Картотека опытов и экспериментов
картотека по окружающему миру (младшая группа) на тему

Байгильдина Филюза Ильдаровна

Здесь вы найдете много разных опытов и экспериментов, которые можно использовать дома и в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_opytov_i_eksperimentov.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Картотека опытов и экспериментов

                        для дошкольного  возраста

Опыты. Воздух.

Игры с воздушным шариком и соломинкой.

 Цель игры: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Игровой материал: воздушные шарики, емкость с водой, два воздушных шара (один надут слабо – мягкий, другой надут сильно – упругий).

Ход игры:

Взрослый вместе  с детьми рассматривает два воздушных шара. Дети играют с тем и другим и выясняют, с каким удобнее играть и почему ( с тем, который больше надут, так как он легко отбивается, «летает», плавно опускается и прочее). Обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что он сильно надут, а другой – мягкий. Взрослый предлагает подумать, что нужно сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть (побольше надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берется (его выдыхают).

Взрослый показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух внутри человека (его вдыхают).

Взрослый организует игры со вторым шариком: надувает его, чтобы он стал упругим, опускает шарик отверстием в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. В конце игры взрослый предлагает детям повторить опыт самим.

Опыты. Воздух.

Игра «Что в пакете?»

Цель игры: обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Игровой материал: полиэтиленовые пакеты.

Ход игры:

Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец, так чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание, что когда открыли пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

Опыты. Свет, цвет.

Игра «Что в коробке?»

Цель игры: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Игровой материал: коробка с крышкой, в которой есть прорезь, фонарик, лампа.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно), обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять  крышку, чтобы свет попал в коробку и осветлил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.

Опыты. Вес, притяжение.

Игра «Легкий – тяжелый».

Цель игры: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые; научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Игровой материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и  листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («тяжелый», «легкий).

Ход игры:

Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, который из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:

- игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает. Почему Гена возьмет игрушки большого размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;

- игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему;

- игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему.

Затем взрослый предлагает детям выбрать угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашщка, а какое Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержание ведерок.

Потом выясняется , что Крокодил Гена и Чебурашка переезжают на новую квартиру. Дети определяют, кто из них какие предметы будет переносить: группируют предметы по признаку «легкий – тяжелый» с учетом размера и материала.

Опыты. Звук.

Игра «Что звучит?»

Цель игры: научить определять по издаваемому звуку предмет.

Игровой материал: дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость  с водой, стакан.

Ход игры:

За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они  услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т.д.). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивает, какие предметы надо взять и что сними сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.).

Эксперимент: прокати шарик

Цель: познакомить с движение тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

Материал: желобок, шарик- колобок, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход эксперимента:

Воспитатель. Вспомните сказку про Колобка. У каждого из вас есть шарик – колобок. Посмотрите, какой он красивый.

Первый эксперимент. «Шарик – колобок катится по прямой дорожке и любуется природой» (дети подталкивают колобка, он движется вперед по инерции, постепенно уменьшает скорость, останавливается).

Второй эксперимент. «Шарик – колобок катился, катился, оказался на вершине горы (одну сторону желобка приподнять) покатился так быстро, что у него закружилась голова» (дети скатывают шарик с горки, он катится с больше скоростью, чем по прямой).

Воспитатель. Как вы думаете, по какой Дорожке шарику – колобку больше понравилось кататься? (Ответы детей).

Потом дети рисуют колобков и подводят итоги своей экспериментальной деятельности (по прямой дорожке шарик-колобок катился медленно и вскоре остановился: скорость движения была маленькой; с наклонной плоскости шарик-колобок двигался с большой скоростью и укатился далеко).

Эксперимент: послушный ветерок

Цель: продолжать знакомит с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку, наблюдательность.

Материал: ванночка с водой, кораблик из пенопласта, салфетка из такни, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход эксперимента:

Воспитатель. Ветер, ветер! Ты могуч,

                       Ты гоняешь стаи туч,

                        Ты волнуешь сине море,

                        Всюду веешь на просторе.

Первый эксперимент. Дети дуют на кораблик тихонько. Что происходит? (Кораблик плывет медленно.)

Второй эксперимент. Дуют на кораблик с силой. (Кораблик плывет быстрее и может даже перевернуться.)

Дети подводят итоги (при слабом ветре кораблик движется медленно; при сильном потоке воздуха увеличивает скорость).

Эксперимент: мыло – фокусник.

Цель: познакомить со свойствами и назначением мыла; Развивать наблюдательность любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при  работе с мылом.

Материал: ванночка, кусочек мыла (туалетного и хозяйственного), губка, трубочка, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход эксперимента:

Воспитатель. Хотите поиграть с мылом?

Дети. Да!

Первый эксперимент. Дети трогают и нюхают сухое мыло. (Оно гладкое и душистое.) Обследуют воду. (Теплая, прозрачная.) Делают быстрое движения руками в воде. Что происходит? (В воде появляются пузырьки воздуха.)

Второй эксперимент. Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки. Каким оно стало? (Скользким.) Натирают мокрую губку мылом, погружают ее в воду, отжимают. Что происходит? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена.) Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют. Что происходит? (В ней появляются большие пузыри.) Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют. Что происходит? (Из трубочки появляется мыльный пузырь, он легкий, переливается на свету.) Погружают конец трубочки в воду и дуют в нее. Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)

Дети подводят итоги (сухое мыло гладкое; мыло смоченное в воде, тоже гладкое, но скользкое; если намыливать влажную поролоновую губку, появится пена; при попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри, они легкие и могут летать; мыльная пена вызывает жжение – глаза надо беречь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, ...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"

Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...