Главные вкладки

    «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»
    проект (младшая группа) на тему

     

    Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, где реализация поставленных задач осуществлялась  в рамках нерегламентированной образовательной деятельности.

    Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста организовывала 1 раз в неделю по 10-15 минут.

    Работа проводилась в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.  

     После эксперимента не упускала воспитательные моменты- дети самостоятельно наводили порядок на рабочем месте.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проект на тему:

    «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

                                                              Разработала: Каракулова Ю.В.

    Москва, 2017

    Экспериментирование в дошкольном образовательном учреждении.

    В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям:

    а) максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.

    б) безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов.

    в) показ только существенных сторон явления или процесса.

    г) отчетливая видимость изучаемого явления.

    д) возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

           B процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

    В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.п. Так эксперимент, связывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.

    Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

    Результатом детского экспериментирования является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

    Расскажи – и я забуду,

    покажи – и я запомню,

    дай попробовать – и я пойму.

    (Китайская пословица)

    Актуальность проекта:

    В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно, через опыты и эксперименты.
    Поэтому для детей данного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

    В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а также мелкой моторики пальцев рук, что стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситуации, способствующие активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения. Через объяснения и умозаключения происходит обогащение словарного запаса ребенка. Постановка вопросов, заставляющих ребенка возвращаться к прошлому опыту (к прошлым экспериментам), способствует развитию памяти.

    Также деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, сообразительность, любознательность и мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности формируются представления о свойствах и отличительных особенностях исследуемых предметов, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении, также создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, то есть происходит развитие познавательных способностей ребенка (восприятии, мышления, внимания, памяти, речи, воображения).

    Еще одна из задач проекта - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
    Я предлагаю, организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.  При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

    Тема проекта: «опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»

    Цели проекта:

    • Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
    • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
    • Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
    • Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

    Задачи проекта:

    • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
    • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
    • Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость;
    • Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей;
    • Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
    • Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
    • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
    • Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для      возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

    Тип проекта: практико-экспериментальный.

    Длительность: Февраль – май 2017 года(долгосрочный).

    Ожидаемый результат:

    1. Стимулирование в ребенке интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.
    2. Развитие наблюдательности, любознательности.
    3. Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.
    4. Обогатить предметно – развивающую среду в группе;

    Подготовительный этап:

    1. Подготовка материала, оборудования для экспериментов.
    2. Подбор загадок, стихотворений и игр для занятий.

    Основной этап:

    1. Планирование занятий на период с февраля по май 2017 года.
    2. Приложения: ход эксперимента от 1 по 32 приложение.
    3. Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.
    4. Заключительный этап:
    1. Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.
    2. Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

    Основополагающий вопрос: Как познакомить детей с неживой природой?

    Реализация проекта:

    Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, где реализация поставленных задач будет осуществляться   в рамках нерегламентированной образовательной деятельности.

    Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста организовывала 1 раз в неделю по 10-15 минут.

    Работа будет проводиться   в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.  

     После эксперимента не упускаю   воспитательные моменты -  дети самостоятельно наводят   порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

    Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.

    Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

    Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, ленточки, флажки.

    По проекту «опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе» предусмотрена также работа с родителями.

    Памятка для родителей «экспериментирование с водой» и консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

    Планирование занятий по экспериментированию с детьми второй младшей группы.

    Тема

    Совместное

    элементарное

    экспериментирование

    (содержание)

    Выводы

    (задачи и цели)

    Февраль

    «Узнаем, какая вода» (приложение №1)

    Материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фито чай) водой и с добавлением араматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

    Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. текучая).

    «Что в пакете?» (приложение №2)

    Материал: Полиэтиленовые пакеты.

    Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

    «Тонет-не тонет, плавает»

    (приложение №3)

    Материал: таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень.

    Цели: развивать игровую деятельность детей; развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать умение называть свойства предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде).

    Март

    «Снег и его свойства!»

    (приложение №5)


    Свойства снега: (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

    Материал: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег.

     Цель: Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

    «Хрустальные льдинки»

    (приложение №6)

    Учить делать выводы: в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной.

    Материал: тазик с холодной водой, тазик с теплой водой, 2 кусочка льда.

    Цели: Познакомить со свойствами воды (замораживание).  Развитие внимания, любознательности.

    «Как воду превратить в лед»

    (приложение №7)

    Вода превращается в лед при низких температурах.

    Вынести банку с водой на улицу утром, и вечером занести.

    Материал: банка с водой

    Цель: познакомить со свойствами воды

    «Снег – снежок»

    (приложение №8)

    Материал: снег, ведерки.

    Цель: Формирование представлений о свойствах и особенностях снега;

    Развитие мелкой моторики;

    Развитие логического мышления.

    Апрель

    «Плавает-тонет»

    (приложение №9)

    Предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

    Материал: 2 тазика с водой, машинка игрушечная, игрушечный лимон.

    Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы

    «Бумага, ее качества и свойства» (приложение №10)

    Качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) Свойства бумаги (мнется, рвется, режется, горит).

    Материал: лист альбомной бумаги, лист газеты, лист картона, тазик с водой.

    Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества и свойства.

    «Посадка лука» (приложение №11)

    Материал: Пластиковая коробка с землей, пластиковый стакан с водой, 7 луковиц.

    Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

    «Кораблики»

    (приложение №12)

    Материал: кораблик

    Цель: показать детям прием плавания кораблика в воде.

    Май

    «Камушки – какие они?»

    (приложение №13)

    Материал: Картинки с изображением камешков,

     коллекция камешков, перо или спички, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря.

    Развитие восприятия,

    воображения;

    Развитие речи (обогащение словарного запаса);

    Развитие мелкой моторики пальцев рук;

    Развитие логического мышления.

    «Здравствуй, солнечный зайчик» (приложение №15)

    Материал: зеркала.

    Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

    «Игры с соломинкой»

    (Трубочка)

     (приложение №16)


    Материал: трубочки, стаканы с водой.

    Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

    Почему песок хорошо сыплется?

     (приложение №17)

    Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

    Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

    «Надувание мыльных пузырей»

    (приложение №19)

    Материал: мыльный раствор в емкости, тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце.

    Цели: научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри, знакомство со свойствами мыльной воды.

     «Летающие шарики»

    (приложение №20)

    Материал: воздушные шары (надуть и отпустить)

    Цели: помочь выяснить свойство воздуха в шариках (ЧТО?) – воздух, он выходит из шарика и шарик летит.

    «Ткань, ее качества и свойства» (приложение №23)

    Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

    Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает).

    «Чудесные фигурки»

    (приложение №24)

    Материал: песок, формочки для песка, ведро воды, полотенце.

    Цель.

    Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать фигурки.

    Резина, его качества и свойства.

    (приложение №25)

    Материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, алгоритм.

    «Вот какой песочек»

    (приложение №29)

    Мокрый песок принимает любую нужную форму".

     (приложение №30)

    Цель: познакомить детей со свойствами песка.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Приложение № 1. «Узнаем, какая вода?»

    Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

    Игровой материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фито чай) водой и с добавлением араматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

    Ход игры: Взрослый показывает три закрытые емкости и предлагает угадать, что в них. Дети исследуют их и определяют, что одна из них легкая, а две – тяжелые, в одной из тяжелых емкостей окрашенная жидкость. Затем сосуды открывают, и дети убеждаются, что в первой емкости ничего нет, во второй – вода, а в третьей – чай. Взрослый просит детей объяснить, как они догадались, что находится в емкостях. Вместе они выявляют свойства воды: наливают в стаканчики, добавляют сахар, наблюдают, как сахар растворился, нюхают, переливают, сравнивают вес пустого и полного стаканчика.

    Приложение № 2.

    Что в пакете?

    Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

    Игровой материал: Полиэтиленовые пакеты.

    Ход игры: Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что, когда открывает пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает почему, кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

    Приложение № 3

    «ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ, ПЛАВАЕТ».

    МАТЕРИАЛ: таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень  

    - Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Кукла Катя в гости к нам пришла. Давайте поздороваемся с Катей.

    - Алина, скажи Кате: «Здравствуй Катя», и ты Ваня скажи: «Здравствуй Катя».

    -Катя, а чего – то ты такая чумазая? Посмотрите ребята на Катю. Что нам надо сделать, что бы Катя стала чистенькой? (выслушиваю ответы детей).

    - Правильно Саша, её надо умыть водой. Помоги мне Аня. (ребёнок берёт куклу, воспитатель льёт воду из кувшина в таз).

                                                  Водичка, водичка

                                                   Умой моё личико,

                                                   Чтобы глазки блестели,

                                                   Чтобы щёчки краснели,

                                                   Чтоб смеялся роток,

                                                    Чтоб кусался зубок!

    -Ребята, посмотрите, какая Катя у нас стала чистая и красивая. Сейчас мы полотенец возьмём и вытрем твое личико.

    -Катя, это ребята тебе помогли, скажи теперь ты им «Спасибо, ребята!».

    Беру куклу и кидаю мяч в таз с водой.

    -Ой, Катя, что ты делаешь? Ребята, Катя развеселилась, стала играть с мячиком. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой.

    - Не плач Катя, не утонет мяч. Посмотрите и вы ребята, мяч не тонет, он плавает.

    - Ваня, что делает мяч? (плавает, не тонет).

    -Серёжа, ты тоже посмотри, что с мячом? (плавает, не тонет). И т.д.

    - Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Мяч резиновый, резина лёгкая. Поэтому он не тонет, а плавает.

    - А вот Аня сейчас возьмёт камушек и тоже бросит его в воду. (ребёнок выполняет действие).

    - Что случилось с камнем? Ваня подойди и посмотри.

    -Правильно. Камень лежит на дне таза. Он тяжёлый, поэтому и утонул.

    -Иди Серёжа, брось камушек. Что случилось с камушком? (утонул, лежит на дне таза).  Вызываю по очереди всех детей.

    - Что случилось с камнем? А что с мячиком? (ответы детей).

    -Правильно. Мячик – резиновый и легкий, он не тонет, а плавает. Камень – тяжёлый. Он утонул, лежит на дне таза.

    -Поняла Катя? (кукла говорит спасибо).

    -Пожалуйста, Катя. Ребята, Кате надо спешить к другим детям и рассказать обо всём, что с ней произошло сегодня. До свидания, Катя!

    - И нам тоже надо идти и всё рассказать и показать ребятам.

    Приложение № 5

    «Снег и его свойства»

    Цель: Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

    Материал:

    одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце

    Ход занятия:

    1. Воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки. Настоящие ли они? Когда и где можно увидеть настоящие снежинки? Каким бывает снег? Сегодня мы еще больше с вами узнаем о снеге.

    2. Мы вчера с вами набрали снег и разложили его по тарелочкам, а интересно, что с ним произошло? Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию, но вход в нее непростой (проходя через дугу, дети отвечают на вопрос "Где живет снежинка?")

    3. Ребята, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести помощницу, используя волшебное слово "пожалуйста") Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? (холодный). Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным)

    4. Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги). Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелочку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где круг видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз)

    5. Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная).

     А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый - в центре снежинки вата).

    6. Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать). Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха - на снежинке нарисован нос)

    7. Физкультминутка под музыку:

    Снег пушистый все летает, (поднимают руки вверх и медленно опускают)

    А метель все завывает.

    Сколько снегу намело, (показывают сугробы)

    Все тропинки занесло!

    Мы дорожки разгребем (имитируют действия)

    И в снежки играть пойдем. (шагают)

    Снег сегодня белый, белый, (поднимают руки вверх и опускают)

    От него кругом светло.

    Рукавички мы наденем, (надевают рукавички)

    и перчатки мы наденем, (одевают каждый пальчик)

    Каждый пальчик мы оденем,

    Будет вы шубах нам тепло.

    8. Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, садитесь удобнее. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем воду (приглашается ребенок проверить температуру воды), (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую). В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).

    9. Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращается внимание детей на то, что снег - это замерзшая вода.

    Приложение №6

    Изготовление цветных льдинок

    Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде

    Материал: тазик с холодной водой, тазик с теплой водой, 2 кусочка льда.

    Ход игры: Взрослый показывает льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Затем вместе с детьми бросает кусочек льда в холодной, и кусочек льда в теплую воду, и следят за процессом таяния льда, в какой воде лед быстрее растаял.

    Приложение №7

    «Как воду превратить в лед»

    Если поставить банку с водой в холодильник, а потом в морозильную камеру. В холодильнике вода лишь станет прохладнее. А вот в морозильной камере температура — как раз ниже нуля, поэтому вода там замерзнет. Так и на улице. Когда наступает зима и после теплой погоды резко становится холодно, на лужах и земле образуется корочка льда. Если при этом будет падать снег, то корочка постепенно вырастет.

    Приложение №8

    «Снег-снежок»

    занятие проводится на улице)

    Цель:

    • Формирование представлений о свойствах и особенностях снега;
    • Развитие восприятия;
    • Развитие мелкой моторики;
    • Формирование активной речи;
    • Обогащение словарного запаса;
    • Развитие логического мышления.

    Материал: снег, ведерки.

    1. Загадка о снеге:

    Цель: развитие логического мышления.

    Он летает белой стаей и сверкает на лету.
    Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
    Он на солнышке - румяный, под луной он - голубой.
    Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой -
    Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.
    Раскидай его лопатой, назови его, ответь! (снег)

    2. Беседа о снеге:

    Цель: формирование представлений о снеге, развитие тактильного восприятия снега.

    • В какое время года идет снег?
    • Давайте все вместе потрогаем снег руками. Какой он? (холодный, рыхлый, белый.)
    1. Пальчиковое упражнение (дети руками лепят снежок):

    Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и формирование активной речи.

    «Снежок»

    Раз, два, три, четыре

    Загибаем пальцы на левой руке

    Мы с торбой снежок лепили.

    Лепим снежок в ладошках

    Круглый,

    Показываем какой он круглый

    Твердый,

    Сжимаем ладошки плотно между собой

    Очень гладкий,

    Гладим правой и левой руками по снежку

    Но совсем, совсем не сладкий

    Грозим указательным пальцем правой руки

    Раз-подкинем,

    Имитируем подкидывание снежка вверх, поднимая одновременно глаза вверх

    Два-поймаем,

    Ловим снежок

    Три-уроним

    Кидаем снежок на пол, приседая

    И сломаем.

    Топчем снежок ногами

    1. Эксперимент «Таяние»:

    Цель: развить логического мышления (умозаключение) и сформировать представление детей о составе снега.

    • Ребята, знаете ли вы, из чего состоит снег? (из воды) Проверим?

    Дети накладывают в ведерки снег и уносят в группу. Ставят свои ведерки возле батареи.

    (После того как разделись, помыли руки, возвращаются к ведеркам)

    • Что произошло со снегом? (он растаял)
    • Почему он растаял? (потому что в группе тепло)
    • Что в ведерке осталось от снега? (вода)
    • Значит снег состоит из...? (воды)
    1. Эксперимент «Превращение»:

    Цель: развить логического мышления и сформировать представление детей о взаимодействии талого снега и холода.

    Как вы думаете, что произойдет, если мы снова вынесем эту водичку на улицу?

    (воспитатель выносит ведерко с растаявшим снегом на улицу)

    После тихого часа, воспитатель приносит ведерко обратно.

    • Что произошло с растаявшим снегом на улице? (замерз)
    • Во что он превратился? (в лед)
    • Потрогайте, какой лед? (твердый, гладкий, холодный, прозрачный)

    Приложение №9

    Тема: что плавает? Что тонет?

    Задачи: учить самостоятельно делать выводы; закрепить понятие о свойствах предметов; развивать логическое мышление.

    Области интеграции: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

    Материалы: различные предметы из металла, дерева, бумаги, пластмассы и др.; емкость с водой, атрибуты игры-путешествия.

    Ход занятия:

    В группе появляется Капитан (воспитатель).

    Капитан: дети, хотите отправиться в путешествие? Тогда давайте построим корабль. Из чего мы можем это сделать? (дети предлагаю варианты ответов и строят корабль из стульев).

    Капитан: рассаживайтесь поудобнее, приготовьтесь! Полный вперед! Запевай!

    (звучит фонограмма песни «А, ну-ка песню нам пропой веселый ветер! »)

    Капитан: какой сильный поднялся ветер! Волны стали заливать наш корабль! Кто же нам поможет?

    Дети кричат, просят помощи. Появляется морской царь Нептун.

    Капитан: всем успокоиться! Не создавайте панику! Нептун, помогите нам, наш корабль тонет.

    Нептун: я спасу ваш корабль, если вы сумеете правильно ответить, какие предметы тонут, а какие плавают.

    Нептун достает из красивой коробки предмет.

    Нептун: что это?

    Дети: пробка.

    Нептун: как вы думаете, пробка тонет или нет?

    Дети: она плавает.

    Нептун: давайте проверим, не ошиблись ли вы. Бросьте пробку в воду.

    Дети проводят опыт, убеждаются, что пробка не тонет.

    Нептун: как вы думаете, почему пробка не утонула?

    Дети: потому что она легкая.

    Нептун: а теперь в руках у меня ложка. Она тонет или плавает?

    Дети: тонет.

    Дети проводят опыт.

    Нептун: вы правы, ложка утонула, а почему?

    Дети: она тяжелая, сделана из металла.

    Нептун: а кубик плавает или тонет?

    Дети отвечают, проводят опыт, убеждаются в правильности или ошибочности своего решения, пытаются объяснить результаты опыта.

    Аналогично проводятся опыты с кубиком, расческой, гвоздем, ножницами, бумажным корабликом, шариком.

    Нептун: итак, мы провели несколько опытов. Что же отличает те предметы, которые плавают, от тех, которые тонут?

    Дети: на дне лежат тяжелые предметы, а плавают – легкие.

    Нептун: посмотрите, шарик маленький, а мяч большой. Это предметы разного размера. И оба они не тонут, почему?

    Дети: потому что внутри у них воздух.

    Если дети затрудняются сделать этот вывод, можно помочь им наводящими вопросами.

    Нептун: мне понравились ваши ответы. Я уверен, вы сможете самостоятельно справиться с бурей, которая настигла вас в пути, и спастись.

    Капитан: давайте подумаем, как же могут спастись люди с тонущего корабля? Что им нужно сделать?

    Дети предлагают свои версии и обсуждают их с капитаном.

    - нужно построить плот.

    - нет, бревна могут рассыпаться, если веревка развяжется.

    -у плота нет бортиков, волны могут смыть на с в воду.

    - надо плыть в шлюпке

    - шлюпка маленькая, а нас много, все не поместятся

    -возьмем спасательные жилеты, круги.

    - пускай в шлюпку сядут девочки, а мальчики сделают полот с бортиками. Кто не умеет плавать наденет спасательные жилеты.

    Нептун: вы молодцы! Придумали хороший путь к спасению. Теперь вы доберетесь до берега. Счастливого пути, а мне пора возвращаться на дно Морское.

    Дети «возвращаются» в группы и обсуждают свое путешествие

    Приложение №10

    Бумага, ее качества и свойства


    Цель опыта: научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) свойства (мнется, рвется, режется, горит).
    Что нужно для опыта: различные виды бумаги, ножницы, спиртовка, спички, емкость с водой.
    Взрослый и ребенок рассматривают бумагу, определяют, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая, гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее. Затем взрослый предлагает смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные — определить, как быстро разрушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички (или зажигалку). Можно изучить различные виды бумаги.

    Приложение №11

    «Луковая грядка».

    Необходимый инвентарь: стаканчики прозрачные, вода, луковицы. Дети самостоятельно разливают воду в прозрачные стаканчики, затем

    «сажают» в них луковицы.

    Стаканчики выставляются на подоконник.

    В течении нескольких дней, ведётся наблюдение за луковицами.

    Фиксируется появление корней и листьев.

    Приложение №12

    «Кораблики»

    Необходимый инвентарь: тазик, бумага.

    Наливаем в тазик немного воды. Показываю ребятам, как можно

    бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуть на них. Ребята

    повторяют мои действия.

    Игра способствует развитию мелкой моторики и

    артикуляционного аппарата.»

    Приложение 13

    «Камушки»

    Задачи:

    • Развитие восприятия, воображения;
    • Развитие речи (обогащение словарного запаса);
    • Развитие мелкой моторики пальцев рук;
    • Развитие логического мышления.

    Материал: Картинки с изображением камешков, коллекция камешков, перо или спички, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря.

    1. Беседа о камушках (при затруднении сопровождается демонстрацией рисунков):

    Цель: обогащение словарного запаса и логического мышления.

    • Где можно найти камушек? (на дороге, в речке, в море, в песке, в поле.);
    • Каким бывает камушек? (большим, маленьким, черным, белым, тяжелым, легким, твёрдым и т.д.).
    1. «Сортировка»

    Цель: закрепление восприятия величины.

    Необходимо разложить камушки по подносам: на правый – большие, на левый – маленькие.

    1. «Тонет - не тонет»

    Цель: закрепление восприятия веса, логического мышления (развитие способности производить умозаключения на основе полученных знаний).

    • А что произойдет, если нам опустить в воду перышко (спичку)? (будет плавать);
    • Как вы думаете, почему оно плавает? (потому что легкое);
    • А что произойдет, если нам опустить в воду камушек? (утонет);
    • Почему он утонет? (потому что он тяжелый).

    Воспитатель дает подержать на ладошках перышко и камушек, почувствовать, что тяжелее, а что легче.

    1. «Сухой-влажный»

    Цель: сформировать тактильное восприятие песка: сухой – влажный.

    • Каким стал камушек, когда мы достали его из воды? (мокрый, сырой, влажный);

    Затем воспитатель дает в руки детям полотенце, чтобы вытереть камушки.

    • Сейчас каким стал камушек? (сухим).
    1. «Мягкий - твердый»

    Цель: расширение словарного запаса (мягкий, твердый), мелкой моторики пальцев рук.

    • Ребята из чего мы можем слепить шарик? (снега, глины, пластилина);

    Воспитатель раздает каждому ребенку кусочек пластилина и предлагает помять его и скатать из него шарик.

    • Теперь ребята, попробуйте скатать такие же ровные шарики из наших камушков.

    Дети катают камушек между ладошек, на столе.

    • Получается? Скажите, почему из пластилина можно скатать шарики, а из камушков нет? (т.к. пластилин мягкий, а камушки твердые).
    1. «Эти забавные картинки» (эксперимент сопровождается классической музыкой со звуками шума моря)

    Цель: развитие воображения и мелкой моторики пальцев рук.

    Зато из наших камушков мы может сделать целую картину. Дети выкладывают из камушков свои картины (рожицы, домики, деревья, горы и т.д.).

    Приложение № 15

    Солнечный зайчик

    Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.

    Вам понадобятся маленькие зеркала, солнечный свет. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать. … Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т. д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

    Приложение № 16

    Игры с соломинкой.

    Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

    Игровой материал: Трубочки для коктейля (или от Чупа – чупса), емкость с водой.

    Ход игры: Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. А затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).

    Приложение №17

    Почему песок хорошо сыплется?

    Цель: Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

    Игровой материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

    Ход игры: Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выясняют, что лучше всего сыпалось (песок), и проверяют, пересыпая вещества из станины в стакан. Затем высыпают песок в большую емкость горкой и смотрят, что происходит (песок остается виде горки с ровными краями). Таким же образом всыпают глину и определяют, одинаковые ли получилась горки (горка из глины неровная). Выясняют, почему горки разные (частички песка все одинаковые, глины — все разной формы, размера). Дети с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; сравнивают их (песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу). Дети просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины и почему. Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыплются, прилипают друг к другу).

    Приложение № 19

    Надувание мыльных пузырей.

    Из воронки на плоскую посуду выдуваем большой мыльный пузырь. Соломинку погружаем в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее, остался сухим. Осторожно через стенку первого пузыря проталкиваем соломинку до центра. Большой пузырь не лопнул! Медленно начинаем дуть в соломинку. Получаем второй пузырь, заключенный в первом. Осторожно вытягиваем соломинку (рис.4).

    Вывод: стенки мыльного пузыря достаточно прочны и эластичны, чтобы сквозь них можно было провести соломинку, предварительно смоченную мыльным раствором.

    Приложение № 20.

    «Летающий шарик"

    Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. 

    Приложение № 23

    «Ткань, ее качества и свойства». 

    Цель опыта: Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
    Что нужно для опыта: Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спички, емкости с водой. Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется); опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага). Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении.

    Приложение № 24

    Руки станут чище, если помыть их водой".

    Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это.

    Вывод: О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).

    Приложение № 25

    Резина, его качества и свойства.

    Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

    Игровой материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

    Ход игры: Дети рассматривают резиновые предметы, определяют цвет, структуру поверхности (на ощупь). Взрослый предлагает растянуть резиновую ленту и убедиться, что она всегда возвращается в исходную позицию, что обусловлено эластичностью материала и его упругостью (эти свойства используют при изготовлении мячей). Взрослый обращает внимание на изменение свойств резины под воздействием света и тепла — появляется хрупкость и липкость (демонстрирует нагревание резины над огоньком спиртовки). Все составляют алгоритм описания свойства резины.

    Приложение № 27.

    «Забавы жарким летом»

    Цель: Обобщить знания детей о воде и песке.

    Материал: вода, песок, водяные пистолеты.

    Предложить детям по обливаться с пистолетов, обширно обливаться, по бегать босиком по дорожкам.

    Приложение № 28.

    «Сравнение песка, почвы и глины»

    Цель: познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать,

    Оборудование: стаканчики, песок и глина, подносы, вода.

    Ход занятия:

    -  Мы с вами сегодня будем разговаривать о земле, в которую можно что-то посадить, которую мы чувствуем своими ножками, когда по ней ходим, ее по-другому называют почва.

    - Скажите, пожалуйста, кому нужна земля или почва?  Я вам предлагаю выбрать картинки тех живых существ, которым нужна земля.

    Игра «Кому нужна почва?»

    -  Бывает почва рыхлая, рассыпчатая, а бывает слипшаяся. От чего же это зависит, а зависит от того чего много в почве песка или глины. Давайте рассмотрим песок и глину.  К какой природе относится песок, глина и почва? А чем живая природа отличается от неживой?

    - Возьмем стаканчик с песком и аккуратно на сыпем немного песка на лист бумаги. Легко ли высыпается песок? Как можно назвать песок за то, что он хорошо сыпется?  (сыпучий)

    - А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыпется - песок или глина? Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Какой мы можем сделать вывод: песок - рыхлый, в отличие от глины.

    - Интересно, почему песок сыпучий, а глина слипшаяся, давайте рассмотрим их под микроскопом. (Дети рассматривают под микроскопом, затем рассказывают).

    - Сначала рассмотрим песок.

    - Как выглядят песчинки? (они маленькие, круглые), похоже ли песчинки одна на другую? Чем похожи, чем отличаются?

    - А теперь глину.

    - Теперь расскажите о глине. Видны ли такие же частички, как у песка, какие частички? (очень маленькие и слипшиеся)

    - Какой мы сделаем вывод, о частичках песка и глины? (в глине слипшиеся, очень мелкие, а песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу).

    - На столе лежат круги, выложите на панно модель песка и глины.

    - Интересно, а как в природе проявляются свойства песка и глины, как вы думаете? Представьте две дорожки одна из глины, а другая из песка. Так вот прошел дождь, что будет с дорожками?

    - Давайте проверим, у нас два стакана, в одном песок, а в другом глина, налейте воды, что вы видите? (песок пропускает воду, а глина нет)

    - Почему, сквозь песок вода прошла быстрее, через глину медленно?

    - Так что вы скажите, о том, что будет после дождя на дорожке глиняной и песчаной?

    - вот эти свойства песка и глины позволяют с ними интересно играть. Песком можно рисовать, нарисуйте пальчиком, что хотите (дети рисуют)

    - А из глины лепить, как из пластилина, возьмете эти кусочки в группу и слепите, что захотите.

    - Наше занятие закончено, вы все молодцы, на следующем занятии, мы с вами будем разговаривать, какое участие принимают песок и глина в круговороте воды и выучим загадку про Землю.

    Приложение № 29.

    «Вот какой песочек»

    Задачи:

    • Развитие восприятия, воображения, логического мышления;
    • Обогащение словарного запаса;
    • Развитие мелкой моторики;
    • Закрепить знания детей о свойства и особенностях песка.

    Материал: Тазик с сухим речным песком, коллекция камешков, набор игрушки из kinder-яйца, лейка с водой, классическая музыка со звуками реки.

    1.Отгадайте загадку:

    Он очень нужен детворе,
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    И он в стекле расплавлен даже. (песок)

    2. Расскажите, каким бывает песочек? (сухой, влажный, сыпучий, коричневый, речной, морской…).

    3. «Сюрприз»

    Цель: формирование тактильного восприятия сухого песка.

    Ребята, в песочке всегда можно что-то найти, давайте вместе с вами посмотрим, что же он сегодня для нас припрятал. (В песке можно спрятать камушки, игрушки из kinder-яйца, бусинки и т.д.).

    Дети ищут сюрприз в тазике с сухим песком. По ходу поиска, воспитатель беседует:

    • Какой у нас песочек? (сухой, сыпучий, речной, легкий и т.д.);
    • Как можно играть в песок? (копать, насыпать в ведерки, формочки, просеивать через сито, лепить пирожки…);
    • Скажите, а из нашего песка можно слепить пирожки? Попробуйте.
    • Почему не получается? Потрогайте, наш песочек сухой или влажный? (сухой, сыпучий)
    • Что нужно сделать, чтобы наш песочек стал влажным? (налить воду)

    Воспитатель наливает воды в песок, так чтобы он стал влажным и пригодным для лепки.

    • Каким стал песочек? (влажный, тяжелый, мокрый, несыпучий…).

    4. «Следы ручек»

    Цель: формирование представлений об особенностях влажного песка.

    Ребята смотрите, на влажном песке можно оставлять следы. Возьмите свои камушки (или игрушки из kinder-яйца, бусинки и т.д.) и оставьте на песке следочки от них.

    Снова попробуйте слепить из песка пирожки и фигурки. Получается?

    Вывод: Как вы думаете почему из сухого песка не получилось слепить пирожки и фигурки, а из влажного получилось? (потому что сухой песочек сыпучий, а влажный липкий).

    5. «Эти забавные рисунки» (эксперимент сопровождается классической музыкой со звуками реки).

    Цель: развитие воображения, восприятие величины.

    Чем еще мы может оставлять следы на песке? (рукой, пальчиком, кулачком, стаканом, карандашом, палочкой и т.д.).

    Воспитатель оставляет свой отпечаток ладошки (кулачка, пальчиков…) и предлагает детям проделать тоже самое.

    Кто оставил на песочке

    Эти разные следочки?

    Наши детки тут играли

    Свои ручки рисовали…

    Беседа:

    • Где большие отпечатки, а где маленькие?
    • На что похожи наши отпечатки?
    • Что нужно дорисовать, чтобы получился петушок, рыбка, солнышко?

    Приложение № 30

    "Мокрый песок принимает любую нужную форму".

    Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получаются фигурки? Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется? (Нет). Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? (Из мокрого).

    Вывод: О чём мы сегодня узнали? Из какого песка можно сделать фигурки? (Из мокрого).

    Приложение № 31

    «Перья»

    Цель: Обогащать представления детей о том, что перо легче воды и воздуха.

    Материал: тазик с водой, перья куриные, утиные и гусиные.

    Рассмотреть с детьми перья различных птиц, выяснить сходства и различия. Предложить опустить все перья в воду, подвести детей к тому, что перья не тонут.

    Приложение № 32.

    «Дождик» (игры с водой)

    Цель: Закреплять свойства воды.

    Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в дне.

    Предложить детям вспомнить, все что они узнали о воде. Какая вода? Предложить поиграть над тазиком с ведерками и водой.

    Планирование работы с родителями по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников»

    Март


    Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». 

    Май

    Памятка для родителей: «Экспериментирование с водой»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект «поисково-исследовательской деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»

    Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к эксп...

    Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе

    Проект на тему: "Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе"...

    Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы младшей группе».

    В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся устан...

    Проект «Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

    Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операц...

    Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

    Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе Актуальность проекта: Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования п...

    «Информационно - исследовательская деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

    В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески....