Экологическая викторина «Знатоки природы»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Огорелкова Ольга Станиславовна

Расширить, пополнить и углубить знания детей в рамках дошкольной программы по эколого-биологическому разделу: продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы; находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления об окружающем мире; развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю; формировать социально-активную  жизненную позицию детей в решении экологических проблем и охраны природы; воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_viktorina_znatoki_prirody.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая викторина «Знатоки природы»

(подготовительная к школе группа)

Цель: расширить, пополнить и углубить знания детей в рамках дошкольной программы по эколого-биологическому разделу: продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы; находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления об окружающем мире; развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю; формировать социально-активную  жизненную позицию детей в решении экологических проблем и охраны природы; воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.

 

Материал: эмблемы с изображением птиц, два обруча, символы «Север»- «снежинка», «Юг» -  «солнышко», фотозагадки: экологические знаки, времена года, карточки с изображением листа берёзы, рябины, осины, гриба; картинка с изображением птиц на кормушке; карточки с изображением овцы, лошади, коровы, свиньи; природный материал: шишка сосны, ели, кедра; картинки с изображением поступков детей в природе; набор картинок с изображением  разных ягод (в том числе, ягод нашего края); картинки разных животных и их хвостов.

 

Методические приёмы:  ТСО, художественное слово, игровая мотивация – игра-викторина «Знатоки природы», загадки о природе, логическая игра «Подбери слова», игры-загадки  на смекалку, фотозагадки, пословицы и поговорки, проблемные ситуации, игра «Перелётные и зимующие», развивающие игры: «Собери ягоды нашего края в туесок», «Чей это хвост?».

 

Предварительная работа с детьми: систематические наблюдения в природе, чтение природоведческой литературы, экскурсии и целевые прогулки в природу, циклы  познавательных занятий по знакомству детей  с природой нашего края.

Ход игры:

Ведущий:  Здравствуйте уважаемые гости, здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать Вас на игре «Знатоки природы!»

Игра посвящена природе родного края. (Звучит аудиозапись шума дождя, пение птиц в лесу).

 А начнем игру со стихотворения поэта В.Бокова:

Ты, человек, люби природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши.

Она - твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души. . .

Не жги её напропалую

И не исчёрпывай до дна.

И помни истину простую

Нас много, а она одна.

Эти слова заставляют нас задуматься, что станет с окружающей природой, если мы не научимся любить природу, понимать её ценность. В ходе игры вы  проверите свои знания о природе нашего края и умение работать командой.

Итак, мы начинаем игру-викторину «Знатоки природы». В игре участвуют две команды (название команд). Представляю вашему вниманию наше жюри. Игра будет проходить в несколько туров. Каждый тур имеет свои правила, которые будут сообщены перед его проведением. Пусть победит сильнейший. Желаем всем удачи!

Каждая команда представляет свой девиз.

Начинаем отборочный тур: «Отгадай загадку».

  1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)
  2. Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (Белка)
  3. Любит груши и мёд, сладкоежкою слывёт,

А ещё могу сказать, очень любит он поспать. (Медведь)

  1. Рыжая, с пушистым хвостом, живёт в лесу под кустом. (Лиса)
  2. Маленькие ножки, боится кошки,

Живёт в норке, любит корки. (Мышь)

  1. Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,

Иголок очень  много, а нитки ни одной. (Ёж)

  1. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк)
  2. Он хозяин леса строгий, а поспать любит в берлоге,

Страшно может он реветь, кто скажите он? (Медведь)

  1. Быстрый, маленький зверёк по деревьям скок да скок. (Белка)
  2. Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима)

  1. Меня всегда в лесу найдёшь,

Пойдёшь гулять и встретишь:

Стою  я колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель)

  1. Хоть верь, хоть не верь.
  2. Пробежал по лесу зверь,
  3. Нёс на лбу он неспроста,

Два развесистых куста. (Лось)

  1. Одеяло белое не руками сделано,
  2. Не ткалось, не кроилось,

С неба на землю свалилось. (Снег)

  1.  Я берёзку качну, я тебя подгоню,

Налечу, засвищу, даже шапку утащу.

А меня не видать.  Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)

По итогам отборочного тура выбирается по 7 участников игры.

1 тур «Ты – мне, я - тебе».

- Ребята, начинаем первый тур. Я прошу вас быть внимательными, находчивыми. Внимание! Вопросы будете загадывать команде-сопернице.

(достают любой вопрос: зелёные карточки – о растениях)

  1. Дерево – символ нашей Родины? (Береза)
  2. Почему деревья сбрасывают листву на зиму?
  3. Какие лекарственные травы лечат простуду? (мать-и-мачеха, подорожник, душица, мята)
  4. Что будет, если исчезнут все растения?
  5. Признаки начала осени в живой природе (желтеют листья берёзы)
  6. В какое время года на деревьях распускаются листочки? (весной)

За каждый правильный ответ знатоки получают фишку.

Игра со зрителями-болельщиками: «Подбери слова»

  1. Лес может быть густым, а может быть и … (редким)
  2. Волк – зверь большой, а ёж …(маленький)
  3. Лось – могучий, т.е …(крупный, огромный)
  4. Весна бывает ранняя, а бывает … (поздняя)
  5. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины … (горькие)
  6. Цветы сирени ароматные, т.е … (душистые ,пахучие)
  7. Январь год начинает, а декабрь …(кончает)
  8. Зимой, особенно в феврале, часто бывают метели, т.е …(вьюга, пурга)

 

2 тур «Фотозагадки».

- Продолжаем викторину. Вашему вниманию предлагаются загадки на белых карточках:

1. Что означает этот знак? (экологические знаки-  по выбору ведущего)

2. Фотозагадка: какое время года изображено на картине? (по выбору  ведущего – весна, осень, зима, лето)

3. Что неправильно нарисовал художник на картине? (на фоне летнего леса бежит белый заяц)

4. С какого дерева лист? (на листе бумаги нарисован лист берёзы, рябины, осины – по выбору ведущего)

5. С какого дерева шишка? (шишка сосны, ели, кедра – по выбору ведущего)

6. Что за гриб? (загадка- иллюстрация)

7. Какие птицы прилетели на  кормушку? (загадка-иллюстрация)

8. Назовите детёнышей этого зверя (овца, лошадь, корова, свинья – по выбору ведущего)

За каждый  правильный ответ знатоки получают фишку.

 

Игра со зрителями и болельщиками.

- Этого замечательного мышонка получит тот, кто скажет мне, под каким кустом во время дождя сидит заяц? ( под мокрым)

 


3 тур «Домашнее задание» (пословицы и поговорки о бережном отношении к природе)

Итог 3 тура.

4 тур «Кто из детей поступает правильно, а кто нет»

- Задание: на картинках изображены правильные  и неправильные поступки.  Обведите только те картинки, на которых поступки детей вам нравятся.

Итог 4 тура.

 

Игра со зрителями и болельщиками: «Перелётные  - зимующие»

- У детей иллюстрации с изображением перелётных и зимующих птиц, на полу два обруча, в них на подставках символ «снежинка» -«Север», «солнышко»-«Юг». Под музыку дети (птицы) бегают по залу, на сигнал находят своё место.

 

5 тур «Собери ягоды нашего края в туесок»

- Задание: собери в туесок  только те ягоды, которые произрастают в лесах нашего северного края.

Итог 5 тура.

 

6 тур. Логическая задача: «Чей это хвост?»

- Задание: подбери каждому животному свой хвост.

Итог 6 тура.

 

Игра со зрителями и болельщиками: эта поделка достанется тому, кто ответит на трудный вопрос: когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом? (когда дверь открыта)

 

Подведение итогов, награждение победителей (Одной команде вручается настольно-печатная игра природоведческого направления, а команде- победителю игры- викторины – книга о природе).

 

- Дорогие дети! Было очень приятно и полезно встретиться всем вместе. Мы рады, что все вы приняли активное участие в нашей экологической игре-викторине «Знатоки природы». Среди нас проигравших нет: в выигрыше все. Надеемся, что вы, дети, ещё больше будете любить природу, проявлять больший интерес к ней, оберегать её. Любить можно то, что хорошо знаешь. Наша игра показала, что у наших детей имеется много знаний о природе нашего края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа

Экологическая викторина "Знатоки природы" (в рамках реализации проета "Заповедники Мордовии") подготовительная группа...

Экологическая викторина "Знатоки природы"

Разработаная викторина и презентация к ней....

Экологическая викторина « Знатоки природы» (Для детей старшей группы.)

Экологическая викторина проводится с участием двух команд,которые решают поставленные перед ними задачи. В конце викторины команды получают призы....

Экологическая викторина "Знатоки природы"

Веселое занятие - путешествие в форме викторины, позволяющее расширить знания детей о лесе и его обитателях....

Экологическая викторина «Знатоки природы»

Это экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста. С помощью викторины ребята закрепляют свои полученные знания о природе, о животных, о правильном поведении в лесу....

Экологическая викторина "Знатоки природы"

Викторина проводилась с целью обобщения знаний детей о животных, растениях, временах года и воспитания  бережного  отношения к природе....