Главные вкладки

    Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе
    проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Матиенко Елена Анатольевна

    Проект на тему: "Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_na_temu.doc116 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Проект на тему:

     «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе»

    «Улыбка»

    Разработала: воспитатель

    Матиенко Елена Анатольевна

    5.1 Перспективное планирование поисково-экспериментальной деятельности.

    Средняя группа «УЛЫБКА»

    Месяц

    Эксперименты, наблюдение, опыты

    Задачи.

    Материал

    Сентябрь

    1.«Теплая капелька, или помоги Колобку умыться»

    2.«Вода бывает теплой, холодной, горячей»

    Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы; закреплять культурно-гигиенические навыки; воспитывать аккуратность при работе с водой.

    Тазики с горячей, холодной водой; емкости для смешивания воды, ковшик для набирания воды, дидактическая игрушка колобок.

    Что в пакете?

    Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха:  обнаружить воздух в окружающем пространстве.

    Игровой материал: Полиэтиленовые пакеты.

     «Бумажные комочки»

     Познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.

    Бумага для аппликации

    Октябрь

    1.«Вода жидкая, может течь»

    2.«Встреча с ручейком»

    3.«Капельки»

    Продолжать знакомство со свойствами воды; развивать познавательную деятельность, образное, творческое мышление; воспитывать бережное отношение к воде, аккуратность.

    Словарь: жидкая, может течь, капелька, большая – маленькая, густая масса.

    Емкости для воды; для сравнения густая масса; небольшой желобок, пипетка.

    Игры с соломинкой.

    Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах  воздуха: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

    Игровой материал: Трубочки для коктейля (или от чупа – чупса), емкость с водой.

    Ноябрь

    1.«Чем пахнет вода?»

    2.«Есть ли у воды вкус?»

    Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; подвести к пониманию того, что вода не имеет запаха, вкуса. Объяснить, что вода приобретает вкус того вещества, которое в ней растворено; воспитывать бережное отношение к воде. Учить определять по запаху вещества, которые добавлены в воду.

    Словарь: без запаха – без вкуса; добавки, красители, сладкая – кислая.

    Емкости с водой, красители.

    Легкий – тяжелый.

    Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

    Игровой материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).

    Декабрь

    «Игра в прятки»

    Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость, воспитывать аккуратность при работе с водой.

    Словарь: капля медленно течет; «растворяется» на влажной поверхности; становится незаметной; окрашивает влажную поверхность

    Две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и подкрашенной водой, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка.

    «Играем с красками»

    Познакомить с растворением краски в воде; развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, воспитывать аккуратность при работе с водой.

    Словарь: Капля краски, если ее не мешать растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.

    Две баночки с прозрачной водой; краски; лопаточка; салфетка; лист бумаги.

    «Что звучит?»

     Учить определять по издаваемому звуку предмет.

    Игровой материал: Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

    Январь

    «В каком стакане лед быстрее растает»

    Продолжать знакомить со свойствами воды в разном состоянии; развивать наблюдательность, усидчивость; активизировать словарь

    Словарь: лед, твердая вода тает, превращается в воду.

    3 стакана с водой (холодной, теплой, горячей), кусочки льда.

    «Лед легче воды»

    Вызвать интерес к данному опыту; дать понять, что лед легче воды, поэтому он держится на поверхности и не тонет; развивать любознательность, усидчивость; воспитывать аккуратность при работе с водой.

    Словарь: плавает – не тонет, тает.

    Ванночка с водой, кусочки льда.

    Пузырьки – спасатели.

     Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воздуха: выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

    Игровой материал: Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

    Февраль

    «Радуга»

    Вызвать интерес к данному объекту, развивать наблюдательность, усидчивость, терпение; познакомить с отражательной способностью зеркала; воспитывать осторожность при проведении данного опыта.

    Словарь: радуга, «дуга», солнечный луч

    Зеркало, тазик с водой

    «Превращение в воду»

    Уточнять представления о свойствах воды, развивать познавательную активность, образное мышление, любознательность; воспитывать культурно-гигиенические навыки, здоровье сберегающие навыки.

     Словарь: рыхлый, холодный, тает, талая вода, больше – меньше, грязная – чистая.

    Два ведерка (одно со снегом, другое с водой)

    «Пар – это тоже вода»

    Продолжать знакомить детей со свойствами воды в разном состоянии; развивать способности наблюдать, исследовать, формировать умение вести беседу, воспитывать осторожность при работе с водой.

    Словарь: пар, кипяток, поднимается вверх.

    Термос с кипятком, зеркальце или стекло.

    Март

    «Что вода размочит быстрее?»

    Продолжать знакомство со свойствами воды; развивать наблюдательность, любознательность, сообразительность; учить определять на ощупь объект, который находится в воде; активизировать словарь; воспитывать аккуратность.

    Словарь: салфетка, картон, тетрадный лист, намокла, размокла, развалилась в руках.

    Ванночка с водой, кусочки бумаги различные по плотности.

    «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»

    Продолжать знакомить со свойствами и качеством воды; развивать наблюдательность, усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при работе с водой; активизировать словарь

    Словарь: песок, сахарный «песок»; растворяется, не растворяется, перемешали.

    Два стаканчика с водой, речной песок, сахарный песок, ложка для размешивания, акварельные краски, листочки (на каждого ребенка)

    Мы – фокусники.

    Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

    Игровой материал:  Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.

    Апрель

    «Освобождение бусинок из ледяного плена»

    Продолжать знакомить со свойствами воды в твердом состоянии; развивать мышление при выборе способов действий; стимулировать самостоятельное формирование выводов детьми; воспитывать аккуратность в работе.

    Словарь: попали бусинки в плен, теплая вода, лед растает, поставить на батарею

    Замороженные во льду бусинки, баночки с теплой водой, тарелочки, тряпочки на каждого ребенка.

    «Мыло-фокусник»

    Продолжать знакомить со свойствами и назначением мыла при смешивании с водой.

    Развивать наблюдательность и любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом

    Словарь: теплая – прозрачная, пузыри воздуха, скользкое, пена, изменился цвет, мыльный пузырь из трубочки, легкий, переливается на свету.

    Ванночка с водой, кусочек мыла, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги.

    Резина, его качества и свойства.

    Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах резины: узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

    Игровой материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

    Май

    «В какую бутылку быстрее нальется вода?»

    Продолжать знакомить  со свойствами воды, предметами разной величины; развивать смекалку, любознательность; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

    Словарь: погружать, песочные часы; широкая труба просторнее, чем узкая;  вода поступает быстро в бутылку широким горлышком и издает громкий звук; в бутылку с узким горлышком поступает медленно – издает мелодичный звук.

    Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани, песочные часы.

    «Друзья»

    Познакомить с составом вода/кислород; развивать смекалку, наблюдательность, любознательность; воспитывать интерес к данному эксперименту.

    Словарь: пузырьки – это кислород; при движении воды пузырьков становится больше.

    Стакан с водой; бутылка с водой, закрытая пробкой, салфетки из ткани.

    Пластмасса, его качества и свойства.

    Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах: узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

    Игровой материал: Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

    5.2 Планирование работы с родителями по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольника»

    Цель: Углубить знание родителей в экспериментальной деятельности дошкольника по ознакомлению с окружающим миром. Привлечь родителей к активному сотрудничеству в ДОУ.

    Сентябрь

    Консультация: «Значение экспериментальной деятельности для детей»

    Октябрь

    Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

    Ноябрь

    Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

    Декабрь

    Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

    Январь

    Консультация: «Маленькими шагами в мир экспериментирования!»

    Февраль

    Консультация на тему: «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло»

    Март

    Консультация: «Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка»

    Апрель

    Консультация: «Игры  с водой и песком. Это интересно!»

    Май


    Консультация: «Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира.»

    5.3 Приложение к проектной деятельности.:

    Консультация: «Маленькими шагами в мир экспериментирования!»

    Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

    Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

    Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:

    1. активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
    2. быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
    3. с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
    4. подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
    5. радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

    Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослым.

    Консультация для родителей: «Значение экспериментальной деятельности для детей»

    Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации. Дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания «Активный делатель» - источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

    Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

    Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний.

    В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

    Экспериментальная деятельность для детей является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.

    Беседа для родителей: "Значение детского экспериментирования

    для психического развития ребенка"

     Как доказал Н.Н. Поддъяков, академик Российской академии образования, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: "фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования принизывает все виды детской деятельности, все детские деятельности, в том числе и игровую.

    Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Однако долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования, а самостоятельные инициативы детей расценивались как нарушение дисциплины, поскольку не подверженные контролю, они на самом деле чреваты негативными последствиями. Родители, не осознавшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают. Этот подход к обучению лежит в основе авторитарной педагогики: взрослый всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так, и лишает его права на ошибку, не позволят ему самому открыть истины, в то время как ребенок даже не предполагает, что его естественная потребность познавать может кем-то не одобряться.

    Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж.Ж. Руссо, может сделать деятельность детей чересчур убыточной. Какой же выход из положения? Выход в одном - в широком внедрении метода организованного и контролированного детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности.

    Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет непростой, а многоуровневый эксперимент:

    - физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

    - природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

    - социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом;

    - познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

    эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами.

    - личностный: узнает свои личные возможности;

    - волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

    - поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

    Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его несложно. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

    Например: Родители приезжают с ребенком на дачный участок, где ребенка можно занять и увлечь интересным делом. Прежде всего, надо попросить ребенка помочь вам, только делайте это на полном серьезе, без всяких там сюсюканий, тем более, что он действительно окажет вам помощь. Если вы делайте посадку, то попросите его подержать подготовленные к посадке семена или разгрести грядку, или самому положить в подготовленную лунку семечко. При этом рассказывайте ему о своих действиях, например, можно так: "Мы положим семечко в землю и засыплем его землей. Когда солнышко будет светить и нагреет землю, семечку станет тепло, и оно начнет расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зеленый росточек, вот такой". (При этом показать какую-нибудь травинку). Если высаживайте рассаду помидоров, то пусть ребенок подносит вам по одному стебельку. Если сломает нечаянно, возьмите в руку сломанный стебелек и скажите: "Я думаю, этот не будет жить и не принесет ни одного плода, он сломался, но давай попробуем все же его посадить". Дело не только в том, что он будет знать и чувствовать, как и что растет. Главное - он начнет думать, анализировать.

    Консультация для родителей: «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в нужное русло»

    Дети дошкольного возраста – маленькие исследователи, они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Малыши ведут активный образ жизни, их деятельность разнообразна, и наша задача направить энергию детей в правильное русло. Чем разнообразнее деятельность детей, тем успешнее идет его развитие. Конструирование из бумаги - мощное средство развития творчества детей дошкольного возраста.

    При создании своих «шедевров» дети уточняют и углубляют свои знания об окружающем мире, осмысливают качества предметов, рассматривают их характерные особенности, учатся анализировать предметы и явления. Такая деятельность дает возможность развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти и пространственных представлений. Данная работа важна, так как при этом развивается мелкая моторика рук, координация движения.

    Художественный труд влияет на всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста:

    Сенсорное воспитание – прямое знакомство с явлениями и предметами, их свойствами.

    Умственное воспитание – расширяется запас знаний. Формируются мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение, классификация, сравнение. Речь детей обогащается новыми словами, развивается связная речь.

    Нравственное воспитание – воспитывается любовь ко всему лучшему, справедливому, умение доводить начатое дело до конца, помогать товарищам, умение преодолевать трудности.

    Эстетическое воспитание – чувство ритма и цвета.

    Трудовое воспитание – формируется умение трудиться, обращаться с ножницами, пользоваться клеем и кисточкой. Здесь сочетается умственная и физическая активность.

    Торцевание – это один из видов бумажного рукоделия. Для такого вида работ необходима цветная гофрированная бумага, использованный стержень от гелевой авторучки и клей ПВА. Из гофрированной бумаги необходимо нарезать квадраты со стороной 1-2 см. На плотной бумаге нарисовать эскиз рисунка или взять раскраску. На небольшой участок рисунка наносим по контуру клей тонкой полоской. Берем квадратик бумаги на указательный палец левой руки и ставим на него торец стержня. Сминаем бумагу вокруг стержня, и прокатываем стержень между пальцами. У нас получилась цветная трубочка – торцовочка. Ставим её на клей, стержень вынимаем. Начало нашей работы есть. Последующую торцовку приклеиваем рядом с предыдущей. Торцовки надо ставить плотно друг с другом, не оставляя промежутков. Торцевание можно делать не только на клею, можно использовать двухсторонний скотч или пластилин. Торцование можно выполнять по контуру, а можно делать сплошным. Вместо стержня можно использовать карандаш, трубочки, палочки. Выполненные работы в этой технике выглядят пушистым ковриком. Пробуйте, творите и у вас получатся красивые картины.

    Работа в различных техниках расширяет возможности детей. Делайте все, чтобы ребенок захотел сделать что-то новое. Позволяйте ему исследовать новое, экспериментировать и даже ошибаться.

    Дорогие родители не забывайте о том, что:

    Каждое занятие по познанию окружающего мира должно быть новым и интересным для ребенка.

    Не навязывайте детям свой творческий процесс, а попытайтесь подвести их к своему творчеству.

    Не ограничивайте свободу в выборе различных материалов и техник.

    Занятия будут полезны только в том случае, если они будут проходить в доброжелательной и радостной обстановке.

    Консультация для родителей: «Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка»

    Мы с вами знаем, что в дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру.

                       Психические свойства детей развиваются за счет получения нового опыта, совершенствования своей игровой, трудовой и экспериментальной деятельности. 

    В процессе экспериментирования  дети учатся рассуждать с точки зрения логики. Наряду с этим, продолжают развиваться их волевые качества,  возрастает  активность ребёнка.

    Дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности ребёнка, которая находит выражение в форме экспериментальной деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При  этом главным фактором выступает характер деятельности.

    В настоящее время в педагогическом процессе идёт психологизация, в связи с чем у детей к 7-ми годам должны быть развиты следующие интегративные качества:

    любознательный, активный. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.);

    эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей;

    овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;

    способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

    способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту;

    имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

    овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.  Умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

     

    овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

    В процессе экспериментирования все эти интегративные качества  развиваются.  

    Как мы с вами помним, психические свойства детей развиваются за счет получения нового опыта. В процессе экспериментирования дети устанавливают причинно-следственные связи между явлениями, у них  появляется способность к обобщению важных отличительных черт предмета. Закаляются и волевые качества. Организация экспериментальной деятельности в педагогическом процессе дошкольных учреждений возможна, целесообразна и эффективна для развития самостоятельности и познавательной активности детей.

    Общий уровень экспериментальной деятельности определяется уровнем её организации, правильной направленностью, выбором объекта и содержания.

    Поэтому, планируя и проводя экспериментальную деятельность с детьми дошкольного возраста в ДОУ, педагогу необходимо знать психологические и возрастные особенности детей и проводить саму экспериментальную деятельность, учитывая этих, так как на каждом возрастном этапе своего развития у ребёнка происходят изменения как в своём личностном развитии, так и в психологическом, т.е. происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире, в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающие знания, которые обеспечивает экспериментирование  являются мощным стимулятором умственной активности детей.

    Таким образом, проводимая воспитателями работа по детскому экспериментированию является хорошей подготовкой детей к школьному обучению.

    Консультация для родителей:

    «Игры с водой и песком. Это интересно!»

    Игра для ребенка — это вид активности и возможность узнать окружающий мир.
    Современных родителей обычно интересуют два вопроса: как играть и во что? Начнем с естественных материалов. Вода буквально притягивает к себе даже самых маленьких ребятишек. Стоит наполнить мисочку или ведерко водой, как детские ручки словно сами собой погружаются в нее, а вскоре уже во все стороны летят брызги… Столь же неравнодушны малыши и к лужам.
    Песок — еще один любимый материал детворы. Собственно, все мы вышли из песочницы. Вспомните, как приятно, пропускать его шероховатые струи между пальчиками, разбрасывать, рыть ямки или насыпать холмики. Психологи утверждают, что такие
    игры с песком для любого ребенка очень полезны. Они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Польза многократно возрастает, если у малыша нарушено моторное развитие, выявлены порезы или слабость мышечного тонуса. Гиперактивным детям такие игры с водой и песком помогают безболезненно и безопасно «сбросить» избыточное психомоторное возбуждение.

    Играть в песок

    • Непременно покажите ребенку, как рисовать на песке (пальчиком или палочкой), как выкладывать узоры, используя камешки, ракушки, листья, цветы и т.д. Наш герой с завидным энтузиазмом примется мастерить несложные композиции: «Солнышко», «Садик», «Змейку».
    • Перечисленные элементы можно использовать, если вы захотите создать вместе с крохой «Песочный мир». Замок, окруженный стенами и башнями (для них подойдут обрезанные пластиковые бутылки). Рвы и откидные мосты, подземные ходы и сады вокруг — все это можно населить игрушечными человечками или просто шишками и желудями.
    • А если поиграть с песком и водой одновременно?! Например, закопать в песочницу тазик, налить в нее воды — вот вам прекрасное «озеро» для игр.
    • Еще вариант — завести дома песочницу (хотя на такое решится не каждый родитель). Но вот игры с водой легко организовать прямо в вашей ванной комнате. Это даже полезно, если ребенок плохо засыпает или боится воды.
    • Собрались искупать малыша перед сном? Посадите его в большую (взрослую) ванну с теплой водой, чтобы вода доходила до пояса, и дайте формочки, бутылочки, ситечко, воронку. Пустой флакон из под маминого шампуня легко превратится в «брызгалку» — достаточно проткнуть дырку в крышке горячей иглой. Половинки мыльницы станут быстроходными корабликами, в которых плавают желуди-человечки. И какой же малыш откажется от удовольствия брызгаться, переливать воду из бутылочек в коробочки и мисочки (кстати, это развивает глазомер и моторную координацию), а также устроить игры в ванне «бурю», а потом и спасать «утопающих»?!
    • «Плавает-тонет» — эта игра помогает детям с отставанием когнитивного развития (познание мира, основанное на личном опыте ребенка). В данном случае подвижная и веселая игра поможет малышу научиться различать классы материалов (дерево, камень, металл, пластмасса и т.д.).
    • Знание по крупицам. Помните, как Золушка перебирала крупу? Злая мачеха, не желая того, оказала падчерице хорошую услугу, ведь такие занятия полезны для развития тактильной чувствительности, концентрации внимания, мелкой моторики.

    Консультация для родителей : «Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира»

    Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

    Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение  памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

    Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

    Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

    Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

    Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

    Усвоение системы научных понятий, приобретение  экспериментальных способов познания окружающей действительности, позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить  интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

    Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

    Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи)

    В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

    Я обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.

    Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы младшей группе».

    В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся устан...

    Познавательно-исследовательский проект «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок, бумага) в средней группе»

    Цель проекта: Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить дет...

    «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

    Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, г...

    Проект «Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

    Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операц...

    Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

    Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе Актуальность проекта: Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования п...