Детско-родительский образовательный проект «Лесные детективы».
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Вдовина Светлана Николаевна

Проект направлени на развитие познавательных и творческих способностей детей при автивном сотрудничестве с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект в подготовительной группе43.06 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-родительский образовательный проект «Лесные детективы».

Развитие познавательных и творческих способностей детей.

С.Н. Вдовина, воспитатель, МКДОУ №41 «Лесная сказка, г. Лесосибирск.

Паспорт проекта.

Вид проекта: творческий.

Продолжительность: месяц.

Участники: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатель-эколог.

Образовательная область: ознакомление с окружающим, развитие речи.

Актуальность: в свободной деятельности, между детьми разгорелся спор, чем питается медведь зимой. Данил: «Он лапу свою ест». Лиза: «Не ест, а сосёт». Даша: «Он сам себя ест». Отсюда, возникла потребность уточнять и систематизировать знания детей о диких животных. Участие детей в проекте «Лесные детективы» позволит максимально обогатить знания и представления о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. А так же, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Лесные детективы».

Задачи:

  1. Обогатить представления детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни. Уточнить и расширить знания детей о приспособлении животных к зимним условиям существования. Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания.
  2. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животном. Активизировать мыслительную деятельность детей за счёт решения логических задач. Развивать память, внимание, воображение. Обогащать и активизировать словарь («хищник», «дупло», «нора», «логово», «вожак»). Словообразование по теме: «Животные и их детёныши». Белка – бельчонок - бельчата; заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата; ёж – ежиха – ежонок – ежата; лис – лиса – лисёнок – лисята; волк – волчица – волчонок – волчата.
  3. Воспитывать понимание того, что в природе всё взаимосвязано и целесообразно. Воспитывать чувство любви к родной природе, интерес к её изучению, к наблюдению за повадками животных и птиц. Формировать любознательность, позицию помощника и защитника природы.

 Основные направления реализации проекта:

 - цикл занятий по теме: «Дикие животные средней полосы»;

 - домашние задания для родителей и детей (интересные сведения о жизни животных; совместное с детьми рисование зверей; создание из природно-бросового материала сказочных композиций; чтение книг);

- цикл занятий по конструированию: «Волк», «Лисичка», «Зайчик»;

- совместное изготовление панно: «В зимнем лесу».

- изготовление альбома «Животные наших лесов», с составлением описательных рассказов, сочинение загадок, сказок.

- сюжетно-ролевая игра «Клуб лесных детективов».

Предварительная работа: Проект «Лесные детективы» представляет собой длительную игру. Каждому хочется стать лесным детективом, чтобы выяснить, что же случилось в лесу, найти виновника этого происшествия, доказательства его причастности к происшедшему, составить портрет и характеристику обитателя леса, разыскиваемого детективом, и, конечно же, найти, увидеть его на природе. Поэтому была проведена:

- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Дикие животные средней полосы»;

- рассмотрение репродукций картин: «Лоси в зимнем лесу», «Волчья стая летом»,  «Волчья стая зимой», «Иван-царевич на сером волке» В.Васнецов, «Утро в сосновом лесу» И.Шишкин.

- чтение художественных произведений: Т.Снегирёв «След оленя», И. Соколов-Микитов «Лоси», И.Акимушкин «Жил-был волк», Е.Чарушин «Лиса», А.Барто «Лиса», Б.Заходер «Лиса и крот», «Кому где тепло?», К.Коровин «Белка», «Баран, заяц и ёж», Л.Толстой «Как медведя поймали», М.Быкова «Где ёжик?» чтение русских народных сказок о животных;

- прослушивание аудиозаписи сказки: «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин» (обр. О.Капица), «Под грибом», «Мешок яблок» В.Сутеев.

- подвижные игры: «Зайцы и волк», «Зайка – беленький», «Лиса в курятнике», «У медведя во бору»

- разучивание пальчиковой гимнастики: «Зайка и ушки», «Зайка и барабан», «Волк и лиса».

- чтение и разучивание стихотворений: И.Токмаковой «Медведь», Б.Заходер «Ёжик», «Про Всех На Свете», В.Осеевой «Ежинка».

- дидактические игры: «Что было бы, если бы…», «Кто где живёт?» (Кольца Луллия), «Нет краше земли нашей» (Досуговая игра-моделирование), «Волшебный экран» (Системный оператор), «Что лишнее?», «Назови одним словом» (Игры на систематизацию), «Чей малыш?», «Чей хвост?», игры на эмпатию: «Превратись», «Тень-тень, потетень», «Чей силуэт?», «Что художник перепутал?», «Чем похожи и чем отличаются?».

- выполнение группового панно «В зимнем лесу»;

- изготовление альбома «Животные наших лесов»;

Обеспечение:

  1. Настольно-печатные игры.
  2. Дидактические игры, изготовленные своими руками (совместная деятельность воспитателя, детей и родителей).
  3. Экскурсия в краеведческий музей.
  4. Специальная методическая литература.
  5. Аудио- и видеозаписи по теме.

Предполагаемый результат:

- знать и называть животных, населяющих леса средней полосы;

 - уметь обобщать животных по существенным признакам (звери, птицы, рыбы);

- уметь группировать животных по способу приспособления к окружающей среде (домашние – дикие, хищные – травоядные);

- уметь сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи;

- составлять описательные рассказы о животных с использованием опорной схемы;

- придумывать загадки о животных, словесно оформлять их с помощью противопоставления «но не»;

- умение логически мыслить, отстаивать свои суждения;

- уметь из бумаги, используя технику оригами, складывать фигурки зверей;

- уметь с помощью природно-бросового материала совместно с родителями находить оригинальные решения в создании сказочных композиций, подбирать интересный познавательный материал к своему произведению.

 Продукт проектной деятельности:

Изготовление альбома «Дикие животные наших лесов», записи детских рассказов и загадок о животных, панно «В зимнем лесу», сказочные композиции из природно-бросового материала.

Презентация проекта: Оформление выставки «В зимнем лесу», сюжетно-ролевая игра «Клуб лесных детективов».

Игры, стихи и упражнения по теме: «Дикие животные».

Игры на развитие координации слова с движением.

Зайцы скачут: скок-скок-скок! Да на беленький лужок, приседают, слушают, не идёт ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

Зайка беленький сидит и ушами шевелит вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно стоять надо зайке поскакать: скок-скок, скок-скок. Надо зайке поскакать.

П/игра: «Лиса в курятнике», «У медведя во бору», «Зайцы и волк»

Физкультминутка. У оленя дом большой, он глядит в своё окошко. Зайка по лесу бежит, в дверь к нему стучит: «Стук-стук! Дверь открой! Там, в лесу, охотник злой!» «За-за-забегай, лапу мне давай!».

Пальчиковая гимнастика.

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. Он и прыгает, и скачет, веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх средний и указательный пальцы. Ими шевелить в стороны.

Зайка взял свой барабан и ударил трам-трам-трам. Пальчики в кулачок. Указательный и средний вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.

Серый волк бежит по лесу, а за ним бежит лиса. Поднялись у них трубою два пушистеньких хвоста.

Волк – большие пальцы разводим в стороны. Указательные – сгибаем внутрь ладоней, а остальные в виде «лодочки» образуют верхнюю и нижнюю челюсти. Лиса – то же, но внутрь ладони сгибаем ещё и мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее.

Загадки.

Белка.

Она прыгать мастерица, она прыгать не боится, небольшой у неё рост, но зато пушистый хвост.

То рыжая, то серая, а названьем – белая.

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам: он в шубке серенькой зимой и в рыжей шубке летом.

Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орещки я грызу.

Не мышь, не птица в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт.

Кто с высоких, толстых сосен в ребятишек шишку бросил и в кусты через пенёк промелькнул, как огонёк?

Лиса.

Какой зверь опасный ходит в шубке красной, снег разгребает, мышек хватает?

За деревьями, кустами промелькнула, будто пламя. Промелькнула, пробежала… Нет ни дыма, ни пожара.

Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт.

Жёлтый клубок за белым – скок.

Пришла из лесу птичница в рыжей шубке – кур посчитать.

Длинное хвостище, рыжее волосище, сама хитрища

Заяц.

Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках.

Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг! По снежочку тык-тык!

У косого нет берлоги, не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, а от голода – кора.

И ушаст, и глазаст, и пугаться горазд. Заберётся в куст и – спит. Кочерыжку съест и – сыт.

Комочек пуха, Длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку.

В гору бегом, с горы кувырком.

Волк.

Этот зверь лесной – в серой шубе меховой. Зубами – щёлк. Так это - …

Кто зимой холодной ходит по лесу злой и голодный.

На овчарку он похож: что ни зуб, то острый нож! Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть.

Разбойник он серый, нет ему веры. Всё клыками щёлк. Кто же это?

Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, овец ищет.

Медведь.

Зверь мохнатый, косолапый, он сосёт в берлоге лапу.

Зимой спит, летом улья ворошит.

Хозяин лесной просыпается весной. А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.

Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной, а когда придёт весна, пробуждается ото сна.

Где живёт он? В самой чаще, самой-самой настоящей. Там гуляет, там и спит, там детей своих растит. Любит груши, любит мёд, сладкоежкою слывёт. А ещё могу сказать, очень любит он поспать: ляжет осенью, а встанет, лишь когда весна настанет.

Ёж.

На спине иголки, длинные и колкие. А свернётся он в клубок – нет ни головы, ни ног.

Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

Вот иголки и булавки выползают из под лавки, на меня они глядят, молока они хотят.

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной. Иголок очень много, а ниток – ни одной.

Добродушен, деловит, весь иголками покрыт. Слышишь, топот шустрых ножек? Это -  наш приятель…

Лежала под ёлками подушечка с иголками. Лежала, лежала, да побежала.

Лось.

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, рога раскинув широко.

Кто на своей голове лес носит?

Вот это случай очень редкий – на голове растут две ветки.

Не дерево, а сучковато.

Словно царскую корону, носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный. Любит снежные луга.

Упражнения на развитие слухового внимания.

Загадки-обманки.

Кто в малине знает толк: косолапый, бурый… (медведь)

Кто любит по ветвям носиться? Конечно рыжая… (белка)

Ночью, голову задрав, воет серый, злой… (волк)

Зимой в берлоге видит сон лохматый, косолапый… (медведь)

Быстрее всех от страха несётся… (заяц)

От рыжей лисицы в кустарник удрав, в листву завернулся колючий… (ёж)

Стихотворения о животных.

1.Заяц мчится что есть мочи, заяц схорониться хочет.

То бежит он и кружит, то лежит он  - весь дрожит.

Бедный, он – всего боится… Где укрыться ото зла –

От лисицы и куницы, от орлицы и орла?

Он боится даже белки, певчей птицы – даже мелкой.

… Уши – стрелы, хвост – сучок. Прыгнул белый и – молчок.

2.Думал, горестно вздыхая, что друзей-то у него после дедушки Мазая не осталось никого (заяц).

3.Среди кустов зелёных, у речки серебристой, гуляет оленёнок – телёночек пятнистый.

4.Сел медведь на брёвнышко, стал глядеть на солнышко. Не гляди на свет, медведь! Глазки могут заболеть.

5. «Про Всех На Свете» (Б.Заходер)

Все-все, все на свете на свете нужны, и мошки не меньше нужны, чем слоны. Нужны все на свете! Нужны все подряд – кто делает мёд и кто делает яд. Нельзя обойтись без чудищ нелепых и даже без хищников – злых и свирепых. Плохие дела у кошки без мышки, у мышки без кошки не лучше делишки. Да если мы с кем-то не очень дружны, мы всё-таки очень друг другу нужны. А если нам кто-нибудь лишним покажется, то это, конечно, ошибкой окажется… Все-все, все на Свете на Свете нужны, и это все дети запомнить должны!!!

«Ёжик» (Б.Заходер)

- Что ж ты, ёж , такой колючий?

- Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

«Медведь» (И.Токмакова)

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег,снег,

И на ёлке – снег,снег,

И под ёлкой – снег,снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише… не шуметь.

Минутка отдыха.

Медвежонок.  (Б.Кожевников)

- Эй, послушай, косолапый, разве можно кушать лапой?

- Нет, нельзя, - вздохнул он грустно, - только очень, очень вкусно.

Вот попробую немножко, а потом пойду за ложкой.

Песенка-потешка.

Тень-тень-потетень, выше города плетень,сели звери под плетень, похвалялися весь день.

Похвалялася лиса: - Всему лесу я краса! Похвалялся зайка: - Поди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи: - У нас шубы хороши! Похвалялся медведь: - Могу песни я петь!

Пословицы и поговорки.

«Волка ноги кормят», «Волков бояться – в лес не ходить», «Волки – санитары леса», «Как волка не корми, он всё равно в лес смотрит».

«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Скороговорки.

Шесть мышат в камышах шуршат. У ежа ежата, у ужа ужата.

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.

В дубе дупло, в нём белке тепло.

Заяц косой сидит за осокой травой, смотрит косой, как девушка косой косит траву косой.

У ежа и ёлки иголки колки.

Бобры храбры идут в боры; бобры для бобрят добры.

Бежит лиса по шесточку: «Лизни, лиса, песочку».

Дидактические игры.

«Подбери пару». Учить детей соотносить предметы, изображённые на картинках, по выполняемым функциям, закреплять полученные знания, развивать логическое мышление

Игровая задача – правильно подобрать пару и объяснить свой выбор.

Игровые действия – практические действия по подбору картинок.

Оборудование игры – серия предметных картинок двух видов (животные и детёныши).

«Кто живёт в родном лесу». Сейчас я буду называть разных животных, а вы выбирайте только тех, кто живёт в наших лесах, в России. Если живут – хлопайте в ладоши, если нет – не хлопайте.

Белка, лисица, жираф, бегемот.

Заяц, олень, крокодил, кашалот.

Волки, верблюды, моржи и тюлени.

Медведи, слоны, обезьяны, олени.

«Тень-тень-потетень». Развивать средства личной эмоциональной экспрессивности: мимики, пантомимики, жестов, интонации. Развивать самоуважение и уважение к окружающим через осознание личных достоинств и достоинств товарищей, восприятие эмоциональной поддержки, согласия со стороны других детей.

Игровые действия – по словам песенки-потешки дети ставят экспрессивные этюды: «Лисы», «Зайки», «Ежей», «Медведя». Затем, педагог предлагает обсудить предмет гордости каждого ребёнка.

- А мы люди, и тоже гордимся тем, что научились делать. Теперь каждый из нас по очереди назовёт то, чем он сам гордится, что он научился делать хорошо. Напр.: Я- Саша, я горжусь тем, что научился хорошо лепить.

«Что было бы, если бы…». Показать ребёнку, что всё в природе взаимосвязано, очень умно устроено, в ней нет никого и ничего лишнего. Каждый человек должен внимательно, бережно, с пониманием относиться к природе, потому, что он часть её. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения. Примерное содержание вопросов: «Что было бы, если бы не наступила весна? Погасло солнце? Пропал ветер? Вырубили леса? Исчезли с нашей Земли насекомые? Какое-либо животное? Исчез человек?».

Игра-моделирование «Нет краше земли нашей». Игровое поле разделено на зоны разного цвета, обозначающие: небо, землю, реку, пляж. Дети моделируют из плоскостных фигур любой уголок природы. Заселяют окружающую среду живыми существами и предметами рукотворного мира. Рассуждать на тему «Кто где обитает», «Что произойдёт, если исчезнут комары?» (цепочки питания), «Если река станет грязной?». На основе этой многофункциональной игры можно играть в «Теремок». У каждого ребёнка карточка с изображением какого-либо объекта. У педагога набор карточек. Разыгрывается ситуация – в чистом поле стоит теремок, в котором могут поселиться объекты. Напр.: Первым в теремке поселился заяц. Ребёнок может поселить свою картинку только тогда, когда найдёт сходные признаки между предметом на своей карточке и карточке хозяина теремка.

Игра «Хорошо-плохо» (аналогия «Вред-польза»). Учить видеть в одном и том же объекте, явлении положительные и отрицательные стороны. Уметь обосновать свой ответ.

Игра «Да-нет-ки». Учить последовательно задавать вопросы, с целью отгадывания предмета.

«Кто где живёт?», «Кто чем питается?», «Чей малыш?», «Чей хвост?» (Кольца Луллия). При вращении кругов получаются самые разнообразные варианты, о которых можно по рассуждать с детьми через игры: «Хорошо - плохо», «Нужно - не нужно», «Удобно – не удобно». Есть настольно-печатный вариант этих игр (по типу пазлов).

«Четвёртый лишний», «Назови одним словом», «Я начну, ты продолжай». Игры на систематизацию.

«Чей силуэт?», «Что художник перепутал?», «Чем похожи, и чем отличаются?» На внимание, воображение, логическое мышление.

Беседы о диких животных.

Олень. Рассмотреть из каких частей состоит тело оленя. Большие, ветвистые рога, короткий хвостик, добрая морда с небольшими ушками. Тело и морда оленя покрыты густой серой шерстью. Олень большой. У него есть враги: это волки и сами олени могут между собой ссориться, поэтому ему нужно быть большим и сильным. Рога у оленя большие и ветвистые, чтобы защищаться. Он опускает голову и встречает врага на рога. Каждый зверь в тайге и тундре боится быть пропоротым или поднятым рогами оленя. Ноги длинные и сильные, чтобы быстро и долго бежать. Копыта у оленя тоже большие и толстые, чтобы зимой можно было раздобыть из - под снега корм (копытами разрывает, расчищает снег). У оленя шерсть очень густая. В такой шубе хорошо и зимой, и летом; зимой в ней тепло, и олень может спать на снегу, а летом никакой комар не укусит сквозь такую шерсть. Потому и хвост у оленя маленький; ему не нужно отбиваться от всякого гнуса. У оленя – мамы есть молоко, когда она кормит своего детёныша (наблюдение можно проводить в сравнении с козой). Олень живёт в тайге или тундре. Для того, чтобы никого не бояться, все олени живут стадом. Стадом легче корм добывать, легче детей растить. Чтобы согреть малышей и защитить от волков, олени сгоняют их внутрь стада и охраняют оленят. Когда одни олени добывают еду, другие охраняют детей. В стаде всегда  есть вожак. Он самый умный и самый сильный. Вожак знает все пастбища. Он может увести стадо от опасности или первым принять бой. Оленей  разводят в оленеводческих хозяйствах. Ежегодно у молодых оленей забирают молодые  рога – панты. Панты обладают целебными свойствами, лечат от многих недугов.

Лось. Посмотришь – в зимнем лесу и на высоких деревьях веточки съедены – ведь зайцу не достать (выставляется картинка лося). Лось намного крупнее своего близкого родственника – оленя. И внешне от оленя отличается – туловище и шея у лося короткие, а холка высокая в виде горба. Ноги очень длинные, поэтому, чтобы напиться, лось вынужден заходить глубоко в водоём или становиться на колени передних ног. Голова лося увенчана огромными, ветвистыми рогами – его оборона. Но это оружие лось носит только летом, а в ноябре скидывает рога и без них до апреля. У лосих рогов нет вообще. Несмотря на свою громадность и страшную тяжесть, лось очень быстро бегает по лесу и болотам, между высокими кочками и никогда не запнётся. Сохатый одарён превосходным слухом и обонянием, но зрение его слабо. Обитает в непроходимой чаще. Летом лоси любят пастись у болот и затерянных речек – там они лакомятся сочной растительностью и спасаются от жажды и насекомых, заходя по шею в воду. В большие морозы животные ложатся в рыхлый снег так, что торчат только голова и холка. Пушистый снег, словно шуба, помогает лосю согреваться. Лоси хорошо плавают. Питаются молодыми побегами и прутьями деревьев: берёзы, осины, ивы. В конце лета лоси отыскивают грибы, веточки черники и брусники с ягодами. Находят природные солонцы. Зимой на помощь лосям приходит человек – он кладёт соль и сено в специальные кормушки, к которым приходят эти звери.

Белка и ёж. Предложить ребятам подробнее рассмотреть белку и ежа. Присмотритесь к окраске этих животных. Ежи и ежата – серо-коричневые, почти сливающиеся с землёй, травой, опавшими листьями. Белка – ярко-рыжая, но тоже не видна на фоне стволов сосен, елей. Тем более, что в момент опасности она прячется за ствол дерева и выглядывает из-за него. Предложить соотнести внешний вид ежей и белок с их образом жизни. Ежи – ночные хищники, у них короткие, сильные ноги. Нос подвижный, легко вытягивается навстречу добыче. Ежи всеядны: едят червяков, жуков, улиток, мышей. Любят полакомиться и растительной пищей: ягоды, грибы, орешки, морковь. На ежей легко может напасть любой зверь, поэтому у него на теле иголки – защита от врагов.  Белки – крохотные существа с огромными, пушистыми хвостами, которые помогают им перелетать с дерева на дерево. На ногах острые коготки, ими легко уцепиться за кору деревьев. Очень острые зубы, поэтому белка легко разгрызает шишки, орехи. В их меню входят сладкие ягоды, грибы, орехи, семена хвойных деревьев, почки сосны.  Иногда едят насекомых и яйца птичек. На зиму делают припасы – нанизывают грибы и ягоды на веточки деревьев. Где оставили гриб, они не запоминают, просто путешествуя зимой по деревьям, собирают встреченные припасы. Поэтому, гуляя по лесу, наколите на ветку съедобный гриб или яблоко. Для белочки. Если белку подкармливать, она перестаёт бояться человека и может брать еду прямо с рук. Как приспосабливаются к зимним условиям? Ежи зимой впадают в спячку, поэтому к зиме очень толстеют.  Зимой белка меняет цвет шубки, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов (напр. ястреба или куницы). Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне тёмно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. Кроме этого, она ещё становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своём дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только тёплое дупло, но и припасы, которыми будет питаться всю зиму.

Заяц. В гору бегом, а с горы – кувырком! Задние конечности у зайца сильно развиты, а передние маленькие и слабые. Из-за этого заяц передвигается прыжками и очень неуклюже спускается с горы. Шерсть густая, уши длинные, а хвост короткий и незаметный. В северных просторах водится заяц-беляк. У него на хвосте отсутствует чёрный цвет. Зайцы не роют нор. Днём заяц прячется в неглубокой ямке, служащей логовищем, утром и вечером выходит за пищей. Питаются зайцы различной растительностью: травой, хлебными растениями, овощами, древесной корой. Зимой нередко наносят ущерб сельскому хозяйству. Зрение у зайца слабое, обоняние хорошее, слух превосходный. Врагов у зайца много – человек, хищные животные и птицы. В народе зайца называют косым за то, что он, спасаясь от погони, бежит не по прямой, а косо – скачет из стороны в сторону, петляет. Ещё зайца кличут барабанщиком -  он так быстро может стучать передними лапками, что извлекает из предметов звуки, похожую на барабанную дробь. Летом заяц серый, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, а потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору, упавших деревьев.

Лиса. У лисицы узкая хитрая мордочка и большой пушистый хвост. Считается, что хвостом лисица заметает следы. Лисы обладают удивительной способностью прятаться, сбивать столку погоню, путать следы, уходить из нор потайными ходами. Несмотря на коротковатые ноги, лисица бегает так резво, что не всякая собака способна её догнать. Она так ловка, что ловит пролетающих над ней жуков. При ловле добычи сливается с местностью и словно ползёт на брюхе. Лисица ест почти всё, что удаётся добыть: мелких животных, птиц, яйца, рыбу, лягушек и даже крупных насекомых. Может отведать фрукты, овощи, ягоды. Любит поживиться домашней птицей. Несмотря на это лисы приносят человеку огромную пользу, уничтожая грызунов – потребителей зерна. В небольших лесах, оврагах лисы устраивают свои норы, они имеют несколько входов и выходов. Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

Волк. Внешне он очень похож на остроухую собаку. Но дрессировке и одомашниванию практически не поддаётся. Народная пословица предупреждает: «Сколько волка не корми, он всё равно в лес смотрит». Волк –охотник. Он может часами преследовать добычу, пробегая на огромные расстояния. Помогают ему в этом  ноги – стройные и сильные. Шерсть у волка серая, морда узкая, пасть снабжена крепкими острыми зубами – волчьим оружием. Это позволяет охотиться даже на крупных животных: лося или лошадь, но любят полакомиться ягодами и спелыми арбузами. Голодный волк опасен для человека и домашних животных. Человек может спастись от волка, забравшись на дерево, - лазать по деревьям, в отличие от медведя, волки не умеют. Волков называют санитарами леса, потому что они уничтожают слабых и больных животных. На время размножения поселяется в норе. Для логова волки выбирают расщелины в скалах, заросли кустарника, иногда занимают норы барсуков и сурков. В выкармливании волчат участвует вся стая. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся. Ведёт кочующий образ жизни.

 Медведь. Мех у медведя густой, коричневый, лапы мощные и когтистые, клыки большие и крепкие, а хвост маленький. Неповоротливый на первый взгляд медведь на самом деле быстро бегает, ловко лазает по деревьям, превосходно плавает и ныряет. При встрече с человеком, из добродушного мишки зверь может превратиться в опасного хищника. Бурый медведь всеяден. Питается желудями, орехами, корнями и стеблями трав. Так же насекомые и мелкие грызуны. Взрослые медведи нападают на оленей, кабанов, лосей, порой отнимают добычу у тигров, волков. Мишки любят отведать мёда, ягод, рыбки. На зиму медведи впадают в спячку. Далеко в лесу, среди валунов, мха и вывороченных с корнём деревьев выбирает медведь себе углубление для берлоги и залегает в неё поздней осенью. Снег засыпает берлогу, укрывая спящего медведя до весны. В лесу мороз и буран, а в берлоге тепло от дыхания. За время зимней спячки медведь ничего не ест. Спасают мишку запасы жира, которые он нагулял за лето. Говорят, что мишка в берлоге сосёт лапу. Так ли это? Лучше не проверять. Если мишку разбудить, заснуть он уже не сможет и превратится в медведя-шатуна. Голодный и злой он будет бродить по лесам. Ни людям, ни животным лучше шатуну не попадаться – несдобровать. Зимой в берлоге рождаются медвежата. Они питаются молоком. Просыпается медведица с медвежатами весной.

Барсук. Хищное животное величиной с собаку. Морда у зверька тонкая и вытянутая. Ноги короткие, массивные с длинными когтями, отлично приспособленными для рытья почвы. Шерсть грубая, длинная хвост короткий. На мордочке две чёрные полосы вдоль всей головы. След барсука напоминает след медвежонка. Бегает зверёк мелкой рысью, слегка переваливаясь с боку на бок и косолапя. Барсук очень аккуратный и чистоплотный зверь. Он содержит свою норку в образцовом порядке. Весной и осенью делает уборку, ремонтирует жильё, меняет подстилку. Барсук ведёт ночной образ жизни, но можно увидеть его и утром или вечером. Зимой впадают в спячку. Барсук всеяден. Он поедает грызунов, насекомых, мелких птиц, лягушек. Ест барсук червей, улиток, слизняков, а иногда добывает маленьких зайчат, яйца птиц, ловит ящериц, ужей и даже ядовитых змей, причём не страдает от их яда. Из растительных кормов предпочитает корневища, грибы, ягоды и зелёные части растений. Барсук – полезное животное, он уничтожает массу вредителей, особенно личинок майского жука. Барсук – прирождённый строитель. Он умеет рыть длинные и очень сложные норы.  

Конструирование из бумаги в технике оригами.

Цель: Учить преобразовывать квадратные листы в разные поделки, развивать вариативность мышления.

           Отрабатывать выполнение базовых форм «простой треугольник», «двойной треугольник» и                             «воздушный змей». Учить работать коллективно; составлять общую композицию, гармонично размещая в    ней свою поделку.

Часть №1. Выполнение базовой формы «простой треугольник» и её преобразование в поделку «Волк».

Часть №2. На основании базовой формы «простой треугольник» изготавливаем «Лисичку».

Часть №3. Закрепление базовой формы «воздушный змей». Изготовление «Зайчика».

Часть №4. Изучение базовой формы «двойной треугольник». Изготовление «Ёлочки».  

Презентация проекта: «Лесные детективы».

Сюжетно-ролевая игра «Клуб лесных детективов».

Цели: Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных к зимним условиям существования.

Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи.

Развивать доказательную связную речь у детей.

Модели: Приспособление зверей к зиме: линька, изменение окраски шерсти, приготовление запасов, подготовка жилища.

Ход игры.

Начинаем очередное заседание клуба «Лесные детективы». Сейчас ребята попробуют ответить на поступающие вопросы от необычных радиослушателей – лесных жителей. Лучшие знатоки будут награждены значками.

«Письмо от зайчика» - Встретился я в лесу с белочкой. Она внимательно на меня посмотрела и говорит: «Ой! Какая у тебя шубка красивая, беленькая. Давай на время поменяемся: ты в моей серенькой походишь, а мне свою беленькую одолжи».  Прошу у вас совета: меняться или нет?

Сможет ли зайчик прожить в шубе белки, а она в его? (Любой ответ мотивировать.) Как помогают им хвостики? Для чего они линяют весной? (Сориентировать ход мысли детей по направлению анализа зависимости между средой обитания и формами приспособления.)

Реклама на радио: Всем. Всем. Всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (К сожалению подпись стёрта. Кто бы это мог быть?) Ответы детей.

Гость в студии. (Карлсон показывает новый фотоаппарат) Я решил пойти к своим друзьям в лес и сфотографироваться с ними, но там я никого не встретил, очень расстроился и хотел уже возвращаться домой. Как вдруг, что- то промелькнуло передо мной, сверху что-то хрустнуло, за деревом что-то скрипнуло. Я очень испугался, но решил всё это сфотографировать и вам, лесные детективы, показать, чтобы вы мне помогли в этом разобраться.

Игра-кубик «Чей хвост». Дети отгадывают, что на фотографиях и рассказывают Карлсону о зверях по моделям.

Игра «Чей силуэт?» (на воображение)

Физминутка: «Кто живёт в родном лесу». (Если живут, хлопайте в ладоши)

Почтальон приносит нам не только письма, но и посылки. И вот одна из них. (В посылке на каждого ребёнка раскраски «Животные леса» и записка с просьбой спасти бельчат). «Мама-белка ушла за припасами, а бельчатам велела тихо сидеть, но они расшумелись. Услышала их куница. И вот-вот доберётся до них». Как же нам спасти бельчат? (ответы). А если они нарисованы? (заштриховать).

Подведение итогов. Награждение.

Литература.

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: «Учитель», 2002.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «Детство-пресс», 2003.
  3. Вохринцева С. Окружающий мир. Дикие животные.: Дидактический материал. – Екатеринбург: «Страна фантазий», 2003.
  4. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А., Виноградова Т.А. Мы.: Программа экологического образования детей. – СПб.: «Детство-пресс», 2001.
  5. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего возраста по теме «Зима». – М.: «Издательство Скрипторий 2000», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско - родительский, социально - личностный проект "Хорошо там и тут, где по имени зовут!"

Проект предлагает каждому ребенку задуматься о своих именах. Ведь они даются человеку только один раз. И кто-то свое имя пронесет через свою жизнь так, потомки не раз будут вспоминать его, даже назову...

Детско – родительский информационно – исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи»

Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема сложная в В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, пот...

Презентация детско-родительского эколого-образовательного проекта «Хранители природы» для детей средней группы

Задачи: •внедрить и закрепить навыки экологической культуры у воспитанников; •повысить общую экологическую грамотность у всех субъектов эколого-образовательного пространства ДОУ; •предо...

Сценарий экологического детско – родительского досуга «В кругу лесных друзей » c участием детей с ОВЗ.

Старшая логопедическая группадети с общим недоразвитием речи и дети с нарушенным слухом(использование игровых и здоровьесберегающих технологий)...

Детско – родительский информационно – исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи»

.Выбор темы проекта связан с историей семьи, её родословной. Для детей дошкольного возраста эта тема сложная в В последнее время наметилась тенденция постоянного отклонения поколений друг от друга, по...

Образовательный проект "Лесная школа"

Цель проекта "Лесная школа " формирование школьной мотивации....

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через создание детско-родительских мультимедийных познавательных проектов

Современные тенденции и  стремительные перемены в социуме  приводят   к осознанию того факта, что современные дети  должны знать и уметь  на много больше, чем их сверстни...