Конспект НОД "Знакомство с памятником - ансамблем "Мамаев курган""
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гамрецкая Галина Ивановна

Конспект НОД 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel.docx438.98 КБ

Предварительный просмотр:

                          Конспект НОД в старшей группе

Тема: Знакомство с памятником –ансамблем «Мамаев Курган».

Цель: познакомить с героическими страницами нашей Родины; расширять кругозор детей (познакомить с мемориалом Мамаев курган, посвящённым воинам, погибшим в годы великой Отечественной войны)

Воспитывать чувство патриотизма; развивать речь и обогащать словарный запас .

        Реализация содержания программы в образовательных областях: Познавательное развитие ,Речевое развитие ,Физическое развитие ,Художественно – эстетическое развитие .

Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, кисти, разноцветная гуашь.

Предварительная работа :чтение авторской сказки –былины ,,Поёт земля “.Чтение х/л :Лев Кассиль ,,Памятник Советскому солдату “;С.Алексеев ,,Первый ночной таран .”,А.Барто ,,На заставе .”,заучивание стихов о войне .Целевые прогулки :в  школьный музей  ,в библиотеку .Ручной труд :Гвоздики для ветеранов .

Ход занятия.

Вводная беседа.

- Ребята, отгадайте загадку.

Грянул гром, весенний гром,

Засверкало всё кругом!

Рвутся в небо неустанно

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют!

Это праздничный .... (Салют)

- Какие праздники сопровождаются салютом? (Новый год, День Победы.)

- Какой праздник наша страна отмечает 9 мая? (День Победы.) 

- Как называлась война, День победы в которой мы отмечаем в этом день?  (Великой Отечественной)

- Да, Отечественной, потому что нужно было защищать своё Отечество от врагов, которые хотели отнять и саму родину, вообще жизнь. Кто знает, с кем воевал наш народ? Кто напал на нашу страну? (ответы детей)

- Да, это была фашистская Германия, страна, в которой у власти стоял человек, захотевший отнять у других народов земли, города и сёла, и таким путём сделать свою страну богатой. Так началась тяжёлая и грозная война, которая летом 1941 года пришла и на нашу землю.

- Наш народ с честью выдержал испытание войной. Родина помнит своих героев. В каждом городе, селе есть памятники героям ВОВ.  (дети читают стихи  ,вспоминают пословицы о солдатах . )                                                                                             Жители целых городов поднимались на великую битву с фашистами. Эти города после войны были награждены Золотой Звездой, им было присвоено звание«город - герой».- Какие «города – герои» вы знаете? (ответы детей)

 В наш город война пришла в августе 1942 года, а в феврале 1943 года, в лютые морозы, здесь, на Волге произошла самая жестокая битва с немецко-фашистскими захватчиками.  Много советских воинов погибло в том сражении, но враг не прошёл за Волгу. Целая армия немцев была окружена и взята в плен. В честь этой победы на Мамаевом кургане был сооружён монумент “Родина-мать”, куда каждый день люди идут с цветами, чтобы почтить память погибших воинов, имена которых вписаны золотыми буквами в пантеон славы.

  На главной точке страны, высоте 102, где некогда звучали пулеметы и взрывы от снарядов, сейчас расположен мемориал Мамаев Курган. Пожалуй, это самый масштабный мемориальный комплекс, посвященный победе советских солдат в Великой Отечественной войне.

История Мамаева кургана в Волгограде, как мемориала, начинается в 1958 году .Автором проекта Мамаева кургана стал скульптор Е.В. Вучетич. Масштаб и композиционная сложность мемориала Мамаев Курган требовали немало усилий и времени: строительство ансамбля началось весной 1959 года, а закончено осенью 1967 году. Команде строителей, художников и архитекторов понадобилось 8 лет для того, чтобы построить масштабный культурно-исторический ансамбль, объединенный одним событием в жизни города – Сталинградской битвой.

Композиция Мамаева кургана в Волгограде представлена следующими монументами и местами:

- Подъем на Мамаев Курган начинается с вводной композиции под названием «Память поколений» – горельеф (скульптура в камне), изображающий людей разных поколений, которые несут венки и спущенные знамена к могиле солдат. Это шествие является символическим отображением того, что великий подвиг не будет забыт, а память о нём будет передаваться из поколения в поколе.

- Наверх ведет лестница, на ступеньках которой значатся такие слова: «За нашу советскую Родину! СССР». Лестница выводит нас на аллею пирамидальных тополей, высаженных по обе стороны от аллеи, ведущей нас к площади «Стоявших насмерть». Центральная скульптура площади – скульптура воина «Стоять насмерть!», в одной руке которого – автомат, а в другой – граната. Если стоять по центру площади, то фигура солдата полностью закроет собой «Родину-мать», как и солдаты, закрывающие грудью свою Родину.

- От площади «Стоявших насмерть» поднимаемся выше: здесь нас с обеих сторон окружают стены-руины, представляющие собой стилизованный горельеф. Левая сторона стен усеяна яркими фразами – клятвами советских солдат. Правая часть стен-руин на Мамаевом кургане изображает сцены ожесточенных боев под Сталинградом.

Яркими образами и надписями стены-руины воссоздают ауру той эпохи. Звуки музыки, мужественные голоса, слова приказа, песня, звуки боя дополняют эффект. Мы слышим голос Ю. Левитана, диктора Всесоюзного радио.  

- За стенами-руинами следует площадь Героев. В центре площади – огромный бассейн, наполненный водой, который по замыслу авторов проекта, является символом победы добра над злом и неискоренимость жизни на Земле. Слева от бассейна расположена небольшая зеленая зона из елей. Правая же часть заполнена шестью скульптурами, отражающими моменты из военной жизни Сталинграда. 

Динамическая пауза:

Наши воины идут :1-2, 1-2 (ходьба на месте),

В барабаны громко бьют: тра-та-та -2р. (игра на барабане),

В море наши корабли: нынче- здесь- завтра- там (качалочка),

Долго плавали вдали по морям, по волнам (круговые движения  руками),

Пограничник на посту: кто идет? (в бинокль смотрят),

Едут танки по мосту: тр - вперед (моторчик),

Над землею самолет: у-у- (крылья самолета),

Разрешен ракетам взлет: ух- (приседают, встают),

Наши пушки точно бьют: бух - бах (бокс),

Нашей Армии салют Ура! (подпрыгивают, руки вверх).

- Дальше перед нами предстает подпорная стена, за которой находится Зал Воинской Славы Мамаева кургана. Подпорная стена украшена барельефами, основная тема которых – торжество победы над фашистским врагом. В стене вход в Зал Воинской Славы. В центре зала — 5-метровая скульптура-рука держит факел с огнем Вечной славы. Спиральный пандус подъема ведет к Площади скорби.  

- На площади -  скульптура «Скорбь матери». Над погибшим воином, склонилась мать. Трудно передать словами, что чувствует эта женщина - она потеряла сына. Лицо воина закрыто знаменем -  символом последних воинских почестей. Война принесла нашему народу неизмеримое горе — 20 млн. погибших. 

- От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». От подножия кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась именно двести дней и ночей. Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 35 000 воинов — защитников Сталинграда, участников Сталинградской битвы.

( песня ,,На мамаевом кургане тишина ,, ) 

- В 2008 году Мамаев курган стал одним из чудес России, победив в финале конкурса «Семь чудес России». Пожалуй, это самый масштабный мемориальный комплекс, посвященный победе советских солдат в Великой Отечественной войне. Чтобы мы помнили о ужасах войны и о храбрости защитников, мы и отмечаем праздник 9 мая.

Просмотр фильма о Мамаевом кургане .Возложение цветов к  символическому  вечному огню .

Практическая работа.

- А сейчас давайте сделаем свой салют ко Дню Победы. У вас на столе лежат листы и краски, давайте все вместе нарисуем  салют в честь защитников Родины.

Рефлексия.

Дети слушают песню «День Победы»  .

                            

                                         

                                                                                         

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский конспект Экскурсия К памятнику А. С. Пушкину. В подготовительной группе.

Образовательная область "Чтение художественной литературы" Знакомство с биографией, творчеством А.С Пушкина....

Конспект экскурсии к памятнику освободителям города Краснодара.

Предлагаю вашему вниманию интересный материал...

Конспект экскурсии к памятнику освободителям города Краснодара.

Предлагаю вашему вниманию интересный материал...

Конспект прогулки к памятнику воинам погибшим с детьми подготовительной группы « Нам нужно, чтобы дети об этом знали"

Познакомить детей  с  жизнью людей  во время Великой Отечественной войны. Способствовать воспитанию уважения к героям ВОВ, защитникам нашего края....

Конспект прогулки к памятнику погибших воинов "Нам нужно, чтобы дети об этом знали"

Конспект прогулки к памятнику погибших воинов познакомит детей с Великой Отечественной войной, с героями, защищавшими нашу Родину. и не вернувшимся с войны....