Главные вкладки

    "Город Петра- Санкт-Петербург"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Соколова Любовь Николаевна

    Конспект образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект

    Образовательной деятельности с детьми 

    в подготовительной группе по теме

     «Город Петра- Санкт-Петербург»

    Цель:

    Закрепить и расширить знания детей о Санкт-Петербурге.

    Задачи:

    • Используя приёмы мнемотехники, закрепить знания детей об основании нашего города, Петропавловской крепости.
    • Расширять знания детей об островном расположении нашего города, многообразии рек, мостов, используя дидактические и развивающие игры.
    • Познакомить детей с технологией  мозгового штурма для выработки новых идей в решении проблем города.

    Материалы:

    Макет Петропавловской крепости, мнемотаблицы: «Основание Санкт-Петербурга», «Петропавловская крепость», развивающая игра на основе пособия Палочки Кюизенера «Град Петра», дидактическая игра «Сложи мост», доска, маркер, гербы нашего города (придуманные детьми и их родителями)

    Ход образовательной деятельности:

    Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что наш город расположен на островах. Его даже называют Северной Венецией. Скажите, какие вы знаете названия островов нашего города, на которых он расположен?

    Дети: Васильевский, Крестовский, Петроградский, Аптекарский…

    Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали острова. Наш город расположен на 33-х островах. Самые крупные из них это: Васильевский, Петроградский, Крестовский, Безымянный, Декабристов, Котлин, Гутуевский.

     А с какого острова началось строительство нашего города?

    Дети: Строительство нашего города началось с Заячьего острова.

    Воспитатель: Верно. На нем была построена Петропавловская крепость в 1703 году, с чего и началось дальнейшее строительство нашего города.

    ( Воспитатель показывает макет Петропавловской крепости, созданной ранее вместе с детьми)

    Воспитатель: Давайте вспомним всё, что мы знаем об основании Санкт-Петербурга и  Петропавловской крепости с помощью этих таблиц.

    Мнемотаблица «Основание Санкт-Петербурга»

    Первая строка - год основания города.

    Вторая строка – Санкт, Петербург, стоит на островах, началось    

                                строительство домов.

    Третья строка – на болоте родился, из дерева строился, на Неве расположен,  

                              наводнения возможны.

    Четвертая строка – топорами строился, здесь был заложен флот, Петром  

                                     первым, это надо знать.

    Составление рассказа об основании города.

    Задание на внимание и память – запомни картинки и составь такую же таблицу по памяти – для этого детям дается таблица и карточки для ее заполнения.                            

    Мнемотаблица «Петропавловская крепость»

    Воспитатель вместе с детьми разбирает таблицу:

    На острове, который называется Заячий, построена Петропавловская крепость. Крепость имеет 6 бастионов. На территории Петропавловской крепости находится Петропавловский собор, который назвали в честь небесных покровителей Петра и Павла, монетный двор, тюрьма, дом коменданта с ключами от крепости. На соборе есть колокол и высокий блестящий шпиль в виде треугольника. Он золотой. Есть часы и ангел. Ангел тоже золотой. Когда дует сильный ветер, он поворачивается. Когда на часах показывает 12 часов дня, в крепости стреляет пушка – это традиция нашего города. Сейчас в Петропавловском соборе музей. Там похоронены русские цари.

    Воспитатель переворачивает таблицу, а дети по памяти называют элементы информации в клетках таблицы.

    Воспитатель: Недалеко от Петропавловской крепости и Заячьего острова находится ещё один знаменитый остров - Васильевский. Какие музеи вы знаете, которые находятся на этом острове?

    Дети: Кунсткамера - первый музей в Санкт-Петербурге, Зоологический музей, Военно-морской музей.

    Воспитатель: Правильно ребята. Стрелку Васильевского острова украшают ростральные колонны. А почему они так называются?

    Дети: Потому что колонны украшены рострами (носовая часть корабля).

    Воспитатель: Всё верно. Я предлагаю вам выложить ростральные колонны из цветных палочек.

    Используется развивающая игра «Град Петра» на основе пособия «Палочки Кюизенера», где детям, учитывая их индивидуальные возможности, предлагается выложить из цветных палочек силуэты ростральных колонн.

    1 вариант - по готовому цветному образцу

    2вариант – по черно-белому силуэту

    3 вариант – с помощью решения примеров

      В нашем городе много не только островов, но также много рек и каналов, которые пролегают между ними. В пределах города около 100 рек и свыше 20 каналов. Давайте вспомним самые известные из них.

    Проводится подвижная игра «Бегемотик-обормотик»

    Дети встают в круг, затем идут по кругу и говорят слова:

    Бегемотик - обормотик, у него болит животик.

    Он от доктора сбежал и в Фонтанку упал.

    Бегемотик в речку- бух! ( дети двигаются к центру, сужая круг и прыгают)

    А вода из речки – плюх! (дети расширяют круг и поднимают руки вверх)

    Затем дети впрыгивают в центр круга и называют по одной реке Санкт-Петербурга. Например: Фонтанка, Нева, Мойка, Карповка, Глухарка, Черная речка, Красненькая и т.д.

    Воспитатель: По обилию вод Санкт-Петербург занимает первое место в России и одно из первых мест в мире. Чтобы перебраться с острова на остров, через реки в нашем городе возведены мосты. В Санкт-Петербурге собственно городских 342 моста, а с пригородами около 800 мостов. Но есть среди них самые знаменитые. Назовите, какие вы знаете мосты?

    Дети: Дворцовый мост, Аничков, Банковский, Львиный, мост Лейтенанта Шмидта и т.д.

    Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Сложи мост».

    Проводится дидактическая игра «Сложи мост»,

    направленная на развитие внимания и восприятия, закрепление знаний мостов Петербурга.

    Детям необходимо подобрать нужные части моста из перемешанных частей разных мостов и составить какой-либо мост Санкт-Петербурга.

     Дети выполняют задание.

    Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились. Вот какие мосты красивые у вас получились. Часто в их строительстве принимали участие не только архитекторы, но и скульпторы. И вообще, много знаменитых мастеров трудилось в нашем городе, чтобы он стал таким… А какой наш город?

    Проводится дидактическая игра «Наш город …какой?», где необходимо подобрать признак к существительному.

    Воспитатель бросает ребёнку мяч, а тот, возвращая его должен сказать прилагательное к существительному «город»

    Воспитатель: Наш город, какой?

    Дети: Прекрасный, необыкновенный, трудолюбивый, многолюдный, театральный, старинный, строящийся….

    Воспитатель: Да, город у нас действительно удивительный. Вспомните, как вы вместе с родителями придумывали и рисовали герб нашего города, в котором бы отразились его главные символы, достопримечательности.

    Воспитатель с детьми рассматривает придуманные детьми гербы нашего города, сделанные предварительно с родителями.

    Воспитатель: Город наш замечательный, но хотелось бы, чтобы он стал ещё лучше; чтобы город стал чище,  удобнее для проживания в нем  его жителям.

     

    Проводится игра с использованием технологии «Мозговой штурм»

    Воспитатель:  Я предлагаю вам сейчас представить, как будто вас поставили во главе нашего города. Что бы вы сделали для того, чтобы наш город стал экологически чистым; удобным для проживания в нем местным жителям.

     Дети делятся на две команды.

    1 команда выдвигает идеи по улучшению экологии в нашем городе (например: создание автомобилей на экологически чистом топливе; насаждение деревьев, цветов; установка новых очистных сооружений в реках и каналах; сортировка мусора; создание специальных аэрозолей для очистки воздуха; обратиться за помощью к инопланетянам или Деду Морозу)

    2 команда выдвигает идеи по созданию комфортных условий жизни в городе (например: чтобы не было пробок на дорогах, сделать летающие автомобили или подвесные дороги, или предложить по будням ездить на велосипедах. Чтобы люди рано не умирали, всем нужно заниматься спортом и правильно питаться. У нас в городе часто пасмурная погода, чтобы было веселее, нужно раскрасить дома в картинки из мультфильмов. А ещё подсветить фонариками солнышко, помочь ему. Если часто идет дождь, нужно сделать огромный зонт и раскрывать его над городом, чтобы было сухо.)

    Воспитатель поочередно выслушивает идеи детей и для наглядности записывает их на доске, при этом сортируя их в три корзины (пишет в три столбика):

    1. Идеи, которые можно воплотить в ближайшем будущем

    2. Идеи, которые требуют доработки.

    3. Фантастические идеи.

    Затем, воспитатель зачитывает все идеи детей, выделяет наиболее интересные и подводит итог:

    Воспитатель: Мы живем с вами в прекрасном городе. У него богатая история. Он постоянно меняется. Когда вы подрастете, от вас зависит, каким станет наш город, что вы сделаете для того, чтобы он стал ещё лучше. А как вы думаете, что вы можете сделать сейчас?

    Дети: Сейчас мы можем сажать цветы, деревья, не мусорить в городе. Мы должны быть вежливыми, уважать старших, заниматься спортом, делать зарядку, узнавать много нового, проводить эксперименты. Тогда, когда мы станем взрослыми сможем изобрести что-то новое и прекрасное для нашего города.

    Воспитатель: Правильно. Мы сегодня узнали много нового о Санкт-Петербурге, о его достопримечательностях. Еще мы с вами попробовали выдвинуть идеи по улучшению жизни в нашем городе и решили уже сейчас стараться жить по новому.

    Вопросы детям эвристического направления

     Например:  Как вы думаете , от чего зависит или от кого , что наш город такой красивый?

    От вас это зависит?

    Что вы нового узнали сегодня на занятии? И т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Город наш Санкт-Петербург"

    Педагогический проект "Город наш Санкт-Петербург" (для детей старшего дошкольного возраста)...

    Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург

    Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...

    Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Ночной Санкт-Петербург

    Столица украшалась дворцами, набережными. проспектами, становясь одним из красивийших городов Европы....

    Мы любим наш город. Виват, Санкт-Петербург!

    Презентация, созданная для праздничного утренника, посвященного Санкт-Петербургу. Использованы слайды с видами города...

    Проект «Город наш Санкт-Петербург» для детей старшего дошкольного возраста

    Автор: Маркова Татьяна Викторовна Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели) Тип проекта: информационно-практико ориентированный Участники: дети старшей группы, воспитатель гру...

    Презентация " Санкт-Петербург – один из самых красивых городов мира" (Санкт-Петербург, Петр Первый, Э. М. Фальконе)

    "Санкт-Петербург – один из самых красивых городов мира"  Презентация для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира. Презентацию мо...