Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Иванова Ирина Владимировна

Конспект НОД по познавательному развитию "Как лесные жители к зиме готовятся" (подготовительная группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

        Конспект НОД по познавательному развитию (подготовительная группа)

                              « Как лесные жители к зиме готовятся ».

Цель: формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность.

Задачи:  уточнить представления о сезонных изменениях в природе, приметах осени; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме; умение определять отличительные признаки животных; обогащать и активизировать словарь по теме; прививать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям; умение слушать друг друга; вовлечь в игровые ситуации детей;

продолжать развивать мелкую моторику.

Предварительная работа:

-наблюдение за изменениями в природе осенью;

-беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме, загадки, стихи о животных;

-рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания;

-чтение рассказов и сказок Бианки.В «Хвосты», «Тайна ночного леса»,Краснопевцев. В. П «Как животные служат людям»;

-дидактические игры: «Какое время года хозяйничает в лесу?»,  «Когда это бывает», «Дикие животные», «Времена года»,

-тематические физ.минутки «Зайка», «Мишутка», пальчиковая гимнастика «Лиса и Волк».

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие (ознакомление с природой), развитие речи ,социально-коммуникативное развитие , художественно-эстетическое развитие

Материалы к занятию:

-картины «Времена года» (лес в разное время года)

-картинки с изображением диких животных и их следов;

-карточки-модели;

-дидактическая игра «Какое время года хозяйничает в лесу?», «Дикие животные»;"

Ход  деятельности.

Воспитатель - Ребята, я вам предлагаю отправиться в лес, а в какой вы сейчас сами должны догадаться (дети подходят к ширме, где располагаются рисунки осеннего, зимнего, весеннего и летнего лесов).

Воспитатель – Рассказывает стихотворение А. Кузнецовой «Времена года»

Придумала мать дочерям имена:

Вот лето и осень, зима и весна,

Приходит весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А лето пришло – все под солнцем цветет,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды -

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля

Зимой отдыхает и дремлет земля.

А теперь давайте немного поиграем.

 Игра « Какое время года хозяйничает в лесу?»

У каждого ребенка набор цветных карточек. Синие карточки обозначают – зимней лес, зеленые - весенний, красные - летний, желтые – осенний. Отгадав загадку, ребенок поднимает нужную карточку.

Воспитатель – Загадывает загадки.

Снег на полях,

Лед на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Ответ: Зимой (синяя карточка)

                                    Она приходит с ласкою

                                     И со своею сказкою.

                                    Волшебной палочкой взмахнёт —

                                    В лесу подснежник расцветёт.

                                 Ответ: Весна (зеленая карточка)

                                     Красна девица идёт,

                                     Ярко солнышко ведёт,

                                     А старушка-холодушка

                                     Перед ними пятится,

                                     В глушь лесную прячется

Ответ: Лето (красная карточка)

                                       Вот и стали дни короче,

                                       И длиннее стали ночи,

                                           Птицы тянутся на юг,

                                          Пожелтели лес и луг.

Ответ: Осень (желтая карточка)

Свои ответы дети сопровождают поднятием карточек.

Воспитатель- Какое сейчас время года? (осень) Какие признаки осени вы знаете?

 ДЕТИ - Листья меняют цвет окраски и опадают; небо серое и хмурое,  солнце реже светит и не так сильно греет; часто идут холодные, пронизывающие, затянувшиеся дожди; люди теплее стали  одеваться; птицы улетают в теплые края.

Рассказ сопровождается показом зрительных символов (картинок, таких же, которые используется в мнемотаблицах).

 Беседа о том, как звери готовятся к зиме.

Воспитатель -  Да вы правильно назвали все признаки осени: мы собирали урожай, надели теплую одежду – мы готовы к зиме. Интересно, а лесные звери готовятся к морозам.   Давайте разберемся.

Дети загадывают загадки по мере отгадывания, выкладывают изображения животных (картинки).

1.Загадка:

Вот иголки и булавки

Выползают из – под лавки

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Ответ: Ёж

Воспитатель -  Спинка, бока и даже часть головы ежика покрытыми острыми иглами.

- Как вы думаете зачем? (ответы детей)

Кормится насекомыми, моллюсками. Реже поедает лягушек и мелких грызунов. Ведет сумеречный и ночной одиночный образ жизни. При встрече с человеком может свернуться в клубок. Убежище летом не строит. Зиму проводит в глубокой спячке. Перед залеганием на зимовку сильно жиреет, поэтому ни в каких запасах не нуждается.

Ёж осенью готовит себе норку, утепляет ее мхом, сухой листвой.

 Выберет место, где листья сухие свернется клубком и начинает кататься по ним. Соберет листья на свои колючки, подбежит к норке, избавится от этих листьев и снова  побежал.

- А чем же еж  питается?  (ответы детей)

2. Загадка  

Где живет он? В самой чаще,

Самой – самой настоящей.

Там гуляет, там и спит,

Там детей своих растит.

Любит груши, любит мед,

Сладкоежкою слывет,

Но всего сильнее он

Любит долгий крепкий сон:

Ляжет осенью, а встанет,

Лишь когда весна настанет

Кто это?

Ответ: Медведь

Воспитатель -  Медведя еще называют косолапым, это так и есть,  это можно увидеть,  если посмотреть на его следы: он ставит лапы пятками наружу.

- Чем медведь все лето и осень питается? (ответы детей) 

Медведь всеяден, в питании преобладает разнообразная растительная пища – от молодой зелени до ягод, фруктов и орехов. Животная пища также разнообразна – от муравьев до копытных. 

 Медведь на зиму делает запасы? Почему? (ответы детей)

 К осени медведю нужно накопить много жира, чтобы его запасов хватило на всю долгую зиму.

- Где всю зиму спит медведь? (в берлоге)

Но сон медведя очень чуткий, он скорее не спит, а дремлет и слышит все, что происходит вокруг. Поэтому шуметь в зимнем лесу не надо. Зимой берлогу закроет пуховое, снежное одеяло, тепло будет в ней медведю.

 Оздоровительная минутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили,

Вот так, вот так головой они крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так дружно дерево качали.

Медвежата воду пили,

Друг за дружкою ходили,

Вот так, вот так друг за другом все ходили.

Медвежата танцевали,

Кверху лапы поднимали,

Вот так, вот так кверху лапы поднимали

 А вот еще один лесной житель.

3.Загадка: 

Серый, зубастый,

По угодьям рыщет,

Кого съесть, ищет

Ответ: Волк

Воспитатель - Волк тоже к зиме готовится.  Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут зимой семьями – это волчья стая. Днем они спят, а ночью охотятся. Свои логова волки устраивают всегда в труднодоступных местах.  Есть такое выражение: «Волка ноги кормят». Действительно, в поисках пищи он пробегает много километров. У волка широкие, сильные лапы.

-А чем же питается волк? (ответы детей)

4.Загадка:

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает?

Ответ: Лиса

Воспитатель – Лиса ведет одиночный образ жизни. Пары образует только в период размножения. Ходит лиса тихо, не слышно. Зимой у лисы на лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было.  Ходит лиса как в валенках.

- Чем питается лиса?  (грызунами, насекомыми, лягушками, птицами и мелкими млекопитающими, может есть ягоды и фрукты).

- Любит она мышей из-под снега доставать. Слух у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся, пищат  и начинает лапами разгребать.

Воспитатель -    Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять цвет шубки? (ответы детей)

Пальчиковая гимнастика «Волк и лиса»

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

5.Загадка:

Не барашек и не кот,

Носит шубку круглый год.

Шубка серая для лета,

Для зимы – другого цвета.

(Какого?)

Ответ: Заяц

 Воспитатель-  Заяц меняет цвет шубки. Какой он был летом, а  к зиме?

 Интересно он меняет цвет шубки.  Сначала белеет хвост, потом – задние лапы. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, за ней – уши, но не до самых кончиков: они остаются черными.

- Зачем зайцу шубу менять? (ответы детей)

- Кого боится заяц, от кого прячется? (ответы детей)

- Как заяц спасается? (ответы детей)

- Что помогает зайцу так быстро бегать? (ответы детей)

- Где  заячий дом? (ответы детей)

 Заяц нору себе никогда не роет. Днем он спит под кустом. В большие морозы зарывается в сугроб – там теплее.  Ночью выходит заяц еду добывать.

- Какую? (ответы детейзаяц охотно кормится корой и ветками деревьев и кустарников.

6. Загадка                                Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Ответ: Белка

  Воспитатель - Правильно. Это белка. Но посмотрите, раньше она была рыжая, а сейчас какая?  (ответы детей)

- Она шубку поменяла на более теплую.

- А как вы думаете, почему цвет шубки стал другим? (ответы детей)

- Какие запасы делает белка на зиму? (ответы детей)

Всю свою жизнь белка проводит на деревьях. На землю спускается лишь для того чтобы гриб сорвать. И снова наверх. Грибы белка сушит, натыкая их на острые ветки, а орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадается вам такая кладовая, не трогайте ее, белкам эти орешки нужнее. Питается также семенами (в первую очередь хвойных), а также желудями, почками. Поедает насекомых, лакомится птичьими яйцами и даже птенцами.

- Скажите, какой у белки хвост?  (ответы детей)

Хвост у белки, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку.

- Как называется домик у белки?  (ответы детей)

Внутри свое жилище зверек выстилает  листьями; в таком дупле обычно один вход,  который в сильные морозы белка затыкает своим хвостом.

Сюрпризный момент. Стук в дверь, входит Зайчик с Белочкой

  (дети, одетые в костюм Зайца и Белки).

Зайчик -  Здравствуйте, ребятки! Мы пришли с вами немного поиграть.

Физкультурная минутка «Зайка» под музыкальное сопровождение.

Зайка по лесу скакал,

(руки перед грудью)

Зайка корм себе искал.

(мелкие подскоки на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки.

(указательным и средним разведенными пальцами изображают ушки)

Шорох тихий раздается:

Кто – то по лесу крадется.

(пугливо оглядывается)

Зайка путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул вбок и обернулся,

(скачет, бежит по кругу и петляет, затем на двух ногах – большой прыжок в сторону)

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок,

Чтоб найти никто не смог.

(свернулся в клубок)

дети выполняют движения согласно тексту.

Воспитатель - Зайчик, Белочка, понравилось вам играть с ребятами?

Зайчик – У вас очень  весело! А не помогут нам ребята приготовить теплые, нарядные шубки, нас пригласил Мишутка на свой день рождения.

Воспитатель -  Ребята давайте поможем белочки и зайцу стать нарядными.

  Заключительная часть мероприятия.

  • О каких диких животных мы говорили?
  • Кто из животных делает запасы на зиму?
  • Где живет лиса?
  • Кто из животных зимой спит?
  • Какие признаки осени вы знаете?
  • Что нового узнали сегодня?
  • Вам понравилось занятие?

Пословицы и поговорки о животных.

Лиса – всему лесу краса. 

Лисичка всегда сытей волка бывает.

           Лиса живет хитростью, а заяц – прыткостью.

Медведь одну лапу сосет, да всю зиму живет.

Белку ловить – ножки отбить.

Ежа без рукавиц не удержать.

               Зайца ноги носят,

               Волка зубы кормят,

               Лису хвост бережет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное планирование. Планы - конспекты занятий для детей подготовительной к школе группы.

Планы - конспекты занятий для детей подготовительной к школе группы....

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группе "Путешествие по волшебной Стране Знаний"

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. В это время закладываются основы будущей учебной деят...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Игра-путешествие в страну математику»

Занятие способствует формированию умений считать, сравнивать и составлять числовые пары, развивать умение ориентироваться на листе....

Конспект досуга для детей подготовительной к школе группы "Прощание с осенью" (конкурс чтецов)

Конспект позволяет в досуговой форме провести с детьми прощание с осенью. С помощью стихотворных произведений дети учатся бороться со страхом перед выступлениями на публике, развивают речь, воображени...

Конспект досуга для детей подготовительной к школе группы "Прощание с осенью" (конкурс чтецов)

Конспект позволяет в досуговой форме провести с детьми прощание с осенью. С помощью стихотворных произведений дети учатся бороться со страхом перед выступлениями на публике, развивают речь, воображени...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы: "К школе готов!"

Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе....

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группе тема :"Детям- о Великой Отечественной войне".

Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему о Великой отечественной войне 1941-1945 года....