Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Лексическая тема «Комнатные растения»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Наумова Виолета Николаевна

Активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах) Развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование навыков чтения. Совершенствование синтаксического строя речи (сложно подчиненные предложения со словами потому что). Автоматизация правильного произношения и дифференциации сонорных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye_rasteniya_razvitie_rechi.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Лексическая тема «Комнатные растения»

Образовательные задачи: Активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения». Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах) Развитие фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа слов. Совершенствование навыков чтения. Совершенствование синтаксического строя речи (сложно подчиненные предложения со словами потому что). Автоматизация правильного произношения и дифференциации сонорных звуков.

Развивающие задачиРазвитие связной речи, речевого слуха (подбор слов с заданным звуком, фонематических представлений, зрительного внимания, восприятия, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Развитие (определение места звука в слове). Координации речи с движением.

Воспитательные задачи: Формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности, бережного отношения к живой природе.

Оборудование: призентация с изображением комнатных растений, Резиновый мяч, картинки с наложенными контурными изображениями комнатных растений, карточки со слогами, контейнер с магнитами для звукового анализа, контейнер с искусственными листочками, моносхема, карточка с изографом, ребус.

Предварительная работа: Беседа об уходе за комнатными растениями, о способах размножения комнатных растений. Разучивание стихов, загадок о комнатных растений. Составление плана сравнительного рассказа – описания о комнатных растениях.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Создание эмоционального фона занятия. Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Предлагаю детям пройти в музыкальный зал где на столе стоят комнатные растения, Сообщаю что с сегодняшнего дня на занятиях мы будем с вами говорить о комнатных растениях, об уходе за ними, о том, как их можно размножать. Предлагаю детям посмотреть на растения, знакомы ли они вам?

Дети называют и показывают некоторые растения.

Прочитайте стихи которые мы выучили. Следите за произношением звуков (р, (л, (р*, (л*). Старайтесь говорить правильно и красиво.

1-й ребенок: Ну что же мне делать? Я очень колючий…

И с возрастом точно не сделаюсь лучше.

Иголки мои растут день ото дня.

Никто – никогда! – не полюбит меня

Я даже цвести попытался однажды,

Да только и это заметил не каждый –

Иголок боятся моих как огня.

Никто – никогда! Не обнимет меня…

Один только еж с непричесанной гривой

Тогда проворчал мне какой ты красивый!

Я тоже колюч, но цвести не могу.

И тронул колючкой меня на бегу! Погладил.

2-й ребенок: Мороз на стеклах кружева рисует,

На улице метель и снегопад,

А на окне вовсю весна бушует,

И расцветает здесь волшебный сад.

Вот фикус, словно дерево большое,

А здесь фиалки, красный бальзамин,

Герань и традесканция, алоэ,

Толстянки две и кактус, но один.

3-й ребенок: За окнами шумит и воет вьюга,

А в комнате уютно и тепло.

Зима и лето смотрят друг на друга

Через двойное тонкое стекло.

Воспитатель: Отлично! Мне очень понравилось как вы читали стихи.

2. Игра с мячом «Как размножаются комнатные растения

Воспитатель: Теперь давайте вспомним как размножаются комнатные растения, Глоксиния размножается.

1-й ребенок: Листьями

Воспитатель: Герань размножается.

2 - й ребенок: Черенками.

Воспитатель: Амариллис размножается.

3 –й ребенок: Луковицами.

Воспитатель: Фиалка размножается.

4-й ребенок: Листьями.

Воспитатель: Традесканция размножается.

5-й ребенок: Черенками.

Воспитатель: Бальзамин размножается.

6-й ребенок: Черенками.

Воспитатель: Кактус размножается.

7-й ребенок: Черенками.

Воспитатель: Фикус размножается.

8-й ребенок: Черенками.

Воспитатель: Молодцы!

Убираю мяч.

3. Упражнение «Картинка – загадка».

Помещаю на доску картинку с налаженными изображениями комнатных растений. Предлагаю детям сесть удобно и внимательно рассмотреть картинку.

Воспитатель: Рассмотрите картинку – загадку. Какие растения вы видите. Вызываю четыре ребенка к доске, дети называют и показывают их.

1-й ребенок: Я вижу фикус.

2-й ребенок: А я увидела кактус

3-й ребенок: Я вижу розан.

4-й ребенок: А я вижу алое.

Воспитатель: Отлично. Вы справились с этим заданием!

4. Упражнение составь и прочитай слова.

Помещаю на доску карточки со слогами: фи, кус, как, тус, ро, зан, а, ло, э.

Воспитатель: Составьте из слогов и прочитайте название растений, которые вы увидели на картинке – загадке.

Дети составляют и читают слова. Затем предлагаю детям выполнить звуковой анализ слов, выложить звуковую схему слов, которые они составили.

5. Физкультминутка

(Координация речи с движением).

Предлагаю детям пройти на ковер. Дети выполняют знакомое упражнение.

Во дворе растёт подсолнух,

Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперёд,

А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули мы чудесно,

И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

6. Игра «Четвертый лишний».

Воспитатель: А теперь знакомая вам игра «Четвертый лишний». Я называю вам четыре растения, а вы определяете лишнее и объясняете почему оно лишнее. Будьте внимательны. Старайтесь говорить правильно и красиво. Бальзамин, аспарагус, крапива, колеус. Что лишнее?

1-й ребенок: Лишняя крапива, потому что это сорняк, а бальзамин, аспарагус и колеус – комнатные растения.

Воспитатель: Крокус, подснежник, фикус, медуница. Что лишнее?

2-й ребенок: Лишний фикус, потому что это комнатное растение, а крокус, подснежник и медуница – первые весенние цветы.

Воспитатель: Мать - и – мачеха, сансиверия, гибискус, амариллис. Что лишнее?

3-й ребенок: Мать – и –мачеха, потому что это лекарственное растение. А сансиверия, гибискус, амариллис – комнатные растения.

Воспитатель: Василек, кливия, клевер, ирис. Что лишнее?

4-й ребенок: Лишнее кливия, потому что это комнатное растение, а василек, клевер и ирис - это полевые цветы.

Воспитатель: Кактус, традесканция, мак, драцена. Что лишнее?

5-й ребенок: Лишний мак, потому что это полевой цветок. А Кактус, традесканция, драцена – это комнатные растения.

Воспитатель: Ромашка, бальзамин, мелиса, мята. Что лишнее?

6-й ребенок: Лишний бальзамин – это комнатное растение, а ромашка, мелиса, мята – лекартственные растения.

7. Упражнение «рассмотри и расскажи». Составление сравнительного рассказа – описания о двух комнатных растениях.

Обращаю внимание детей на картинки с комнатными растениями. Вызываю несколько детей к доске для составления рассказа.

Воспитатель: рассмотрите растения, изображенные на картинках. Составьте сравнительный рассказ о них по плану, известному вам. В этом вам поможет моносхема. Старайтесь говорить правильно и красиво.

1-й ребенок: это комнатные растения герань и амариллис. У герани тонкие стебли и округлые листья, а у амариллиса длинные широкие листья. У герани некрупные розовые цветы собраны в пышные шапки, а у амариллиса крупные оранжевые или красные цветы – колокольчики растут на высокой стрелки. У герани простые корни, а у амариллиса луковица.

Воспитатель: Рассмотрите следующие два растения, также составьте сравнительный рассказ о них по плану, известному вам.

2- й ребенок: это комнатные растения фикус и кливия: У фикуса сильные ветви, листья сердцевидные, продолговато – овальные, темно – зеленые блестящие листья, а у кливии длинные ремнеобразные темно зеленые листья. У фикуса цветки невзрачные, соцветия похожи на округлый пустой плод, внутри которого мелкие цветки, а кливии крупные ярко – ораньжевые цветки собраны в соцветие на прямой прочной стрелки. У фикуса простые корни, а у кливии луковица.

Воспитатель: Отлично. Вы справились с заданием!

8. Игра – соревнование «У кого больше?»

Воспитатель: Давайте проведем соревнование. Посмотрим кто больше соберет листочков. Вы будете вспоминать названия комнатных растений с определенными звуками. За каждое слово я буду давать по листочку. Вспомните название комнатных растений, которые начинаются со звука (к).

Дети: Колеус, камнеломка, кливия, кактус.

Воспитатель: Вспомните комнатные растения со звуком (л*).

Дети: Амариллис, кливия, бальзамин, пальма, лиана.

Воспитатель: А теперь перечислите комнатные растения со звуком (с) в названиях.

Дети: Колеус, гибискус, аспарагус, фикус, кактус, амариллис.

Воспитатель: Теперь давайте посчитаем листочки и определим победителя.

Аплодируем победителю.

9. Чтение изогрофа и ребуса.

Помещаю на доску карточку с изографом, затем с ребусом.

Воспитатель: Прочитайте изограф. Какое название комнатного растения здесь спрятано(кактус). Один из детей выкладывает из букв на доске слово кактус. Затем помещаю на доску ребус, предлагаю детям разгадать ребус.

Дети: Это герань.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: От имени крокодила Гена остается только первый слог, а от слова баран остается второй слог. получается геран. Добавим Ь и получим слово герань.

Один из детей выкладывает на доске слово герань.

Воспитатель: Отлично. Вы справились с заданием!

Молодцы!

В заключении занятия предлагаю детям загадать друг другу загадки о комнатных растениях.

1-й ребенок: Куст – оконный

И балконный,

Лист пушистый

И душистый

А цветы в окне –

Словно шапка в огне.

Дети: Это герань. У нее опушенные пушистые листья и красные цветы.

2 - й ребенок: Лист горбочком,

С желобочком,

Шипы имеет,

А ранить не умеет,

Зато лечит нас

В любой день и час.

Дети: Это алоэ, или столетник. У него листья с горбочком и колючками. Это лекарственное растение.

3 –й ребенок: Он колючий, словно ёж,

На зеленый мяч похож.

Как верблюд – не ест, не пьёт –

Ждёт, когда же кто польёт.

Дети: Это кактусы. Они колючие.

4-й ребенок: Был тугим он кулачком,

А разжался стал цветком.

Дети: Это бутон. Когда он раскрывается, получается цветок.

Воспитатель: Молодцы!

Окончания занятия.

Предлагаю детям перечислить задания, которые они выполняли, затем задаю им контрольные вопросы.

Воспитатель: Откуда родом почти все комнатные растения? Какие вы знаете комнатные растения? Как люди ухаживают за комнатными растениями? Как можно разводить комнатные растения? Для чего нужны комнатные растения?

Вот и закончилось наше занятие. Надеюсь, оно вам понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ:«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ – СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА».Цель: Развивать экол...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему "Комнатные растения"

Конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему "Комнатные растения"...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ (условия необходимые для роста и развития растений)»

Конспект НОД в подготовительной к школе группена тему: «ОПЫТЫ С РАСТЕНИЯМИ         (условия необходимые для роста и развития растений)»...

Конспект занятия в подготовительной к школе группы «Уход за комнатными растениями»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Лексическая тема «Одежда, обувь, головные уборы»

Цель: выявление знаний и формирование представлений у детей о различных видах одежды, обуви и головных уборах, и их частях, обогащение словарного запаса.Задачи:-Учить различать окружающие предметы, зн...

Конспект НОД «Труд в уголке природы» в подготовительной к школе группе «Ухаживаем за комнатными растениями нашей группы»

Задачи:Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. 2. Развивать интересе к комнатным растениям ( фиалка, драцена, лимонник, фикус...