Методическая разработка на тему"Опытно- экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе"
методическая разработка (младшая группа)

Тюрина Татьяна Васильевна

Методическая разработка на тему"Опытно- экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе"

Актуальность.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звёздное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения, игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира. Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно даёт ребёнку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счёт повышения общего уровня.

Новизна.

Новизна этой программы заключается в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

Тема  : «Опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Цели :

• Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

• Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

• Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

• Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Задачи :

• Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

• Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

• Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость;

• Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей;

• Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

• Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

• Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Направление  : практико-экспериментальный.

Методы и приемы работы.

Наглядные методы:

• экскурсии, целевые прогулки;

• наблюдения;

• показа сказок (педагогом, детьми);

• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

• проведение дидактических игр;

Словесные методы:

• чтение литературных произведений;

• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

загадывание загадок;

Практические методы

• организация продуктивной деятельности детей;

• оформление уголка экспериментирования;

• постановка сказок, отрывков литературных произведений;

• изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

• Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

• Практическое направление - изучение неживой природы, связанное с практическими делами

• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.

Центр «Песок-вода» : емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы и т. д., пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности; приборы (увеличительные стекла, магниты); разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная); красители (гуашь, акварельные краски, пищевые красители); прочие материалы (зеркала, трубочки, мука, соль, сахар, сито, свечи, одноразовая посуда)

Центр «Воздух» : веревочки, губки, султанчики, трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, ленточки, флажки.

Подготовительный этап:

1. Подготовка материала, оборудования для экспериментов.

2. Подбор загадок, стихотворений и игр для занятий.

Основной этап:

1. Планирование занятий на период с октября по май.

2. Приложения: ход эксперимента от 1 по 32 приложение.

3. Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.

Заключительный этап:

1. Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.

2. Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

Взаимодействие с семьей.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу невозможно успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность.

Следовательно, родители и педагоги должны объединить свои усилия для решения следующих задач:

• Побуждать старших дошкольников наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначения предметов;

• Поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;

• Направлять поисковую деятельность старших дошкольников;

• Способствовать использованию в самостоятельной игровой деятельности знания, умения, переносить известные способы в нестандартные проблемные ситуации;

• Приобщать к познавательному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;

• Поощрять возникновение проблемных вопросов.

Для решения вышеперечисленных задач родители должны иметь представление о значении экспериментирования в развитии ребенка – дошкольника, о содержании работы по формированию навыков экспериментальной деятельности на каждом возрастном этапе.

Освоение программного материала  рассчитано на три квартала, для детей 3-4 года. Совместная деятельность руководителя и воспитанников организуется один раз в неделю, в группе и на участке дошкольного учреждения, продолжительностью одного занятия 15- 20 минут.

Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей будет проводиться в мае по методикам Л. Н. Прохоровой «Маленький исследователь».

Ожидаемый результат.

1. Стимулирование в ребенке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.

2. Развитие наблюдательности, любознательности.

3. Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.

4. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Планирование занятий по экспериментированию с детьми второй младшей группы.

Тема

Совместное элементарное экспериментирование

(содержание) Выводы

(задачи и цели)

Октябрь

«Узнаем, какая вода»

(приложение№1)

Материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей. Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. текучая).

«Тонет-не тонет, плавает»

(приложение№2)

Материал: таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень. Цели: развивать игровую деятельность детей; развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать умение называть свойства предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде).

«Легкий – тяжелый»

(приложение№3) Материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий»«тяжелый»). Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

«Игры с соломинкой»

(Трубочка)

(приложение№4) Материал: трубочки, стаканы с водой Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

Ноябрь

«Бумага, ее качества и свойства»

(приложение№5)

Материал: лист альбомной бумаги, лист газеты, лист картона, тазик с водой. Качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) Свойства бумаги (мнется, рвется, режется, горит).

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества и свойства.

«Вот какой песочек»

(приложение№6)

Материал: Тазик с сухим песком, камешки, набор игрушки из kinder-яйца, лейка с водой, классическая музыка со звуками реки.

Цель: Развитие восприятия, воображения, логического мышления;

Развитие мелкой моторики; Закрепить

знания детей о свойства и особенностях песка.

«Мокрый песок принимает любую нужную форму»

(приложение№7)

Материал: тазик воды, песок. Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка

«Сравнение песка и глины»

(приложение№8)

Материал: стаканчики, песок и глина, подносы, вода.

Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Декабрь

«Ветер»

(приложение№9) Материал: Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.

Цель: Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

«Что в пакете?»

(приложение№10) Материал: Полиэтиленовые пакеты. Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

«Пластмасса, ее качества и свойства»

(приложение№11)

Материал: Пластмассовые стаканчики, вода, спички. Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

«Волшебница - вода»

(приложение№12)

Материал: Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки. Веточка ёлки, картинка- гриб, краски (красная, зелёная, стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница Цель: Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть водных животных и птиц

Январь

«Перо»

(приложение№13)

Материал: тазик с водой, пух.

Цели: Формировать представление детей о том, что пух легче воды воздуха.

«Дождик» (игры с водой)

(приложение№14) Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в дне. Цель: Закреплять свойства воды.

«Резина, его качества и свойства»

(приложение№15) МатериалРезиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, алгоритм. Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

«Ткань, ее качества и свойства»

(приложение№16)

Материал: Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Февраль

«Снег и его свойства!»

(приложение№17)

Свойства снега(холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

Материал: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке, снег, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце Цель: Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

«Хрустальные льдинки»

(приложение№18)

Учить делать выводы: в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной.

Материал: тазик с холодной водой, тазик с теплой водой, 2 кусочка льда. Цели: Познакомить со свойствами воды (замораживание). Развитие внимания, любознательности.

«Как воду превратить в лед»

(приложение№19)

Вода превращается в лед при низких температурах.

Вынести банку с водой на улицу утром, и вечером занести.

Материалбанка с водой Цель: познакомить со свойствами воды

«Снег – снежок»

(приложение№20)

Материал: снег, ведерки.

Цель: Формирование представлений о свойствах и особенностях снега;

Развитие мелкой моторики;

Развитие логического мышления.

Март

«Кораблики»

(приложение№21)

Материал: тазик, бумага.

Цель: показать детям прием плавания бумажного кораблика в воде.

«Посадка лука»

(приложение№22)

Материал: Пластиковая коробка с землей, пластиковый стакан с водой, 7 луковиц. Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

«Плавает-тонет»

(приложение№23)

Предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

Материал: 2 тазика с водой, машинка игрушечная, игрушечный лимон. Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы

«Волшебная водичка»

(приложение№24)

Материал: классическая музыка со звуками воды; чайник с кипящей водой, тарелка с водой, стакан с дырками на дне; два тазика с холодной и теплой водой; 5 листов бумаги, шарф; стаканчики с водой, кисточки краски двух цветов; стаканы с соком и водой.

Цель: Развитие восприятия, Развитие мелкой моторики.

Закрепление знаний детей о свойствах и особенностях воды.

Апрель

«Камушки – какие они?»

(приложение№25)

Материал: Картинки с изображением камешков,

коллекция камешков, перо или спички, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря. Цель: Развитие восприятия,

воображения;

Развитие речи (обогащение словарного запаса);

Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Развитие логического мышления.

«Здравствуй, солнечный зайчик»

(приложение№26)

Материал: зеркала. Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

«Забавы с водой и песком»

(приложение№27)

Материал:Игры с водой и песком.

Цель: Обобщить знания детей о воде и песке.

«Чудесные фигурки»

(приложение№28)

Материал: песок, формочки для песка, ведро воды, полотенце.

ЦельПродолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать фигурки.

Май

«Почему песок хорошо сыплется?»

(приложение№29)

Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито. ЦельВыделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

«Что в коробке»

(приложение№30)

Материал: Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Материал: коробка, фонарик, свечка, лампа Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа).

«Надувание мыльных пузырей»

(приложение№31) Материал: мыльный раствор в емкости, тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце. Цели: научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри, знакомство со свойствами мыльной воды

«Летающие шарики»

(приложение№32)

Материал: воздушные шары (надуть и отпустить)

Цели: помочь выяснить свойство воздуха в шариках (ЧТО) – воздух, он выходит из шарика и шарик летит.

Итоговое открытое занятие(апрель)

Обследование детей

Планирование работы с родителями по теме«Экспериментальная деятельность дошкольников»

Октябрь

Анкета для родителей«Детское экспериментирование в семье»

Ноябрь

Консультация для родителей«Экспериментальная деятельность в детском саду»

Декабрь

Памятка для родителей«Экспериментирование с водой»

Консультация для родителей«Играя, познаем»

Январь

Консультация для родителей«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Февраль

Консультация для родителей " Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром» .

Март

Консультация для родителей«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».

Апрель

Консультация для родителей "«Организация игр с песком и водой».

Май

Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Я решила взять тему экспериментирования с детьми младшего возраста для того, чтобы дать необходимые знания в более понятной форме для этого возраста, не дожидаясь очередного «почему». В процессе экспериментальной деятельности делая выводы это - стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности, связать результаты исследовательской работы, с практическим опытом детей, знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. – М. : ЦГЛ, 2004.– 192с.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192с.

3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с предметным и социальным миром во второй младшей группе детского сада» М. : Мозаика - Синтез, 2015 (методическое пособие).

4. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера,2011. – 128 с.

5. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

6. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

7. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. –сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.

8. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.

9. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/авт. -сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 167 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе

Проект на тему: "Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе"...

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы младшей группе».

В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся устан...

«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, г...

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операц...

«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы» в первой младшей группе

Расскажи – и я забуду,покажи – и я запомню,дай попробовать – и я пойму.(Китайская пословица)...

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Цель проекта: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента....