей о свойствах воды, ее применение – основные свойства воды, ее практическое применение в быту. Мониторинг представлений о рукотворном мире человека – основные свойства бумаги, ткани, дерева, глины.

Слайд 7

Планирование опытной и экспериментальной деятельности Используя результаты мониторинга, разработана система тематического планирования. Непосредственно образовательная деятельность по развитию опытной и экспериментальной деятельности во II младшей группе проводится 1-2 раза в месяц. Еженедельно на прогулке проводятся наблюдения, исследования и простые опыты. Ежедневно в ходе режимных моментов закрепляются изученные свойства предметов и явлений.

Слайд 8

Блок «Вода. Применение воды». Месяц Тема Содержание Форма организации Октябрь « Капитошка » Знакомство с героем м\ф « Капитошка »; дать представления о воде, из чего состоит вода. Итог – создание миницентра « Капитошка » НОД с просмотром м\ф . Д/Упражнения: «Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай ручки» и т.п. Учить детей манипуляциям с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. Предметно-манипулятивная деятельность, режимные моменты. «Удивительная вода» Выявить свойства воды – прозрачная, без запаха без цвета. Опыт. «Прятки». Дать представления о том, что вода может стать мутной. Наблюдение. «Водичка. водичка» Дать представления о том, что вода может литься, а может брызгать Режимные моменты. «Куколки хотят пить» Дать представление о том, что вода может разливаться из одного сосуда в другие Наблюдение. Ноябрь. «Помощники» Дать представление о том, что предметы станут чище, если их вымыть. Режимные моменты. «Вода принимает форму» Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который налита. Опыт. «Теплая, холодная» Дать представление о том, что вода может быть и теплой, и холодной. Часть НОД «Замерзшая вода» Дать представление о том, что вода может замерзнуть Наблюдение. «Что получится?» Дать представление о том, что некоторые предметы в воде растворяются

Слайд 9

Месяц Тема Содержание Форма организации Декабрь. Разноцветная водичка Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно раскрасить Часть НОД. Будем пить Закреп ить представление о том, что вода не имеет вкуса и запаха. Режимные моменты. «Тающий снег» Дать представление о том, что снег тает и превращается в воду Наблюдение. «Высушим» Показать, как можно убрать пролитую воду с помощью бумажных салфеток наблюдение. « Лунтик знакомится с водой» Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе, в быту. Закрепить знания о свойствах воды и применении ее человеком Итоговая НОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и развитие опытно - экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста

В данной работе отражена роль и задачи опытно - экспериментальной деятельности. В работе представленны по всем возрасным группам: 1) Задачи. 2) необходимые условия для развития опытно - эксперименталь...

Статья на тему : роль опытно-экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста.

В статье рассматриваются вопросы о роли опытно-экспериментальной деятельности для детей дошкольного возраста и условия его успешного реализации....

Индивидуальный образовательный маршрут по теме самообразования "Опытно-экспериментальная деятельность для детей дошкольного возраста"

Индивидуальный образовательный маршрут по теме самообразования "Опытно-экспериментальная деятельность для детей дошкольного возраста"...

Презентация "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста"

То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю               ...