Главные вкладки

    Детское исследование "Что нужно для роста и развития растений". Воспитателя средней группы № 8 (дошкольное отделение № 435) Ушаковой Л.С. Январь 2016 год г. Москва
    проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Ушакова Людмила Сергеевна

    В материале приведены примеры  естественных экспериментов. Во время их проведения дети учатся размышлять, выражать свое мнение, строить гипотезы, проверять их, обобщать результаты опытов и делать выводы. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ Школа № 668 имени Героя Советского Союза В.П.Кислякова

    План – конспект

    проведения детского исследования естественнонаучной направленности

    для детей среднего дошкольного возраста

    «Что нужно для роста и развития растений?» 

                                                     Воспитателя  средней группы № 8

         (дошкольное отделение № 435)

            Ушаковой Л.С.

    Январь 2016 год

          г. Москва

    I. Введение: Познавательно – исследовательская деятельность детей:

    Развивает:

    • Высшие психические функции (восприятие, память, мышление, речь);
    • Способы умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать).

    Формирует умения:

    • Задавать вопросы;
    • Выдвигать гипотезы;
    • Наблюдать;
    • Давать определение понятиям;
    • Делать выводы и умозаключения;
    • Доказывать и защищать свои идеи.

    Дети проявляют огромный интерес к исследовательской  работе, большое внимание уделяется опытам и наблюдениям. Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Задача педагога - связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

    II. Основная часть:  опытно – экспериментальная деятельность.

    Постановка проблемы:  Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

    Коммуникативное общение   - обсуждение.

    1. Действительно ли семенам для прорастания требуется тепло?

    Эксперимент: «Где быстрее прорастут семена фасоли?»:

    Берём 3 блюдца, кладём на них вату, сильно смоченную водой, помещаем на вату семена фасоли. Блюдца накрываем черной полиэтиленовой плёнкой и расставляем их в разные места: одно в холодильник, второё – на подоконник, на солнечное место, третье – на любое место в группе.  Периодически, лучше в разгар яркого солнечного дня измеряем температуру на поверхности плёнки, закрывающей блюдца.

    Записываем показания градусника ( на окне на солнце может быть более 30 градусов, в помещении группы – 22 – 23, в холодильнике – 4).  

    Отмечаем момент появления первых ростков.

    Результат эксперимента:

    Семена на окне проросли первыми,  в группе на два дня позже,  в холодильнике ростки не появились совсем.

    Какие выводы можно сделать в результате проведения эксперимента:

    Солнечное тепло помогало нагреться плёнке на блюдце на окне и поэтому семена там проросли быстрее.  Значит тепло,  действительно играет большую роль в создании благоприятных условий для развития семян растений.

    1. «Могут ли растения жить при отсутствии солнечного света?»

    Для эксперимента понадобятся два комнатных растения одного вида.

    Эксперимент: вместе с детьми одно растение оставляем на окне, а второе убираем в тёмное место (можно накрыть пакетом из чёрной бумаги). Полив осуществляем как обычно. Через неделю (две) рассматриваем и сравниваем оба растения.

    Результат эксперимента: растение, оставленное на окне (на свету) здоровое и крепкое. Растение, помещённое под чёрным пакетом, ослабло, листья поникли и пожелтели.

    Вывод: без солнечного света невозможна жизнь зелёных растений.

    1. «Зачем растениям нужна почва? На какой почве растения растут лучше?»

    Перед проведением эксперимента детям можно рассказать о том, что такое почва. Почва – это верхний, плодородный слой, который питает и кормит растения. Почву иногда называют земля, песок, глина. Здесь также можно рассказать и показать детям, что почва бывает разная: песчаная, глиняная, чернозем. В процессе труда в природе, при посадке семян в почву и уходе за растениями, учим детей различать почву: рыхлую и плотную, влажную и сухую. Обращаем внимание на цвет, консистенцию, влажность, учим ощупывать и разминать землю пальцами. Организуем игры детей с песком, исследуем свойства песка, лепим из глины. Читаем книгу Н. Рыжовой “Почва – живая земля”. Летом можно понаблюдать, где какая трава растет, и сделать соответствующие выводы. Кроме того, надо обязательно рассказать детям о пустыне, рассмотреть иллюстрации, видеофильмы, прочитать книгу Н. Сладкова «Земля солнечного огня».

    Для проведения эксперимента необходимо подготовить три одинаковые ёмкости (можно сделать из пластиковых бутылок, чтобы было видно, что происходит над землёй, но и под ней), семена гороха или овса.

    Эксперимент: наполняем одну ёмкость почвой, вторую – песком, третью – мелками камушками. В каждую сажаем одинаковое количество семян. Поливаем и ставим на окно. Ждём всходов. Ежедневно поливаем равным количеством воды и наблюдаем. Отмечаем, где первыми появились всходы, проросли семена, где ничего не выросло, где выросло самое красивое растение. Обязательно просим ответить детей на вопрос «Почему?». Можно делать рисунки по ходу проведения эксперимента.

    Вывод: почва вместе с водой обеспечивает нормальные условия для роста и развития растений, она питает и кормит растения.

    1. «Может ли растение жить без воздуха, как дышит растение, с какой стороны листа в растение проникает воздух»

    Для проведения опыта берём комнатное растение с крупными листьями (бегония).

    Эксперимент: Намазать толстый слой вазелина на 2 листочка – сверху и на 2 листочка – снизу листа. Листья, намазанные, сверху перевязать белой лентой. А листья, намазанные, снизу перевязать красной лентой. Ежедневно в течение недели ведём наблюдение за растением. Наблюдения можно записывать или зарисовывать.

    Результат эксперимента: Листья, на которые вазелин был нанесен сверху -  не пострадали, а те, которые  были намазаны снизу – пожелтели и завяли.

    Вывод: желтеть стали листья намазанные снизу. Значит, листья дышат нижней частью листа. Вазелин перекрыл доступ воздуха в лист и лист погиб.

    1. «Может ли растение жить без воды?»

    Для проведения опыта берём три одинакового размера луковицы, три стаканчика.

    Эксперимент: Две луковицы ставим в стаканчики с водой. Третью луковицу ставим в пустой стаканчик. Ведём наблюдение, зарисовываем результаты, обсуждаем.

    Результат эксперимента: две первые луковицы (в воде) пустили корешки, у них появились зелёные пёрышки. Третья луковица осталась без изменений. Одну из двух луковиц вынимаем из стаканчика с водой и ставим в пустой стаканчик. Через несколько дней корешки у этой луковицы засохнут, пёрышки повянут, луковица погибнет.

    Вывод: растениям необходима вода.

    1. Для закрепления знаний детей можно проводить дидактические игры природоведческого содержания, например:
    • Игра «Что растениям нужно для роста?»
      Дети рассматривают рисунки – схемы, вспоминают, что они обозначают и выбирают только те рисунки, которые нужны для жизни растений

                                  http://ped-kopilka.ru/images/19-4(1).jpg

    • Словесная игра «Что было бы, если бы…»
    • Что было бы, если бы растение поставили в темное место? /ответы детей/
    • Что было бы, если бы растение забыли полить? /ответы детей/
    • Что будет, если за растением ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать? /ответы детей/ и т.п. вопросы.

    III. Заключение.

    Выводы:

    • Без солнечного света, тепла растения не растут.
    • Растениям необходимы: земля, воздух, вода.
    • Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями.
                        И обязательно им нужна наша забота и любовь!

    Познавательно – исследовательская деятельность детей помогает  не просто услышать и увидеть, она помогает узнать и запомнить.  Поэтому здесь можно вспомнить  китайское изречение:
                                    То, что я услышал, я забыл.
                                    То, что я увидел, я помню.
                                    То, что я сделал, я знаю!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Что необходимо для роста и развития растений

    подвести детей к пониманию того, что для жизни растениям необходимы благоприятные условия (почва, влага, свет, тепло)....

    Цикл наблюдений за ростом и развитием растений на примере зеленого лука для детей младшей группы ДОУ.

    Цикл наблюдений за ростом и развитием растений на примере зеленого лука для детей младшей группы ДОУ....

    участие в фестивале «Незнайка на Олимпиаде» среди дошкольных отделений образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы

    Цель соревнований: повышение мотивации к занятиям физической культурой детей дошкольного возраста, приобщение детей старшего дошкольного возраста к участию в спортивно-массовых мероприятиях.Задачи:- п...

    Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ (условия необходимые для роста и развития растений)»

    Конспект НОД в подготовительной к школе группена тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ         (условия необходимые для роста и развития растений)»...

    ВКР "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОСТЕ И РАЗВИТИИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке и практической реализации методики формирования представлений о росте и развитии растений и животных у детей старшего дошкольного возрас...

    Наблюдение за ростом и развитием растений во второй младшей группе "Луковая семейка"..

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17636414","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17636418","...