Кружок "Удивительное рядом"
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Создание условий для развития кругозора и познавательной активности у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnoe_ryadom.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная  записка

1.2.Цель и задачи организации образовательного процесса

1.3.Планируемые результаты

2.Содержательный раздел

2.1.Календарно-тематическое   планирование   ООД

3.Организационный раздел

3.1.Оформление предметно-пространственной среды(уголок экспериментирования), расписание занятий

3.2.Перечень  методических  пособий,  обеспечивающих  реализацию

образовательной деятельности в группе

1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Китайская пословица гласит: «Расскажи- и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Цели:  Cоздание условий для развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников.

Задачи:

  1. Способствовать развитию у дошкольников интереса к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтений детей.
  2. Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях.
  3. Способствовать развитию самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  4. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
  5. Формировать умения  объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами

Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети проявляют интерес к экспериментированию.
  2. Выдвигают гипотезу для решения поставленной проблемы.
  3. Применяют вариативные способы решения проблемы.
  4. Способны анализировать результаты экспериментирования.

2.Содержательный раздел

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема экспериментальной деятельности

Цель эксперимента

Октябрь

1.Почему песок сыплется?

2.Солёная вода плотнее пресной.

3.Мы делаем облако и дождь.

4.С водой и без воды.

- создание условий для  определения свойств песка и глины при помощи лупы: сыпучесть и рыхлость.

- создание условий для  формирования представлений у детей, о том, что солёная вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной.

- создание условий для  показа детям, как образуются облака и что такое дождь.

- создание условий для  выделения факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Ноябрь

1.Этот удивительный воздух.

2.Парусные гонки.

3.Вдох-Выдох.

4.Сухой из воды.

- создание условий для  формирования представлений у детей
, об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

- создание условий для  развития умения видеть возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании

- создание условий для  расширения представлений у детей о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

- создание условий для  определения, что воздух занимает место.

Декабрь

1.Электрический заряд.

2.Танцующая фольга.

3.Способ разделения перемешанных соли и перца.

4.Как действуют магниты на предметы.

- создание условий для формирования представлений о том,  что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.

- создание условий для  формирования представлений о том, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

- создание условий для  формирования представлений о том, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

- создание условий для  накопления у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы, выявить материалы, которые могут стать магнетическими, отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит.

Январь

1.Как достать скрепку из воды не замочив рук.

2.Очистим воду.

3.Вырастим кристаллы.

4.Цветные льдинки.

- создание условий для  определения, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

- создание условий для  очистки воды от разных примесей с помощью различных фильтров – бумаги, марли, сетки.

- создание условий для  получения кристаллов соли, путём испарения воды.

- создание условий для  закрепления с  детьми представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).

Февраль

1.Проверим слух.

2.Наши помощники – глаза.

3.Как устроена дыхательная система человека?

4.Взаимосвязь органов вкуса и запаха.

- создание условий для  проверки, как человек слышит звук.

- создание условий для  знакомства детей со строением глаза.

- создание условий для  формирования представлений у детей о строении и значении дыхательной системы.

- создание условий для  формирования представлений у детей о взаимосвязи органов вкуса и запаха.

Март

1.Мир бумаги.

2.Мир ткани.

3.Наряды куклы Тани.

4.Лёгкая пластмасса.

- создание условий для  знакомства детей с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертёжная).

- создание условий для  знакомства детей с различными видами ткани, закреплять умения сравнивать качества и свойства тканей.

- создание условий для  знакомства детей с различными видами ткани, побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.

- создание условий для  знакомства детей со свойствами пластмассы (гладкая, шероховатая), изделиями из пластмассы.

Апрель

1.Цветки лотоса.

2.Невнимательный художник.

3.Естественная лупа.

4.Хитрые семена.

- создание условий для закрепления представлений о свойствах бумаги.

- создание условий для развития у детей логики, мышления.

- создание условий для показа способа увеличения насекомых без помощи лупы.

- создание условий для знакомства со способами проращивания семян.

Май

Обследование детей.

3.Организационный раздел.

3.1.Оснащение уголка экспериментирования.

Центр «Песок — вода»: емкости разного размера, мерные кружки, воронка, лейки, формочки, опилки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические скрепки, болты).

Центр «Наука и природа»: пластилин, стекло, фонарик, зеркала, микроскоп, глобус, карта климатических зон; Природный материал, шишки, желуди, горох, пшено, косточки плодов, растения и животные. Оборудование для ухода за растениями, модели, календари природы, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, дневники наблюдений за посадками.

Центр «Искусство»: листы белой бумаги, листы цветной бумаги, цветной картон, клей, кисточки для клея, подставка для кисточек, ножницы, акварельные краски, цветная гуашь, кисточки для красок, цветные карандаши, цветные мелки, губки поролоновые, зубные щетки, пуговицы, цветные нитки, разноцветные лоскутки тканей разных видов, трафареты.

Центр «Кулинария»: мука, сахар, соль, сода; пищевые красители, миксер, доски, терки, вилки и ложки миски; фартуки, колпаки, нарукавники; подносы; карты рецептов блюд.

Центр «Литература»: книжки-самоделки и оборудование для них, книги, журналы.

Манипулятивный центр: Мелкие предметы для счета и группировки по разным признакам; цветные геометрические фигуры; счеты; часы (детские, будильник); шнуровка. Разные виды логико-математических игр: «Логические пары», «Разбери узор», «Что сначала, что потом», «Разбери картинку», «Все о времени», «Запоминай-ка» «Четвертый — лишний», «Учимся считать», «Волшебное лото».

ООД  проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня.

3.2.Библиография:

1.        Альбуханова-Славская, К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности.// Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности.-М.: Наука, 1989.-С.110-134

2.        Альбуханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности.-М.: Наука, 1980.-335с.

3. Бабаева, Т.И. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников/ Т.И. Бабаева.-М.: Детство-Пресс, 2012.-С. 7-13.

4. Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание.// Вопросы психологии.1994.-№3.-С.88-93.

5. Крулехт М.В. Педагогическая технология сотрудничества детского сада и семьи в целостном развитии личности ребенка// Альманах Детство№1, 1998, С.71-81.

6. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека.// Вопросы психологии. 1984.-№3.-С.25-32.

7.  Кряжев П.Е. Социологические проблемы личности.-М,1971.-193с.

8. Кудрявцев В.Г. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей.// Дошкольное воспитание. 1995.№9-10.-с.52-59, с.62-70.

9. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками.// Вопросы психологии. 1982.-№4.-С.18-35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мама рядом, папа рядом - что еще для счастья надо?

Семейный досуг для детей и родителей старших и подготовительной групп детского сада....

мама рядом, папа рядом - что еще для счастья надо?

Семейный досуг для детей и родителей старших и подготовительной групп детского сада....

Методическая разработка. Вечер развлечения с родителями: "Папа рядом, мама рядом, что еще для счастья надо?"

Как создать атмосферу эмоционально-творческой активности у детей и взрослых, душевного тепла, доброты, отзывчивости, семейной общности....

Комплексно-тематическое планирование во 2 младшей группе по теме "Мама рядом, папа рядом, что ещё для жизни надо"

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме моя  семья во 2 младшей группе...

Папа рядом, мама рядом, что еще для счастья надо?

Предложить систему работы, направленную на осознание ребенком своей роли в семье, значения семьи в жизни людей и на оптимизацию поведенческих навыков детей в социуме....

Проект « Моя Семья. Рядом папа, рядом мама все, что мне для счастья надо »

Мой проект посвящен формированию представлений о семье, семейных ценностях, традициях, обобщению знаний дошкольников о своей собственной семье, проект содействует развитию связной речи детей. Пос...

НОД в первой группе раннего возраста «Хорошо рядом с ней, рядом с мамочкой моей».

Научить детей внимательно рассматривать фотографии, называть свое имя, отвечать на вопросы: кто это?Учить   рисовать ягоды рябины пальчиками...