Проект "Родной город, родной край"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: углубить патриотическое чувство, помочь растущему поколению открывать Родину в том, что ему близко и дорого; расширить круг представлений о родном городе и крае , дать о них некоторые доступные для ребенка новые знания, показав всё, чем дорожат люди.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Родной город, родной край" | 357.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №8 «Сандугачым» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан
Тема проекта:
«Родной город, родной край»
Воспитатель высшей категории
Гайнетдинова Зульфия Закиевна
Содержание
Актуальность проекта | 3 |
Основные положения проекта | 4 |
Этапы проведения проекта | 6 |
Ожидаемый результат | 7 |
Совместная деятельность педагога с детьми | 8 |
Взаимодействие педагога с семьями | 15 |
Достигнутые результаты | 17 |
Список литературы | 18 |
«Любят родину не за то, что она велика,
а за то, что своя»
Сенека
Актуальность темы
Природа, родина, народ – слова одного корня. В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Чувство любви к родной стране, к близким людям, к детском саду, к родному городу, где ребенок родился и живет, играет огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родине.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Моя задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка новые знания, показав всё, чем дорожат люди.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Родины. Это гордое чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, входе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране, уважения своего народа и желания сохранить богатство своего края.
Основные положения проекта
«Родной город, родной край»
Проект позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
- Вид проекта: познавательный, групповой.
- Участники: дети старшей и подготовительной групп, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
- Сроки реализации: в течение двух лет.
- Основной раздел программы: познавательное развитие.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие, развитие музыкально-художественной деятельности.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования
- Образовательные задачи: учить и совершенствовать знания детей о родном крае и городе: название республики и города, их символика, достопримечательности, национальная культура, социальные объекты и их назначение.
- Развивающие задачи: развивать у детей любознательность, воображение, эстетическое восприятие, стремление лучше узнать экологическое состояние нашей республики и города; обогащать словарный запас детей.
- Воспитательные задачи: воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей и к их традициям; воспитание чувства любви к родному краю, городу, улице, дому, семье и бережного отношения к природе и ко всему живому.
Цель проекта
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Методы проекта
- Наблюдение
- Анкетирование
- Познавательные игровые занятия
- Беседы
- Консультации
- Экскурсии
- Выставки
- Дидактические игры
- Встречи
- Праздники и конкурсы
- Спортивные мероприятия
Этапы проведения проекта
1 этап – Информационно-накопительный:
- изучение интереса детей для определения целей проекта
- сбор и анализ литературы для взрослых и детей
- совместная деятельность с родителями в поиске информации по родному краю, городу.
2 этап – Организационный
Включает проведение различных занятий, мероприятий на тему: «Родной город, родной край».
- Познавательное занятие «Достопримечательности родного города»
- Совместная изобразительная деятельность родителей и воспитанников на тему: «Мой дом»
- Экскурсия по детскому саду «Что хорошо, что плохо?»
- Анкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребенка?»
- Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
- Беседа «Знаешь ли ты свой город?»
- Творческое задание «Придумай названия будущим улицам города»
З этап – Завершающий
- Подведение итогов и обобщение (презентация)
- Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
- Развлечение КВН «Родной свой край, люби и знай»
Ожидаемый результат
- Итоговым результатом является мониторинг, где учитывается активное участие детей на мероприятиях и их знания.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, обобщать, рассуждать, оказывать посильную помощь при облагораживании детского сада.
- Освоение доступных знаний о родном городе и крае.
- Приобретение детьми навыков общения со взрослыми и проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.
Совместная деятельность педагога с детьми
№ | Тема | Цели | Форма проведения |
«Знаешь ли ты свой город?» | Определение уровня знаний детей по нравственно-патриотическому воспитанию | Беседа | |
2. | «Угадай, где я нахожусь? | Продолжение знакомства с достопримечательностями родного города | Дидактическая игра |
3. | «Улицы родного города» | Продолжить знакомство с красотой улиц нашего города и развивать умение изображать увиденное на листе бумаги, создавая дома разной величины и подбирая цвет красок | Изобразительная деятельность |
4. | «Улица Аллея героев» | Продолжить знакомство с героями родного города, с их жизненными подвигами | Занятие |
5. | «Транспорт в моем городе» | Продолжить знакомство с видами транспорта в родном городе; закрепить умения применять полученные знания в играх | Беседа, дидактическая игра |
6. | «Будь внимателен» | Углубить представления детей о ПДД и поведения на дороге, общественных местах | Экскурсия |
7. | «Достопримечательности родного города» | Закрепить знания детей о достопримечательностях города. Познакомить с понятием архитектура и архитектурными памятниками города | Занятие, слайд-шоу |
8. | «Герб города Менделеевск» | Познакомить детей с гербом города Менделеевск, дать визуальное представление; закрепить знания о родном городе, его символике и достопримечательностях; воспитывать положительные эмоции и чувство патриотизма | Занятие (прослушивание аудиозаписи) |
9. | «Что хорошо, что плохо?» | Учить ориентироваться в своем детском саду и соблюдать правила поведения в нем | Экскурсия по детскому саду |
10. | «Детский сад – второй мой дом» | Расширить знания детей о своем детском саде и продолжить учить отражать свое видение в изобразительной деятельности | Аппликация (смотр макета) |
11. | «Все профессии важны…» | Расширить представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда | Беседа, дидактическая игра |
12. | «Предприятия родного города» | Расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции | Занятие, слайд-шоу - выставка из фотографий |
13. | «В гостях Краеведческого музея» | Расширить и углубить знания об истории города | Экскурсия |
14. | «Многонациональный город» | Расширить знания детей о жителях разных национальностей (русские, татары, удмурты, марийцы), их быте, культуре и национальной одежде | Беседа, конкурсы |
16. | «Праздник смелых людей» | Рассказать о военных профессиях, которые требуют от людей быть смелыми и отважными; дать детям знания об армии, сформировать у них представления об особенностях военной службы; воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов | Занятие |
17. | «Веселые старты» | Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья | Спортивные соревнования |
18. | «Боевая слава нашего города» | Сформировать представление о героизме, подвиге наших героев города | Беседа |
19. | «Спасибо за мирное небо над головой» | Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ | Встреча с ветеранами |
20. | «Флора и фауна Менделеевска» | Углублять конкретизировать представления о животном и растительном мире города | Беседа, загадки |
21. | «Что ты знаешь о своем городе?» | Выявление усвоенных знаний детьми | Мониторинг |
22. | «Мой город и район, в котором я живу» | Продолжать воспитывать добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок. Закрепить и систематизировать знания детей о родном городе | Беседа, сюжетно-ролевая игра «Почта» (знание детьми домашнего адреса и адреса д/сада) |
23. | «Как называется республика, в которой ты живешь?» | Познакомить детей с географической картой, показать нахождение на ней Республики Татарстан и ее столицы - Казани | Беседа с использованием презентации |
24. | «Знакомство с флагом, гербом, гимном и президентом Татарстана» | Дать понять о том, что такое герб и флаг, объяснить символику герба и флага Татарстана. Воспитывать уважительное отношение к символикам города Казани | Беседа с использованием слайдов, дидактические игры «Найди флаг и герб Татарстана», прослушивание гимна, оформление стенда |
25. | «Мы идем в музей» | Уточнить представление о гербе, флаге нашей республики, уточнить знания о татарских сказках, национальной одежде вызвать желание больше узнать о своей республике | Занятие |
26. | «Выложи узор на кокошнике и калфаке» | Учить передавать характерные детали головных уборов. Воспитывать интерес и уважение к национальным традициям | Аппликация |
27. | «Законы, по которым мы живем» 6 ноября – День Конституции Татарстана | Формировать знания о том, что Конституция РТ основной закон государства, который надо соблюдать. Дать разъяснение понятие «Конституция». Познакомить с содержанием законов, и рассказать о том, что конституция защищает права взрослых и детей. Воспитывать стремление знать и соблюдать законы Республики Татарстан | Беседа о Конституции. Чтение отрывков из сказок Ю.Олеши «Три толстяка», Д.Родари «Приключения Чиполлино» (беседа о справедливости сказочного государства) |
28. | «Какие народы живут в нашей республике?» | Продолжать знакомить детей с народом РТ и его традициями. Прививать детям уважение к разным национальностям, живущих в республике и их культуре | Экскурсия в библиотеку |
29. | “Туган шәһәрнең истәлекле урыннары” | Балаларда туган җирне ярату хисе тәрбияләү. Туган шәһәрнең истәлекле урыннары белән таныштыру. Сөйләм телен камилләштерү. Юлда һәм җәмәгать урыннарында үз – үзеңне дөрес тоту кагыйдәләрен ныгыту | Шөгыль, слайдлар кулланып |
30. | «Республика моя – Татарстан» | Обобщить знания детей о Татарстане, его жителях, быте, культуре, о празднике День суверенитета Татарстана. Развивать интерес к настоящему и прошлому нашей Родины и народа. Воспитывать у ребенка чувства любви и гордости за свою Родину – Республику Татарстан | Развлечение |
31. | «Какие растения и животные встречаются там, где ты живешь?» | Закрепить знания о животных, птицах и растениях, обитающих в наших лесах, их разнообразием. Воспитание бережного отношения к живой природе | Изобразительная деятельность |
32. | «Народное творчество» | Обобщить знания о произведениях устного народного творчества. Прививать любовь к родной земле, родному искусству. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение | Чтение и заучивание стихов о Родине, пословиц, поговорок |
33. | «Из нашего города - по родной республике» | Посредством игры формировать, систематизировать у дошкольников представление о Родине, ее истории, национально-культурных традициях, о городах и столице, о символах Республики. Закреплять умение отвечать на вопросы | Игра-путешествие |
34. | «Казань в песнях и плясках» | Продолжить знакомство с музыкальным творчеством, посвященным городу Казани и их исполнителями | Слушание песен о Казани и просмотр видео с участием разных народных ансамблей |
35. | «Секреты татарской кухни» | Помочь ребенку раскрыть мир национальных культур. Воспитывать аккуратность, восхищение к блюдам, гостеприимство как характерную черту татарского народа | Лепка, сюжетно-ролевая игра «Приглашаю на день рождения» |
36. | «Базар юных умельцев» | Познакомить детей с национальными украшениями. Учить детей делать из фольги украшения. Формировать интерес, эмоционально - положительное отношение к трудовой деятельности | Изготовление из фольги национальных украшений: браслеты, кольца |
37. | «Литературное наследие» | Расширить знания детей о жизни и творчестве М.Джалиля, Г.Тукая, Р.Миннулина, А.Алиша, А.Пушкина, К.Чуковского, С.Маршака. Воспитание любви к поэзии | Выставка портретов и произведений писателей. Чтение их творчества |
38. | «Военные профессии» | Расширить знания о Российской армии. Уточнить представления о родах войск. Развивать навыки контекстной речи. Учить навыкам словообразования. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать уважение к людям военных специальностей | Занятие, загадки |
39. | «Кораблик «Алые паруса»» | Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками. Воспитывать заботливое отношение к близким людям | Изготовление подарка для пап из поролона |
40. | «Москва – столица России» | Познакомить детей с географической картой, показать нахождение на ней России и ее столицы - Москвы. Представить образ сердца России – Москвы как великой духовной ценности. Познакомить с главными московскими достопримечательностями – Кремлем и Красной площадью | Ознакомительная беседа о столице России – Москве; чтение стихотворения У. Глинки «Москва» |
41. | «Символика Москвы» | Знакомство с гербом, гимном, флагом и президентом России | Беседа, прослушивание гимна, оформление стенда |
42. | «Умники и умницы» | Продолжать формировать представление о городе Менделеевске. Выработать в детях желание узнавать новое о родном городе. Закреплять умение отвечать на вопросы. Совершенствовать быстроту реакции на словесные раздражители, в игровой форме найти применение некоторым наработанным логико-математическим понятием. Развивать самостоятельность, внимание, общение. Воспитывать уважение к своему городу, народу. | Познавательно – игровое занятие |
43. | «Этот День Победы» | Создание символа праздника, выражение уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта | Выставка работ детей, посвященных Дню Победы |
44. | «Звезда победы» | Познакомить детей с событиями ВОВ. Формировать элементарные знания о героях нашего города на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания. Формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ | Праздник, встреча с ветеранами |
45. | «Наши защитники» | Продолжить знакомство детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам-героям | Экскурсия на Аллею Героев, к вечному огню, возложение цветов к мемориалу воинской славы |
46. | «Что ты знаешь о своем родном крае?» | Выявление усвоенных знаний детьми | Мониторинг |
Взаимодействие педагога с семьями
№ | Тема | Цели | Форма проведения |
1. | «Патриотическое воспитание» | Взаимопомощь родителей и воспитателей в дальнейшем воспитании патриотизма у дошкольников | Анкетирование для родителей |
2. | «Знаете ли вы своего ребенка?» | Определение уровня знаний ребенка о своем городе глазами родителей | Анкетирование для родителей
|
3. | «Мой дом» | Учить детей передавать свое видение родного дома на рисунок | Совместная изобразительная деятельность с родителями |
4. | «Зарничка» | Обогащение представлений детей о защитниках нашей Родины, родах войск РФ, современной военной технике. Воспитание у детей эмоционально-положительного, действенного отношения к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожим на них | Развлечение на участке |
5. | «Сделаем наш город чище» | Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество | Выставка поделок (совместно с родителями) |
6. | «Можно ли это считать нарушением прав ребенка?» | Выявить уровень представления о правах ребенка | Мини-анкета для родителей |
7. | Развлечение КВН «Родной свой край, люби и знай» | Закреплять и расширять знания о городе и республике, их символике, о городах республики, природе, традициях и обычаях татарского народа. Воспитывать чувство дружбы и уважения к людям других национальностей | КВН совместно с родителями |
8. | «Богатырские состязания» | Организовать совместную деятельность педагогов, дошкольников и их родителей. Воспитывать любовь и уважение к Российской Армии, развивать артистизм, творческую активность, ловкость и сноровку, создать атмосферу эмоционального комфорта, радости | Спортивное развлечение вместе с родителями |
9. | «Мы за мир!» | Повышение интереса детей к истории Великой Отечественной войны, сохранение памяти её героических событий, формирование уважительного отношения к ветеранам, а также в связи с празднованием Дня Победы | Конкурс семейных рисунков |
10. | «Как воспитать маленького патриота» | Формирование чувство ответственности за духовно – нравственное становление своих детей | Рекомендация |
Достигнутые результаты
- Анализ результатов усвоения знаний показал: среднее развитие у 44% детей, выше среднего у 40% детей.
- Высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками конкурсов, спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ города, где занимают призовые места,
- Повышение активности родителей в делах группы.
Выводы
Таким образом, реализованный мной проект «Родной город, родной край» был в целом направлен на расширение круга представлений о родном доме, улице, городе и родном крае. Проект преследовал цели способствования развитию патриотических чувств детей. Для этого использовались задачи развития таких патриотических чувств детей, как гордость за свой родной город, за толерантное отношение к представителям других национальностей, за бережное отношение к родной природе.
В результате реализации проекта, поставленные цели и задачи были выполнены.
При осуществлении проекта использовались различные средства патриотического воспитания, способствующие развитию и поддержанию интереса детей: художественная литература, иллюстрации, картины, музыка, игры, природа и окружающая среда. Центральное место в проекте было отведено познавательным беседам, занятиям и практической деятельности детей. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой, растительным и животным миром, с красотой родной природы.
Активное участие в осуществлении проекта, принимали родители воспитанников. Они охотно и с большим энтузиазмом поддержали предложенную тему проекта и принимали в нем участие. Благодаря нашей совместной деятельности мы организовывали увлекательнейшие экскурсии по достопримечательностям нашего города.
Мониторинг показал, что уровень патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста после осуществления проекта изменился. Он стал значительно выше. Многие дети легко оперируют знаниями о родном городе и республике, знают их название, герб и флаг; называют столицу своей страны, и могут рассказать о некоторых исторических событиях своего города; знают особенности его природы и культуры.
Успех в патриотическом воспитании детей будет, достигнут, только тогда, когда будет осуществлена полноценная, совместная работа детей, родителей и воспитателей. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. Я считаю, что проведенный мной проект дал положительные результаты.
Список литературы
1. Гараева Ф.Х. Без бит Бондюг яклары / Ф.Х. Гараева. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. - 56с.
2. Гогоберидзе А.Г. Маленькие граждане большой страны.// Ребенок в детском саду. - 2009. - №3. - С. 4-8.
3. Деркач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников.// Дошкольная педагогика. - 2009. – №2. – С. 51-53.
4. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. - 2006. - № 8. - С. 80.
5. Кузнецова Г.И. Менделеевцам о менделеевцах / Г.И.Кузнецова. - Издательский дом «Елабуга», 2003. – 196с.
6. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации / М.Д. Маханева.// Управление дошкольным образованием. - 2005. - № 1. - С. 57- 60.
7. Сергеева Н.Г. Уроки национального изобразительного искусства / Н.Г. Сергеева. - Казань: Татарское книжное издательство, 1999. – 55с.
8. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана / И.Р. Тагиров. - Казань: Татарское книжное издательство, 2007. – 78с.
9. Шарафутдинов Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа / Д.Р. Шарафутдинов. - Казань: Гасыр, 2004. – 640 с.
10. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. - 2004. — № 4. - С. 99-101.
11.Электронные ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Менделеевск
http://tatarstan.ru/about/symbols.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Государственные_символы_России
http://gendocs.ru/
http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Научите детей любить родной город, родной край!"
Научите детей любить родной город, родной край!Очень притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства.Задумайтесь, почему, д...
Дидактическая игра по ознакомлению детей с родным краем "Думаем о родном городе".
Дидактические игры по краеведению позволяют не только расширить и закрепить представления детей о родном крае, но и воспитывать чувство гордости за свой край, развивать речь, внимание, мышление дошкол...
Приобщение детей 6-7 к культуре родного края посредством ознакомления с историей родного города.
План по самообразованию "Приобщение детей 6-7 к культуре родного края посредством ознакомления с историей родного города"...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...
«Осуществление деятельностного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.»
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Воспитание в детях любви к Родине, гордости за ее достижения начинается...
«Осуществление деятельностного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.»
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Воспитание в детях любви к Родине, гордости за ее достижения начинается...