Конспект занятия на тему "Хлеб- всему голова!"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Андреева Татьяна Владимировна

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и хлебобулочным изделиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 102»

Конспект совместной деятельности

с детьми подготовительного возраста

«Хлеб всему голова»

Воспитатель: Андреева Т.В.

г.Оренбург , 2016 г.


Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы “Хлеб – всему голова”.

  Цель: Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.

Задачи:

  1. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
  2. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  3. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
  4. Формирование готовности к совместной деятельности.
  5. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  6. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
  7. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
  8. Развитие воображения и творческой активности.
  9. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, размере, материале, причинах и следствиях и др.),
  10. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках
  11. Владение речью как средством общения.
  12. Обогащение активного словаря.
  13. Развитие связной,  грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  14. Развитие речевого творчества.
  15. Развитие звуковой и интонационной культуры речи
  16. Становление эстетического отношения к окружающему миру.
  17. Восприятие художественной литературы, фольклора.
  18. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
  19. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной)
  20. Развитие физических качеств.
  21. Овладение подвижными играми с правилами.
  22. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

Предварительная работа.

  • Чтение стихов, пословиц, поговорок о хлебе.
  • Рассматривание иллюстраций, репродукций ,картин.
  • Беседы: «Откуда хлеб пришёл», «От колоска до хлеба», «Как растёт хлеб».
  • Составление рассказов.
  • Дидактические, развивающие игры. Стань другом природы. Что где растёт. Экологическое лото.

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Физическое развитие.

Ход совместной деятельности.

Дети вместе с воспитателем входят в группу. Обращают внимание, что на столе лежит какой-то конверт. Подходят к столу. Воспитатель берет конверт.

Воспитатель: «Дети, к нам наверно приходил, почтальон пока нас не было». Читает на конверте адрес «Город Оренбург, пр. Дзержинского 28/1, детский сад №102, группа №7 “Колокольчики”».

В: “Ребята, письмо адресовано нам. Будем читать?”

Ответы детей.

Воспитатель вскрывает конверт, читает письмо.

«Здравствуйте, Ребята!

 Я узнал, что вы хорошо умеете отгадывать загадки.  И мне захотелось проверить ваши знания, но приехать к вам я не могу, так как качусь по дорожке. Присылаю вам свои загадки по почте, отгадывайте.

Воспитателям – загадки загадывать по необходимости.

Ваш Колобок.»

 В: “ Дети, очень интересное письмо. Загадок здесь несколько. Давайте отгадаем первую. Читать?”

(Ответ детей)

Воспитатель читает первую загадку.

« Мнут и катают,

В печи закаляют.

А потом за столом

Нарезают ножом.» (хлеб)

В:  “ Что же это”

Ответ детей.

В: “Да, правильно – это хлеб. А вы, дети, любите хлеб?”

Ответ детей.

В. «Почему?»

В: “ Ребята, давайте мы сейчас с вами поиграем”

Д/И «Назови какой»

Дети выходят на середину группы, встают в круг, воспитатель в середине круга стоит с мячом. Бросает мяч по очереди каждому ребенку с вопросом  «Какой бывает хлеб?».  Ребенок возвращает мяч воспитателю с ответом.  ( теплый, мягкий, ржаной, пшеничный, чёрствый, белый, чёрный, круглый, бородинский, столовый…)

По окончанию игры воспитатель говорит детям: “Действительно, хлеб бывает разным, но он обязательно полезный. Как вы считаете, почему полезен хлеб? А чем хлеб может быть полезен?”.

В: “ А теперь, ребята пройдем в наш магазин и посмотрим, что сегодня есть на прилавке нашего магазина. Дети вместе с воспитателем проходят к игровому уголку «Магазин».  

(На прилавке магазина – ватрушки, плюшки, батоны, крендельки, хлеб)…

В. «Как вы думаете, какой это магазин? Какие изделия здесь продаются? Перечислите, как они называются»

В: “Вы помните, ребята, мы уже говорили о том, что хлеб появился на прилавках магазинов нашего города, пройдя долгий путь. Сейчас мы с вами попробуем совершить это путешествие”.

Дети вместе с воспитателем подходят к мультимедийной доске. Воспитатель показывает слайд «Поле для пахоты».

В: “Дети, что вы видите на экране?” (поле, земля, пашня…)

О.Д.

В: “Правильно – это только начало пути хлеба. А что надо сделать с этой землёй и почему?

О. д. (Сначала надо подготовить землю, она слежалась, в ней нет доступа к воздуху, а воздух нужен всем для дыхания.  Для этого землю надо вспахать, чтобы она ожила.)

В: Хорошо.  Сейчас я вам зачитаю еще одну загадку Колобка”.

Читает вторую загадку.

«Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет,

Пять плугов тащит» (трактор)

О.Д.

На  экране мультимедийной доски слайд №2 «Трактор пашет землю».

В: “Молодцы, а кто управляет трактором?”

О. Д.

В:А когда не было тракторов, кто пахал?

О. Д. (пахали в давние времена сохой, а после плугом.)

В:“Правильно, теперь, когда земля подготовлена, начинается посев. Послушайте стихотворение”.

«Зёрнышко»

Перед этой пашнею

Шапку скинь, сынок

Видишь, прибивается

Хлебный стебелек

Сколько в этом зёрнышке

Вложено труда

Знает только солнышко

Ветер да вода

Перед ним на цыпочках

Тракторист шагал

В сеялки и бороны трактор запрягал

Перед ним, малюсеньким,

Крошечным зерном

Долго думу трудную

Думал агроном.

Наклоняя голову,

Слушал, не дыша,

Теплится ли в зернышке

Хлебная душа.

Зёрнышко проклюнулось,

Зёрнышко растёт! Значит

Булки белые будет есть народ.

В: “Дети, о чем это стихотворение? что посеяли в землю?”  (зёрнышко) Что такое пашня ? ( пашня – это вспаханное поле)

О.Д.

В: “Да, правильно. А кто такой агроном?”

О.Д.

В: “Ребята, давайте мы с вами поиграем”.

Физ. минутка «Из зёрнышка – колосок»

Дети вместе с воспитателем выходят на середину группы, встают в круг, говорят слова:

Мы маленькие зёрнышки совсем не видно нас

присели, сжались в комочек, закрыли голову руками

А я буду ухаживать и разбужу всех вас

гладит детишек по головке, телу, рукам

Дети – зёрнышки приговаривают:

“И зёрнышко растёт, растёт

поднимают руки

превращаясь в стебелёк

встают

а потом и колосок

руки в стороны

Поспел урожай. Приезжай, собирай!

В: “ Замечательно, теперь давайте посмотрим на волшебном экране наш урожай”.

Дети подходят к мультимедийной доске, воспитатель показывает слайд №3 «Пшеничное поле».

В. Что вы видите на нашем волшебном экране?

(поле золотых колосьев пшеницы. Агроном вышел в поле и увидел –  пшеница созрела, пора начать уборку урожая.)

А кто будет убрать урожай. Узнаем из загадки, которую прислал нам Колобок.

Воспитатель читает загадку:

« Он идёт волну сечёт

Из трубы зерно течёт» Что это за машина? (комбайн)

О.Д.

В: “Да, вы правильно догадались, комбайн скашивает колосья и обмолачивает зерно”.  На мультимедийной доске появляется слайд №4 «Комбайн в поле»

В: “А кто управляет комбайном?” (комбайнёр)

О.Д.

В: “Хоть и собрано зерно, да не хлеб ещё оно; куда потом повезут это зерно ?

О. Д. (на элеватор.)

В: А что это?

О. Д. (помещение, где сортируют и хранят зерно) На экране слайд (элеватор)

Воспитатель говорит:

“ Слышен,  летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор.

Урожай грузовики”.

В: “ С элеватора, куда зерно повезут?

О.Т. ( На мельницу. Мукомольный завод.)  

Здесь такое с ним творится.  Сейчас опять зачитаю вам загадку от Колобка”.

«В оборот зерно берут.

В порошок его сотрут

Что это за порошок?» (мука)

О.Д.

В: “А на мельнице кто работает?” (мельник)

О.Д.

В: “Ребята, давайте посмотрим, какая мука”.

Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где стоят тарелки с разной мукой. Дети рассматривают муку, трогают, определяют, что она разного цвета, высказывают свои предположения из какого зерна, называют пшеничная, ржаная…

В: “А вот дальше муку везут в пекарню. Кто работает в пекарне?” (пекари)

О.Д.

В: “Пекари из муки замешивают тесто и пекут хлеб – хлебобулочные изделия”.

Дети подходят к мультимедийной доске, слайд №5 «Пекарня, хлеб»

В: “Вот какой сложный путь, давайте повторим, что мы запомнили. Словесная игра «Цепочка».

Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.

  • Откуда хлеб пришёл? (из магазина)
  • В магазин, откуда попал? (из пекарни)
  • Что делают в пекарне? (пекут хлеб)
  • Из чего его пекут? (из муки)
  • Как появилась мука? (смолотили из зерна)
  • А зерно как появилось? (из колоска)
  • Откуда появился колосок? (в поле вырос)

В: “Замечательно, на вопросы все вы ответили правильно, загадки Колобка отгадали. А что же с Колобком случилось, давайте вспомним”.

В. Давайте, дети, исправим ситуацию и напечём хлебо - булочных изделий, чтобы лиса наелась и не трогала Колобка!. Мы сейчас все превратимся в пекарей”.

Дети подходят к столу, где находится заранее приготовленное солёное тесто.

Воспитатель предлагает слепить из теста любой хлебобулочный продукт и выложить все на противень.

В: “Молодцы это всё мы отправим на кухню в духовку. А вы, вспомните и назовите пословицы о хлебе”.

  • Хлеб – батюшка, водица – матушка
  • Ломота в спине, зато хлеб на столе.
  • Каждое семя знает своё время
  • Плох обед, когда хлеба нет
  • Хлеба ни куска, то и в горнице тоска
  • Не в пору обед, когда хлеба нет
  • Хлеб – наше богатство
  • Будет хлеб – будет песня
  • Где хлеб и тепло, там жить добро.    Хвала рукам, что пахнут хлебом. Хочешь, есть калачи - не сиди на печи. Без труда хлеб не родится никогда. Кто пахать не ленится у того и хлеб родится.

В: “Ребята, как называют людей, которые выращивают хлеб?” (хлеборобы)

О.Д.

В: “Дети, вы меня сегодня очень порадовали, и я приготовила для вас угощение”. Выносит пряники и читает стихотворение:   Пряники-пряники!

Что за чудо - пряники!

И с начинкой, и простые,

Вырезные, расписные.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Хлеб – всему голова», «Худ обед, когда хлеба нет» - эти пословицы все мы знаем с детства.  Каждый день мы покупаем и едим хлеб, но редко задумываемся о том, как он появился, какую роль играл в жизни человека на протяжении тысячелетий. А ведь хлеб сопровождал человечество практически  с   момента его появления. Хлеб появился более 15 тысяч лет назад, когда человечество находилось на первобытной стадии своего развития.  Люди сначала ели зерна диких злаковых культур сырыми, а потом научились сами выращивать нужные им растения, и готовить из зерен кашу – растирать их в порошок и смешивать с водой. Затем появился и прообраз нынешнего хлеба – лепешку из густой зерновой каши запекали на открытом огне. До 12 века на Руси пекли только пшеничный хлеб.  Но затем на столе наших предков появился ржаной, который тут же стал очень популярным.  Он был куда дешевле и сытнее, как говорилось в пословице: «Пшеничка кормит по выбору, а матушка-рожь всех сплошь».  Печь «черный» хлеб было непростым делом –  рецепт изготовления закваски для него держался в строгом секрете. Простые люди на Руси пекли обычный хлеб из перемолотой муки, а вот в пекарнях при монастырях ассортимент хлебных изделий был очень широк – в него входили и просфоры, и хлеб с различными добавками (маком, медом, творогом), и различные ковриги, калачи, сайки, пироги. Хлеб всегда играл огромную роль в жизни русского человека, поэтому в нашем фольклоре всегда было множество пословиц, поговорок, примет, песен, связанных с ним. Не случайно в сборниках  народного творчества произведениям о хлебе зачастую отводится целый раздел. Во все времена люди отдавали дань важности хлеба в своей жизни, считали его даром Божьим и практически живым существом. Про него говорили: «Хлеб всему голова», «Любая пища приедается, хлеб никогда», «Хлеб везде хорош – и у нас и за морем», «Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска». Хлеб никогда не выбрасывали – из зачерствевших корок сушили сухари, крошки сметали со стола и отдавали птицам или животным.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

Конспект тематического досуга «Хлеб- всему голова» для детей старшего возраста.

Конспект тематического досуга "Хлеб - всему голова" для детей старшего возраста. Познавательно-игровая деятельность....

Конспект по лепке "Хлеб всему голова!"

Конспект по лепке из нетрадиционного материала - теста....

Конспект образовательной деятельности «Хлеб всему голова. Народные традиции хлебосольства»

Цель: Познакомить детей с традицией хлебосольства на Руси.Задачи: Учить детей различать злаковые культуры (рожь, пшеница).Закреплять знания детей о труде хлеборобов.Воспитывать бережное отношение к хл...