Конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему "Комнатные растения"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Трощева Ольга Сергеевна

Конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему "Комнатные растения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye_rasteniya.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

на тему: «Комнатные растения»

для детей старшей группы

Цель: формировать знания детей о комнатных растениях и об уходе за растениями.

Задачи:
- способствовать становлению у детей ценностного отношения к комнатным растениям, как к зеленым друзьям. 
- содействовать обогащению познавательного и эстетического восприятия детьми комнатных растений. 
- подвести детей к осознанию основных потребностей комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. 
- содействовать развитию мотивов исследовательской, природоохранной и трудовой деятельности. 
- воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом. 

- учить лепить элементы цветка, моделировать пальцами рук, раскатывать шар, сплющивать в диск, вдавливать и сплющивать, вырезать стекой; - развивать мышление, творческое воображение, чувство формы, мелкую моторику, воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: таз, лейка с водой, тряпочки, фартуки,яичная скорлупа, луковая шелуха, пластиковые банки,карточки-символы, ноутбук, мультимедийная презентация, мяч.

Материалы и инструменты: картон, пластилин разного цвета, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка) ; демонстрационный материал.

Приемы и методы работы: словесный - художественное слово, вопросы; наглядный - использование мультимедийной презентации; игровой – дидактическая игра , пальчиковая игра «Цветок».

Интеграция образовательных областей: познание, физическая культура, развитие речи, социально-коммуникативное, художественно – эстетическое.

Возраст детей: 5-6 лет

Предварительная работа: наблюдение за развитием и ростом растений в уголке природы; рассматривание стеблей и листьев у разных растений.
Ход занятия

Воспитатель: Дети, на дворе весна, в это время все живое пробуждается ото сна. Сегодня мы поговорим о живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе? (Ответы).А почему вы думаете, что растения (цветы) живые? (Растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)Все мы любим цветы, но знаете, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают плохой воздух, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь. Но цветы растут не только на улице, но и в комнате. Подскажите, пожалуйста, как называются растения, которые растут в комнате?Конечно, комнатные. У меня на столе стоят комнатные растения, которые вам уже знакомы. Давайте вспомним названия этих цветов (герань, бегония, папоротник, бальзамин, алоэ, кактус).

Отгадывание загадок (слайды с изображением цветов)
Фиалки
Здравствуйте, ребята! Угадайте, кто мы. 
На окошке мы стоим, Вас порадовать хотим
И глядим всегда на вас
Синевою добрых глаз. 

Бальзамин
С добрым утром, вас, друзья. Отгадайте, кто же я? 
На окне цветочков много, 
Только мокрый я один, 
Поливайте дети, чаще
Ваш любимый. (бальзамин) 

Кактус
Вас приветствую, ребята Встречи с вами очень рад я. 
Я цветок - забавный ежик, 
Хоть без ручек и без ножек. 
Жил в пустыне я всегда, 
Где отсутствует вода. 
А теперь живу в горшочке
Ваш зеленый я дружочек. 

Алоэ
Посылаю вам привет, 
Как зовут меня узнайте, 
Вы загадку отгадайте, 
Дайте детки мне ответ. 
Я зеленое, небольшое, 
Колючие и кривое. 
Но, в общем-то я симпатичное, 
И лекарство из меня отличное! 

Герань
Здравствуйте, девчонки. Здравствуйте, мальчишки. 
Листья мои пушистые, 
Букеты мои душистые, 
Цвету я круглый год, 
Кто первый меня назовет? 
Молодцы, все загадки отгадали

Игра с мячом «Назови ласково»

стебель-стебелек, лист-листочек, цветок-цветочек, вода-водичка, лейка-леечка, горшок-горшочек, земля - земелька, корень - корешок.

Воспитатель: Ребята, вы помните кто такой «Айболит»(Ответы детей) 
А сегодня я вам предлагаю стать врачами, только вместо белого халата вы наденете фартуки, а вместо таблеток лейка с водой, губки, салфетки, тазики с водой. Посмотрите ребята на наших комнатных зеленых друзей. А почему их так называют? (ответы детей) 
Воспитатель: Правильно их не случайно так называют, они украшают нашу группу. Комнатные растения повышают влажность воздуха, очищают воздух от пыли. Выделяют много кислорода, которым мы с вами дышим, а также убивают вредные бактерии. Все комнатные растения придают нашей группе не только красоту, но и приносят пользу. 
Мне кажется, что не все цветы сегодня радуются с нами, с ними что-то случилось. 
Вы как думаете? (ответы детей) 
Как вы догадались? 
Могут ли растения поговорить с нами на нашем языке? Рассказать о своих радостях и огорчениях? 
Как же вы понимаете, о чем растения хотят рассказать или попросить о чем-либо? (ответы детей) 
Что же нам делать? Сможем ли мы помочь растениям? (ответы детей) 

Пальчиковая игра "Цветок"
Наши красные цветки
Расправляют лепестки. 
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет. 
Наши красные цветочки
Закрывают лепестки. 
Тихо засыпают. 
Воспитатель: Растения не только требуют ухода, но их еще и подкармливают. 
Что такое подкормка? (ответы детей) 
А вы знаете, чем можно удобрять растения? (ответы детей) 
Для этого есть специальные удобрения. но они химические. Ими можно пользоваться только взрослым. 
На столе лежат предметы: яичная скорлупа и луковая шелуха. 
Как вы думаете, как ими подкармливают растения? (ответы детей) 
Яичная скорлупа богата кальцием, который необходим растениям. 
Луковая шелуха лечит землю от мелких вредителей. 
Перед занятием я занесла снег в группу. Посмотрите, что с ним стало? (ответы детей). Талый снег - грязный. Конечно же пить его нельзя, может принести вред здоровью. А комнатным растениям снеговая талая вода принесет пользу, т. к в ней все микроэлементы. 
Сейчас можете выбрать себе тот цветок, за которым вы хотели бы ухаживать. 
Уход и подкормка. 
Воспитатель: Посмотрите, какие растения стали ухоженными, листья заблестели. А что же еще они от нас ждут? (ответы детей) 
Конечно же, ласковых слов. 
Дети говорят своим зеленым друзьям ласковые слова. 
А теперь прислушайтесь, что-то ваш цветок хочет вам шепнуть. Послушайте. 
-Саша, что тебе шепнул цветок? 
-Аня, а тебе? 
- А как вы думаете, есть ли у растений характер, как у людей? 
-Люди, например, бывают гордыми, заботливыми. Еще какими? (внимательными, щедрыми) 
-Вот мы и позаботились о своих друзьях. Так и поступают настоящие друзья. Давайте мы им сделаем подарок и слепим фиалки для них.

Лепка

Воспитатель: Ребята, фиалки бывают разных цветов, белые, розовые, фиолетовые,голубые.

Ребята, посмотрите на цветок и скажите, из каких частей он состоит?

Дети: середина, лепесточки, стебель, листочки.

Воспитатель: Молодцы, а теперь приступим к лепке. Перед вами пластилин разного цвета, дощечка и стеку. Из чего начнем лепить наш цветок?

Дети: с середины.

Воспитатель: Берем кусочек пластилина желтого цвета, катаем в шар, сплющиваем, получается середина. Середина готова. Что делаем дальше?

Дети: лепестки.

Воспитатель: Сначала нам нужно скатать колбаску, поделить на пять кусочков. Каждый кусочек мы скатываем в шарик. Потом шарики расплющиваем подушечками пальцев, (5 лепестков). Прикрепляем получившиеся лепестки к середине, равномерно поправляем.

Воспитатель: Ребята можно сказать, что наша фиалка готова?

Дети: нет.

Воспитатель: А чего не хватает?

Дети: стебелька.

Воспитатель: Берем зеленый пластилин и разделим его на три равные части.

Один кусочек мы крутим его в тонкую колбаску – вот и стебелек.

Воспитатель: Прикладываем стебель. Смотрим, все ли есть у нашего цветка?

Дети: нет листиков.

Воспитатель: Берем два кусочка зеленого пластилина, (которые остались, их сплющиваем. И прикладываем их к стебельку. Стекой наносим прожилки на листьях.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая замечательная фиалка получилась у нас. Ребята, а в чем растет цветок, и все комнатные растения?

Дети: в горшках.

Воспитатель: Берем коричневый пластилин, отщипываем маленькие кусочки и размазываем их по поверхности картона по контуру горшка.

Итог занятия.

О чем мы говорили на занятии?

Вспомните названия растений.

Какие условия необходимы растениям для роста?

Как мы ухаживаем за растения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» в старшей группе. Тема: «Комнатные растения – спутники жизни»

Познавательное развитие с элементами трудовой деятельности. Основной целью занятия является: формировать экологическую культуру у детей по уходу за комнатными растениями. Задачи: расширять и системати...

Конспект открытого занятия - экспериментирования по познавательному развитию в старшей группе Тема: "Жизнь растений".

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования....

Конспект НОД (познавательное развитие) в старшей группе на тему «Полезные растения» с использованием ИКТ

Современные образовательные технологии, применяемые в образовательной деятельности: 1. Личностно-ориентированная технология. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития л...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Посадка комнатного растения"

В конспекте раскрываются приёмы работы по ознакомлению детей с посадкой комнатных растений способом черенкования, развитию трудовых умений и навыков....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Мир комнатных растений»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе«Мир комнатных растений»воспитатель МКДОУ «Д/с № 30» Кондратюк С.А. Программное содержание:Расширить представл...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Дикие растения».

Конспект по познавательному развитию в старшей группе«Дикие растения».Цель: Закрепление у детей представления о растениях.Задачи:Образовательные: Углубить и обобщить знания детей о...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире растений"

Познакомить детей с интересными представителями мира растений (с лекарственными растениями вообще и с произрастающими в нашей местности в частности).Развивать любознательность и логическое мышление, у...