Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ (условия необходимые для роста и развития растений)»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Наумова Ольга Михайловна

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

на тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ         (условия необходимые для роста и развития растений)»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

в подготовительной к школе группе

на тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ         (условия необходимые для роста и развития

растений)»

  Программное содержание:

   - Дать детям обобщенное представление о знакомых растениях  (живое существо, у которого есть корни, чтобы держаться, питаться; стебель, чтобы доставать питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать; для роста и развития нужны почва, влага, свет, тепло).

 -  Вызвать у детей познавательный интерес к проведению опытов с растениями, желание наблюдать за изменениями растений в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта.

 -  Продолжать воспитывать интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Методические приемы: беседа, художественное слово, вопросы к детям, демонстрация опытов, игра, сюрпризный момент.

Пособия: комнатные растения, карточки с частями растений, халаты на всех детей, пособия необходимые для демонстрации опытов.

Предварительная работа: рассматривание комнатных растений, замачивание и посадка семян разных культур, наблюдение за ростом семян, лука в разных условиях.

   

 ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель в костюме феи:

- Здравствуйте ребята! Меня зовут фея Природа. Я по земле хожу и за порядком слежу, только мне одной трудно – ведь наша планета очень большая. Смотрю – то ветка сломана, то гнездо разорено, то цветы помяты. Вот и решила я себе подыскать помощников – пошла по земле в поисках удачи. Шла, шла и набрела на ваш детский сад, заглянула и вижу: цветов видимо – невидимо. Наверное, думаю, в этом саду живут добрые и заботливые дети, которые любят растения и ухаживают за ними. Так ли это, ребята?

   Дети: «Да!»

 - Вот по этому я и хочу предложить вам стать моими помощниками. Но для этого нужно много знать и уметь. Вы готовы пройти испытания?.. Тогда вперед!

                         Сад зеленый на окошке

                           Средь зимы у нас растет,

                           Посмотрите – это крошки,

                           Вон гигант большой растет.

                           Как нежны у них цветы

                           Стебли чудной красоты.

- О чем это стихотворение? ( о комнатных растениях ).

- Да, сегодня мы поговорим о комнатных растениях, и даже будем проводить опыты, чтобы выяснить условия в которых растениям комфортно жить. Но вначале давайте выясним сколько частей имеет каждое растение. Я буду показывать карточку с изображением части растения, а вы будете называть ее.

( корень, стебель, лист, цветок, плод )

- Для чего нужен растению корень?

- Стебель?

- Листья?

- Цветок?

- Плод?  

- А теперь из частей нужно собрать целое растение.( дети собирают растение на доске ).

- Посмотрите на эту таблицу, что здесь перепутано? Будет ли жить такое растение? ( воспитатель показывает детям самодельную таблицу, на которой изображено растение, состоящее из несовместимых частей, хорошо знакомых детям ). Из частей каких растений состоит это растение? (ответы детей).

- Теперь давайте рассмотрим настоящие растения и назовем их.

(Дети встают, обходят помещение группы, рассматривают и называют растения).

- Как называются некоторые растения в простонародье?

( зигокактус – «декабрист»; бальзамин – «Ванька мокрый», «огонек»;  сансевьера –« щучий хвост»; пуансеттия – «рождество»).

- Какие стебли бывают у комнатных растений?

( прямостоячие, свисающие, вьющиеся).

- Назовите растения с прямостоячим стеблем (герань, бальзамин, фикус); с вьющимся (циссус); с свисающим (аспарагус, традесканция).

- У каких растений не видно стебля (бегония, хлорофитум и др.)?

- У какого растения пахнут не только цветы, но и листья (герань)?

- У какого растения самые большие листья (фикус)? А самые маленькие (аспарагус)?

- Молодцы, растения, растущие у вас в группе, вы знаете хорошо, теперь предлагаю вам поиграть.                

ИГРА «Раз, два, три до цветка беги».

После игры воспитатель предлагает детям отправиться в лабораторию и провести несколько опытов, чтобы выяснить условия необходимые для нормального роста и развития растений:

- Итак, мы превращаемся в ученых.

- Мы с вами уже сказали, что растения живые, а всё живое растет и дышит. Что растения растут - мы видим, наблюдая за ними. А как узнать дышат ли растения? Мы начали проводить опыт с цветком Маранта, кто опишет его?

       (Горшок с цветком поливают, ставят в большую банку и плотно закрывают крышкой. На стенках банки появляются капли воды).

- Давайте сделаем вывод из опыта.

(Дети делают вывод: растение дышит.)                                                                                                    

- Давайте опишем опыт, который поможет нам узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Идет описание опыта. Вывод: воздух в растение проникает с нижней стороны листа.

- Дети, скажите, пожалуйста, какого главного органа мы не видели на наших растениях (плод, корень)? Мы посадили семена разных культур (тыква, дыня, подсолнух, пшеница, лук) в прозрачные стаканы, для того чтобы понаблюдать за ростом корней. Давайте рассмотрим их и расскажем, как они росли.

(Дети описывают корни и делают вывод, что корни у разных растений разные.)

- Теперь давайте, определим, нужна ли растениям вода.

(На тарелке зерно замоченное и сухое)

Дети делают вывод: вода нужна семенам, для того чтобы прорости.

- Давайте опишем следующий опыт.

(семена находились во влажной атмосфере, они проросли, но через несколько дней корни начали загнивать);

Дети делают вывод: для того, чтобы семена проросли нужна вода, но для дальнейшего роста растений нужна земля.

- Теперь я покажу вам опыт, и вы увидите, как по корню к стеблю поднимается вода.

(Опыт с окрашенной водой и марлей).

- Ребята, а как вода поступают к листьям? Чтобы ответить на этот вопрос нужно рассмотреть следующий опыт.

(В подкрашенной воде стояли отростки комнатного растения, через несколько дней стебель растения разрезают вдоль, а потом поперек и рассматривают насколько высоко стебель окрасился).

Дети делают вывод: вода от корня по стеблю поступает к листьям.

- При помощи следующего опыта, определим, какое количество воды необходимо для растений.

(В трех стаканах выращена пшеница, далее 1- не поливают, 2- умеренно поливают, 3- заливают водой).

Вывод: растения, которые не поливали и залили водой через несколько дней погибают, а те, которые умеренно поливали, продолжали расти. Поэтому, для растений вреден как, недостаток,

 так и избыток влаги.

- Теперь, давайте, определим, нужны ли для роста растения свет и тепло.

(В трех стаканах выращен лук – 1- на свету и в тепле; 2- в тепле и в темноте; 3- на свету и на холоде.)

Дети описывают опыт и делают вывод: для роста растений необходимы тепло и свет.

- Дети, давайте опишем еще один опыт, который поможет нам определить, как реагирует растение на недостаток света.

(Выращенную пшеницу ставят подальше от света. Стебли пшеницы нагнулись к свету, далее - делают метку и переворачивают растение. Через некоторое время, растения опять поворачиваются к свету).

Вывод: растения движутся к свету.

      На этом наша опытническая работа окончена. Давайте сделаем общий вывод, какие же условия нужны растениям для роста и развития?

ВЫВОД: ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ НУЖНЫ: ВОДА, ЗЕМЛЯ, СВЕТ И ТЕПЛО.

- Теперь снимаем халаты и из научных сотрудников превращаемся в обычных детей, а я в Фею Природу и возвращаемся в группу.

   Подводится итог занятия.

    - Я вами очень довольна! Вы теперь еще больше знаете о растениях и я, думаю, вы достойны быть моими помощниками!

Фея вручает детям медальоны «Люби и береги природу» и прощается.

 

Литература:

  1. Аксенова З.Ф.

Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2008.

  1. Бондаренко Т.М.

Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ. «Учитель», 2002.

  1. Дошкольная педагогика №1, 2007; №1, 2008.

     4. Иванова А.И.

     Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду:                                         Мир растений. - М.: ТЦ Сфера, 2008.  

  1. Коломина Н.В.

Занятия по экологии в детском саду, - М.: ТЦ Сфера, 2008.

  1. Николаева С.Н.

Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп детского сада: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1999

7. Познание мира растений: занятия с детьми  4-7 лет /П. 47 авт. – сост. М.Н.Сигимова. – Волгоград: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД в подготовительной к школе группе на тему: «Приятный сюрприз» Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие. ФЭМП. (по ФГОС).

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие. ФЭМП»Тип ОД: - интегрируемая.Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, игров...

Конспект ОД в подготовительной к школе группе на тему: «Города Чувашии» (по областям «познавательное развитие» и «социально - коммуникативное развитие»)

Задачи:Образовательные:- формировать обобщенные представления о родном крае – республике Чувашия: культура, географическое положение;- продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в к...

Конспект ООД в подготовительной к школе группе на тему: «Витамины и их польза» по области «Познавательное развитие»

Дать представление о пользе продуктов о необходимости человеку каждый день для здоровья...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Лексическая тема «Комнатные растения»

Активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах) Развити...