Проект «Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»
проект на тему

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями. В проекте описана работа по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gusarovoy_n._e.docx43.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин ЧР

Проект

«Опытно-экспериментальная деятельность

по изучению неживой природы

во второй младшей группе»

Разработал:

Воспитатель Гусарова Н. Е.

Ядрин, 2015

Содержание

Введение

3

Перспективный план

7

Список использованной литературы

12

Приложения

13

Введение

Дошкольное детство - это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений.

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями.

Цели проекта:

Опыты с природными материалами

Образовательные цели:

1. Познакомить детей со свойствами природных материалов: почвы, песка, глины.

2. Учить их  способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с природным материалом.

3. Приучать ребенка зарисовывать и отмечать результаты наблюдений.

Развивающие цели:

1. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, речь.

Воспитательные цели:

1. воспитывать бережное отношение к природе.

Опыты с воздухом

Образовательные цели:

1. Познакомить детей с основными свойствами воздуха.

2. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с воздухом.

3. приучать ребенка зарисовывать и отмечать результаты наблюдений.

Развивающие цели:

1. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, речь.

Воспитательные цели:

1. воспитывать бережное отношение к воздушному пространству в природе.

Опыты с водой

Образовательные цели:

1. Познакомить детей с основными свойствами воды.

2. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой.

3. Приучать ребенка зарисовывать и отмечать результаты наблюдений.

Развивающие цели:

1. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, речь.

Воспитательные цели:

1. Воспитывать бережное отношение к воде.

Опыты с бумагой

Образовательные цели:

1. Познакомить детей с основными свойствами бумаги.

2. Учить их способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с бумагой.

3. Приучать ребенка зарисовывать и отмечать результаты наблюдений.

Развивающие цели:

1. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление, речь.

Воспитательные цели:

1. Воспитывать бережное отношение к воде.

Сроки реализации проекта: 1 сентября 2015 г. по 31 мая 2016 г.

Тип проекта: исследовательско-игровой, опытно-экспериментальный.

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, педагоги.

Предварительная работа:

- ежедневные наблюдения различных явлений окружающего мира;

- беседы о воде, воздухе, почве;

- рассматривание иллюстраций и чтение детских энциклопедий.

Ожидаемые результаты:

- формирование представлений детей о природных объектах: вода, воздух, природный материал;

- формирование познавательного интереса;

- обогащение словарного запаса;

- воспитание бережного отношения к неживой природе.

Реализация проекта:

Реализация проекта «Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группы» осуществляется в блоке специально организованном обучении и в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию - 1 раз в неделю по 10-15 минут. Во время занятия проводится 1 эксперимент в форме игры. Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Работа будет проводиться в «центре экспериментирования»  с учетом уровня развития и познавательных интересов детей, а также на участке детского сада.

I этап проекта: подготовительный

1.Подбор методической литературы.

2.Составление плана проектной деятельности.

3. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом.

4.Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».
Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.

Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.

Центр «Природный материал»: желуди, ракушки, камни, семечки, шишки и др.

II этап проекта: основной

1. совместная деятельность с детьми

- рассматривание иллюстраций с изображение реки, предметных картинок с сюжетами использования воды, почвы;

- чтение художественной литературы;

- игры-эксперименты;

- наблюдение;

- беседы о воде, воздухе, почве.

2. совместная деятельность с родителями

- разработка памяток, буклетов  на тему «Экспериментирование с водой», «Экспериментирование с воздухом», «Экспериментирование с природным материалом»;

- консультации «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

3. совместная деятельность с педагогами:

- консультация «Опытно-экспериментальная деятельность детей как средство развития познавательной активности дошкольников»

III этап проекта: заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Ф.И. ребенка

Умение видеть и выделять проблему

Умение принимать и ставить цель

Умение решать проблемы

Умение анализировать объект или явление

Умение выделять существенные признаки и связи

Умение сопоставлять различные факты

Умение выдвигать гипотезы, предположения

Умение делать выводы

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

Н.

К.

  • Н-начало года
  • К-конец года

Перспективный план работы

Неделя

Объект

Название опыта

Цель опытно-экспериментальной деятельности

Материал и оборудование

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

Природный материал

Узнаем, какие предметы из природного материала

Установить, какие материалы имеют природное происхождение

Одноразовые стаканчики с песком, камнями, желудями, семечками, веточками, ракушками, цветные карандаши

2 неделя

Природный материал, вода

Что растворяется в воде?

Исследовать взаимодействие природных материалов с водой

Таз с водой, ложку, одноразовые стаканчики с песком, солью, камнями, желудями, семечками, веточками, ракушками, простой карандаш

3 неделя

Природный материал

Отпечатки на пластилине

Исследовать поверхность природного материала методом отпечатков

Шишка, грецкий орех, кора дерева, лист, ракушка, пластилин, простой карандаш

4 неделя

Природный материал

Узнаем из чего состоит почва

Узнать состав почвы

Почва, стакан с водой, ложка, лупа, белый лист бумаги, простой карандаш

5 неделя

Природный материал

Мы – волшебники!

Сравнить сухую и мокрую почву

Два стакана с почвой, стакан с водой, простой карандаш

ОКТЯБРЬ

1 неделя

Природный материал

Мы – волшебники!

Сравнить глинистую и песчаную почву

Стакан с почвой, стакан с песком, стакан с глиной, стакан с водой, две миски и ложка, простой карандаш

2 неделя

Вода

Узнаем, какая вода

Исследовать воду на вкус

Три стакана с питьевой водой, сахар, лимон

3 неделя

Вода

Кругом вода

Узнать, имеет ли вода форму

Поднос, стакан с водой, голубой или синий карандаш

4 неделя

Вода

Где же вода?

Исследовать воду на прозрачность

Стакан с водой, стакан с молоком, чайная ложка

НОЯБРЬ

1 неделя

Вода

Тонет-не тонет

Исследовать плавучесть предметов

Таз с водой, монета, гвоздь, камешек, пластмассовая крышка, деревянная палочка, кусочки ваты и пенопласта, простой карандаш

2 неделя

Вода

Испарение воды

Узнать, за сколько дней испаряется вода в стакане

Стакан с водой, простой карандаш

3 неделя

Вода

Испарение воды

Убедиться в том, что пар состоит из воды

Термос с горячей водой, зеркальце, простой карандаш

4 неделя

Вода

Вода, она какая?

Исследовать различные состояния воды

Дуршлаг, стакан с водой, снег, лед, синий карандаш

ДЕКАБРЬ

1 неделя

Вода

Снежинка на моей ладошке

Знакомство со строением снежинки

Лупа, снег, голубой, синий и фиолетовый карандаши

2 неделя

Вода, воздух

Что произойдет, если в воду попадет воздух?

Наблюдать процесс попадания воздуха в воду

Стакан с водой, трубочка для коктейля, простой карандаш

3 неделя

Вода, воздух

Поиск воздуха

Узнать, как с помощью воздуха можно удержать воду в трубочке

Пустой стакан, стакан с водой, трубочка для коктейля, простой карандаш.

4 неделя

Вода, воздух

Есть ли в воздухе вода?

Проверить, есть ли в воздухе вода

Зеркальце, простой карандаш

5 неделя

Вода

Какой материал не боится воды?

Узнать, какие материалы как пропускают воду

Стакан воды, пипетка, поднос, на котором лежат кусочки тетрадного листа, картона, целлофана, лоскуток ткани и бумажная салфетка, простой карандаш.

ЯНВАРЬ

1 неделя

Вода

Кто загрязняет воду?

Исследовать причины загрязнения воды.

Стакан с водой, в которую добавлена черная краска.

2 неделя

Воздух

Где же воздух?

Ощутить давление воздуха при помощи веера

Три листа бумаги разного формата (альбомный, тетрадный и половинку тетрадного листа),простой карандаш.

3 неделя

Воздух

Ветер, ветер ты могуч…

Убедиться в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы.

Несколько монет, перышко, карандаш, кубик, книга.

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

Воздух

Интересное о давлении

Исследование давления воздуха.

Воздушный шарик, воронка, стакан с водой, простой карандаш.

2 неделя

Воздух

А в почве есть воздух?

Проверить, есть ли в почве воздух.

Стакан, наполненный водой только наполовину, стакан с почвой, ложечка, простой карандаш.

3 неделя

Воздух

Чистый и загрязненный воздух-какие они?

Почувствовать разницу между чистым и загрязненным воздухом.

Провести прогулки в разных местностях: в центре города, в городском парке, рядом с промышленной зоной, недалеко от автомагистрали, в лесу.

4 неделя

Воздух

Обнаружение воздуха в пространстве

Исследовать, каким образом звук распространяется в воздухе.

Подготовки не требует.

МАРТ

1 неделя

Воздух

Как падают предметы в воздухе?

Исследовать падение различных предметов в воздухе.

Три тетрадных листа(один смять), монета, цветные карандаши, два вырезанных из цветной бумаги круга, совпадающих по размеру с монетой.

2 неделя

Воздух

Загадка воздушного шарика

Наблюдать реактивную силу воздуха.

Воздушный шарик цилиндрической формы, простой карандаш.

3 неделя

Природные материалы

Посадим луковицу

 Сравнить результаты посадок луковиц в почву, глину и песок.

Горшок с почвой, горшок с глиной, горшок с песком, три луковицы, воду и столовую ложку, простой карандаш.

4 неделя

Природные материалы

Хранение мусора – загрязнение почвы

Выяснить последствия загрязнения почвы бытовым мусором.

Два таза с почвой, ложка, вода, мусор (целлофановый пакет, фантики, крышки от пластиковых бутылок, пуговицы), палочка, цветные карандаши.

5 неделя

Воздух

Как двигается воздух в пространстве?

Исследовать перемещение  воздуха в пространстве.

Мыльные пузыри, цветные карандаши.

АПРЕЛЬ

1 неделя

Воздух

Как очищают воздух?

Выявить причины загрязнения воздуха и возможные способы его очищения.

Набор строительных кубиков (обязательно наличие кубиков цилиндрической формы для заводских труб), игрушечные машинки, таз с водой (для искусственного пруда), цветная бумага, ножницы, клей, цветные карандаши.

2 неделя

Природные материалы

Что есть в песке?

Выяснить состав песка

Стакан с сухим песком, лупа, лист белой бумаги, ложка, простой карандаш.

3 неделя

Природные материалы

Песок и глина-какие они?

Исследовать взаимодействие песка с глиной.

Стакан с песком, стакан с глиной, стакан с водой, ложка, коричневый и желтый карандаши.

4 неделя

Природные материалы

Почва

Сравнить, как примятая и разрыхленная почва взаимодействуют с водой.

Два тазика, почва, вода, ложка, цветные карандаши.

МАЙ

1 неделя

Бумага

Страна Бумагопластика.

Познакомиться с основными свойствами бумаги.

Газета, половина тетрадного листа, кусок ткани, целлофановый пакет, простой карандаш.

2 неделя

Бумага

Удивительный мир бумаги.

Узнать, как сгибается бумага.

Альбомный лист, лист цветной бумаги, лист картона, газетный лист.

3 неделя

Бумага

Бумажный мост.

Узнать, может ли бумага служить мостом.

Три бруска, две половинки альбомного листа.

4 неделя

Бумага

 Страна Бумагопластика.

Узнать, можно ли удержать бумагой сыпучий материал.

Тетрадный лист, горох или крупу, матерчатый носовой платок, простой карандаш.

Список использованной литературы

1. Султанова М. Простые опыты с воздухом. – М. : ООО «Хатбер-пресс», 2014.

2. Султанова М. Простые опыты с водой. – М. : ООО «Хатбер-пресс», 2014.

3. Султанова М. Простые опыты с природным материалом. – М. : ООО «Хатбер-пресс», 2014.

4. Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Ч. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

Приложение 1

Анкета для родителей

  1. Знаете ли Вы, что в группе углубленно занимаются вопросами опытно- экспериментальной деятельности?
  2. Интересует ли Вас лично данная проблема?
  3. Ощущаете ли Вы, что Ваш ребенок проявляет интерес к экспериментированию?
  4. В чем это проявляется?
  • Ребенок много рассказывает о проведенных опытах.
  • Пытается экспериментировать самостоятельно
  • Просит Вас принять участие в экспериментах.
  1. Чем можете оказать помощь группе в проведении опытов?
  2. Поддерживаете ли Вы проводимую работу по опытно-экспериментальной деятельности?
  3. В чем это проявляется?
  • Беседовали с ребенком об экспериментировании.
  • Создаете ребенку условия для проведения опытов дома.
  • Проводите наблюдение с детьми за природными объектами.
  • Сажаете деревья.
  • Охраняете природу.

8. Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе?         Нужно ли это делать?

9. В чем Вам требуется помощь детского сада по данной теме?

10. Как оцениваете работу детского сада по данному вопросу?

Приложение 2

Памятка для родителей

« Экспериментирование с водой»

Опыт  – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя     воду. Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать   суждения.

Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Предлагаем Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома.

Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.

Материалы и оборудование:

стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.

1. Вода  прозрачная. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

2. У воды  нет  вкуса.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.

3. У  воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества     (духи, соль для ванн).

Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего   здоровья.

4. Лёд–твёрдая  вода

Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

5.  Пар – это тоже вода.

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.

6. Вода жидкая, может течь.

Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

7. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются.

У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).

Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

8. Лёд легче воды

Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.

9. Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Дать  детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода  холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.

Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

10. Вода не имеет формы

Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Удачи Вам и Вашему ребенку!

Приложение 2

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

 Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы( песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например, что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного  (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

    1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

    2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

    3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

    4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

  1. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Найди по звуку» во второй младшей группе/

Цель: Познакомить, как звучат разные предметы, как самим можно сделать звуки. Определять и различать  издаваемые  шумовые звуки.Оснащение: Пластмассовое ведро; деревянные ложки;  ...

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе

Проект на тему: "Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в средней группе"...

Познавательно-исследовательский проект «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок, бумага) в средней группе»

Цель проекта: Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить дет...

Опытно – экспериментальная деятельность «Тонет-не тонет» во второй младшей группе

Как гласит народная мудрость «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Вот и с малышами мы решили провести эксперимент и узнать какие предметы тонут, а какие нет. Ведь ребенок с...

Познавательно-исследовательский проект: Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».

Опытно - экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во вт...

Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы в младшей группе

Материал будет полезен для педагогов детей дошкольного возраста...