"Мы любим осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Латынцева Анна Сергеевна

Конспект Н.О.Д. по образовательной области "Познание. Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osen.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Мы любим осень»

составила: А.С. Латынцева, воспитатель

г. Воркута

2015 г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: обобщение и расширение знаний дошкольников об изменениях в природе и в жизни живых существ, связанных с приходом осени.

Задачи:

1. Познавательное развитие:

- учить детей обобщать изученный ранее материал, делать выводы;

- развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность в разнообразных видах деятельности;

-воспитывать инициативность в познавательном процессе

2. Социально-коммуникативное развитие:

- учить детей объединяться для совместной деятельности;

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу.

3. Художественно-эстетическое развитие:

- учить внимательно слушать текст, понимать  такие произведения народного творчества, как загадки и поговорки;

-развивать творческую инициативу, интерес к продуктивной деятельности;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия.

В: Ребята! Мы сегодня с вами еще раз поговорим о прекрасном времени года.

Послушайте, ребята, о каком времени года я вам прочитаю стихотворение?

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмуриться, если дождик льётся,

Это время года, как у нас зовётся?

(ответы детей)

В: Правильно, ребята, это осень. А назовите мне, пожалуйста, осенние месяцы. Кто они, помощники осени?

(ответы: сентябрь, октябрь, ноябрь).

Верно. Ребята, я вам сейчас загадки про осенние месяцы загадаю, а вы внимательно послушайте и отгадайте, о каком месяце речь идет:

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(ответы детей - сентябрь) Обращаю внимание детей на слайд, где изображены стадии осени по месяцам, на каждой картинке цифра. Прошу ребят ответить. на какой картинке по их мнению изображен сентябрь. Дети отвечают.

Здорово, какие вы молодцы! Тогда слушайте и вторую загадку, будьте внимательны!

Поле черно - белым стало, падает то дождь, то снег.

А еще похолодало - льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

(дети по логике могут ответить, что это октябрь, поэтому при неправильных ответах можно попросить послушать загадку еще раз. После правильного ответа просим детей назвать номер картинки, где изображен ноябрь)

А теперь третья моя загадка:

Все мрачней лицо природы: почернели огороды,

Оголяются леса, молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился?

(Октябрь.)

(дети отвечают, и говорят о том, что на последней картинке был изображен октябрь)

После ответов детей картинки на следующем слайде встают в правильном порядке, «улетают» с помощью анимации, за ними прячется слово «Послание»

Ребята, что же это, посмотрите! Мы с вами правильно расставили месяца и открыли послание.

На нем написано: «Для самых дружных и любознательных ребят» Ребята, а среди вас есть такие? (Ответы детей)

Значит, прочтем, это для нас!

«Здравствуйте, уважаемые дети. Мы слышали, что вы очень много знаете об осени, а мы вот позабыли. Заяц собрался в спячку впасть, медведь окрас сменить, а лиса удумала орешки в землю закапывать. Помогите нам правильно приготовиться к зиме, подскажите, кому что делать нужно. Лесные звери».

Ну что, ребята, поможем лесным зверятам? (Ответы)

Мы с вами разделимся на группы, и каждая будет помогать одному зверю. Я буду называть действие, а вы будете отвечать, какой зверь должен это делать осенью.

Выбираем с детьми 4 – 5 зверей, в зависимости от числа команд. У меня в руках карточки со схематическим изображением действия, например: «меняет шубку с серой на белую» - показываю картинку, где изображены 2 шубы, одна серая, другая белая, а между ними стрелка от серой к белой, но при этом я называю действие, чтобы у детей возникла ассоциация между действием и картинкой.

Так на каждого животного проговаривается по 3 действия, если дети угадывают, то забирают картинку себе.

Какие вы молодцы, ребята! Все правильно распределили. А теперь озвучьте мне, пожалуйста, как заяц готовится к зиме

(дети отвечают, а помогают им в этом картинки, которые лежат у них на столе)

Отлично, теперь мы можем отправить ответное послание в лес, и никто из зверей не запутается.

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос. Зачем люди чаще всего ходят в лес осенью? (Отвечают, если затрудняются, задаю наводящие вопросы: что люди собирают осенью в лесу - грибы)

Верно ребята, за грибами. Вот и мы расскажем, как мы ходили за грибами. 

Пальчиковая гимнастика «По грибы»

Раз, два, три, четыре, пять –  сжимаем и разжимаем кулачки на обеих руках

Будем мы грибы искать!

Этот гриб – боровик, - массируем большой палец

Полезай в лукошко.

Подосиновик стоит на высокой ножке. – указательный

Подберезовик нашли - средний

Под березой прямо.

Тут масленок прячется, - безымянный

Вот какой упрямый.

На пеньке сидит опят

Целый маленький отряд. – вытягиваем руки ладошками вниз, шевелим пальчиками

Вот набрали мы грибов

Полную корзину. – разводим руками, показываем корзину

Принесем мы их домой,

Все почистим, сварим. – показываем как помешиваем суп

Суп готов! – вытягиваем руки ладонями вверх, подаем суп к столу

Вам нравится осень? А почему? Чем вам нравится осень? За что вы любите осень?
(ответы детей: осень красивая, яркая, золотая, разноцветная) На слайдах яркие фотографии с осенними пейзажами

Молодцы, ребята, но ведь кому-то осень не очень нравится. Как вы думаете, почему осень может не нравиться?

(Ответы детей осень сырая, серая, холодная, хмурая, дождливая, печальная, пасмурная) На слайдах хмурая, серая осень
Ребята, в каждом времени года есть и хорошая сторона и не очень хорошая. Вот, скоро наступит зима. А зимой снег, холод, метели (Это грустно) Но зато кругом чисто, светло. Дети катаются на санках, на лыжах, коньках, играют в снежки. (Это весело).

Ребята, нужно любить природу во всех ее проявлениях и везде видеть только хорошее.

Люди  с давних времен замечали особенности времен года. Давайте с вами вспомним некоторые народные поговорки об осени:

Осень богатая – зима сытная (если собрано много урожая, значит в зимнее время будет доступное питание).

Осенью любая птица богатая (на полях есть чем поживиться).

Сентябрь – проводы лета, встреча холодов.

День не работал – урожай прохлопал.

Ноябрь – зимний порог (к зиме готовы).

Ноябрь – на носу морозы.

Осень – время еды (поговорка говорит о сборе урожая).

(читаю поговорки, прошу ребят объяснить их значение)

Ребята, осенью в садах и огородах созревает урожай фруктов и овощей. Я вам предлагаю поиграть - давайте пойдём и соберём урожай (читаю рифмовку и одновременно со словами выполняем движения).

Мы пойдём в огород, (шагают на месте)

Много там всего растёт: (разводят руками)

Огурцы сорвём мы с грядки, (наклоны вперёд)

Помидоры с кожей гладкой, (поднимают руки кверху)

Толстая репка засела в землю крепко, (руки на пояс, качаются вправо, влево)

Дёргай, дёргай из земли,

Всё собрали, посмотри! (имитируют движения - тянут репку, разводят руками).


В старину в деревнях, когда собрали весь урожай, и всё было готово к зиме - люди могли отдохнуть, заняться своим любимым делом.

А вы, ребята, чем любите заниматься в детском саду?

(Дети отвечают: рисовать, лепить, клеить аппликации, играть…) Предлагаю детям изобразить осень разными способами: нарисовать, сделать аппликацию, вылепить.

Выкладываю все необходимое на столе: для рисования – альбомные листы, карандаши, краски и кисточки, стаканчики для воды; для лепки – пластилин, стеки, картон, доски для лепки; для аппликации – трафареты листьев, засушенные листья деревьев, картон, клей. дети объединяются в группы по интересам и работают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Осень - чудная пора, любит осень детвора..." в старшей группе.

Приобщать детей к народным традициям, используя: народный календарь, устное народное творчество. Закреплять понятия о видах и жанрах устного народного творчества. Расширять и обогащать социально-нравс...

Мини проект_Осень – чудная пора, Любит осень детвора!

ЦельРасширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умение чувствовать и понимать красоту окружающего мира....

Праздник "Осень славная пора, любит осень детвора".

Осенний праздник для детей с нарушеним слуха (глухих и слабослышащих)....

Мы любим осень золотую!

Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы детского сада...

«Любит осень детвора»

Осенний праздник в средней группе...

Осеннее развлечение в подготовительной группе «Как мы любим осень!»

Цель:  Воспитываем любовь к природе посредством детского развлечения, посвященного времени года- Осени.Задачи;1.  Закреплять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выр...