Конспект ООД по познавательному развитию "Удивительные животные"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Виноградова Елена Николаевна

 Обобщить и систематизировать знания  детей о диких и домашних животных. Закрепить умения устанавливать связи между приспособленностью животного к среде обитания и месту обитания, анализировать объекты живой пророды, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем, пользоваться схемами при составлении рассказов о животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ООД -Животные23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по познавательному развитию
с детьми подготовительной группы


 Выполнила воспитатель 1 квалификационной

категории Виноградова Е.Н.

МДОУ «Д/С «Веснушки» п. Дубки

Саратовского района Саратовской области.

Тема: Телевизионная передача «Удивительные животные»

Программное содержание:

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы.

Задачи:

Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем, пользоваться схемами при составлении рассказов о животных.

Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас (закрепление слов: дубовый, кленовый, березовый, лесная тропинка); развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.

Предварительная работа:

  1. Просмотр мультимедиа презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу и в домашних условиях.
  2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам.
  3. Проведение дидактических игр «Кто где живёт», «Кто лишний?».
  4. Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике».
  5. Игровые ситуации по правилам обращения с животными.

Здоровьесберегающие технологии: Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни», физминутка «Звериная зарядка», игровые упражнения с релаксацией «Щенок отряхивается», «Котик»

Оформление: тропинка здоровья «лесная тропинка» (деревья, грибы, цветы); скамья, игрушки диких и домашних животных, слайд-заставка: «Передача «Удивительные животные»».

Использование ТСО: магнитофон; мультимедийная установка.

Программное обеспечение: «Голоса леса» П. И. Чайковский, аудиосопровождение.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое на улице солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей).

Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.

Загадывание загадки:

Они бывают дикими,

Живут в лесу дремучем,

Домашними бывают и помогают людям.

- Кто они такие?

Дети: Животные.

Воспитатель: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Для этого станем участниками телепередачи «Удивительные животные». Согласны? В путь!

Ходьба по «лесной тропинке», прибытие детей в «телевизионную студию» - создание эмоционально-положительного настроя:

Итак, мы пришли в студию!

- Ребята, а вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей). Давайте отправимся с вами в прошлое и узнаем, как это происходило. Для того, чтобы попасть в прошлое, нам надо пройти по мосту времени (дети проходят по скамейке и свободно располагаются на ковре).

Основная часть:

Беседа с просмотром презентации

Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек (просмотр слайдов презентации).

Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? – Правильно, первым домашним животным стала собака.

 - А зачем она была нужна Человеку? (Ответы детей)  (Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных.

- Каких вы знаете домашних животных?  У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, давайте расскажем телезрителям, каких из них вы знаете?

(Педагог называет домашнее животное, а дети - дикого предка:

 Собака - волк, кролик - заяц, свинья - кабан, корова - тур, кошка – рысь,  лошадь- дикий конь (мустанг) и т. д.)

Воспитатель: Итак, из-за вмешательства Человека часть животных стала домашними, а часть - осталась дикими.

Давайте вернемся в наше время, в телевизионную студию, и поговорим о животных (дети вновь проходят по скамейке и располагаются за рабочими столами).

(Педагог выставляет перед детьми первую схему и просит их прокомментировать ее, ответив на вопросы: где живут домашние животные? Где живут дикие животные?).

Воспитатель: Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природа,  а для других – жилье рядом с домом человека.  Жилье любого животного – и  домашнего, и дикого носит свое название.

(Педагог выставляет второй знак  и поясняет его.  Все предыдущие знаки остаются перед детьми.)

Беседа с использованием знаков:

Воспитатель: Рисунок этого дома обозначает жилье любого животного. Вспомним, как называется жилище некоторых животных?

(Педагог называет животное, дети - название его жилища: собака - конура, волк-логово, корова - хлев, белка - дупло, медведь - берлога и т. п.)

Воспитатель:  Давайте вспомним, как могут выглядеть животные.

(Педагог выставляет знаки, обозначающие  цвет.)

Пожалуйста, назовите домашних и диких животных оранжевого (рыжего) цвета, белых, серых и т. д. Какие животные чаще меняют цвет шерсти - дикие или домашние, почему?

(Педагог подводит итог: у каждого животного своя окраска, которая зависит от времени года, оттого, где оно живет)

Игровые упражнения с релаксацией «Щенок отряхивается», «Котик» с использованием ТСО (аудиозапись).

Воспитатель: А сейчас - живая пауза. Предлагаю вам показать для наших телезрителей, как отряхивается щенок после купания. Обратите внимание на то, что щенок отряхивается всем телом - от носа до хвоста (выполнение игрового упражнения).

Покажем, как котик потягивается; умывается; царапает лапками с коготками коврик (выполнение игрового упражнения).

Составление рассказов по схемам:

Воспитатель: Так чем же различаются животные? Верно, животные отличаются не только тем, где они живут, но и цветом, и размером. Этот  знак подскажет вам величину животного: крупное, среднее, мелкое (показывает знак с изображением соответствующих размеров).

(Далее педагог выставляет еще один знак.)

Воспитатель: Посмотрите на это знак. Что на нём нарисовано?  Давайте поясним ее. Что есть у всех животных? (какие  основные части? (ответы детей: голова, туловище, лапы, хвост).

Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей). (Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться.)

Физкультминутка «Звериная зарядка»  с музыкальным сопровождением  (аудиозапись)

Воспитатель: А сейчас мы отправимся в путешествие в лес. Проводится физкультминутка с имитацией движений:

Звериная зарядка.

Раз — присядка, два — прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало — начинает все сначала.

 (Педагог просит детей занять свои места)

Игра -ЗАГАДКИ

Воспитатель: Чтобы наша передача стала интересней для зрителей, ребята выучили   загадки .

(Дети выходят и рассказывают загадки)

Дети загадывают загадки:

Дети, чьи картинки были отгадками на вопросы, выходят к знакам, обозначающим еду животных.

Воспитатель:  Чем питаются животные в холодное и теплое время года. Есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой? (Медведь, барсук, еж.) Как изменяется еда у коровы (свежая трава, сено), у зайца (свежая трава, листики, кора, веточки) и т. д. ? Об этих изменениях вам поможет рассказать следующие знаки…

Аромотерапия (сопровождается музыкой «Звуки леса»)

Дыхательная гимнастика «Запах леса и деревни»: Вдыхаем через нос запахи леса - это запах хвои, выдыхаем через рот (2-3 р.). Ребята, а чем может пахнуть в деревне? (ответы детей)

Воспитатель: глубоко вдыхаем аромат хвои, ягод, мяты.

Работа в прописях.

Воспитатель:  А сейчас мы выполним задание в прописях. Необходимо закрасить животных соответствующим цветным карандашом.

Заключительная часть:

Воспитатель: Друзья, как вы думаете, домашние животные могут жить в дикой природе?  (нет….так как они: (дети дополняют фразу воспитателя, с опорой на картинки, изображённые на экране)

- не умеют строить себе жилье,

- самостоятельно добывать для себя пищу,

- защищаться от врагов.

И подводя итоги нашей передачи, не забудем о диких животных:

- они не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека,

- лишены привычных условий жизни,

- требуют много мясной пищи,

- образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.

Воспитатель: Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, понравилась вам наша передача? (ответы детей). Какие из животных были вам наиболее интересны? (ответы детей).

- Спасибо за участие в передаче «Удивительные животные»

Как вы думаете, какую пользу приносят домашние, дикие животные? Как человек заботится о домашних животных? (Ухаживает, кормит, убирает, лечит).

Что дают человеку дикие животные? (Возможность наблюдать, любоваться, изучать природу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию "Животные жарких стран"

Интересное, обобщающее занятие по лексической теме "Животные жарких стран", подобраны интересные коррикционные задания. В занятии четко прослеживается интеграция образовательных областей....

Конспект НОД по познавательному развитию "Животные у нас дома"

Программное содержание:1.Закрепить знания детей о домашних животных, обитающих в городских местностях. Продолжать учить преобразованию формы разрезая квадрат на круг; составлять изображение из частей,...

Конспект занятия по познавательному развитию "Животные зимой"

Программные задачи:·         закрепить знания о природных изменениях зимой; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и повадками и...

Конспект НОД по познавательному развитию «Животные жарких стран» для детей подготовительной к школе группе

Конспект  НОД по познавательному развитию   «Животные жарких стран» для детей подготовительной к школе группе.Составила воспитатель: Гладкина М.А.МКДОУ Д/с №8 г.Коркино...

Конспект ООД по познавательному развитию "Животный и растительный мир Крайнего Севера"

Конспект организованной образовательной деятельности по теме "Животный и растительный мир Крайнего Севера" для детей 6-7 лет...

Конспект занятия по познавательному развитию "Животные севера"

Тема: «Животные севера». Цель: расширить представление детей об образе жизни животных на Северном и Южных полюсах. Задачи:Образовательные:- обогащать знания детей о жив...

Конспект НОД по познавательному развитию "Животные жарких стран"

Данный конспект предназначен для педагогов и родителей дошкольников....