Рабочие программы
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) по теме

Пантелеева Светлана Юрьевна

Рабочая программа на первую младшую группу по познавательному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Ознакомление с окружающим миром

В раннем возрасте у ребёнка активно развивается восприятие. Восприятие малыша тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Предметная деятельность через освоение ребёнком соотносящих орудийных действий создает возможности для того, чтобы малыш перешел от использования готовых связей и отношений к их установлению. То есть возникает наглядно-действенное мышление. Начинается новый этап в развитии памяти малыша. Он приступает к овладению предметными действиями в соответствии со словом, определяющим назначение и функции объектов.

Рабочая программа курса «Ознакомление с окружающим миром» составлена на основе авторской программы «Здравствуй мир» авторский коллектив А.А.Вахрушева, Е.Е. Кочемасова, И.В. Маслова, Ю.И.Наумова, Ю.А. Акимова, И.К.Белова, М.В.Кузнецова   и является обязательной частью образовательной программы дошкольного образования.

Цели:

•   создание условий для ознакомления малышей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;

•   стимулирование познавательной активности детей, организация  детского экспериментирования.

         Развитие познавательной активности малыша  определяют  задачи работы по ознакомлению малышей с окружающим миром:

I. Формировать у ребёнка представления:

1.  О самом себе – своём имени и фамилии,  половой принадлежности («я мальчик», «я девочка»), своих  родителях («мой папа», «моя мама», «моя бабушка», «мой дедушка» и др.), их именах  (например, «мама Галя», «папа Саша», «дедушка Вася», «бабушка  Лена» и др.);

2.  О человеке – его имени, возрасте, половой принадлежности (например, «тетя Оля», «дядя Ваня», «девочка Маша», «мальчик Женя» и т.п.), семейном статусе близких («бабушка – мамина мама, а дедушка – её папа, «Ира – моя сестрёнка», «Коленька –мой братик» и т.п.), его внешних физических особенностях (у каждого человека есть голова, руки, ноги, лицо; на лице – глаза, нос, рот и т.п.), его физических и эмоциональных состояниях (проголодался – насытился, устал – отдохнул, заболел – вылечился, заплакал – засмеялся и т.д.), деятельности близких ребенку людей («Мама моет пол», «Бабушка вяжет носочки», «Сестра играет на пианино», «Дедушка чинит полку», «Брат рисует», «Папа пошёл в магазин за хлебом» и т.п.);

3.  О предметах, действиях с ними и их назначении – предметы домашнего обихода (одежда, посуда, мебель и т.д.), игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и т.д.);

4.  О живой природе – растительный мир (деревья, трава, цветы, овощи, фрукты и т.д.), животный мир: домашние животные (собака, кошка, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь и т.д.), их детёныши (котёнок, щенок, телёнок, козлёнок, поросенок, гусёнок, цыплёнок), животные – обитатели леса (лиса, заяц, медведь, волк, белка и т.д.), птицы (воробей, ворона, голубь и т.д.); сезонные изменения в живой природе (осенью на деревьях листья желтеют и опадают, листопад, вянет трава, зимой деревья без листьев, весной трава начинает зеленеть, распускаются первые цветы – подснежники, на деревьях появляются первые листья);

5.  О неживой природе – вода (льётся, тёплая–холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают и т.д.), вода и природа (бегут ручьи, тают сосульки, река, пруд), явления природы: временна года (осень, зима, весна, лето) и их особенности (зимой –холодно, летом – жарко, весной – светит солнце, бегут ручьи, весенняя капель, осенью – ветер, холодный дождь и т.д.); погодные явления и отношение к ним людей (дождь – сыро, гулять нельзя; ветер – необходимо теплее одеваться; летом при жарком солнце надевают панаму; осенью, если идёт холодный дождь, необходимо взять зонт; летом – тёплый дождь, бывает радуга, тёплую одежду не надевают, потому что жарко; зимой холодно, люди надевают шубы, шарфы, рейтузы, тёплые сапоги, меховые шапки,

чтобы не замёрзнуть и т.д.).

II.  Воспитывать в ребёнке гуманные чувства: доброжелательность к людям, заботливое отношение к животным, бережное отношение ко всему живому.

III. Знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (доктор лечит, шофёр ведёт машину, парикмахер стрижёт волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т.д.).

Планируемые результаты освоения программы

К концу обучения дети могут иметь представления:

  •  о предметах ближайшего окружения (игрушках, одежде, обуви, посуде, мебели, транспорте)
  • о диких и домашних животных и их детенышах;
  • о сезонных изменениях в природе;
  • о ближайшем окружении (узнавать свой дом, свою квартиру, находить свою группу в детском саду);
  • различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты, наиболее распространённые в данной местности;
  • различать цвет, форму величину предметов и взаимосвязь между ними  (большой – маленький, высоко-низко), далеко- близко, чистый- грязный, тепло-холодно)

Материально-техническое обеспечение:

  • Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к пособиям для детей 2-7 лет: Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. « Здравствуй, мир!»  2013 г. .
  • Методические рекомендации для педагогов  к пособию «Здравствуй, мир!»

Наглядно-дидактические пособия: 

 «Овощи, фрукты, ягоды», «Деревья, грибы, цветы», « Профессии. Человечки, схемы, знаки», « Посуда. Одежда», « Одежда, обувь» «Игрушки.  Инструменты. Спортивный инвентарь», «Дома, улицы, транспорт. Мебель. Электроприборы»,«Продукты питания», « Рыбы. Насекомые», «Птицы»,  «Животные».

  • Обучающие  картинки для малышей  (Посуда, одежда, животные Сибири, цветы и.т.д.)
  • Плакаты: « Мы играем», «Мы гуляем» «Домашние животные», « Праздники», « Москва столица нашей Родины»

  • Муляжи фруктов и овощей.

Интернет-ресурсы: Сайт «Дошколёнок.ру», detsad-kitty.ru, nsportal.ru, planetadetstva.net

Календарно - тематическое планирование

Ознакомление с окружающим миром

Количество часов  -38   в год

в неделю  1

Планирование составлено на основе  авторской программы А.А.Вахрушева «Здравствуй, мир!» - М.:, Баласс,2013

№/пп

Тема занятия

Календарные сроки

планируемые

фактические

Вводный стартовый мониторинг (2 ч.)

1

Мониторинг

07.09.15

2

Как себя вести

14.09.15

3

Высоко, низко, далеко, близко

21.09.15  

4

Итоговое мероприятие « В гости к солнышку»

28.09.15

5

Осень

05.10.15

6

Желтый, красный

12.10.15  

7

Во что играть осенью

19.10.15

8

 Итоговое мероприятие «Пойдем гулять в лес»

26.10.15  

9

Что в лесу растет

02.11.15

10

В деревне

09.11.15

11

 Итоговое мероприятия «Во саду ли, в огороде»

16.11.15

12

В огороде зимой

23.11.15    

13

Поедем кататься

30.11.15  

14

Зима

07.12.15

15

Что такое Новый год

14.12.15

16

Повторение «Что такое новый год»

21.12.15

17

Повторение «Зима»

28.12.15

18

Белый, синий

11.01.16

19

Во что играть зимой

18.01.16

20

 Итоговое мероприятия «Зимние птицы»

25.01.16

21

Матрешки, петушки, лошадки, (народные игрушки)

01.02.16    

22

Звери

08.02.16  

23

Птицы

15.02.16  

24

Повторение «Птицы»

22.02.16

25

 Итоговое мероприятие « Мир природы»

29.02.16

26

Дом, в котором я живу

07.03.16    

27

Моя семья

14.03.16  

28

Папа, дедушка, брат

21.03.16  

29

Мама, бабушка, сестра

28.03.16

30

  Итоговое мероприятие «Я и моя мамочка»

30.03.16

31

Кто еще живет рядом

04.04.16

32

 Приятного аппетита

11.04.16

33

Во что играть весной

18.04.16  

34

В гостях у сказки

25.04.16  

35

Лето

02.05.16  

36

Мониторинг

16.05.16

37

Мониторинг

23.05.16

38

Мониторинг

30.05.16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...