Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста через игры с песком и водой
методическая разработка по окружающему миру на тему

Толстова Евгения Викторовна

Познакомить детей с неживой природой. Эксперименты с водой и песком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста посредством игры с песком и водой

Исполнитель:

Толстова Евгения Викторовна,

                                                         

Оглавление

Введение

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

Глава 1.

Знакомство с неживой природой. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6

Глава 2.

Современные тенденции игр на песке и ее история. . . . . . . . .

8

Глава 3.

Глава4

Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

Игры которые лечат. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

10

17

Заключение

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

20

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

22

Приложения

Приложение 1 Эксперименты с песком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

23

Приложение 2 Опыты с песком и глиной. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

25

Приложение 3 Песочная терапия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

28

Приложение 4 Эксперименты с водой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

33

Введение

Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Необходимость давать отчет об увиденном , формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

В  детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим

возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность.  В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих  вопросов: Почему? Зачем?  Как?  Что будет если?, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

Задача взрослых поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах  песка и  воды посредством  экспериментальной деятельности, активизировать речь и обогащать словарь детей.

Обучающие задачи:

•познакомить детей со свойствами песка;

•учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать;

•актуализировать интерес к работе с песком;

•формировать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.

Развивающие задачи:

•развивать моторику рук детей;

•обогащать словарный запас;

•развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Воспитывающие задачи:

  • воспитывать чувства сопереживания, сострадания;

  • воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей (опрятность, аккуратность).

Знакомство с неживой природой

           

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вече­ром с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры.

Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того, это просто необходимо, особенно если дошкольное учреждение занимается экологическим воспитанием.

В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужен воздух, нужны влага и тепло — в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет,  дает  плоды и радует глаз человека.

То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых могут удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Все животные дышат воздухом, нуждаются в воде, комфортной температуре. Животные приспособлены жить в определенной внешней среде: одни родились в воде и всю свою жизнь остаются в реке, море, океане — они прекрасно плавают. Другие сумели

освоить два пространства, например все наземно-воздушные животные (птицы,   летучие   мыши,   летающие насекомые) имеют крылья для полета и ноги для передвижения по твердому субстрату; земноводные освоили водное и наземное пространство (например, лягушка). Есть и особо «способные»: они могут перемещаться в трех разных средах — в воде, по земле и по воздуху. Примером может служить гусь: он ходит и бегает по земле, плавает и ныряет в пруду, неплохо летает (дикие гуси — перелетные птицы). Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.

У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество потому и достигло таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...

Таким образом, все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.[3,с.31-38]  

Современные тенденции игр на песке и ее история

Использование песка для  отображения внутренних видений  имеет длинную историю. Древние  племена чертили защитные круги  на земле и создавали различные  рисунки из песка. Историческими и культурными параллелями песочной терапии являются рисунки на песке племен Навахо. В практике индейцев эти изображения используются в церемониях излечения, для предсказаний, изгнания нечистой силы и других целей (Weinrib, 1983). Клэр Бейкр в своей статье «Рисунки на песке Навахо и песочная терапия» (1993) анализирует связь между песочными рисунками индейцев и Sandplay. И песочные картины племени Навахо, и песочная терапия — это излечивающие методы, которые активизируют психическую энергию и открывают перед человеком возможность изменения. Кроме того, оба эти похожие способы работы с песком улучшают коммуникацию между участниками процесса.

Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание из разноцветного песка в течение нескольких недель магических кругов — мандал — для достижения совершенства и духовной гармонии. Песок обладает сильными медитативными свойствами.

В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около  входа в дом. Каждый входящий и  выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Песок имеет очищающие энергетику свойства.

Началом использования подноса  с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Игра и творческий потенциал как  часть терапевтического процесса уже  использовались, особенно в работе с детьми. Мелани Кляйн, Анна Фрейд, Эрик Эриксон, Шарлотта Бюлер и многие

другие были сторонниками использования игрушек и миниатюр для терапевтических, диагностических и других целей. Анна Фрейд отмечала, что мы сразу переносим весь знакомый ребенку мир в комнату аналитика и предоставляем ребенку свободу действий в нем, на  глазах у аналитика, но без вмешательства с его стороны. Таким образом мы изучаем различные реакции ребенка, степень его агрессивности или сострадания, а также его установку в отношении к разным предметам и людям, представленным с помощью игрушечных фигур... Игрушечный мир удобен и подчинен воле ребенка; ребенок может совершать в нем все те действия, которые осуществляются в реальном мире, исключительно в  пределах фантазии вследствие того, что ребенок обладает недостаточной силой и властью.

В 1950-х годах Дора Калфф  назвала это «Песочной терапией». Песочная терапия Д. Калфф базировалась на убеждении Юнга, что душа может  быть активизирована для достижения цельности и исцеления.  

В начале 1980-х годов Жизела де Доменико провела феноменологическое исследование детей дошкольного возраста (интеллектуальная норма), используя разнообразные формы и размеры подносов с песком. Кроме этого, используя песочную терапию, она работала с разными группами клиентов: детьми, подростками, взрослыми, парами, семьями и группами.

Многие психологи говорили о том, что поднос с песком пробуждает «внутреннего ребенка». К. Юнг(1971): «Тема  ребенка — это не только то, что  существовало в прошлом, но и то, что существует сейчас. Это система, которая функционирует и в  настоящем. Цель — жить!»

В России песочная терапия  получила распространение сравнительно недавно. Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности.

Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а также редкие приезды зарубежных песочных терапевтов пробудили собственные креативные силы русских психологов и педагогов. «Донаучный период» песочной терапии  в России проявился в использовании  песочницы как дополнительного  инструмента, как среды для коррекционно-развивающих  занятий.

Накопленный эмпирическим путем  материал сегодня начинает подвергаться научному осмыслению. На первый план выступает  анализ особенностей и закономерностей  использования песочной терапии  с различными категориями адресатов  психологической и педагогической работы.

Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева и Т. М. Грабнко в своих книгах предлагают использовать игры с песком в психотерапии и коррекционной педагогике. Использовать игры с песком в педагогике предлагают педагоги – психологи  Гусева М. А. и Барсукова Л. С. А белорусские педагоги – психологи Н. В. Кузуб и Э. И. Осипчук разработали программу занятий с дошкольниками «В гостях у Песочной Феи».

Песочная терапия продолжает становиться популярной не только среди  психологов, но и среди педагогов  и социальных работников. Песочная терапия включает много различных способов игры в песке. Ha сегодняшний день существует несколько направлений песочной терапии. Так как возможности метода расширяются, — появляются многочисленные модификации и формы.

 Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.[2,с84]

Слово «эксперимент» происходит от греческого и переводится как «проба, опыт».

«Современный словарь иностранных слов» (1994) содержит такое определение:

Эксперимент – это «1. научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2. вообще опыт, попытка осуществить что-либо».

«Большая Советская энциклопедия» добавляет: «Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории, определяет постановку задач и интерпретацию его результатов».

«Эксперимент…- планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении» («Краткая философская энциклопедия», 1994).

«Эксперимент… чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п.». «Советский энциклопедический словарь» (1997);

Из приведенных выше определений видно, что в узком смысле слова

термины «опыт» и «эксперимент» являются синонимами: «Понятие опыт по существу совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения» (БСЭ, 1974). Однако в широком понимании «опыт выступает и как процесс воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений» («Советский энциклопедический словарь», 1987).

В науке эксперимент используется для получения знаний, неизвестных человечеству в целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, неизвестных данному конкретному человеку.

Итак, как и большинство слов русского языка, «экспериментирование» является многозначным словом. Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. И, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых, как это видно из определений, приведенных выше. « Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей  часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений , интересов». [5, с .16]

Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание «детское экспериментирование».

Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н.

Поддъякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений.

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном , формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

- Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному . Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци , Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъякова сформулировала гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода ей приводятся доказательства.

1.Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с

целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Исходной формой экспериментирования, по мнению Л.С. Выготского, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идет

и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период - любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка – переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Ивановой А.И. и ее коллегами на основе выделения в детском эксперименте сменяющихся друг друга этапов предложена схема становления данных этапов в каждом возрастном периоде. Они также придерживаются точки зрения, что развитие деятельности детского экспериментирования начинается с раннего возраста и имеет свои возрастные особенности на каждом возрастном этапе, проходят путь от простого к сложному.

        Игры которые лечат

- Мама, если я возьму уголек, у меня получиться цветок?

- Нет, ты только испачкаешься или обожжешься. (Из разговора мамы с сыном во время рисования)

Часто мы примерно так реагируем на естественное желание ребенка самостоятельно познать возможности окружающего мира и себя в нем.

 Наблюдения показали, что  игры с песком не только доставляют

детям радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений и способностей, в том числе предматематических, математических, исследовательских, языковых.

Играя с песком, ребята осваивают такие понятия, как достаточность и недостаточность, относительность и соотношение ( в лопатке было много песка, а в ведерке сразу стало мало); количество и счет (чтобы наполнить ведро, нужно 5 полных лопаток песка, первый и третий пирожок рассыпались, а второй - целый), понятие « часть-целое) и многое другое.

Они узнают, как меняются свойства песка в зависимости от изменения внешних воздействий (как сделать, чтобы песок не рассыпался, как быстрее выбрать из песка все камешки, как изменить цвет песка и т.п.); учатся устанавливать договоры о совместных действиях и целях в игре.

Для приучения детей к аккуратности во время игр с песком важны не только регламентация и запреты, сколько способность взрослых максимально предусмотреть возможные проблемные ситуации, например:

в центре хотят работать сразу много детей – лучше сформировать два одинаковых центра ( для младших - средних), ввести правило очередности или листы ожиданий ( для старших);[4,с.12]

Не надо делать постоянные внушения каждому в отдельности, лучше

договориться о правилах работы, выполнение которых можно при необходимости анализировать вместе с детьми во второй половине дня.

Не менее важна проблема выбора способа действия с песком. Дети и воспитатели могут:

просеивать песок, выталкивать камешки и мелкие предметы из песка путем встряхивания;

окрашивать песок ( перетирая его с цветным мелом);

заполнять слоями окрашенного песка прозрачные емкости;

составлять коллекции окрашенного песка, закрепляя его скотчем.

Таким образом, организация  игр с песком – мощный стимул для развития важнейших черт личности детей: самостоятельности, целеустремленности, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности.

Материал для игр с песком: деревянные лопатки, клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка-сметка, совок, тазик, тряпки, детский крем.

Сотрудник Центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского района Санкт-Петербурга Бережная Н.Ф. говорит об использовании песочной терапии в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста.

В норме дети до 2-х лет за 10-20 мин., до 3 лет – за 5-10 мин., до 4-х лет и старше – за 5 мин. могут освоиться в новом помещении и при доброжелательном отношении к ним незнакомого взрослого в присутствии родителей начинают активно общаться, играть предложенными игрушками.

У 35% детей психологи отмечают нарушения социальной и эмоционально-волевой сфер, что выражается в трудности вхождения ребенка в контакт как с чужими взрослыми, так и с ровесниками; боязнь новых

помещений и новых социальных ситуаций. Такие дети на групповых и индивидуальных занятиях не проявляет своих знаний и умений, не отвечает на вопросы, не выполняют элементарных заданий. Особенно трудно с такими детьми работать логопедам. При проявлении взрослым настойчивости ребенок еще больше замыкается, отстраняется, делается еще более пассивным в речевом, двигательном и эмоциональном отношениях. Поведение детей дома ,как правило, кардинально отличается от поведения в общественных местах, На своей территории малыши свободны в общении с родственниками. Зачастую они даже управляют, командуют своими родными («Да она у нас дома всех строит в шеренгу!»- говорит мама девочки, тихо сидящей на стуле в кабинете уже 30 мин. И похожей на восковую статую.). Дома дети жизнерадостны, раскованы, часто двигательно расторможенны.

В целях коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости ,а также для нахождения контакта с детьми с аутической симптоматикой используется метод «Юнгианской песочной терапии».

Цели данной программы – коррекция и развитие коммуникативных навыков ребенка, его эмоционально-волевой  сферы, а также сенсорики.

Каждое занятие корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Например, вы планируете поиграть с ребенком сухим песком, познакомить с геометрическими фигурами, научить его зарывать и отыскивать фигурки по инструкции и т. п. А малыш сразу потянулся к лейке с водой и все занятие увлеченно поливал песок и восхищался результатами своего труда. И если это было первое занятие, на котором он самостоятельно вошел в кабинет и «позволил» вам взять его за руку, стоит ли вспоминать о запланированных геометрических фигурах?

Конечно, нет. А  вот чувство доверия ребенка к взрослому, уверенность, что его поймут, не заругают за «грязь в песочнице» и вместе с ним порадуются- это и является целью психологической коррекции и началом пути к уверенности в себе, получению удовольствия от общения с миром.

Заключение

 Я сделала вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные

представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

 Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:

повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои

ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.).

Список литературы

1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом [Текст]: Ребенок в мире поиска/ О. В. Дыбина , Н .П. Рахманова, В. В. Щетина. - М.: Т Ц Сфера, 2012. - 192 с.

2. Иванова, А. И.  Детское экспериментирование как метод обучения [Текст] /   А. И. Иванова. - М.: Управление ДОУ, 2010.N4 - 92с.

3. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольника с неживой природой [Текст]: Дошкольное воспитание / С. Н. Николаева. – М.: 2009. N 7– 38 с.

4. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст]: Методические рекомендации / Л. Н. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2011. – 64 с.

5. Поддъякова, Н. Н. Развитие познавательной деятельности у детей раннего возраста через игры с песком и водой [Текст] / Н. Н. Поддъякова. –М.: Педагогический вестник,2010.-N1.- с. 6.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.

Материал будет интересен педагогам, работающим с детьми младшего дошкольного возраста....

Методическая разработка на тему: "Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через игры с песком и водой"

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли...

Методическая разработка «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста через игры с песком»

В данной работе содержится теоретическое и практическое описание реализации инновационной практики по использованию пескотерапии в работе с детьми дошкольного возраста в целях развития познавательных ...

Первоначальные основы экологического воспитания детей младьшего дошкольного возраста через игры с песком и водой.

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна - это тревожный сигнал, призывающий разумно относ...

«Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком и водой»

Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Я стараюсь следовать времени и ищу новые пути обучения и воспитания дошкольников, применяя в...

Опытно- экспериментальная деятельность детей в младшей группе: «Игры с песком и водой»

Задачи:Развивать познавательную деятельность.Познакомить и закрепить знания детей о свойствах песка.Познакомить со свойствами воды и других материалов.Цели:-проводить массаж пальцев, используя верёвоч...

«Сохранение эмоционального благополучия детей младшего возраста через игры с песком и водой»

Актуальность представленной разработки:Жизнь не стоит на месте, меняются наши дети, меняется информационный поток и способы усвоения новых знаний. Я стараюсь следовать времени и ищу новые пути обучени...