"Хвойные деревья нашего леса"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Воспитывать у детей бережное отношение и любовь к своей Родине, к своему краю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №62 «Журавушка»

Конспект НОД

"Хвойные деревья нашего леса"

Подготовил:

Воспитатель

Сарыева Х. В.

Г. НИЖНЕВАРТОВСК 2014год

Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Любовь к Родине, к своему краю.

Образовательные задачи: Закрепить знания детей о хвойных деревьях. Познакомить детей с отличительными особенностями ели, сосны и кедра, показать их сходные и контрастные признаки.

Учить сравнивать два предмета по внешним признакам (толщине и гибкости веток; размеру и цвету хвоинок;)

Отметить приспособленность хвойных деревьев к зимним условиям (стоят зеленые и зимой и летом) к распространению семян (наличие крылышек у сосновых и еловых семян) ;

Предварительная работа: Знакомство с деревьями, экскурсия в лес. Разучивание стихов, загадок, пословиц о природе, беседы о природе.

Развивающие задачи:

Развивать у детей мышление при отгадывании загадки; подбирать варианты отгадок к одной и той же загадке по общему признаку;

Развивать воображение при перевоплощении в хвойные деревья, по возможности передавая их характерные особенности;

Развивать у детей умение путем логического мышления находить ответы на поисковые вопросы.

Развивать умение соотносить строение ели с особенностью расположения колец на пирамидке по размеру.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание ее сохранить.

Формировать у детей мысль о том, что вместе делать все легче и интересней.

Воспитывать у детей отзывчивость, дружелюбие.

Словарная работа:

Ввести в словарь детей слова: хвоя, хвойные.

Учить детей образовывать прилагательные от названий деревьев (ель – еловые, сосна – сосновые, кедр – кедровые).

Активизировать в речи детей слова – названия хвойных деревьев: ель, сосна, кедр.

Передавать словами свои тактильные ощущения.

Закрепить употребление порядковых числительных.

Предметно – развивающая среда: картинки – отгадки к загадке (еж, елка, дикобраз, кактус, рыба – еж, ель, сосна) ; веточки хвойных деревьев на каждого ребенка, музыка к игре «Хвоинки», шишки сосновые, еловые, кедровые; по две каждого вида; семена сосны; большая кедровая шишка; елочка – пирамидка.

Педагог: Сейчас вас ждут разные задания. Справиться с ними будет легче вместе или по одному? Правильно, только дружные, сообразительные и внимательные смогут справиться с моим заданием. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. У нас получилась дорожка для волшебного «сигнальчика», который, пробежав по ней, сделает нас дружными, сообразительными, внимательными.

Педагог посылает «сигнальчик» - пожимает руку стоящего рядом ребенка, тот другому, пока «сигнальчик» не дойдет снова до воспитателя с другой стороны. Он сообщает, что теперь все готовы к выполнению заданий.

- Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?

-  Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

-  Какие деревья  растут в хвойном лесу?

-  Сосны, ели.

-  Кто знает загадку про ель и сосну?

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь – 

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (ель)

 

У меня длинней иголки 

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (сосна)


- Почему эти деревья стоят зеленые?

- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.

- Что вы можете рассказать о ёлочке?

- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая. 

- Какой ствол у сосны?

- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

- Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

- Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

- Чем они похожи?

- Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

«Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы поближе поглядели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна».

- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?

- Иголочками.

- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

- Скажите, почему хвойный лес так называется?

- Какие хвоинки у сосны?

- Длинные, мягкие, светлые.

- А у ели?

- Короткие, колючие, темные.

- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.

- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).

- Какие шишки  у ели?

- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

- Что вы расскажете про сосновые шишки?

- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

- Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

- Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждому дереву свой листочек».
- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева листок и  найдите каждому листочку свое дерево. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда).

Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой сюрприз. А найдёте его в сундучке.

- Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомнить наши волшебные слова и нашу песню.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты окажись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группы по теме "Деревья наших лесов"

Расширить представление детей о деревьях;  учить согласовывать прилагательные с сущуствительными....

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебные деревья» в рамках педагогического проекта «Деревья наших лесов»

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности направленное на воспитание в детях любви к живой природе....

НОД «Хвойные деревья наших лесов»

Познакомить детей с видами хвойных деревьев, растущих в лесах Ромодановского района....

«Хвойные деревья нашего края»

Экологический  проект «Хвойные деревья нашего  края»...

Конспект занятия по окружающему миру "Хвойные деревья нашего леса"

Конспект занятия по окружающему миру "Хвойные деревья нашего леса"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ – НАШИ ДРУЗЬЯ»

Бережное отношение к природе, экологическая грамотность стали залогом выживания человека на нашей планете Земля. Экологическое образование детей – процесс формирования осознанно–правильног...

Конспект занятия в старшей группе «Хвойные деревья наших лесов»

Представлен материал по формированию представлений у дошкольников о хвойных деревьях родного края (ель, сосна), их характерных особенностях, жизнедеятельности, значении для всего живого....