Знакомство детей с русской деревянной игрушкой - матрешка.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект НОД по приобщению детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_matryoshka.docx | 258.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по приобщению детей четвертого года жизни к истокам русской народной культуры.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» воспитатель первой квалификационной категории Банщикова Марина Станиславна
Организованная структура игрового занятия
Педагогическая цель:
Познакомить детей с русской деревянной игрушкой - матрешка.
Программные задачи:
- Образовательные:
- познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешка.
- закреплять представления детей об особенностях игрушки матрешка, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан).
- формировать интерес и любовь к народному творчеству.
- активизировать словарь.
- Развивающие:
•развивать творческие способности детей.
- развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.
3. Воспитательные:
- воспитывать у детейинтерес к культуре своих предков.
- воспитывать чувство любви к деревянной игрушке.
- воспитывать аккуратность.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения Т. Шпикаловой «Русская матрешка», посещение выставки глиняной игрушки (дымковской, каргопольской, филимоновской), рассматривание иллюстраций с изображением соломенной игрушки.
Материал:
1. демонстрационный материал: матрешки для мини-музея деревянной игрушки
2. раздаточный материал: бумажные силуэты матрешек с грустными лицами и нераскрашенными фартуками (по количеству детей)
Оборудование: русский народный костюм для педагога,проигрыватель, аудиозапись русской народной песни, фонограмма песни «Мы веселые матрешки», гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.
Словарь: нарядная, расписная, русская игрушка, сувенир.
Ход занятия
1.Введение в игровую ситуацию. Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу
- Здравствуйте ребята. Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платки, носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня. Ребята, а вы любите сказки? Сегодня я хочу вам рассказать новую, а вот о чем она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… (матрешка). (Ребята отгадывают)
2.Основная часть.
-Молодцы! Отгадали, о матрешке. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет. (Звучит русская народная музыка, дети садятся на ковер рядом с воспитателем)
-Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек? Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.
(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек) Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждойстране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? (Матрёшка)
-Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают такие изделия, потому что все эти изделия делают только в России. Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка. Знает весь огромный мир этот русский сувенир.
-А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки. Матрёшка раскрывается.
Разломила пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, смеется,
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
- Из чего сделаны матрешки? (Из дерева)
-Значит, какие они? (Деревянные)
-Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают. Какие они становятся? (Нарядные, красивые)
-У каждой матрешки на голове платочек, сарафаны яркие, праздничные. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики.
-Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вижу по глазам, что и вам тоже хочется танцевать.
Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки»
(муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)
Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.
-Ребята, а у наших матрешек есть подружки, только они не деревянные.
Дети, из чего сделаны эти матрешки? (Из бумаги)
-Значит, они какие? (Бумажные)
- Ребята, посмотрите на этих матрешек, почему они такие грустные? Сравните их с деревянными матрёшками, чем они отличаются? (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)
-Скажите, а как мы можем им помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки? (Раскрасить их)
-Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку. (Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки.)
-Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор,
чтобы радовал он взор.
- У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, на нем горошинки. А теперь украсим сарафан. Нарисуем на нем цветочки. (Напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. Она «танцует», также, как и веселая матрешка)
3. Заключительная часть.
- Как вы думаете, мы смогли развеселить матрешек? (Да)
-Почему вы так решили? (Потому, что наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные).
-Матрёшки получились очень красивые. Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка - русская красавица.
-Какие вы хорошие мастера. Мне пора с вами прощаться, а вы немного поиграйте с матрёшками.
Информационные источники:
- Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (младшая группа) ЦГЛ, Москва,2003
- Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» ЦГЛ, Москва, 2005
- Л.Г.Горькова, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» (младшая группа) Москва, «ВАКО», 2005
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Социально-нравственное воспитание детей 3-4лет» ООО «ТЦ Сфера», 2005
- «Мы весёлые матрёшки»: http://muzofon.com
- В.Д. Берестов, Матрешкины потешки // Читалочка: стихи. - М.: Малыш, 1988. - С. 8.
- О.Бородин, Матрешка: стихотворение // Библиотека. - 1995. - № 1.
- Знакомьтесь: матрешка // Дошкольное воспитание. - 1994.- № 4.
- Т. Цветкова Веселый хоровод: развлечение для старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 5.
- Откуда ты, матрешечка? // Жили-были. - 2000. - Июль. - С 15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Тема: Русская народная деревянная игрушка – матрешка.
Тема: Русская народная деревянная игрушка – матрешка.Классификация проекта: по составу участников – коллективный проект (групповой)по целевой установке – приобщение детей к культуре родного края...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Знакомство детей с русской традиционной игрушкой" Для средней группы
"Знакомство детей с русской традиционной игрушкой"...
проект по знакомству детей с русской народной игрушкой
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.Несмотря на кажущуюся п...
Консультации для родителей.«Кто не знает своего прошлого-тот не имеет будущего»."Знакомство детей с русской народной игрушкой".
laquo;Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего» Знакомство детей с русской народной игрушкой....
Рекомендация для родителей. Знакомство детей с русской народной игрушкой. Матрёшка.
Задание1. Расскажите детям о русских народных игрушках, рассмотрите их на иллюстрациях, фотографиях или в натуральном виде.Определите материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, ...
НОД познавательное развитие для детей второй младшей группы Тема: Русская деревянная игрушка-матрешка
Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.Задачи:Образовательные:познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешка.закреплять представления детей об особенностях игру...
Знакомство детей с русской деревянной игрушкой - матрешка во второй младшей группе.
Познакомить детей с особенностями народной игрушки обращая внимание на росписи (косыночка, сарафан), материал (деревянная)....