Познавательное занятие в подготовительной группе "Хала рукам, что пахнут хлебом"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

ЗАНЯТИЕ ПОМОГАЕТ РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ТЯЖЁЛОМ ПОВСЕДНЕВНОМ ТРУДЕ ХЛЕБОРОБОВ,  ЗНАНИЯО ПОЛЬЗЕ ХЛЕБА И ЕГО ЦЕННОСТИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hvala_rukam_chto_pahnut_hlebom.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие в подготовительной группе

Тема:  «Хвала рукам, что пахнут хлебом».

Цели: расширить знания о тяжёлом повседневном труде хлеборобов, процессе выращивания хлеба, о пользе хлеба и его ценности; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу. Познакомить со знатным хлеборобом района.

Задачи:

 Образовательные:

- Закрепить знания об условиях, необходимых для роста и развития растений.

Развивающие:

- Развивать интерес к процессу выращивания и изготовления хлеба; развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, умение рассуждать, делать выводы.

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к труду хлеборобов, желание трудиться; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Интеграция образовательных областей:

Познание - систематизация знаний об условиях, необходимых для роста и развития растений; формирование знаний о процессе выращивания и приготовления хлеба.

Чтение художественной литературы – использование материала из книги «От зерна до каравая», стихи и пословицы о хлебе.

Социализация - совместное выполнение трудовых действий; воспитание дружеских взаимоотношений друг к другу.

Коммуникация - умение вести диалог; отстаивать свою точку зрения.

Труд – понимание значимости труда хлеборобов.

Здоровье – систематизация знаний о пользе хлеба.

Художественное творчество – лепка из теста печенья.

Музыка – воспитывать интерес к музыке.

Предшествующая работа:

  • чтение книги «От зерна до каравая»
  •  рассматривание семян злаков, колосьев;
  • знакомство с условиями, необходимыми для жизни и развития растений;
  • знакомство с пословицами, поговорками, приметами;  разучивание стихотворений и песен о хлебе;
  • знакомство со знатным хлеборобом района Чеботаевым Алексеем Васильевичем
  • Экскурсия в краеведческий музей (Рассказ З.А.Горловой о хлеборобах района и более подробно о А.В.Чеботаеве)
  • Оформление альбома с вырезками статей о хлеборобе А.В.Чеботаеве и его сыновьях.

 

Содержание:

  Дети вместе с воспитателем  под музыку подходят  к накрытому столу, на котором разложены  различные хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Придумано кем-то и просто и мудро,

                           При встрече здороваться «Доброе утро».

                          -Здравствуйте! – скажем, и солнцу и птицам,

                          -Здравствуйте! – милым улыбчивым лицам.

                           И каждый становиться добрым, доверчивым

                           Пусть доброе «Здравствуйте» слышно и вечером.

 - Ребята, посмотрите на этот стол, богато уставленный различными яствами. Чего здесь только нет. Что вы здесь видите? (баранки, ватрушки, пироги и т.д)
- Как можно назвать всё это одним словом?
(выпечка, хлебобулочные изделия)
Воспитатель: Вот как много хлебобулочных изделий можно купить в магазине или приготовить своими руками.  Все они очень аппетитные и вкусные. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он прошёл долгий путь, прежде чем появился на полке в магазине и у нас на столе. Люди, которые выращивают хлеб, носят гордое имя – хлеборобы. Сегодня у нас в гостях знатный  хлебороб нашего района, участник Великой Отечественной войны, Ветеран труда Алексей Васильевич Чеботаев. Сейчас он находится на заслуженном отдыхе, но с ранней юности многие, многие годы Алексей Васильевич выращивал хлеб.

Ребята присаживаются на стульчики. Выходят 1 девочка и 2 мальчика  в русских национальных костюмах. У девочки на рушнике каравай с солонкой

Мальчик Слава миру на земле!

Девочка Слава хлебу на столе!

Мальчик  Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Девочка    С караваем соль подносим,
                  Поклонясь, отведать просим:
                «Дорогой наш гость и друг,
                 Принимай хлеб-соль из рук!


(Дети подхлдят к А.В.Чеботаеву и вручают  ему хлеб-соль)

Ребенок 1: Вот он – хлебушко душистый
                  С хрусткой корочкой витой,
                  Вот он – теплый, золотистый,
                  Словно солнцем налитой!

Ребенок 2: В нем – здоровье наше, сила,
                   В нем – чудесное тепло;
                   Сколько рук его растило,
                   Охраняло, берегло!

Ребенок 3: Ведь не сразу стали зерна
                  Хлебом тем, что на столе,
                  Люди долго и упорно
                  Потрудились на земле.

Воспитатель:  (обращая внимание детей на хлебобулочные изделия)

 - Правильно, ребята. Не сразу зёрна стали хлебом, много людей трудились для того, чтобы вырастить хлеб, и мы сейчас с вами вспомним, как выращивают хлеб, а наш гость послушает и если кто-то ошибётся, он поправит.

Рассказы детей и воспитателя сопровождаются показом слайдов

1 слайд  Ребята, в какое время года люди начинают заботу о хлебе?

(ранняя весна)

- Правильно, весна - пора больших забот. Уже весной люди о хлебе волнуются.

2 слайд Как называют людей, которые выращивают хлеб? (хлеборобы) 

- Действительно, с ранней весны до осени хлеборобы растят хлеб. Трудятся, не покладая рук, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришёл.

3 слайд Ребята,  что происходит  весной на поле? (трактористы пашут землю)

 - Правильно! К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. 

 -Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?

(Ответы детей)

4 слайд  После того как землю вспашут, что с ней делают? (Землю надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной). 

5 слайд  Вот поле поборонили, теперь можно и сеять.

Какие машины помогают людям сеять?  

6 слайд  Ребята, а что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?

(Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).

- Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает. А теперь давайте покажем, как растут наши зёрнышки.

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало
(руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал
(медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.

7 слайд  Летом всё поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.

- Ребята, какие машины убирают урожай? (ответы детей) 

8 слайд 

Ребенок :

Хлеб созрел,
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры 
Полевые корабли

Воспитатель: Какую работу выполняют комбайны? (Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном)

8 слайд  Куда везут машины зерно с полей?  (ответы детей)

9слайд  Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора? Что там делают с зерном? (Зерно сначала везут на мельницу, там его смалывают в муку. А из муки уже можно печь хлеб). 

Воспитатель: А теперь мы спросим у нашего гостя, всё ли правильно ребята рассказали о том, как выращивают хлеб.

 

А.В.Чеботаев подтверждает, что ребята всё правильно рассказали и воспитатель предлагает ему ответить на вопросы детей

- Почему вы стали хлеборобом?

-  С какого возраста Вы начали выращивать хлеб?

- Трудная ли эта профессия?

- Сколько лет вы трудились на полях нашего района?

- Почему Вы не сменили профессию, если так трудно быть хлеборобом?

- Кто из ваших близких трудился вместе с вами.?

Воспитатель: Мы с ребятами были в музее и в библиотеке, где узнали немало о хлеборобах нашего района. Мы знаем, что 4 сына Алексея Васильевича тоже стали хлеборобами и трудились вместе с отцом, а сейчас сами выращивают хлеб. Много раз в районной газете «Родная сторона» (а раньше она называлась «Заветы Ленина»)  писали о нелёгком труде Алексея Васильевича и его сыновей. Вместе с ребятами мы нашли некоторые из этих статей и оформили для нашего гостя альбом на память.

(Дети вручают гостю альбом)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый?

 ( показывает 2 булки)

(Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы. Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье).

- Ребята, а что ещё можно испечь из муки?

(Дети называют всевозможные хлебные изделия. Называют изделия с начинкой и без начинки.)

- О хлебе сложено очень много пословиц и поговорок. Вы их знаете?  Назовите.

  • Хлеб — всему голова
  • Будет хлеб - будет и обед
  • Дорог хлеб, когда денег нет.
  • Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
  • Не хлебом единым сыт человек.
  • Хлеб да вода — крестьянская еда.
  • Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.
  • Глубже пахать — больше хлеба жевать.
  • Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

Воспитатель: Мы, конечно, пока не сможем выращивать хлеб, но может быть, когда вы вырастите, кто-то из вас и станет хлеборобом. А пока я предлагаю вам сделать из теста при помощи формочек печенье. Мы отнесём его на кухню и попросим поваров испечь Согласны?

Дети вместе с воспитателем раскатывают тесто, вырезают печенье, раскладывают его на противень. Несколько человек уносят с няней печенье на кухню.

Воспитатель: Есть хлеб, будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди летают в  космос, покоряют реки, моря, океаны, добывают нефть, газ в глубинах земли, а хлеб остаётся хлебом. Издавна Россия - это не только милые душе берёзки, это поля с золотыми колосьями ржи  и пшеницы.

«Песня о хлебе» музыка В. Витлина, слова П. Кагановой

Воспитатель: Русские люди всегда славились гостеприимством, любили и любят посидеть с чашечкой чая, побеседовать. А если этот чай из самовара, то он вдвойне вкуснее. Я приглашаю всех детей,  нашего гостя к столу, отведать чай из самовара и выпечку, которую мы приготовили к сегодняшней беседе.

Во время чаепития, продолжается беседа с гостем, подводится итог занятия.

Конспект  познавательного  занятия

«Хвала рукам, что пахнут хлебом».

( подготовительная группа)

                                                   Карасюк Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия : Хвала рукам, что пахнут хлебом.

Конспект занятия "Хвала рукам,что пахнут хлебом" предназначен для работы с детьми старшей группы. В нем вы найдете материал по знакомству детей с трудом хлебороба. Вместе с детьми  сможите о...

ХВАЛА РУКАМ, ЧТО ПАХНУТ ХЛЕБОМ!

Конспект занятия познавательно-художественного цикла для детей средней группы, отражающий совместную деятельность воспитателя и педагога изо....

Хвала рукам, что пахнут хлебом!

Совместная деятельность воспитателя и педагога по изо.Через поисково-исследовательскую деятельность закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола; закрепить знания зерновых культур:пшени...

"Хвала рукам, что пахнут хлебом..."

Сценарий праздника для детей подготовительной группы....

Хвала рукам, что пахнут хлебом!

Конспект занятия по окружающему миру....

Конспект НОД по рисованию «Хлеб на стол, так и стол - престол» в подготовительной группе (в рамках реализации проекта «Хвала рукам, что пахнут хлебом»).

В рамках реализации проекта "Хвала рукам, что пахнут хлебом!" в нашей подготовительной группе прошла продуктивная деятельность, в ходе которой ребята закрепили свои знания о хлебе и других х...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ХВАЛА РУКАМ, ЧТО ПАХНУТ ХЛЕБОМ. СТАРШАЯ ГРУППА

Программное содержание:Познакомить детей с трудом хлебороба.Подвести детей к пониманию важности и необходимости труда по выращиванию хлеба.Воспитывать уважение к труду земледельцев. Обогащение сл...