Проект "Коса - девичья краса!"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кених Ирина Ивановна

Издавна главным украшением женщины считались длинные красивые волосы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosa.docx40.77 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект «Коса – девичья краса!»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ - МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СОЛНЫШКО»

Городской конкурс

учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Направление:

естественные науки и современный мир

   

«Коса – девичья краса!»

Авторы:

Тулба Илиана Николаевна

группа «Росинка»

Научный руководитель:

Кених Ирина Ивановна,

воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

2015г.

Оглавление

  1. Аннотация……………………………………………………………………………....3
  2. План исследований……………………………………………………………………..4
  3. Описание работы………………………………………………………………………..6
  4. Список используемой литературы……………………………………………………13
  5. Приложения…………………………………………………………………………….14

1.Аннотация

Издавна главным украшением женщины считались длинные красивые волосы. Согласно преданиям в них хранилась вся мудрость и сила человека, а при выборе будущей жены смотрели на стан, лицо и толщину косы.Мир изменился, и иметь свою «косу до пояса» стало очень трудно. Но всё же, сколько девочек стремятся отрастить длинные волосы. А сколько замечательных причёсок можно сделать из длинных волос! Одна из них – это коса.Коса – причёска, при которой несколько прядей волос на голове человека сплетаются вместе. В нашейгруппе «Росинка»  у большинства девочек длинные волосы. И мы знаем, что красивые волосы – блестящие и густые – во все времена и у всех народов считались украшением внешности человека.

Цель:привлечь внимание воспитанников к давно забытой причёске.

Задачи:        

  1. Изучить историю русской косы.
  2. Собрать информацию о современных причёсках, содержащих элементы косы.
  3. Познакомиться с правилами ухода за длинными волосами.
  4. Узнать о применение  техники плетения кос в жизни людей.
  5. Вспомнить сказки, где героини встречаются с длинными волосами и косами.
  6. Показать виды причёсок с целью повышения популярности данной причёски.

В рамках исследования были использованы следующие методыи приёмы работы:

  • изучение литературы;
  • наблюдение;
  • описание;
  • проведение исследования;
  • анализ полученных результатов;

Результаты работы:

  1. Собран иллюстративный материал по истории русской косы.
  2. Составлена презентация «Коса – девичья краса!».
  3. Основной результат работы – возможность использовать данный материал  в создании современных причесок к праздникам.

Выводы: косы и сегодня модны и популярны. Если вы захотите носить косички или косы, необходимо подобрать более интересный способ плетения, который подойдёт вам.

  1. План исследований:

Предмет исследования: коса.

Гипотеза:несмотря на то, что коса появилась очень давно, является лиона  до сих пор девичьей красой?

1 этап – Подготовительный.Изучение проблемы, составление плана работы.

Что мы знаем о косе?

Коса – это причёска.

Что хотим узнать?

  1. Когда на Руси появились косы?
  2. Какое значение имели косы?
  3. Как и чем украшали косы?
  4. Как «вырастить» красивую косу?

Как мы можем это сделать?

  1. Посмотреть передачу по телевизору.
  2. Прочитать в книгах, в энциклопедиях, в интернете.
  3. Спросить у мамы, папы, бабушки, воспитателя.
  4. Сходить в парикмахерскую.

IIэтап- Основной. Сбор информации.

  1. Чтение и обсуждение литературных произведений.
  2. Рассматривание тематических иллюстраций, плакатов, буклетов с фотографиями причёсок из кос.
  3. Работа со специальной литературой, интернет - ресурсами.
  4. Экскурсия по группам ДОУ «Солнышко». Сравнение длины волос у девочек, рассматривание причёсок.

Участие родителей.

  1. Поиск информации в интернете.
  2. Подбор фотографий из жизни семьи.

III этап: осуществление деятельности.

  1. Беседы с детьми.
  2. Обсуждение с детьми результатов собеседования с членами семьи.
  3. Игры с детьми «Парикмахерская», «Салон красоты», «Дочки-матери», «Я – дизайнер причесок».
  4. Рисование на тему «Прическа для мамы», «Я – принцесса», «Украшения для  волос».
  5. Плетение кос из цветных шнурков и веревочек.
  6. Фотовыставка « Наши прически, которые делают нам мамы».
  7. Мастер-классы от родителей и педагогов «Как заплести красивые косички?».
  8. Выставка «Украшение для волос».

Заключительный этап.

  • Подведение итогов работы над проектом.
  • Показ презентации.

  1. Описание работы

С помощью взрослых (воспитатели, родители, бабушки) произошло ознакомление со специальной литературой, материалами сети интернет (картинки, мультимедийные презентации, фильмы, мастер-классы, информация). Мы узнали об истории косы.

История русской косы.

Коса́ — причёска, при которой несколько прядей волос на голове человека сплетаются вместе. Конец заплетённой косы закрепляется с помощью резинки, заколки, ленты или другого приспособления.

Но почему же раньше на Руси так ценили косы?

Оказывается  кроме красоты и очарования, люди верили, что волосы имеют магическую силу. Чем они были длиннее и гуще, тем большей энергией обладал человек.Помните в сказках, ведьма — это ведающая и знающая женщина. Представить ее с короткими волосами сложно. Именно в ее длинных волосах ее сила. Ведьма использовала свои длинные волосы в ритуале колдовства. С помощью длинных волос она соединялась с энергией стихий. Поэтому считалось, что обрезав женщине волосы, можно было лишить ее силы.

             В древней Руси не стригли волос. Ребенка до года не рекомендовалось даже причесывать, не только стричь. На Руси детям до 6-7 лет волосы стригли одинаково, покороче, чтобы не лезли в глаза, не болтались по спине. И только с 7- летнего возраста детей начинали делить на девочек и мальчиков. С этого момента девочкам волосы больше не подстригали. Когда заплеталась первая косичка с ленточкой – это свидетельствовало о том, что малышка стала девочкой. Первую косичку старались  заплетать при гостях. Заплетали волосы в одну косу из трех частей как символ соединения настоящего, прошлого и будущего. Косу заплетали вдоль позвоночника. Таким образом, она соединялась с позвоночником и передавала ему накопленную энергию. Кроме того, на убранные волосы не могла забраться никакая нечисть, что защищало девушку от порчи, сглаза и разных недугов. После заплетения косички, девочки начинают носить на голове платочки или широкую ленту. И только с этого момента мама доверяла дочке нянчить младших братьев и сестер, показывала, как надо шить, вышивать и вязать.

Расчёсывание волос являлось Священным ритуалом, который можно совершать только самостоятельно или доверить очень близким людям – в детстве родителям, при этом часто приговаривалось:

 Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосинки в ряд.

Расти, коса, не путайся.         

Дочка, маму слушайся.

Детям до 12 лет даже кончики волос не подстригали, чтобы не состричь ум,  чтобы не лишить их жизненной силы, даруемой Природой и обереговой силы.

В Древней Руси девушки берегли косу до замужества, и ее отрезание считалось позором . Распускать волосы было не принято потому, что считалось небезопасным разбрасываться энергией и силой. Поэтому волосы забирали и заплетали в косы.

Коса - символ готовности девушки к браку, лента в косе - знаком того, что девушка на выданье. Длинная коса являлась предметом гордости и особой заботы девушки, за волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше. Одна коса – девушка одна. Две косы — девушка замужняя.

В день свадьбы подружки невесты под пение песен с плачем расплетали девичью косу, чтобы переплести ее на две и уложить короной вокруг головы, прическу покрывали маленькой полотняной шапочкой (“повойником”), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос. С той поры осталось выражение “опростоволосить”, то есть опозорить женщину.

Когда девушка выходила замуж, она заплетала себе уже две косы, чтобы сил хватило и на себя и на будущего ребёнка. До сих пор сохранилась традиции не остригать волосы во время беременности. Ведь когда женщина носит ребенка, она питает малыша своей энергией. Постричь волосы во время беременности означало лишить своего нарожденного ребенка поддержки.

Отношение к косам в России резко изменилось после революции в 1917 году. Женщины стали работать на заводах и фабриках и  чаще носить короткие стрижки.  В послевоенные годы косы становятся прической больше для школьниц.

Только в последнее время  косы вернулись как стильная прическа для  девочек и женщин в неожиданном исполнении. Теперь в них больше этнических мотивов, заимствованных из разных культур. Сегодня косы и плетение волос очень популярны и это не только красиво, но как мы уже понимаем, это возможность сохранить свою силу.

Вывод: мы никогда не вернемся в прошлое, но очень важно знать о том, какой силой обладают женские волосы и использовать эти знания себе во благо, а главное помнить, что волосы – это наши гордость и достоинство. На Руси распускать волосы было не принято потому, что считалось небезопасным разбрасываться энергией и силой. Поэтому волосы забирали и заплетали в косы. Наши Мудрые Предки учат нас содержать свои волосы в чистоте, ибо, когда у человека волосы чисты, тогда у него и помыслы чисты. Они должны быть ухожены и красиво уложены. Поэтому относиться к ним нужно внимательно и бережно.В процессе занятий дети учились рассуждать, анализировать, сравнивать, наблюдать. Метод сравнение и наблюдение – установление сходства или различия в целом, или в каких либо признаках.

Мы провели наблюдение наших воспитанниц под названием «Волосы и причёски воспитанниц детского сада», целью, которого было узнать, сколько девочек, у скольких длинные волосы, заплетают ли косички им родители? Из результатов наблюдения стало видно:

Выяснилось, что у большинства девочек длинные волосы, но косички заплетают только девочкам, у которых  самые длинные волосы. Большинство же девочек в младших группах чаще делают хвостики, надевают ободки, разные заколки. Самая толстая и длинная коса оказалась у ТулбыИлианы.

Вывод: чаще всего косички заплетают на длинные волосы и  в старших группах. В ходе наблюдения мы также увидели разнообразии видов кос. И опять обратились к сети интернет, чтоб узнать как называются виды плетения современных кос.

Виды  современных кос.

Первый вид косы – классический «Русская коса». Плетется она из трех прядей. Собираете волосы в хвост на затылке, делите пальцами на три равные части, правую часть перекидываете на среднюю, затем накрываете ее левой частью. И так повторяете это чередование до конца длины ваших волос. Оставляете небольшой (хотя это дело вкуса) хвостик и закрепляете косу резинкой. К классическому виду кос относится и «Колосок». Это стиль плетения из двух прядей, с последовательным добавлением в них новых. Новые пряди добавляются к первоначально взятым по мере продвижения плетения вдоль головы. Причем очередность добавления вы определяете для себя самостоятельно. Можно

добавлять при каждом забрасывании пряди в противоположную сторону, можно - через раз, через два. При этом, каждый раз ваша прическа будет меняться и косы выглядеть совершенно по новому. И еще плетение колоском – это настоящее спасение для редких волос. Коса «Колосок» визуально придает объем и делает вашу прическу пышнее.

 Следующий стиль плетения кос, более сложный – «Европейский». Сюда относятся виды «Швейцарская коса» и «Французская коса». Первый вид считается самым простым в евростиле, плетется она по принципу русской косы, но каждая прядь скручивается при этом в тугой жгут. Такая прическа выглядит элегантно и достаточно необычно.

 «Французская коса» требует не малого мастерства, которое можно приобрести путем постоянных тренировок. Начинается плетение от самой макушки головы с маленького пучка волос, и через каждые два – три сантиметра нужно прибавлять новые локоны с боков, и так плести, пока не будут собраны все волосы. Французское плетение косы может быть и односторонним (то есть, прибавляются волосы только к одной стороне плетения), и может «виться» по всей голове и начинаться от висков.

 Третий стиль – восточный. И видов восточных кос великое множество. От самых мелких до самых крупных, от одной до двух сот штук на одной голове. Самые немыслимые и экзотические прически можно увидеть на девушках восточных и африканских стран. При всей внешней экзотичности этих косичек, названия видов очень просты: жгуты, веревки, нити, спиральки, керли, зизи, расты .

Причем последние три вида косичек вполне подойдут и для коротких волос.

 Вот так-то. Теперь мы знаем, как можно разнообразить свою прическу. Главное – фантазия, терпение и тренировки. Тогда вы каждый день будете выглядеть красиво, изысканно и экзотично!

Выполнив исследование можно подвести итог. Цель достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердилась: коса – это современная и модная прическа, которая отвечает всем  требованиям и несет традиции славянской культуры. Работая над этой темой, мы не только узнали многое из истории кос и их многообразия, но и подобрали пословицы и частушки, рассмотрели иллюстрации картин, на которых изображались женщины с косами, собрали интересные факты о косичках. Все эти материалы мы расположили в приложениях к работе. А главное, несмотря на прическу, волосы будут выглядеть тогда красивыми, когда за ними будет правильный и ежедневный уход. И это всё доказывает, что косы популярны во все времена. Коса никогда не выйдет из моды! На основе проведенного исследования можно сделать выводы:

• С давних пор и по сей день люди заплетают косы.

• Для нас косы – традиционно русская причёска.

• Долгое время косы являются бессменной причёской для воспитанниц.

• Косы и сегодня очень модны и популярны!

• Если вы захотите носить косички или косы, необходимо подобрать более интересный способ плетения, который подойдёт вам.

Таким образом, если раскрыть и подчеркнуть красоту косы в современной моде, то она станет популярной в детском саду причёской. Мы доказали, что коса является символом красоты, не зависящим от времени. А в целях повышения популярности этой причёски среди воспитанников мы создали альбом косичек нашей группы. Мы и сами любим косички. Это не только удобно, но и красиво!

        4. Список используемой литературы

  1. Библия для детей.
  2. Ефременко Н.В. Шпаргалки для родителей - Имидж Принт, 2010г.
  3. Иванова В.Е. «Все о косах и косичках», изд-во: АСТ, 2011г.
  4. Историческая энциклопедия .М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001
  5. Колпакова А.В. «Косы и косички. Мастер-класс».
  6. Мещерякова О., Волчек Н.М. Современная энциклопедия для девочек. - Минск, 2003.
  7. Миллер А.К. «Косы и косички. 100причесок  с пошаговым  фото».
  8. Могилевская С. Энциклопедия для девочек. - М.: ВЗОИ, 1998 г.
  9. Никитина М. «Самые удивительные и интересные факты из истории женской стрижки и прически».
  10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. «Толковый словарь русского языка».
  11. Салтыкова Е.А. «Женские прически – путь через столетия».
  12. Сорокина О. «Энциклопедия домашнего парикмахера и визажиста».
  13. Сыромятникова И. «История причѐски».
  14. Тихомирова А. «Роскошные прически из кос, жгутов и узлов».
  15. Уатт Ф.  и Майлс Л. «Книга для девчонок (косы, бусы, ожерелья)».

Ресурсы Интернета

  • vitaminov.net › rus-16437-hair_care-0-8370.html
  • http://russian7.ru/2013/05/7-faktov-o-russkoj-kose/
  • http://subscribe.ru/archive/home.modebeauty.womsec/201310/21233746.html


Приложения 1.

Пословицы про косу

  • Коса — девичья краса.
  • Подруги косу плетут на часок, а сваха на век.
  • Девке косу расплетать – пораньше вставать.
  • Вот идет расплети-косу, потеряй-красу (т. е. сватья).
  • Расчесалибуйну голову, заплели русу косу.
  • Не успеет стриженая девка косы заплести.
  • Как ни заплетай косу, девка, не миновать, что расплетать.
  • Две косы и рядом, и в кучке, а две прялки — никак.
  • За косу выкуп, а смотрины даром (свадебн. обычай).
  • Расплетайся, трубчата коса, рассыпайтесь, русы волосы!
  • Не расплетайте косы до вечерней росы: суженый придет, сам расплетет.
  • Руса коса до шелкова пояса.
  • У девушки нрав косою закрыт, уши золотом завешаны.

Стихи о косичках

Н. Родивилина
У младшей сестрички
Пушистая челка,
Две чудных
косички
И банты из  шелка.

В. Суворин
У девчонки – две
косички!
Те косички – две сестрички,
Рыжим цветом отливают,
Солнце всем напоминают!
Две пушистые резинки,
Как весенние травинки,
Яркой зеленью сверкают,
И косички обнимают!
Е. Долгих
Заплетаю две
косички –
Две задорные сестрички!
Делаю пробор прямой,
Не советуясь с тобой.
Ты же говоришь упрямо:
«Я не так хотела, мама!
Я хочу, чтоб по косой!»
(Любишь спорить ты со мной).
Хорошо, пусть будет косо,
Мы закроем все вопросы.
Бантик там и бантик здесь,
Завершился спор наш весь!
Что опять? Не там банты?
Утомила маму ты!
Л. Сидорова
Моей маленькой сестричке,
Мама заплела
косички.
Закрепила их бантами,
С блёстками и кружевами.
Очень ей они по нраву,
Получились ведь, на славу.
И теперь всегда сестричка
Ходит с бантами в косичках.
Л. Шкилева
Мама кос не заплетает,
Ну, а я и не прошу:
Все мои родные знают -
Я бантов не выношу!
Утром встану, ною: - Больно,
Не хочу я кос плести...
И чуть что кричу: - Довольно,
Не завязывай хвосты!
Только бабушка не знает,
Что причесок не терплю:
Мне
косички заплетает,
Я же... мультики смотрю.
И когда она успела
Столько бантиков вплеcти?
На себя я посмотрела -
Чудо! Глаз не отвести!
Ю. Дулепина
Маша косы заплетала:
Длинные, до пояса,
Колокольчики вплетала
В золотые волосы.
Лепесточки полевые,
Словно бантики живые.
Маша где? А где лужайка?
Ну, попробуй, угадай-ка.
К Маше пчёлки подлетели,
Опылять цветочки сели,
Рядом села стрекоза-
Пучеглазые глаза.
Бабочки с жуком летят,
На косички сесть хотят.
Улыбается девчушка:
От косичек до макушки
Насекомые сидят
И снуют, жужжат, гудят.
С места сдвинуться нельзя:
Разлетятся все друзья!
Р. Берг
Я учусь плести
косички,
Не себе, своей сестричке!
На три прядки разделю
Русых локонов длину.
Прядку влево, прядку вправо,
Третью снизу вверх кладу.
Начинаю всё сначала
Потихоньку, не спешу.
Раз за разом, прядка к прядке
И коса уже видна,
Аккуратно лентой яркой
Завершается она!
Ю. Лесная
Почему мои
косички
Так не нравятся сестричке?
Почему она сказала:
- Плохо бантик завязала!
На три части разделила,
А потом соединила
Кучерявенькие прядки,
Друг за другом, по порядку.
Точно также я, как мама,
Заплетала их упрямо.
- Разве это некрасиво? -
Я у братика спросила.
Только братик засмеялся
И за них скорее взялся.
Потянул к себе косички
По мальчишеской привычке.
Расплелись они, бедняжки –
Кучерявые близняшки!
Я затопала ногами:
- Заплетайте снова сами!
Н. Анишина
У Иры большая, тугая коса,
дивятся все люди: - Вот это краса!
А Ира походкою гордой идёт,
косу, как царевна корону несёт.
Над этой косою хлопочет семья –
и мама, и папа, дед, бабушка, я.
Шампуни особые Ире нужны,
их папа привозит из дальней страны.
А масло репейное дед покупает,
ей бабушка корни волос им питает.
Косу мама Ире плетёт два часа,
ведь гордость семьи у Иришки коса.
А я, её младший и любящий брат, –
косу охраняю у Иры до пят.
Был конкурс по длинной и толстой косе,
мы взяли призы, исключительно все.
А. Рей
Ветерок порхал как птичка
Без хлопот и без забот.
Угодил в мои
косички-
Заблудился в них на год!
Так кружился он в косичках,
Что кружилась голова.
Эти чудные косички
Тетя Маша заплела.
У меня их ровно двести.
Посчитай-ка, вот висят…
Посмотреть мои косички

Прибегает весь детсад!

Загадки про волосы

Целых 25 зубков

Для кудрей и хохолков

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком.            (расческа)

 

Ношу их много лет

А счета им незнаю

Не сеют, не сажают –

Сами вырастают.          (волосы)

 

Стоит костер

Во все стороны востер.      (гребень)

Зубьев много,

 А не кусается          (расческа)

 

Как называются заплетенные волосы ?     (коса)

 

То она находит на камень,

То украшает голову,

То мешает судоходству      (коса)

 

Она украшает девушку, моряк ее боится, а мужик на зиму прячет.(коса)

 

Не сеют, не сажают,
Сами вырастают.
( волосы)

 

Ношу их много лет,
А счету им не знаю. 
(волосы)

 

Ращу - поливаю
Кошу за плату,
Потом бросаю.
(волосы)

 

Тонок, долог,
В траве не видать.
( волосы)

 

На горе горынской стоит дуб таратынскии,
спилить можно, а расколоть нельзя.
(волосы)

 

Носить могу, а сосчитать не могу.(волосы)

 

Что над собой не видишь? (волосы)

 

Что растет без цвету? ( волосы)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса "Коса - девичья краса" (для родителей с детьми)

В этом материале вы найдёте  названия  номинаций  конкурса, текст со словами ведущего и сюрпризные моменты.......

Посиделки «Длинная коса — девичья краса».

Сценарий фольклорного праздника, посвящённого Дню матери....

"Русская коса - девичья краса"

quot;Русская коса - девичья краса"...

Сценарий досуга к празднику 8 марта "Коса-девичья краса" для детей старшей группы.

Творческий вечер, посвящённый празднику 8 марта "Коса - девичья краса"...

План итогового занятия «Русская коса-девичья краса»

План итогового занятия в старшей группе ДОУ по проекту  "Русская коса-девичья краса". Цель проекта: Вызвать у детей интерес  к традициям русского народа, прививать любовь к русском...

Сценарий фольклорного праздника, посвящённого Дню матери «Длинная коса — девичья краса»

 В последние десятилетия повысился интерес к истокам русской культуры и народных традиций. Издревле главным украшением женщины считались длинные, красивые волосы. Об  истории косы мы ...

Девичья краса - длинная коса.

Развлечение для детей подготовительной группы с участием родителей. Данный материал будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям детских садов....