Консультация для родителей "Город как музей"
консультация (старшая группа) по теме

Размолодина Марина Сергеевна

Удивительно, сколько полезных сведений можно сообщить 5-7милетнему ребенку, идя с ним по улице. Пусть это будет даже не городской центр, а район «спальной» новостройки. Часто мы, взрослые, не задумываемся о том, что ребенку интересны самые обыденные вещи, мимо которых мы проходим скучая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorod_kak_muzey.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Город как музей

Удивительно, сколько полезных сведений можно сообщить 5-7милетнему ребенку, идя с ним по улице. Пусть это будет даже не городской центр, а район «спальной» новостройки. Часто мы, взрослые, не задумываемся о том, что ребенку интересны самые обыденные вещи, мимо которых мы проходим скучая.

Познакомиться с тем, как жили люди в другие времена, можно и не заходя в музей. Во время обычной прогулки по старой части современного города можно поговорить с ребенком о печках, батареях, телевизорах и громоотводах, о том, зачем нужны «тарелки и палочки» на крыше, что находится на крыше сейчас (телевизионные антенны, громоотводы), можно ли увидеть дым, идущий из трубы в современном доме, как греет печка, а как батарея, смотрели ли в этом доме раньше телевизор, а если его не было, то что делали вечером. После такого разговора было бы интересно «прожить» один вечер без телевизора в своем доме, поиграть в те игры, в которые играли наши прабабушки и прадедушки, вспомнить, например, правила игры в бирюльки.

Детали. Очень интересно рассматривать, как украшены дома: изображения грифонов - невиданных чудовищ с туловищем льва и головой орла, которые, согласно легенде, охраняли золото в северной стране гипербореев - и переплетенные буквы в вензелях владельцев на маленьких особняках позапрошлого века. «Вензель» значит узелок, и в такой узелок обычно «заплетали» первые -буквы имени и фамилии человека. И для тех детей, кто уже знает буквы, задание придумать свой собственный вензель, оказывается совсем не сложным, после такого задания удивление ребенка вызывают украшения вензелями чугунные ворота и ограды домов и парков - как удалось мастерам заплести в такой вензель тяжелый прочный металл?

Предметы. Ребенку старшего дошкольного возраста интересно узнавать историю отдельных предметов, например, «историю лестницы, крыльца и ступенек». Какой разной формы бывает крыльцо, как входили и по каким лестницам поднимались в старинные палаты, как устроены лестницы внутри дома, что такое винтовая лестница, как лестницы украшены (цветами, светильниками, зеркалами, картинами).

Новостройки. Но что делать, если добираться в центр города с ребенком-дошкольником долго и утомительно? Ведь место, куда мы можем отправиться, должно быть совершенно исключительным, чтобы привлечь внимание и удержать интерес такого маленького (с точки зрения знакомства с культурно-историческими ценностями) человека.

На самом деле все обстоит совершенно иначе. В этом возрасте детей интересуют самые простые вещи. Районы-новостройки, которые с нашей, взрослой, точки зрения не представляют ничего интересного и не могут похвастаться никакими культурно-историческими памятниками, с точки зрения ребенка этого возраста перенасыщены самыми увлекательными вещами. Задача взрослого заключается лишь в том, чтобы открыть их для ребенка. Громадная яма, вырытая ремонтными службами для замены коммуникаций, обходить которую так сложно - это прекрасный повод поговорить с ребенком на очень увлекательную тему - «Как живет современный город». Без этих труб, проложенных под землей, вся жизнь города могла бы остановиться. Мы открываем кран в ванной или на кухне и оттуда течет холодная или горячая вода, которая пришла в наш дом по водопроводным трубам. Вода из рек, озер или созданных людьми водохранилищ поступает на специальные станции, где ее очищают, и только потом она течет по трубам в наши дома. Вода в кране кажется нам привычным и естественным явлением, но ведь водопровод появился в городах не так уж давно. По трубам в современные квартиры приходит газ, по кабелям - электричество.

И все они обычно скрыты под землей, поэтому мы можем только поблагодарить за длительный ремонт тех, кто дает нам возможность поговорить об этих интересных вещах с детьми. Роль таких «экскурсий» в познавательном развитии ребенка часто оказывается гораздо значительнее, чем участие в «солидных» мероприятиях с экскурсоводом.

В то же время даже обычное и часто столь утомительное и для ребенка и для взрослых «путешествие» в магазин может превратиться в действительно увлекательное путешествие. Ведь устает ребенок в этом возрасте не столько от длительности, сколько от монотонности, однообразия происходящего. И про магазины, и про то, что встречается нам на пути туда, можно узнавать, оказывается, интересные и полезные для развития ребенка вещи. Разговаривая про «ярмарки, лавки, магазины и супермаркеты», можно обсудить не только то, в какой магазин или на какой рынок мы хотели бы отправиться, но узнать:

  • Какой магазин «говорит о себе», что он никакой не магазин, а громадный рынок (супермаркет), а какой бывает только раз в году (можно ли ходить на ярмарку каждую неделю, если слово ярмарка состоит из двух слов: яр - что значит «год», и «махт» - рынок);
  • Какие интересные магазины были раньше - что такое «бакалея» (раньше в бакалейных лавках продавали прежде всего орехи и сухофрукты - изюм, финики, инжир и т.д., считается, что слово «бакалея» произошло от слова «бакл», что значит «травы, овощи, зелень», но кто-то считает, что слово «бакалис» - мелкая ягода, или даже «бак-ала» - «гляди и бери, т.е. товар на лицо, бери любое» - было бы интересно придумать, какому из современных магазинов больше подходит название «бакалея» - магазин «гляди и бери»?).
  • Кто такие лотошники,  коробейники, сбитенщики; что сейчас продают люди на улицах; что покупали родители, когда были маленькими (какое мороженое любили, какую газировку из автоматов пили, какие леденцы, шоколадки и пряники им нравились).

К счастью, поводов поговорить о том, как устроена жизнь в современном городе, всегда найдется достаточно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "В музей с ребенком"

Многие родители понимают, что очень важно приобщать ребенка к культуре и расширять его представления об окружающем мире. Но иногда им кажется, что их ребенок еще слишком мал, чтобы посещать различные ...

Консультация для родителей "В музей вместе с ребенком"

Консультация для родителей "В музей вместе с ребенком"...

Консультация для родителей "В музей с ребенком!"

Дорогие родители!          Выходной день лучше всего провести с ребенком в музее, где вы можете открыть ему мир красок, пробудить эстетические чувства, вме...

Тематическая неделя "Игра и игрушка" 2012 г. Консультация для воспитателей "Мини- музей в детском саду"

Тематическая неделя "Игра и игрушка" 2012 г. Консультация для воспитателей "Мини- музей в детском саду"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «В музей вместе с ребенком»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«В музей вместе с ребенком» Лето – это самое благоприятное время для общения с природой. Нужно знакомить детей с тайнами природы, воспитывать у них познавательный интере...

Консультация для родителей "В музей вместе с ребенком".

Консультация для родителей "В музей вместе с ребенком"...

Консультация для родителей «В музей вместе с ребенком»

Лето – это самое благоприятное время для общения с природой. Нужно знакомить детей с тайнами природы, воспитывать у них познавательный интерес к ней, учить ориентироваться в разнообразном мире природы...