Познавательно-исследовательский проект: Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».
проект (младшая группа)

Шапошникова Алла Петровна

Опытно - экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во второй половине дня 2-3 раза в неделю в специально оборудованном уголке экспериментирования.

 

Данный проект представляет собой создание в группе условий для  развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. В процессе опытно - экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:

- игровая;

- познавательно - исследовательская (опыты) и продуктивная;

- коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы);

учебная (речевое развитие, рисование, лепка).

 

            Все беседы и опыты необходимо проводить с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Для развития игровой ситуации можно включить участие любого игрового персонажа, например «Любознательного Зайчика» и сопровождать совместную деятельность классической музыкой со звуками природы. После  совместной опытно - экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные моменты  - почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_-_poznavatelno-issledovatelskiy_proekt.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект:

«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе».

Описание проекта:

Опытно - экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во второй половине дня 2-3 раза в неделю в специально оборудованном уголке экспериментирования.

Данный проект представляет собой создание в группе условий для  развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. В процессе опытно - экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:

- игровая;

- познавательно - исследовательская (опыты) и продуктивная;

- коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы);

учебная (речевое развитие, рисование, лепка).

         Все беседы и опыты необходимо проводить с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Для развития игровой ситуации можно включить участие любого игрового персонажа, например «Любознательного Зайчика» и сопровождать совместную деятельность классической музыкой со звуками природы. После  совместной опытно - экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные моменты  - почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Актуальность проекта:

        Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно - исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними. [1]

Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников. Развиваясь как деятельность, направленная на познание, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка и является хорошим средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста, так как включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутых гипотез в действие и построение выводов. Экспериментальная деятельность всегда вызывает у детей:

- особый интерес к исследованию природы;

- развивает мыслительные операции;

- стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка;

- активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными  явлениями и др.;

- побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. [1]

Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту), способствует развитию памяти.

В ходе своей педагогической работы, мы обратили внимание на то, что познавательная активность у детей дошкольного возраста  слабо развита. Это особенно отражается на развитии речи, логического мышления, памяти и внимания. Дети не всегда проявляют любознательность, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы, а больше предпочитают другие виды деятельности, а родители воспитанников, чаще всего даже и не знают, чем занять своего ребенка. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей детей, нам педагогам необходимо стремиться создавать условия для  исследовательской активности детей, сотрудничать с родителями, ведь основными принципами дошкольного образования (согласно ФГОС ДО) являются:

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. [1]

Зачастую воспитатели сталкиваемся с трудностями моделирования занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков экспериментирования с соответствующим материалом, из-за отсутствия методической литературы по организации экспериментирования.

Именно поэтому возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирования у детей интереса к исследованию природы, любознательности и познавательной активности, взаимодействие с родителями воспитанников по  вопросам повышения познавательной активности детей и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели нас к выбору данной темы проекта, тем самым подтверждая его актуальность.

Цель проекта:

Создать в группе условия для  развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить детей через игры - опыты определять физические свойства воды, воздуха и песка, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

Задачи проекта:

Для педагога:

  • познакомится с современной методической литературой по детскому экспериментированию;
  • выстроить систему работы, которая обеспечит, формирование познавательной активности у детей в проектной деятельности;
  • систематизировать литературный и иллюстрированный материал по детскому экспериментированию во второй младшей группе  по теме «Неживая природа – вода, воздух и песок»;
  • организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;
  • привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;
  • разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по детскому экспериментированию в домашних условиях;
  • подготовить совместно с родителями картотеку опытов по теме «Неживая природа-воздух, вода, песок»;
  • провести заключительное мероприятие: представление презентации по проекту, изготовление фото-коллажа с детьми и их родителями "Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!".

Для детей:

  • привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок);

  • учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  • изготовить фото-коллажи:

- «Наши опыты с водой!»,

- «Наши опыты с воздухом!»,

- «Наши опыты с песком!».

  • стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

Участники проекта и их роль в реализации проекта:

Участники

Функции

Воспитатели

Разрабатывают и реализуют проект

Осуществляют взаимодействие «родители + дети + воспитатели»

Ведут наблюдения за детьми

Проводят мониторинг

Воспитанники

Творчески развиваются

Проводят опытно-исследовательские работы с воспитателями, родителями

Активно участвуют в проекте

Родители

Получают информацию

Взаимодействуют с педагогами

Участвуют совместно с детьми в проекте

Необходимые материалы: методическая литература по детскому экспериментированию для детей дошкольного возраста и методический материал по технике безопасности, художественная литература, картотека опытов по теме «Неживая природа - воздух, вода, песок», материалы для запланированной опытно-экспериментальной деятельности.

Содержание проекта:

Подготовительный этап:

  • постановка цели;
  • определение актуальности и значимости проекта;
  • подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты);
  • создание и обустройство уголка экспериментирования для  успешной реализации проекта.

Основной этап:

  • Практическая часть:

- проведение опытов с водой и изготовление фото-коллажа;

- проведение опытов с воздухом и изготовление фото-коллажа;

- проведение опытов с песком и изготовление фото-коллажа;

  • Работа с родителями:

- разработка консультации - детское экспериментирование в детском саду;

- разработка рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях;

- подготовка картотеки опытов по теме «Неживая природа - воздух, вода, песок»;

- совместное изготовление фото-коллажа "Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!"

  • Создание продукта 

Заключительный этап:

  • Презентация проекта.
  • Анализ

Предполагаемые результаты проекта:

Реализация представленного проекта поможет педагогам:

- организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;

- привить своим воспитанникам первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

- у детей сформируются знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок);

- дети научатся сопоставлять факты и выводы из рассуждений;

- повыситься уровень речевой активности;

- обогатиться активный словарь, разовьется связная речь;

- сформируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

- привлечь родителей к образовательному процессу и экспериментированию в повседневной жизни.

Предполагаемый продукт проекта:

1. Презентация проекта, составленного совместными усилиями детей и их родителями;

2. Выставка фото-коллажей:

 «Наши опыты с воздухом!»;

 «Наши опыты с водой»;

 «Наши опыты с песком!»;

«Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!».

Список литературы и интернет источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. - «Неизведанное рядом» - Творческий Центр Сфера - Москва 2002г.

4. http://www.razumniki.ru/letnie_igry_s_vetrom.html

5. http://festival.1september.ru/articles/631864


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы младшей группе».

В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся устан...

Познавательно-исследовательский проект «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок, бумага) в средней группе»

Цель проекта: Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить дет...

«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, г...

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операц...

Методическая разработка на тему"Опытно- экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе"

Методическая разработка на тему"Опытно- экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе"Актуальность.С самого рождения детей окружают различные ...

Проект на тему: «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Цель проекта: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента....