"Чай, чай, русский чай!"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Карташева Ирина Владимировна

Программные задачи:

- углублять и систематизировать знания детей о чае (его происхождении, месте произрастания,  видах сортов чая);

- наши бабушки и прабабушки, о традициях чаепития на Руси;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- активизировать словарь за счет слов: чайный сервиз, сахарница, масленка, заварочный чайник, молочник; прилагательные: малиновый, клубничный, вишнёвый;

- воспитывать уважение и интерес к истории, своей культуре;

- учить согласовывать свои действия с действиями товарищей;

- чтение художественной литературы (К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Д. Хармс «Иван Иванович Самовар»); беседы о тульском самоваре и пряниках; рассматривание иллюстраций; оформление выставки фотографий на тему «все о чае»; подготовка костюмов; заучивание стихотворений, песен; отгадывание загадок; подбор посуды и угощений для чаепития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chay.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Курортный район

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 17 комбинированного вида

197706, Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Инструментальщиков, 17 Лит.А

т. 437-39-72, ф. 437-69-18

КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ    

 В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«ЧАЙ, ЧАЙ, РУССКИЙ ЧАЙ»

Автор:

Воспитатели ГБДОУ № 17:

                Карташева Ирина Владимировна

Петрова Ольга Фёдоровна

Санкт-Петербург

2015 год

КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ    

 В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

 «ЧАЙ, ЧАЙ, РУССКИЙ ЧАЙ»

Цель:

Формирование уважительного отношения к национальным традициям.

Программные задачи:

- углублять и систематизировать знания детей о чае (его происхождении, месте произрастания,  видах сортов чая);

- наши бабушки и прабабушки, о традициях чаепития на Руси;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- активизировать словарь за счет слов: чайный сервиз, сахарница, масленка, заварочный чайник, молочник; прилагательные: малиновый, клубничный, вишнёвый;

- воспитывать уважение и интерес к истории, своей культуре;

- учить согласовывать свои действия с действиями товарищей;

- чтение художественной литературы (К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», Д. Хармс «Иван Иванович Самовар»); беседы о тульском самоваре и пряниках; рассматривание иллюстраций; оформление выставки фотографий на тему «все о чае»; подготовка костюмов; заучивание стихотворений, песен; отгадывание загадок; подбор посуды и угощений для чаепития.

Оборудование:

  1. Фланелеграф, фигуры к сказке – теневому театру, лампа;
  2. Петрушка из театра би-ба-бо;
  3. Ларец с мешочками в которых лежит чай;
  4. Различные сорта чая для экспериментирования, тарелочки, лупы, по кол-ву детей, 2 стеклянных чайника, чайник с горячей водой;
  5. Костюмы для хозяюшек, 2 стола и стулья с хохломой, поднос, чашки, блюдца, чайные ложки по количеству детей, скатерть, салфетки;
  6. Угощения (пряники, сушки, печенье, конфеты).

Ход занятия:

        Дети входят в группу под  музыку.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся:

 Скажем «здравствуйте» - руками.

Скажем «здравствуйте» - глазами.

Скажем «здравствуйте» - мы ртом,

Станет радостно кругом.

( На руке у воспитателя Петрушка – би-ба-бо)

Петрушка:

- Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки, вы меня узнали? (ответ детей)

- Правильно, меня зовут петрушка, я веселая игрушка, и у меня для вас сюрприз, он в ларце. (Воспитатель показывает ларец.)

Воспитатель:

- Ой, а здесь маленькие мешочки. Возьмите  их, потрогайте, понюхайте, но не открывайте.

- Что же в них лежит.

Петрушка:

- А пусть детки отгадают! (догадки детей).

Воспитатель:

- Петрушка, подскажи нам:

Загадка:  - Есть цейлонский, есть зелёный,

                - Есть цветочный – выбирай

                - Хоть горячий, хоть холодный

                - с наслажденьем выпьем…. (Ответ: чай)

Петрушка:

- Молодцы, действительно, это чай очень полезный и прекрасный напиток, вы отгадали ребятки. (шепчет на ухо воспитателю).

Воспитатель:

- Ребята Петрушка хочет  рассказать Вам сказку о том, как люди открыли напиток чай, давайте сядем и послушаем его.

Теневой театр: «СКАЗКА О КИТАЙСКОМ ИМПЕРАТОРЕ» (автор И.В. Карташева)

Петрушка из-за ширмы:  

- Кто слушал внимательно сказку? В какой стране выпили первую чашку чая? (в Китае ответы детей).

Воспитатель:

-Петрушка, давай мы расскажем детям все, что мы знаем о напитке.

Призентация  со слайдами:

-Слайды.

Воспитатель:

- ребята, Петрушка приглашает Вас в лабораторию, мы будем с Вами исследователями (садятся за столы, перед каждым ребенком стоит тарелка с сухим чаем, лупы).

- Мы с вами исследуем чай, пододвиньте к себе тарелочки, возьмите лупы и посмотрите.

- Что Вы видите? (ответ детей).

- Отличается ли чай по цвету? – Чем пахнет? (в этой тарелке чай черный, а в этой зеленый), а еще бывает красный и желтый чай.  Это самый дорогой сорт чая.

- Ой, а наш Петрушка, что-то загрустил. Давайте развеселим его и поиграем в игру,  которая называется «Чай, чай на вопросы отвечай».

- Если завариваем чай с листками земляники, мы его называем? (земляничным).

- С веточками малины?

- С ягодами клубники?

- А если с веточками вишни?

- В чай добавляют кусочки фруктов, то чай  будет?

- Кусочки яблок?

- ломтики лимона?

- Чай с цветками ромашки?

- Если добавляют листики мяты? Листья жасмина?

- Посмотри петрушка,  какие молодцы ребята, вот сколько сортов чая назвали, а теперь скажите ребята какой чай Вы любите пить в Вашей семье? (дети отвечают)

- Какие традиции существуют в Вашей семье? А что такое традиции? Как вы понимаете это слово? (традиции это то, что передается из поколения в поколение).

- К Нам в гости пришли наши мамы, они сейчас нам расскажут, как они дома вместе с вами пьют чай (рассказы мам из собственного опыта; как они готовятся к приёму гостей, их любимые скатерти, сервизы, чем любят подчевать гостей).

- Петрушка, а дети еще одну игру знают, давай поиграй вместе с ними.

Разминка  (под музыку):

Вот большой стеклянный чайник,(одна рука на поясе другая изогнута)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки (пружинка)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются (кружатся рисуя круг)

Вот серебряные ложки

И пластмассовый поднос, он посуду нам принес. (руки вверх вытянуты, большой круг руками)

Воспитатель:

- А где же поднос?

- Петрушка помоги нам его найти. Вот он, сколько посуды стоит на нем. Хозяюшки в русских сарафанах, накройте нам столы к чаепитию (девочки сервируют столы)

- Какой у нас богатый стол получился. Чего тут только нет.

-Сахар лежит в (сахарнице)

-Конфеты (в конфетнице)

-Масло (в маслёнке)

- Сухари (в сухарнице)

-Хлеб, лежит (в хлебнице) Молодцы ребята.

Музыка:

Стук в дверь. Под музыку входит самовар, здоровается.

Воспитатель:

_- Здравствуйте Самовар-Самоварович!

Самовар:

- Я Вам сладости к столу принес, угощение – вот баранки, вот печенье, вот и сладкое варенье.

Дети:

Спасибо тебе самовар (дети говорят Спасибо!) За тем образуют круг, самовар в центре круга.

Хоровод:

Самовар, самовар – толстячок

Вот мой носик, (показывают нос)

Вот бочок  (руки на бок)

Чашки не дают спокойно жить:

Подавай им пить, да пить

Пей, пей, пей…

Самовар чашку налей!

Очень вкусный чай!

Самовар, пляску начинай! (Самовар танцует)

Воспитатель:

- Сядем, посидим и гостей пригласим, а в память о нашем чаепитии я дарю Вам детки волшебные мешочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

«Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов»

Сценарий познавательного занятия в подготовительной группе детского сада...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Русская изба и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Русская изба и традиции русского народа»...