"Познаем мир природы с помощью игры" (краткосрочный проект в старшей группе)
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Краткосрочный проект в старшей группе: информационная карта проекта и игры экологического содержания с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 20»

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

«Познаем мир природы с помощью игры»

Подготовила: воспитатель Шаврина Н.А.

Оренбург, 2014

Структура проекта

Анализ внешней среды

В настоящее время в отечественной педагогике термины «экологическое воспитание» и «экологическое образование» используются в качестве синонимов. Такая ситуация объясняется рядом причин. В предыдущие годы возникла необходимость преподнесения детям экологических знаний на научной основе. Термин «экологическое образование» включает воспитание, обучение и развитие ребенка.

Под экологическим воспитанием понимается целостный процесс воспитания и развития интеллектуальных, чувственно-эмоциональных и волевых черт личности. Эти черты формируются через систему научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, усвоение экологических норм поведения и деятельности в окружающей среде.

Экологическое воспитание занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

На протяжении 25 лет многие педагоги-психологи занимаются изучением этой проблемы. Каждый из них описывает свой подход в экологическом воспитании.

С.Н. Николаева рассматривает экологическое воспитание дошкольников, как ознакомление детей с природой, в основе которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Т.С. Комарова считает, что экологическое воспитание детей проходит через воспитание эстетических чувств. Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать как можно раньше. Известно также, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть её, научиться ценить её.

Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира каждого ребенка (М. Большакова).

Любое воспитание, как нам представляется, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. И еще раз нас убеждает в этом В. Ашиков «экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно»

Дошкольный возраст является первой ступенью системы непрерывного экологического воспитания, цели и задачи которой должны определяться с учетом концепции общего экологического образования.

Экологическое воспитание на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в воспитании детей дошкольного возраста. Многие педагоги-психологи исследуют и развивают различные подходы в экологическом воспитании детей.

Актуальность

Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения Земли. Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей все глубже вникать в их суть и практически включаться в их разрешение.

Обретение экологической культуры, экологического сознания – это единственный выход из сложившейся ситуации. Формирование экологической культуры надо начинать с дошкольного детства. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей обладает большими возможностями и перспективами. Её цель – формирование начал экологической культуры, становление осознано-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую мы рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.

«Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире» (П.С. Комарова).

«Игра – это деятельность ребенка, в которой он выражает свое отношение к окружающей действительности» (С.Л. Рубинштейн).

Я ограничила свое исследование экологического образования дошкольников областью игры как средства экологического образования детей. Учитывая важность проблемы экологического образования в детском саду мною была выбрана тема: Игра как средство экологического образования дошкольников.

Цель проекта: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по охране природы.

Задачи проекта:

1.Развитие экологического сознания и чувств.

2.Формирование экологических представлений.

3.Формирование убеждений в необходимости экологической

деятельности.

4. Выработка навыков и привычек поведения в природе.

5. Преодоление потребительского отношения к природе.

6. Провести анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, обосновать значение экологического воспитания детей дошкольного возраста.

7. Разработать модель эксперимента по проверке эффективности исследования игры в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста.

8. Разработать критерии и уровни экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.

9. Разработать перспективный план по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

10. По результатам эксперимента разработать консультацию для родителей «Игра помогает воспитывать интерес детей к природе»

Ожидаемый результат

Дети:

-играя, дошкольники научатся устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлениями растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и не живой природе.

-расширится кругозор детей, активизируется  познавательная деятельность.

-дети овладеют способностью  работать в микроколлективах.

- игры позволят  удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помощь овладеть ему способами познания между предметами и явлениями.

Родители:

-повысится интерес у родителей к данному вопросу

-расширится  кругозор родителей о влиянии игры на экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста

-родители будут играть дома с детьми в  игры экологического содержания

-помощь и участие в разнообразных мероприятиях

Педагоги:

-разработанная система помогает повысить уровень развития экологической воспитанности через игру

-устанавливается эмоциональный контакта ребенка с другими детьми, с педагогом

-стремление взаимодействовать с родителями

Участники проекта

1. Педагоги группы

2.Родители воспитанников

3.Воспитанники

Пути реализации проекта

1. Беседы

2.Занятия

2.Анкетирование

3.Пополнение материала

4.Консультации

5.Использование игр экологического содержания во всех воспитательно-образовательных блоках

6.Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме

Тип проекта: познавательно - игровой, групповой.

Срок реализации: краткосрочный, январь - март.

Диагностика экологической      воспитанности детей дошкольного возраста осуществляется на уровне экологических представлений, умений взаимодействовать с природой и субъективного отношения к природным объектам. Для этого используются беседы, тестовые задания, игры. Разрабатываются специальные методики на выявление субъективного отношения ребенка к природе. Особенностью данных методик является их направленность на развитие эмоциональной сферы, эмпатической чувствительности ребенка.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

Направления

Мероприятия

Срок

1. Повышение своей профессиональной  компетентности

1. Подобрать и изучить соответствующую методическую литературу.

2. Анализ состояния воспитательно–образовательного процесса детского сада по экологической воспитанности.

3. Обмен опытом работы с педагогами по расширению знаний экологической воспитанности у детей дошкольного возраста.

4. Разработать перспективный план.

январь

2. Изучение уровня детей.

Диагностическое обследование по экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста на начало проекта.

январь

3. Взаимодействия с родителями.

Привлечение родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе.

январь

4. Пополнение материально – технической базы.

1.Распределение развивающей среды по зонам.

2. Подбор игр и упражнений, способствующих развитию экологической воспитанности.

январь

II этап – основной

Направления

Мероприятия

Срок

Работа с детьми.

Работа по экологической воспитанности  ведется во всех воспитательно–образовательных блоках:

- в непосредственно образовательной  деятельности,

- в совместной деятельности воспитателя с детьми,

- в самостоятельной деятельности детей.

в течении проекта

2. Работа с родителями.

1. Родительское собрание «Экологическое воспитание в жизни  ребенка.

2.Анкетирование.

3. Консультация «Игра помогает воспитывать интерес детей к природе».

4.Индивидуальные работы, домашние задания.

6. Изготовление папки – передвижки «С заботой о будущем».

февраль

3. Работа с педагогами

1. Консультация «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях».

2. Выставка методической литературы и пособий по данной проблеме.

февраль

III этап –заключительный

Направления

Мероприятия

Срок

1. Работа с детьми

1.Диагностическое обследование по экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста на конец проекта.

март

2. Работа с родителями.

Показ занятия по развитию экологическому воспитанию детей.

март

3. Работа с педагогами.

1. Ознакомление с результатами работы и данными диагностики

март

Список литературы

Ашиков В. Путь к экологическому человеку //Дошкольное воспитание – 2001-№7-с.9-11.

Быстрова И., Рыжова Н. Поговорим “о природе” //Дошкольное воспитание-2000, №7-с.8.

Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. //Экологическое образование: концепция и методические подходы /Отв. Ред. Мамедов И.М.-М: Агентство “Технотрон”- 1996-с.35-42.

Зебзеева В.А. О комплексном использовании игры в экологическом образовании дошкольников. // Педагогический журнал – 2003, №217) – с.28-

Левина Р. Метеоцентр в детском саду или экология и творчество. //Дошкольное воспитание – 1998, №7 – с.49-53.

Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. М.: Просвещение, 1982.

Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание // Дошкольное воспитание – 1994,  №12 – c. 37-41.

Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. М.: Новая школа, 1996г.

Павлова Л. Игра как средство эколого-эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание – 2000, №10 – с.40-49.

Парамонова А.М. Что плавает? Что тонет? (сборник занимательных игр развивающего характера). Чебоксары. 1997

Плюхин В. Тема экологии в детском изобразительном творчестве. //Дошкольное воспитание – 2000, №7 – с.13.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1989.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 20»

Игры экологического содержания

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ

Подготовила воспитатель: Шаврина Н.А.

Оренбург, 2014

Игра «Солнышко лучистое»

Цель: закрепить знания детей о том, что солнце источник света и тепла. Определить важность этого природного явления для всего живого мира природы.

Материалы: карточки с изображением солнца, человека, дерева, цветка, животного и. др.

К карточке с изображением солнца поочередно выкладывать карточки вкладыши с изображением: человека, дерева, цветка, животного и т.д. Рассказать какую роль солнце играет в жизни живой природы.

Игра «Солнце и дождь»

Цель: С помощью игровых действий учить определять и называть благоприятные и неблагоприятные погодные условия. Закреплять знания о явлениях природы.

Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять». Дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик! Скорей домой!» они бегут на свои места. Когда воспитатель снова говорит «Солнышко!», игра повторяется.

Указание к проведению: В игре участвует сначала небольшое количество детей, затем могут быть привлечены 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пёстрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собрать цветы, попрыгать, походить парами. При повторении игру можно усложнить, разместив домики в разных местах площадки (комнаты). Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать к нему.

Игра «День-ночь»

Цель: закреплять полученные знания наблюдениями в природе. Развивать познавательный интерес; формировать знания о единстве природы.

Материалы: четыре картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.

Педагог сообщает, что он будет показывать картинки, на которых отображена деятельность детей в разное время суток. Они должны догадаться, какое время суток изображено, и «по секрету» сказать это воспитателю. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек. Например, воспитатель показывает картинку, на которой изображена спящая девочка, рядом лежат кукла и мишка, в окно видны звезды и луна. Дети определяют, что на картинке изображена ночь. Затем показывается картинка с восходящим солнцем и детьми, делающими зарядку (утро). На следующей картинке видны играющие на поляне дети, высоко в небе светит солнце (день). И, наконец, на последней — солнце уходит за горизонт, и дети идут с родителями домой (вечер). В конце игры занятия педагог просит детей ответить, что идет следом за вечером.

Игра «Вся земля»

Цель: познакомить детей с научной версией образования материков на планете земля, с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и расположениями материков на карте.

Оборудование. Макет земли (Карта, глобус), карточки - условные обозначения (желтый - суша, голубой - вода), карточки с изображениями животных, растений .

Воспитатель с детьми рассматривают макет земли, с помощью фломастеров обводят материки, населяют их животными, растениями, выставляют условные знаки суши и воды.

Игра «Когда это бывает?»

Цель: через словесный метод или рассматривание картин, учить определять к какому времени года соответствует описание природных явлений. Воспитывать внимательное отношение к этим явлениям.

Оборудование.  Для обозначения времен года эмблемы: снежинки, ветку мимозы или вербы, клубничку, кленовый лист. Для ведущего — шапочка Солнышка и блестящая палочка (луч).

 Дети сидят на стульчиках по кругу. Каждый получает карточку или эмблему. Красное Солнышко указывает «лучом» на одного из игроков (можно использовать считалку). Названный ребенок выходит в центр круга и рассказывает о том, что он знает о «своем» времени года. Рассказывать можно о признаках, о деятельности людей, об играх детей в это время года.

Игра «Хорошо - плохо»

Цель: воспитывать у детей умение находить хорошее и плохое в природных явлениях. Быть внимательным в окружающем мире. Формировать знания о единстве природы.

Воспитатель называет природное явление или объект, а дети сначала перечисляют его полезные свойства, а потом - вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т.д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т.д.

Усложнение - задать детям "точку зрения", с позиции которой они будут обосновывать свои доводы. Например, когда дождь - это хорошо или плохо для дерева, кошки и т.д.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 20»

Игры экологического содержания

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ

Подготовила воспитатель: Шаврина Н.А.

Оренбург, 2014

Игра «Хищные - травоядные»

Цель: познакомить детей с особенностями корма животных их поведением в этом отношении.

Материал:

Первый вариант — плоскостной: набор карточек с иллюстрациям по четыре в каждом (например, лес — растение — травоядное животное — хищник);

Второй вариант: — объемный: четыре разных по величине кубика, на каждой грани которых — иллюстрации леса (лес — гриб — белка — куница; лес — ягоды — еж — лиса; лес — цветок — пчела — медведь; лес — желуди — дикий кабан — волк; лес — береза — майский жук — еж; лес — сосновая шишка — дятел — филин и т.д.)

На первом этапе дети играют совместно с воспитателем, начинают игру с любого кубика.

Воспитатель: «Это гриб, где он растет?» (в лесу.) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (Белка.) «Есть ли у нее враги?» (Куница.) Далее ребенку предлагается составить пищевую цепь из названных объектов и объяснить свой выбор. Показать, что если убрать один из компонентов пищевой цепи (например, гриб), то вся цепочка распадается.

На втором этапе дети играют самостоятельно. Им предлагается составить свою экологическую башню.

На третьем этапе организуются игры-соревнования: кто быстрее составит башню, в которой есть, например, еж или волк.

Игра «Чей нос?»

Цель: с помощью дидактических картинок определить к какому животному соответствует данный нос. Объяснить.

Материал: картинки с изображением животных на месте носа приклеена липучка, отдельные элементы - нос на липучке.

Необходимо правильно расположить носики, соответствующие каждому животному: кошачий — коту, нос поросенка — поросенку и т.п. Пояснить свой выбор.

Игра подвижная «У медведя во бору»

Цель: через игровые действия показать образ жизни медведя, его повадки, способ поиска и т.д.

Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку

Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Игра «Летает, бегает, прыгает»

Цель: закрепить знания о животных способных передвигать разными способами, называть их, узнавать на картинках.

Материал: картинки с изображением животных, квадраты (синего, желтого, зеленого цвета).

Дети выбирают трех звеньевых, которым воспитатель дает по одному условному знаку, например, квадраты разного цвета (у кого квадрат, дети не знают). Всем остальным он раздает картинки с изображением животных. По команде ведущего дети, у которых картинки с изображением тех, кто летает, собираются вокруг звеньевого, держащего, например, зеленый квадрат; с изображением тех, кто прыгает, — вокруг звеньевого с желтым квадратом; тех, кто плавает, — вокруг звеньевого с синим квадратом.

Правила игры: дети не должны знать заранее, какого цвета квадрат у звеньевого. Звеньевой поднимает квадрат по команде ведущего

Игра «Цепочка»

Цель: называть его, выделять части тела, знать его образ жизни. Формировать заботливое отношение к животным.

Материал: предметная картинка с изображением объекта живой природы.

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Игра с игрушками аналогами «Ферма»

Цель: закреплять знания о домашних животных, способах ухода за ними.

Материал: конструктор, игрушки аналоги домашних животных.

Воспитатель в группе устраивает ферму для сельскохозяйственных животных, в которой находятся коровы, свиньи, козы, овцы. Это могут быть «загоны», сделанные из стульев или крупного «строителя». В качестве животных могут быть картины из наглядного пособия «Домашние животные» или подходящего размера и облика игрушки. В каждом «загоне» может быть несколько животных, могут быть взрослые животные и их детеныши.

Приведя детей на ферму, воспитатель надевает белый фартук и косынку - становится дояркой. И уже в этой роли проводит с детьми экскурсию: у каждого «загона» спрашивает, кто в нем находится, зачем содержат этих животных. Рассказывает, чем их кормят, как за ними ухаживают, как ласково с ними обращаются. Рассказывает о труде животноводов, предлагает детям помочь накормить животных. Дети раздают заранее заготовленное «сено», игрушечные овощи (слепленные из глины, пластилина или вырезанные из картона). Дети могут помочь навести порядок в «клетках» (подмести, протереть). Доярка говорит, что труд животноводов нелегкий, но очень важный, т.к. они обеспечивают всех людей молоком, мясом, шерстью.

Игра «Построй домик животному»

Цель: закреплять знания об особенностях жизни различных животных, об их жилье, о «стройматериале».

Материал: предметные картинки с изображением объекта живой природы, картинки с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.).

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Игра «Белка в лесу»

Цель: закрепить знания об особенностях жизни белки в лесу, приспособление к передвижению и других проявлениях. (Ситуация с игрушечной белкой)

Материал: картинка с деревом, белочка,  дупло, шишки, орехи, иллюстрация «Осень в лесу».

Загадывание загадки о белочке.

Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Вопросы к детям:

-Как готовятся к зиме белки?

-Белки летом и осенью трудятся. Собирают шишки, жёлуди.

-Белки сушат грибы. Все, что собрали и высушили, прячут в дуплах.

- Белка меняет летнюю шубу на зимнюю, чтоб зимой ей было тепло.

Ставится картина «Осень в лесу».

Воспитатель рассказывает:

«Саша и Митя, гуляя в лесу, заметили, как одна белочка спрятала в дупло орешки. Мальчики влезли на дерево, достали из дупла орешки и съели. Зимой белочке стало голодно»

Вопросы к детям:

-Хорошо ли поступили Саша и Митя?

-Почему вы так считаете?

К картинке с деревом прикрепить картинку белочки,  дупло, шишки, орехи.




Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 20»

Игры экологического содержания

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РАСТЕНИЯМИ

Подготовила воспитатель: Шаврина Н.А.

Оренбург, 2014

Игра «Зеленая служба Айболита»

Цель: учить детей по внешним особенностям растений определять их хорошее или плохое состояние, выявлять условия ухода.

Воспитатель загадывает загадку про доктора Айболита. Игрушка доктор Айболит посещает больных комнатные растения, определяет их настроение, рассказывает о том какой рецепт он выписывает своим пациентам (растениям - правила ухода). Перед уходом  дарит своим пациентам витамины для лучшего роста и настроения.

Игра «Грибная поляна»

Цель: закреплять знания в съедобных и не съедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы, формировать умение находить съедобные грибы по дидактическим картине.

Материалы: большой лист картона с нарисованными деревьями. Рядом с каждым деревом приклеивается длинный кармашек для грибов. Из картона нужно сделать корзину с карманом, в который сложите картонные грибы. Набор грибов разного размера и вида картона в нескольких экземплярах.

-Ребята нам из леса прислали корзину с грибами! Давайте посмотрим какие здесь грибы (рассматривают грибы и находят одинаковые). Сегодня мы с вами отправимся в лес за грибами (воспитатель показывает полянку). Посмотрите какой большой лес. Какие вы видите здесь деревья? Где же растут грибы? А я знаю секрет, который скрывают от нас грибы. Оказывается, каждый гриб дружит со своим деревом. Например, подберёзовик дружит с берёзой, поэтому искать его нужно под этим дерево. Добавляются на полянку мухомор и бледная поганка, дети должны найти ошибку и исправить её. Можно расставить грибы в неправильном порядке, а дети будут находить ошибки.

Игра «Приготовь лекарство»

Цель: Познакомить детей с лекарственными травами, закрепить знания о строении растения, формировать чуткое отношение к окружающему миру.

Материал: Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; «посуда» для отваров и настоев.

Правила игры заключены в задании: кто правильно все сделает, то и выиграл.

- Воспитатель. Давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.) А теперь поиграем. Сегодня вы будете фармацевтами - это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.

Задание дают ребенку или группе детей (двум - трем):

- выбери лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе и т.д.:

- отбери нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя);

- подбери "посуду" для приготовления лекарства;

- расскажи о своем лекарстве.

Игра «Путешествие колобка»

Цель: Познакомить детей с культурными растениями – пшеница. Определить место произрастания растений. Установить значимость этого растения для человека.

Материал: картинки профессий, времен года, с изображением хлеба, игрушка колобок.

 Воспитатель знакомит детей с гостем игрушкой Колобок. Объясняет, что Колобок не только игрушка. Колобок - это круглый хлеб. (показывает картинку).  А вы знаете, из него делают вот таких колобков? Давайте мы с вами вместе постараемся выяснить, как хлебный колобок появляется на свет. Узнаем сколько людей участвует в этом труде. Рассказ воспитатель сопровождает показом картинок.

Игра «Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о цветущих растениях. Учить называть растения, описывать внешние признаки.

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1. 

На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2.

Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3.

Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Игра подвижная «Раз, два, три к этому дереву беги»

Цель: закреплять знания детей о различии деревьев и кустарников. Называть и распознавать по внешним особенностям.

Выбирается водящий. Он называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, выводит из игры.

Игра «Кто больше назовет»

Цель: учить детей классифицировать растения по месту произрастания (леса, болота, поля, луга).

Материал: мяч.

Дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Игра «Овощи, фрукты»

Цель: закреплять знания детей в умении распознавать овощи и фрукты на дидактических картинках.

Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок. 

На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель: знать строение растения, называть его части. На дидактических картинках показывать последовательность процесса произрастания.

Материал: картинки с изображением последовательного произрастания растений (дерево, цветок, кустарник).

Предложите ребенку собрать цепочки из четырех карточек, подбирая их по смыслу и раскладывая в нужном порядке. Затем можно составить рассказ по картинкам. 




Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 20»

Игры экологического содержания

ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ «ЧЕЛОВЕК, КАК ЧАСТЬ ПРИРОДЫ»

Подготовила воспитатель: Шаврина Н.А.

Оренбург, 2014

Игра «Наше дыхание»

Цель: пояснить, чем дышит человек, какие органы главные для дыхания в организме человека. Что нужно для того, чтобы воздух всегда был чистым. Связать с правилами охраны окружающей среды.

На основную карточку с изображением дыхательной системы человека дети выкладывают маленькие карточки с изображением различных предметов. с правой стороны карточки на красное поле выкладывают предметы, представляющие опасность для дыхания человека (трубы завода, горящая сигарета, задымление от машины и др.), на левую сторону карточки на зеленое поле выкладывают предметы, которые помогают дыханию человека (дерево, спорт, прогулки и др.).

Игра «Девочка нашла бездомного котенка»

Цель: воспитывать внимание и заботу к живым существам вокруг нас. Объяснить состояние девочки и бездомного котенка. Установить взаимосвязь человека с природой.

Материалы: картинка девочки и котенка.

Детям предлагается обыграть сюжет, когда девочка под деревом находит бездомного котенка. В процессе игры дети ведут разговор от имени девочки и котенка.

Игра «Варим борщ»

Цель: закреплять знания детей в овощах, их качествах и пользе для человека. Уточнить какие овощи в нашем супе несут в себе витамины. Для чего человеку необходимы овощи?

Материалы: кастрюлька, овощи (капуста, морковь, лук, картофель, помидор).

В процессе приготовления супа дети объясняют значение каждого овоща, его пользе для человека. напоминают о правилах употребления овощей, называют какие овощи лучше употреблять в сыром виде для сохранения в них витаминов.

Игра «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

Цель: связать значение всех явлений природы для жизни – деятельности человека. Указать на пользу и вред, который могут оказывать эти природные явление.

Дети встают в круг, воспитатель бросает детям мяч называя одно из явлений природы и задает вопрос, например, для чего нам нужен воздух? Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч другому ребенку.

Игра «Наши зубы»

Цель: закреплять представления детей о важности охраны и профилактике заболевания этой части организма. Указать на необходимость пополнения организма кальцием из природных материалов.

В гости к детям приходит мишка с перевязанной щекой. Загадывает детям загадки о предметах ухода за зубами и показывает их иллюстрации. Дети выбирают из предложенных воспитателем картинок те, на которых изображены полезные для зубов природные объекты, содержащие кальций, воспитатель рассказывает детям о их значении для здоровья зубов.

 Игра-пантомима «Жадина»

Цель: закрепить правило взаимоотношений детей в группе. Воспитывать чувства дружбы, заботы об окружающих тебя людях. Уметь замечать других, делится игрушками, книгами и т.д.

Воспитатель читает стихотворение «Жадина». Задает детям вопрос на размышление «Кто такой жадина?» предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением ситуаций из жизни зверюшек жадин и заботливых друзей.

Дети должны ответить на восприятие иллюстрации мимикой, жестом (нахмурится, улыбнутся, захлопать в ладоши, затопать ногами и др.)



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида №20»

Игры экологического содержания

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ГУМАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

Подготовила воспитатель: Шаврина Н.А.

Оренбург, 2014

Игра «Птички на кормушках»

Цель: уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются) природоохранительные представления. Воспитывать гуманное отношение к птицам.

Материалы: «Птичий календарь», картинки-вставки птичек (снегирь, воробей, синица, голубь), загадки про этих птиц, картинки с изображением корма для птиц.

 Первый вариант. Воспитатель загадывает загадку (описание птицы), дети отгадывают и поднимают картинку с изображением этой птицы.

Второй вариант. Ведущий (сначала воспитатель, затем ребенок) описывает корм, который склевали птицы. Дети отыскивают картинку соответствующей птицы и выставляют ее на кормушке.

Игра «Пирамидка»

Цель: развивать умение устанавливать последовательность зависимости нескольких звеньев в экологической пирамидке; объяснить к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.

Воспитатель предлагает подумать, что случится, если из леса исчезнут насекомые.

Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Игра «Угадай правило»

Цель: описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.

Материалы: красная и зеленая карточки на каждого ребенка.

Дети следят за столами, перед каждым ребенком красная и зеленая карточки. Педагог объясняет: "Ребята если я буду называть то, что можно делать, что не навредит природе то вы поднимаете зеленую карточку, а если то, что нельзя, то красную".

После каждого ответа, один из детей объясняет, почему он поднял такую карточку.

Например: "Разжигать костер в лесу", "Разорять гнезда птиц", "Подкармливать птиц зимой", "Ломать веточки деревьев", "Делать лунки для рыб зимой", и т д.

Игра «Мы знаем и любим природу»

Цель: расширить, уточнить и пополнить знания детей о природе, о правилах поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

На столе лежат карточки, на которых изображены знаки поведения в природе. Воспитатель задает ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо беречь природу. Например: что будет, если ребенок бросил в реку банку из-под колы? А два, три ребенка? Если одна семья из леса привезет охапку подснежников? А две, три? Аналогично – о громкой музыке в лесу, о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разоренном гнезде и т.д.

Игра «Кто живет рядом с нами» (растения)

Цель: закреплять знание детей о комнатных растениях. Правила ухода за ними. Воспитывать желание самостоятельно ухаживать за растениями, знать о их пользе для человека.

Доктор Айболит приходит к дошкольникам, интересуется их здоровьем, спрашивает, как чувствуют себя комнатные растения, выполнили ли дети после осмотра те рекомендации, которые он дал в прошлый раз. Спрашивает: «Зачем нужны комнатные растения? Могут ли они расти на улице? Как нужно ухаживать за ними?» Затем говорит: «Ребята, комнатные растения поселились в домах людей очень давно. Вначале люди украшали ими свои жилища. Эти растения попали к нам из Африки, Индии, Южной Америки (показывает на глобусе или карте эти места). Комнатные растения привозили из дальних странствий путешественники.

Люди давно поняли, что комнатные растения можно использовать и в лечебных целях. Многие из них называют «докторами». Например, вот это знаменитое растение (показывает алоэ) люди называют столетником. Оно помогает прожить долгую жизнь, если люди им лечатся. Соком его мясистых листьев можно лечить раны на теле, нос (насморк), горло и желудок, когда они болят. Другое комнатное растение - хлорофитум (показывает) очищает воздух в помещении от разных вредных веществ.

Игра «В гости к лесовичку»

Цель: уточнить правила поведения в лесу. Закрепить знания детей о природоохранных знаках. Формировать бережное  и заботливое отношение к миру природы.

- лото: дети раскладывают вырезанные знаки небольших размеров на соответствующие картинки.
- дети слушают рассказ лесовичка о поведении человека в лесу, оценивают ситуацию и находят к ней экологический знак. 
вариант 2

Материал: набор предупреждающих экологических знаков треугольной формы с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.).

Методика проведения: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести  себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 20»

Игры экологического содержания

ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ

Подготовила воспитатель: Шаврина Н.А.

Оренбург, 2014

Игра «С мыльными пузырями»

Цель: получить представление о том из чего состоит мыльный пузырь, что с ним происходит, если подуть на него.

 Материалы: стакан, жидкое мыло, трубочка с петлей.

Смешать жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опустить петлю в смесь. Что видим, когда вынимаем петлю? Потихоньку дуем в петлю. Что происходит? Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую плёнку. Она остаётся в петле. Мы выдуваем воздух, плёнка его обволакивает, и получается пузырь.

Игра «Магнитное - немагнитное»

Цель: закрепить знания детей о многообразии природного материала. Дать элементарные представления этого природного явления.

Материалы: предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит.

В ходе эксперимента надо разделить все предметы на две группы: металлические и не металлические. Поднеся магнит по очереди к предметам первой и второй  группы. Мы определяем, что неметаллические предметы не притягиваются к магниту , но и некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения.

Игра «Игра с воздушными пузырями в воде»

Цель: выяснить, откуда в воде появляются пузыри, если подуть через трубочку в стакан с водой. Закрепить представление о воздухе.

Оборудование: стаканчики с мыльной водой, соломинки, трубочки по количеству детей.

Воспитатель берёт трубочку и начинает дуть через неё в стаканчик с мыльной водой. Показывает детям, что появляются пузыри. Воспитатель объясняет что, в воду попадает воздух и появляются пузыри. Воспитатель предлагает детям взять трубочки подуть себе на ладошку, почувствовать воздух. А затем проделать опыт с мыльной водой самостоятельно. После проведения опыта воспитатель подводит детей к выводу, о том, что в человеке есть воздух и когда дуешь, то появляются пузыри.

Игра с глиной, песком, землёй - «Чей огород польём быстрей?»

Цель: дать детям представление о разнообразии покрова почвы. Выяснить через опыт, что глина пропускает воду очень медленно.

Набрали для опыта в ведерки: песок, глину, почву (чернозем). Рассмотрели семена фасоли. Затем посадили фасоль в три горшка — в песок, в глину и в чернозем. Сравнили прохождение воды через песок, глину, чернозем: песок сразу весь намок (хорошо пропускает воду). Глина почти не пропустила воду, а чернозем пропускал воду хуже, чем песок, но в конце концов тоже намок. Заботливо ухаживаем за растениями во всех трех горшках, но результат будет разный.

Игра «Разноцветная водичка»

Цель: закрепить знания о свойстве воды, её способности к окрашиванию. Показать превращение воды из одного состояния в другое (цветные льдинки)

Оборудование: 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком; краски, кисть, камешки. 
- Положить в оба стаканчика по камешку. 
- В каком из стаканчиков камешки видны, а в каком нет? 
( В стаканчике с молоком камешка не видно, а в стаканчике с водой камешек виден). 
- Как вы думаете, почему? (В стаканчике с водой камешек виден, потому что вода прозрачная, бесцветная). 
- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?( Вода прозрачная, бесцветная) 
Вода может менять свой цвет.

- Возьмите кисточки, опустите ее в краску и перемешайте в воде. 
- Изменила вода свой цвет или нет?  
- Какого цвета стала вода у ……..? 
- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (Вода может менять свой цвет). 

Игра «Плыви, плыви, кораблик»

Цель: закрепить представление о воздухе. Определить направление ветра. Учить называть состояние и наличие ветра (ветреная погода, безветренная). Создать у детей хорошее настроение.

Оборудование: Кораблики с парусами (можно сделать самим из ореховой скорлупы и бумаги, широкая ёмкость с водой

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»

Цель проекта: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира....

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ВОЙДИ В ПРИРОДУ ДРУГОМ"

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ВОЙДИ В ПРИРОДУ ДРУГОМ"...

Проект в старшей группе "Непоседы" «Берегите природу"

Задачи:1. Формировать ответственное и деятельное отношение к природе родного края. Сплотить взрослых и детей в желании беречь окружающую  природу. Развивать связную речь и познавательную активнос...

Проект в старшей группе на тему: «Дети и природа».

Цель проекта: формирование экологической культуры старших дошкольников, осознанного отношения к ценностям здорового образа жизни и личной безопасности.Задачи проекта: познакомить детей с тем, как можн...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Познаем мир природы с помощью игры»

Игра как средство экологического образования дошкольников это формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение пр...

Долгосрочный проект в старшей группе «Разностороннее развитие детей с помощью конструктора Лего»

        Так как ФГОС дошкольного образования предполагают  разработку ведущего вида деятельности дошкольника – игры, я решила воспользоваться конструктором &ndash...